| |
Поиск по сайту:
|
||
«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн) |
||
Лоза, не приносящая плода"И было ко мне слово Господне: сын человеческий! какое преимущество имеет дерево виноградной лозы пред всяким другим деревом и ветви виноградной лозы между деревами в лесу?"- Иез. 15, 1-2.
Огромно было высокомерие, безгранична самонадеянность народа израильского! Совершая грех против Бога своего, как бы велик этот грех ни был, он заранее рассчитывал на прощение Божие - ради святости своих предков и своей собственной мнимой праведности. Так часто бесконечное милосердие Иеговы щадило его, столько раз всемогущая рука Его избавляла Израиля от величайших опасностей! И вот-гордый народ этот вообразил себе, что, как любимое чадо Божие, он никогда не будет отвергнут.
Надо заметить, что слова эти нисколько не противоречат великой истине об избрании Божием; потому что народ израильский не был избран в виду вечного спасения; он был избран Богом в том смысле, что пользовался особыми преимуществами, и избрание его, как народа, было тенью, прообразом, избрания личного и непреложного, совершенного Христом для искупления его.
От своей истинной Церкви Бог никогда не отнимет Своей любви; что же касается церкви видимой и внешней, то от нее Он часто скрывает лицо Свое. Своему отделенному народу, Ему всецело принадлежащему, Он всегда будет давать залог любви Своей; что же касается людей, только носящих имя христиан, только называющихся Его учениками,- от них Он может отнять... нет: от них Он непременно отнимет всякое доказательство благоволения Своего.
Эту притчу, в первую очередь обращенную к Израилю, постараемся, с помощью Божией, применить к самим себе.
Из нее вытекают два великих назидания: первое относится к истинным детям Божиим и может быть выражено в двух словах: будьте смиренны; второе относится ко всем тем, которые себя считают благочестивыми, и может быть выражено словами: исследуйте самих себя.
В Св. Писании часто упоминается о виноградной позе, и, заметив это, мы можем подумать, что там ей дается какое-то предпочтение перед другими представителями растительного мира. Но это мнение будет неправильным: если не считать его сочных плодов - виноградный куст, в смысле роста, формы, красоты, полезности,— стоит ниже других. «Берут ли от него кусок на какое-либо изделие? Берут ли от него хотя на гвоздь, чтобы вешать на нем какую-либо вещь?» (Иез. 15, 3). Если б не было на ней ягод, виноградная лоза не имела бы почти никакой цены. Мы, правда, ею любуемся, когда она густою листвою покрывает стены наших жилищ; особенно на востоке, где так много разводится винограда, листва ее становится прямо роскошной. Но, предоставленная самой себе, в диком своем состоянии,— виноградная лоза является бесспорно одним из самых заурядных и бесполезных кустарников, растущих под солнцем.
Но что говорить о прошлом? В эту самую минуту — чем можешь ты похвалиться? Не упрекает ли тебя постоянно совесть? Проходит ли у тебя хоть один день жизни без того, чтоб не оскорбил ты Господа, а неверности твои, твои бесчисленные заблуждения, не говорят ли о том, что недостоин ты называться сыном Его? Слабость умственных сил, нравственная неустойчивость, постоянно появляющееся неверие; частые падения, - одним словом, все немощи твои, - не заставляют ли тебя признаться в том, что ты ничтожество, меньший из всех святых? Если ты, все-таки, нечто из себя представляешь, то ведь должен же ты понять, что единственно только благодать Божья помогает тебе! Кто воображает, что он достигает успеха в духовной жизни – сам, своими силами – тот, значит, не понял еще и самих начатков евангельского учения. Всякий, кого действительно коснулась истина, отлично сознает, что он самый презренный из грешников; что по природе своей он был порочным, недостойным человеком, или, лучше сказать, достойным всякого осуждения, и что если он теперь избран Богом и сделался иным, - этим он обязан единственно безграничной благодати и любви Божией, безмерной и неисследимой!
Христианин! Ты, который сегодня велик своей верою и делами: если бы тебя не коснулась благодать Божия, - ты был бы известен только грехами своими!.. И ты, доблестный воин истины с такою же доблестью сражался - бы ты за сатану, если бы Божественное влияние не проникло в твое сердце и Дух Святой не преобразил тебя. Теперь ты горишь любовью к Спасителю; но слова хулы, быть может срывались бы с уст твоих, если бы благодать тебя не омыла Кровью Иисуса. Теперь ты освящен, оживотворен, оправдан; но, чем был бы ты в эту минуту, если бы рука Всевышнего не осенила тебя? Нет преступления на которое всякий человек не был бы способен; нет крайности, нет порока, в которые и ты не мог бы впасть!.. Только благодать Божия удержала тебя и сделала из тебя „новую тварь". Поэтому — никогда не впадай, христианин, в гордость: помни, что все твои „одежды" тебе даны Богом, иначе жалкое рубище было бы единым наследием твоим. Помни, что чудные чертоги, неисчерпаемое сокровище, ожидающее тебя в вечности, — суть дары Отца твоего Небесного: было время, когда у тебя ничего не было, кроме грехов и немощей. В настоящее время драгоценная праведность Спасителя покрывает тебя, и, облеченная в незапятнанные ризы Возлюбленного, душа твоя принята Богом; но не забудь, что ты был бы теперь погребен под целыми горами греха и одет в одежды, запятнанные беззаконием, если бы Бог не пожалел тебя,
Чадо Божие имеет в тысячу раз больше, чем всякий другой человек, основания „смиренномудренно ходить перед Богом своим", и, сознавая собственное ничтожество, проявлять кротость, снисходительность и доброту к окружающим. Не забудь же, душа верующая, назидания, заключающегося в вышеприведенных словах из книги Иезекииля, и запомни, что дерево виноградной лозы не имеет большей цены, чем все прочие деревья, и что только те плоды, которые дарованы ему Богом, придают ему цену.
II Но если вышеприведенные слова дают поучительный урок смирения действительно верующим, то они служат также серьезным предостережением и для всех, называющих себя христианами. Исследуйте самих себя, как бы говорит он; потому что, подобно тому, как безводная ветвь виноградная теряет всякую цену, также и человек, называющий себя благочестивым, но не приносящий плодов благочестия, является самым бесполезным и презренным человеком в мире. Вникнем в этот важный вопрос. Пусть западут слова мои в душу всех, — служителей церкви и рядовых христиан! Надо всем нам исследовать сердца наши, чтобы узнать, — действительно ли мы стоим в вере, или же все благочестие наше — один только беспочвенный и сухой формализм. Когда мы вдумываемся в этот вопрос, он расчленяется для нас на четыре; прежде всего: „где встречаем мы бесплодную виноградную лозу, т. е. христианина-формалиста? или иначе говоря: по каким признакам можно его узнать? Во-вторых — отчего он не приносит плода? В третьих — как смотрит на него Бог? В четвертых: каков будет конец его? Ответим последовательно на каждый из этих вопросов. 1. Где встречаем мы христианина — формалиста?
Отвечаю: всюду. Да, читатели: всюду! Вверху и внизу, на кафедрах и в рядах народа, в церкви и в мире. Нет ни одного собрания верующих, куда бы не проникли лжебратья. Не будем перечислять разные религиозные организации; но скажем себе, что есть формалисты и в нашей церкви. К какой бы части виноградника Господня вы ни принадлежали, — будьте уверены, что в каждой из них непременно найдется много бесплодных виноградных лоз, и кто поручится, что одной из таких лоз не являетесь как раз вы сами? Формалист встречается во всех положениях, во всех сословиях общества. Иногда он богат; он утопает в изобилии благ земных; Бог наделил его многими сокровищами, и, быть может, церковь, к которой он себя причисляет, — забывая, что Бог избрал ничего не значащее мира, — гордится иметь его своим членом и оказывает ему особенный почет; а между тем,— что получает она от него в ответ на этот почет? Ничего, или почти ничего. Бедные ее продолжают нуждаться: множество людей остаются без помощи, не взирая на то, что человек этот богат; а если им и перепадает небольшое количество его золота, то, во всяком случае, церковь не имеет поддержки в его молитвах, не славится святостью его жизни, по той причине, что он ходит путем грешных. Он не отказывается ни от каких земных благ, не жертвует ничем своим - ни временем, ни деньгами—для дела Божия и для ближних: он дает только излишки! Религия является для него своего рода мундиром, под которым он скрывает свое недостойное поведение.
Встречаем мы формалистов и среди людей науки, выдающегося ума и образования, среди ученых богословов всех стран, стоящих, так сказать, в авангарде армии Божией: слова их отличаются красноречием и убедительностью; к мнению их прислушиваются, они считаются чуть ли не пророками. Люди эти несомненно приносят пользу. Но, если сердца их не искренни пред Богом, — дела их, прекрасные сами по себе, не имеют ничего общего с освящением; поэтому и „конец" их не может быть „жизнью вечной" (Римл. 6, 22). Напрасно было - бы искать в них „плодов Духа": они не являются живыми ветвями Божественной лозы, от которой только и исходит вся жизнь.
Итак, как мы видим, формалисты встречаются во всех условиях общественной жизни, на всех ступенях духовного развития часто формалистами бывают люди, всегда чего-то боящиеся, всегда сомневающиеся: они сами не знают хорошенько, - кому, в сущности, принадлежат, к чему сердце их больше льнет: к миру или к Богу? Они всегда опасаются, что не любят Господа Иисуса... И в этом они действительно, правы, потому что, - раз они не приносят никакого плода не „делают твердым свое звание и избрание", - они тем самым явно свидетельствуют, что, несмотря на подобие религии, которое у них есть — „части со Христом" они, все-таки, не имеют. А с другой стороны формалиста легко найти среди и таких, которые не сомневаются никогда. Они готовы громко, во всеуслышание говорить; „Я знаю, в Кого уверовал; я знаю, что я христианин; пусть другие сомневаются в чем угодно; что же касается до меня, — то я уверен, что грехи мои больше на меня не навлекают осуждения и моя праведность не спасает меня. Что бы со мной ни случилось, чтобы я ни сделал, я принадлежу Господу"... Бедный, слепой человек!.. Дай Бог, чтоб рассеялись твои пагубные заблуждения, и чтоб ты понял, что, несмотря на твою уверенность, ты не выше того, который всегда сомневается и никогда не верит!
Еще признак христианина-формалиста: он почти никогда не участвует в молитвенных собраниях, - отказывается от этого под тем или другим предлогом; они и семью свою не собирают к общей молитве да, вероятно, и сами молятся мало... А бывают и такие формалисты, которые, наоборот, громко и подолгу молятся в собраниях... Много слов, но мало глубины! Много листьев, и ни одного плода. Дар слова есть, но нет дара — вести хорошую жизнь: он хорошо выражается, но дурно поступает; благочестив языком, но не поведением; умеет рассуждать о святых вещах, но не умеет свято ходить пред Богом и радостно Ему служить.
Знайте, что очень легко обмануться: не только в пустыне мира растут бесплодные деревья! К несчастию, много есть полумертвых лоз, баз сока и без силы, которые занимают место в самом саду Божием!.. Итак, формалисты встречаются повсюду: это люди самых разнообразных слоев общества и характеров, живущие в различных житейских условиях... Встречаются, например, такие люди: потребности молиться Богу втайне у них нет, но на словах они высоко ставят поклонение Создателю, причем слова эти расходятся с делами: они допускают себя до нечестных поступков или обманов, до нечистоты и безнравственного поведения, — если это можно скрыть. Это те „фарисеи" о которых Христос сказал, что они поедают дома вдов, и, ловко скрывая свои беззакония, вместе с тем, подняв глаза к небу, молятся: „Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди... Они называются „христианами", „верующими", но вера их чисто внешняя, формальная, и они, в сущности, суть только „ветви сухие", не приносящие плода.
Да, можно сказать, что много есть на свете „деревьев бесплодных",— много христиан только по внешности во всякой церкви! И хочется им крикнуть: „о, люди! вы довольны собою, и тем, как вы верите; „едите тучное и пьете сладкое" (Неем. 8, 10), а не приносите никакого плода на славу Господа! Ленивые Иссахары, вы, как ослы крепкие лежите между протоками вод (Быт. 49, 14), ничего не делая для Бога! Вас считают живыми, но вы мертвы; вы имеете вид благочестия, но вы совсем не знаете, что значит посвятить себя Богу и принести себя всецело Ему в жертву живую и святую.
Перехожу теперь ко второму вопросу. 2. Отчего души, о которых мы говорим — бесплодны?
Ответить на это очень легко: потому что благочестие их не имеет корня. Да, именно: многие из членов христианских церквей не имеют корня. Наружность их, может быть, и привлекательна, но „корней" у них нет. Помните, как вы в детстве играли, срывая цветы и затем сажая их стеблями в землю? Выходил очень красивый „сад". На другое утро вы бежали его смотреть,— но все цветы оказывались завядшими, мертвыми. Это похоже на многих, которые считаются христианами: они — красивый цветок, посаженный в землю без корня, ничем с почвою не связанный и, поэтому, из нее не почерпающий никакого питательного сока; благочестие их увядает и умирает, не принося плода Богу.
Прежде всего, брат мой, позаботься о корне; ветви тогда вырастут сами собою...
Да, признаюсь: я дрожу за эти души! Конечно, скорблю я и об ожесточении неверующих; но еще больше скорблю о роковом ослеплении этих бедных людей, не понимающих себя: потому что — как можно на них повлиять, если они не отдают себе отчета в опасности, в которой находятся? Ведь на самом деле они „исполнены горькой желчи и в узах неправды" (Деян. 8, 23).
Видите, как легко обмануться!.. Будьте же осторожны! Много людей бросается в жизнь благочестия, но чаще всего они от нее также скоро и отказываются, потому что сердце их, в действительности еще принадлежит миру. Им казалось, что они искренно отдали себя Богу, но основание веры их было не прочно; поэтому рано или поздно „дом" их должен был разрушиться. Оттого-то в церквах наших и много так бесплодных и мертвых членов, что не обращается должного внимания на начало их духовной жизни; слишком мало значения придается первым лучам утреннего рассвета: бледный и колеблющийся светильник собственных человеческих надежд принимается за проблески Солнца Правды. Затронута только еще поверхность совести в человеке; но уже решили, что рука Господня нанесла смертельный удар его природному естеству. А между тем — настоящая, могущественная и глубокая работа Духа Святого в душе еще и не начиналась. Не будем же придавать слишком большого значения нашему личному опыту, нашим ощущениям, нашим — хотя бы даже хорошим — чувствам; не будем утверждать, что мы — дети Божии, не убедившись, что имеем действительное право себя так называть.
Не забудем того, что всякое благочестие, начавшееся не у подножия креста Христова,— непременно окажется бесплодным и тщетным.
3. Как смотрит Бог на такого формалиста-христианина? Вот тот третий вопрос, который нам следует выяснить.
Как смотрит на себя он сам — об этом и спрашивать нечего: он о себе самого высокого мнения!.. Как на него смотрят другие?.. Ну, тут можно сказать, что часто он пользуется и почетом, и уважением: ведь в душу человека не войдешь, а снаружи бывает все так пре¬красно!.. Главное, нам важно установить, как смотрит на него Тот, Кто испытывает „сердце и внутренности"...
4. Каков конец будет такой не приносящей плода лозы? Пророк говорит, что она отдается огню на съедение" (Иез. 15, 3) И действительно: когда старая лоза перестает приносить плоды, виноградарь ее вырывает, бросает в кучу хвороста и сорной травы, и поджигает, всякое другое дерево пошло бы, по крайней мере, на топливо; но дерево виноградное никуда не годится: тепла оно дает мало и только засоряет очаги. Такой же, в известном смысле, плачевный конец ожидает и человека, который христианин — только по внешности: бесполезен он в жизни, да и после смерти от него никакого духовного добра на земле не остается! К нему можно применить сказанное об одном из царей израильских: „И не сжег для него народ благовоний, как делал то для отцов его... отошел неоплаканный" (2 Пар. 21, 19 и 20).
И если кто-нибудь из вас увидит, сознает, что — да, действительно: он больше притворяется христианином, чем христианин на самом деле — сбросьте скорее личину этого наружного благочестия! Перейдите откровенно на сторону Господа, смиритесь пред Ним; и — отдайтесь Ему. Станьте на колени: просите Бога — испытать, исследовать сердце ваше, сделать вас искренними пред лицом Его. Твердо решитесь отказаться от постыдной своей двойственности и обмана. Не прикрывайте больше одеждами внешней святости скрытую под ними нечистоту.
Будьте правдивы, будьте искренни: если, не опасаясь ужасных последствий греховной жизни, вы примириться с Богом решительно не хотите, то уж будьте открыто врагом Божиим. Но только помните, что врагом Его быть безнаказанно нельзя!
Исследуйте, испытайте сердца ваши: так ли это? Через меня Господь делает вам предостережение. Возможно, что те, которые должны были бы придти теперь в трепет, остаются спокойными, а слова мои найдут отклик в сердце истинных детей Божиих, и они воскликнут, как тогда пророк: „Буду рыдать о Моаве!" (Иер.48.31)!
Но — увы! сам „Моав" „рыдать" не будет! Они будут «воздыхать о мужах Кирхареса"; но сами „мужи" эти о себе „воздыхать" не будут. Вы будете оплакивать знакомых вам лицемеров; сами же они останутся спокойными и самодовольными, и будут думать: „Сильно пишет этот человек! Только все это — не про меня". И с холодной самоуверенностью будут они по-прежнему держать в одной руке чашу Господню, а в другой — чашу греха. С именем Христовым на устах, они будут сочувствовать всем темным делам духа зла...
Кончаю. Но мне хочется обратиться еще со словом и к тому из моих читателей, который, может быть, внутренне теперь торжествует, говоря: «Славно досталось лицемерам! Так им и надо. Я-то в лицемерии не грешен: верующим и не притворяюсь»...
Конечно — нет. Всякое преступление непременно влечет за собою свои последствия.
Если ужасно — притворяться верующим, то не менее ужасно — не верить: и в том и другом случае последствия будут плачевны.
Да поможет же нам Господь, всем без исключения, воззвать к Нему и получить от Него прощение! Да поможет Он нам — раскаяться в грехах наших и просто и всецело возложить наше упование на Господа нашего Иисуса Христа! Тогда будем мы спасены и здесь, на земле, и во всей вечности.
Автор Ч. Сперджен
http://hristianin.baptist.org.ru
Количество просмотров 2195
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |