Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

«Монашествующие» и Христа ради юродивые в отечественном баптизме (часть 1)

В некоторых работах нам уже доводилось сравнивать русско-украинский баптизм, особенно в его позднем советском виде, с православным монашеством (прежде всего, с небезызвестным «монашеством в миру»).

Однако у многих знакомых нам членов баптистских общин такая точка зрения вызывает сегодня искреннее недоумение, сомнение, а порою даже – эмоционально выраженное неприятие. Настоящая статья ставит своей целью попытаться преодолеть связанные с данной темой недоразумения и на межконфессиональном уровне, в контексте общей истории христианства, показать правомерность тезиса о «монашеском пути» отечественного баптизма, в определённой мере основанном на восточно-христианском понимании святости.


Вызывающая немало споров концепция «монашества в миру», ставшая особенно актуальной со времени прихода к власти в России большевиков, развивалась рядом известных православных авторов. Ревностным христианам, жившим в государстве воинствующего атеизма, предлагалось воз­двигнуть «как бы монастырскую стену между своей душой и миром, во зле лежащем». При этом нередко утверждалось, что глубоко верующие люди способны и в миру вести образ жизни, близкий к монашескому, вне зависимости от того, обременены они семьёй или нет («белое иночество»). Например, архиепископ Иоанн (Шаховской) в 1930-е годы писал: "Всякий может быть монахом – в своём сердце… Царь Давид не одну жену имел, а был монахом, …стал самым излюбленным учителем пустынников, великим старцем всего монашества… Начало восстанавливаться «белое монашество», …первовековое, мученическое христианство, подлинное ученичество Христово… Хочешь гореть любовью к Господу, выбирай любой путь: белого или черного иночества… Апостолы уже были чистые белые иноки: и апостол Пётр с женой, и апостол Павел – без жены… В России сейчас много тайных иноков и инокинь".

Интересно, что при всей бытовой критичности русских евангельских христиан-баптистов к православию, они довольно часто одобрительно отзывались именно о монашеском («узком») пути и вольно или невольно сравнивали себя с принявшими «ангельский образ». Уже само подчёркнутое и неслучайное именование отечественного Союза ЕХБ братством, а также характерное и непременное обращение его членов друг к другу – «брат» и «сестра» – побуждает нас к проведению определённых параллелей с монастырской братией. Один из основателей движения Совета церквей ЕХБ, Ю.К. Крючков (брат Г.К. Крючкова), например, пишет:"Менталитет мы все невольно восприняли из окружающей нас православной среды. А эта религиозная среда воспиталась на образах «Жития святых», различных подвижников, монахов-отшель-ников…"

Член церкви ЕХБ из Гомеля Н.Ф. Мажная с добрым христианским чувством вспоминает, как после своего обращения к Богу, когда она в 1950-е годы начала регулярно посещать баптистскую церковь, соседи стали именовать её «штундой» и «монашкой» одновремен-но. Основатель «синей» (гектогра­фической) печати в Совете церквей Б.М. Здоровец в своих воспоминаниях о братстве ЕХБ в хрущевско-брежневские времена довольно часто использует монашеские образы и терминологию. Например, он сочувственно отзывается о молодых сёстрах, искренне обратившихся к Богу и не сразу осознавших, что они попали в «бапмонастырь» (в котором женская часть общины, как правило, многократно превосходит мужскую). Тем не менее, таких сестёр перед крещением традиционно связывали публич­ным обещанием (своего рода обетом): «А если тебя неверующий замуж позовёт?..» – «Не пойду, я Иисуса полюби-ла!..» Так в отечественном баптизме фактически было предопределено массовое женское монашество.

Если взглянуть на проблему с другой стороны, то можно сказать, что сами монахи – это своего рода сектанты внутри православия («православные фундаменталисты»), чей образ жизни зачастую шокирует обычных мирян РПЦ – причём, шокирует ничуть не меньше, чем образ жизни баптистов. А потому неудивительно, что в братстве ЕХБ (у «настоящих сектантов») всегда в каком-то виде проявлялась симпатия к иночеству.

В журнале «Братский вестник», главном журнале Союза ЕХБ послевоенного периода, встречаются неоднократные попытки представить православное монашество в некотором смысле духовным предшественником евангельского движения в России: "Православие породило в русском народе великое богоискательство… [о чём] свидетельствуют монастыри и скиты, …бесчисленные храмы и часовни… Одного не давало православие русскому народу: знания Библии." (Слова А. Карева. Цит. по: Бычков А. 100-летие объединительных съездов. Братский вестник, №6’ 1984. С. 44-45.)

Духовную жажду… пробуждало и русское православное монашество, …способствовало духовным исканиям на Руси. Несмотря на расхожий стереотип о недостатке библейских познаний в пра­вославии, парадоксальным образом сочетавшийся с благодарностью последнему от лица братства ЕХБ за Синодальный перевод Священного Писания («ценим заслуги Русской православной церкви, она дала… Писание сначала на славянском, а потом и на… русском язы-ке»), отечественные баптисты нередко испытывали подлинную симпатию к лучшим проявлениям монашеского образа жизни.В монастырях возникло особое служение: старчество, которое заключалось в духовном попечении и руководстве душами, ищущими спасения… Многие… руководствовались наставлением старцев. «Вера без дел мертва». На Руси дело милосердия составляло неотъемлемую часть жизни церкви. При монастырях появились первые больницы, приюты для престарелых..." (Братский вестник, №6’ 1988. С. 69.)

Русское монашество с самого начала христианизации Руси не было оторвано от жизни народа. Страдания ближнего, нужды родной земли были предметом заботы христианских подвижников. Это хорошо видно на примере Сергия Радонежского, у которого было смиренное сердце инока… Погруженность в созерцание Божественных Истин, горний полет духа не изолировали его от окружающей жизни…

Кто думает, что подобные высказывания в баптистской печати до начала и во время перестройки можно объяснить лишь политкорректностью советской цензуры, «обязывающей» протестантов дружить с православными, тот ошибается. Дело в том, что и подпольные («свободные») публикации Совета церквей ЕХБ в оценке иночества не сильно расходились с позицией ВСЕХБ. Разница, по-видимому, заключалась лишь в том, что симпатии к монашескому аскетизму со стороны «отделённых» баптистов, вопреки официальной догматике ЕХБ (формально осуждающей монашество), были даже ещё более сильными. Например, в известной богослужебной книге («требнике», «обряднике») Н.П. Храпова есть столь строгие аскетические христианские предписания, какие не в каждом монастыре встретишь. Служитель Киевской общины Совета церквей (впоследствии ставшей автономной) П.Ф. Кунда рассказывает о продолжительном и добром общении их членов церкви с православным монахом в 1970-е годы. Есть множество свидетельств о тесных и дружественных контактах между православными и баптистскими служителями до перестройки. Журнал СЦ ЕХБ «Вестник Истины» в одной из статей, касающейся истории Восточной Церкви, в частности, писал: Монахи занимались в кельях чтением Св. Писания, трудились по добыванию хлеба насущного. Имение у них было общее. В полночь они поднимались на молитву и пели псалмы… Четыре года Иоанн (Златоуст – К.П.) пробыл в иноческой обители… В пустыне Иоанн закалял свой дух и созерцал в тишине Бога, а диаконом служил человечеству… Своё собственное серебро он отдал бедным. (Вестник Истины, №4’ 1977. С. 30-31.)

Примечательно, что Совет церквей ЕХБ публиковал не только отдельные высказывания св. Иоанна Златоуста (как это часто делалось и в официальном «Братском вестнике»), но и целые беседы этого «великого поборника монашества», например: «О молитве»,«Слово о покаянии» и т.д. «Вестник Истины» приоткрывает причину особых симпатий советских баптистов к святому: Златоуст принял крещение, будучи взрослым («по вере»), был строг и нетерпим ко всякому греху, обличал богатых и власть имущих, а также женщин – за их наряды и украшения. Радикальным баптистам, вероятно, также импонировало то, что Иоанн в своё время был дважды отстранён от архиерейского служения «за правду».

Идея «пустынного уединения», или «затворничества», подобного монашескому, была отнюдь не чужда и советским баптистам. Например, незадолго до образования в братстве ЕХБ Инициативной группы, по свидетельству Б.М. Здоровца, первый лидер «движения пробуждения» А.Ф. Прокофьев просил найти ему в Харькове «укромную комнатку» для поста и молитвы, и добавлял при этом: «не выйду оттуда, доколе не получу просимое [у Бога] или умру».

Всё это не могло быть случайным: отечественные баптисты изначально избрали себе подчёркнуто аскетический, строжайший образ жизни, сколько-нибудь только возможный для протестантов в целом мире. И это ревностное стремление к «строгости веры» – вполне старорусское, монашеское, присущее только самому искреннему и безоглядному религиозному чувству.

Обращает на себя внимание также охотное использование отечественными баптистами (как «отделёнными», так и официальными) некоторых преимущественно монашеских слов и терминов, например: «обитель», «келья», «подвижничество» и т.д. Он нам воздвигнет святую обитель, Он подарит нам венец золотой…Время проходит, в обитель иную Кличут меня и тебя…<Стучась, у двери твоей Я стою. Впусти Меня в келью свою!...В келье сердца сокровенной…

Некоторые традиционные мистические монашеские мотивы, например, «духовной лествицы», т.е. постепенного смиренного восхождения по «лестнице» на небеса к Богу, занимали умы и находили живой отклик в сердцах русских баптистов. В предисловии к монашеской «Лествице» говорится: Настоящая книга… представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного в святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви. Сию… лествицу видел и Иаков… когда покоился на подвижническом ложе. Взойдем… с усердием и верою… Преподобный отец премудро рассудил, ус­троивши для нас восхождение, …изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совер-шенства…

К данной излюбленной в православном монашестве теме многократно обращаются и весьма почтенные отечественные баптистские авторы: Как на лестнице, которую видел во сне Иаков, ангелы Божии нисходили вниз и восходили вверх в небеса, так и мы в нашей духовной жизни имеем нисхож­дения и восхождения… Первая ступень… – это прощение и оправдание… Вторая ступень… – это получение дара Духа Святого… Слова Писания о лестнице, которую видел во сне Иаков, также озаряют крест Христа на Голгофе… Лестница Иакова соединяла землю с небом. Крест Голгофы является олицетворением примирения неба с землей... По этой благодатной лестнице Голгофы миллионы грешников взошли… на небо. (Братский вестник, №3’ 1964. С. 24)

Церковь – лестница, соединяющая землю с небесами («ведь Церковь есть неба преддверие») – Быт. 28.12. (Колесников Н. В помощь проповеднику. В 2-х тт. М.: Златоуст, 1996. Т. 2. С. 295.)

В сказанном чувствуется нечто весьма отдалённое от протестантского «мгновенного освящения» или опять же – мгновенного оправдания «только верой», зато православная идея длительного повседневного духовного преображения и обожения, на наш взгляд, предстаёт достаточно отчётли-во. Вот как образно иллюстрировал тему «духовной лествицы» анонимный баптистский автор из «Братского вестника»: Достаточно сделать один неосторожный шаг, и мы можем… упасть. Эту мысль хорошо поясняет… картина, изображающая людей, поднимающихся по лестнице на небо. Рядом с лестницей изображены летающие ангелы сатаны. В руках у них стальные крючки, которыми они стараются столкнуть вниз взбирающихся наверх. Один человек падает уже с первой ступени лестницы. Есть спотыкающиеся и среди тех, которые поднялись уже высоко… Руки Бога протянуты… навстречу, но он падает… Эта картина предупреждает всех верующих об опасности падения во всякое время.

Что за удивительная картина имелась в виду автором «Братского вестника» нетрудно понять, если только мы ознакомимся с описаниями старинной православной иконы «Лествица»: «Лествица» из монастыря Св. Екатерины на горе Синай – уникальная икона, созданная в XII в… Лестница поднима­ется в небо, где Иисус Христос встречает тех, кто преодолел все трудности... По лестнице взбираются вверх монахи, некоторые не выдерживают, падают вниз... в лапы бесов, поджидающих, подхватывающих веревками или щипцами, подстреливающих из лука свои жертвы… Перед нами – путь аскетической праведности, путь христианского восхождения к жизни вечной.

Лестница от земли до неба. По ней карабкаются люди в монашеских одеждах. Господь протягивает к восходящим руки… Древнерусская икона середины XVI века. В центре иконы – храм как образ преддверия рая… Монахов на пути к Горнему постигают искушения – бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну…

Сравнивая эти тексты, несомненно, описывающие один и тот же канонический иконный сюжет (с лестницей до неба, Христом наверху, бесами с «крючками» в воздухе и проч.), мы можем сделать следующий вывод: вынужденно заменяя слово «икона» нейтральным – «картина», редакция «Братского вестника», тем не менее, вновь весьма характерно отождествляет советских баптистов с православными монахами в их духовной борьбе с силами тьмы, а также в многотрудном восхождении к Богу. Небесная лестница, начинающаяся на земле и скрывающаяся высоко в облаках, настолько пленяла воображение отечественных баптистов, что о ней придумывали духовные наставления, писа­ли стихи, видели её во сне и т.д.

Монашеская направленность братства ЕХБ в немалой степени обнаруживает себя также в традиционной аполитичности и пацифизме русских баптистов. Многие из них никоим образом не участвовали в общественной жизни страны Советов: не ходили на выборы, не соглашались работать в «коммунистических» учреждениях, ни даже посещать таковые, отказывались от службы в армии, во время болезни – от помощи врачей, в отдельных общинах не признавались «красные» документы (включая общегражданские паспор-та), а некоторые евангельские христиане, живя натуральным хозяйством, пытались даже обходиться без советских денег (в деревнях). Всё это было очень схоже с образом жизни «истинно-православных христиан» (ИПХ), монашествовавших в миру. Из отчёта Казах­станского ЦК о селении ИПХ вблизи г. Темиртау в конце 1950-х гг.: «Газеты и книги не читают, …в выборах не участвуют, отказываются служить в ар-мии». Некоторые беспоповские старообрядческие толки в своё время также отказывались от паспортов, военной службы и использования денег.

В 1967 году за нелегальное размножение литературы Совета церквей в Новосибирске судили молодую баптистку. Когда подсудимую спросили, кто организовал печать в её доме, она ответила просто: «Христос», – и больше от неё не смогли добиться ничего. Н. Струве описывает подобный случай, произошедший с членом общины ИПХ из Тамбовской области. Он сжёг свой паспорт и уклонялся от службы в армии. Когда судьи спросили его имя, он сказал: «Бог знает его». На вопрос, кто он такой, подсудимый ответил: «Раб Божий». «Но ведь вы гражданин СССР?» – попытался пробудить его общественную сознательность судья. «У христиан – небесное гражданство!» – последовал ответ. Несомненно, это один и тот же религиозный тип русских людей, и не столь важно, именуют они себя православными или баптистами.


Библиография:

Архиепископ Иоанн (Шаховской). Избранное. Петрозаводск: Святой остров, 1992.
Архимандрит Георгий. Обожение как смысл человеческой жизни. Изд. Владимирской епархии, 2000.
Бондаренко И. Три приговора. Одесса, 2006.
Бычков А. 100-летие объединительных съездов. Братский вестник, №6’ 1984.
Бычков А. 110-летие русско-украинского братства ЕХБ. Братский вестник, №5’ 1977.
Бычков А. Мой жизненный путь. М.: Отражение, 2009.
Бюллетень Совета родственников узников евангельских христиан-баптистов в СССР № 21. М., 1975.
Власов А. От избытка сердца. Идар-Оберш-тайн: Титул, 2000.
Гнида И. Духовно-патриотическое служение. Братский вестник, №6’ 1984.
Жидков Я. Преображение Господне. Братский вестник, №5-6’ 1962.
Житие Аввакума и другие его сочинения. М.: Советская Россия, 1991.
Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского. В 12-ти тт. М.: Синодальная типография, 1903-1911.
Журавлев В. Велика верность Твоя, Господи: свидетельства из жизни. Штайнха-ген, Германия: Samenkorn, 2006. Т. 1.
Журавлев В. Сила в немощи: свидетельства из жизни. Штайнхаген: Samenkorn, 2008. Т. 2.
Заватски В. Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны. М., 1995.
Зеньковский С. Русское старообрядчество. Минск: Белорусский экзархат, 2007.
Иванов С. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994.
Иеромонах Алексий (Кузнецов). Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование.
М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.
История иконописи: истоки, традиции, современность. VI–XX века. М.: АРТ-БМБ, 2002.
Карев А. Голгофа. Братский вестник, №3’ 1964; №2’ 1974.
Карев А., Сомов К. История христианства. М.: ВСЕХБ, 1990.
Ключевский В. Сочинения в 9-ти тт. М.: Мысль, 1989. Т. 7.
Ковальков В., Соколов Е. И.Г. Рябошапка. Братский вестник, №6’ 1981.
Колесников Н. В помощь проповеднику. В 2-х тт. М.: Златоуст, 1995-1996.
Крючков Ю. Внутрицерковное движение ЕХБ в бывшем Советском Союзе. Сакраменто (США), 2001.
Куксенко Ю. Наши беседы. Архив Союза ЕХБ Казахстана, 2002.
Лихачев Д., Панченко А., Понырко Н. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984.
Лопухин А. Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста. – Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. В 12-ти тт. М.: Православная книга, 1991. Т.1. Кн. 1.
Лосский В. По образу и подобию. – Лосский В. Боговидение, М.: Издательство АСТ, 2003.
Монахиня Таисия. Русское православное женское монашество. Минск: Изд-во Белорусского экзархата, 2006.
Монашеская жизнь (выпуск 1). Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994.
Небесные покровители Санкт-Петербурга. Сост. О. Надпорожская. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.
Панченко А. Русская история и культура. СПб.: Юна, 1999.
Песнь возрождения. Издание Совета Церквей ЕХБ, 1978.
Подберезский И. Протестанты и другие. СПб.: Мирт, 2000.
Подвиг веры: уникальные свидетельства о жизни христиан в СССР. Сост. К. Прохоров. Pacific Coast Slavic Baptist Association, 2009.
Подражайте вере их (40 лет пробужденному братству). М.: Издание Совета Церквей ЕХБ, 2001.
Попов В. Исихазм как чаяние духовности: опыт исторического анализа. Альманах «Богомыслие», №2’ 1991.
Поспеловский Д. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995.
Православная энциклопедия. Сост. О. Мар-кичева. М.: АСТ, 2007.
Протоиерей Валентин (Свенцицкий). Диалоги. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.
Протоиерей Валентин (Свенцицкий). Монастырь в миру. М.: Лествица, 1999.
Раймер И. Миссионерская деятельность древнерусского монашества. Изд-во «Логос» (Германия), 1996.
Рак П. Приближения к Афону. СПб.: Сатисъ, 1995.
Рябинин Ю. Русское юродство. М.: РИПОЛ классик, 2007.
Савинский С. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917). СПб.: Библия для всех, 1999.
Сборник духовных песен евангельских христиан-баптистов. М.: ВСЕХБ, 1968.
Св. Иоанн Лествичник. Лествица. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994.
Святыни древней Москвы. М.: Никос, Контакт, 1993.
Седлецкий К.С. Воспоминания. Личный архив П.К. Седлецкого. Омск, 2007.
Татарченко И. Духовная лестница. Братский вестник, №6’ 1969.
Топоров В. Святость и святые в русской духовной культуре. В 2-х тт. М.: Языки русской культуры, 1995-1998.
Трофимов С. Чётки. М.: АСТ, 2001.
Фадюхин С. Бог всемогущий благословил меня. Братский вестник, №5’ 1982.
Федотов Г. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990.
Храпов Н.П. (Сост.). Дом Божий и служение в нём. (СЦ ЕХБ, 1972-1974), <http:// www.blagovestnik.org/books/00280.htm>
Христианство. Энциклопедический словарь. Ред. С. Аверинцев. В 3-х тт. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
Чернопятов М., Васильев А. Православная церковь. Братский вестник, №3’ 1988.
Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999.
Эриксон М. Христианское богословие, СПб.: Библия для всех, 1999.
Юрков С. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI – начало XX вв.). СПб.: Летний сад, 2003.
Bockmuehl, K., Sanctification, in: NewDictionary of Theology, ed. by S. Ferguson (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1988).
Russell, N., The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition (N.Y.: Oxford University Press, 2004).
Struve, N., Christians in Contemporary Russia (New York: Charles Scribner’s Sons, 1967).
Интервью автора:Абанкин П.М., г. Сакраменто, Калифорния, США, 2006.
Бгатов В.Я., г. Сан-Диего, Калифорния, США, 2006.
Бондаренко В.Д., г. Лос-Анджелес, Калифорния, США, 2006.
Васильев М.А. и Авдеева О.Е., г. Эверетт, Вашингтон, США, 2006.
Здоровец Б.М., г. Спокан, Вашингтон, США, 2006.
Капленков И.М. и Капленков А.М., г. Петропавловск, Казахстан, 1997.
Коваленко Л.Е., г. Сакраменто, Калифорния, США, 2006.
Кунда П.Ф., г. Сакраменто, Калифорния, США, 2006.
Литовченко В.П., г. Лос-Анджелес, Калифорния, США, 2006.
Мажная Н.Ф., г. Фресно, Калифорния, США, 2006.
Мелешкевич Я.А., г. Бишкуль, Казахстан, 2003.

Одарюк С.Г. и Одарюк Н.М., г. Эверетт, Вашингтон, США, 2006.Хотько В.Н., г. Петропавловск, Казахстан, 2000.


Автор: Прохоров Константин

http://pastoronline.org.ua/




Количество просмотров 2629
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна