Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

Предостережения и советы сыну

Соломон был одним из самых мудрых людей древнего Востока. У него был богатый опыт жизни, широкий кругозор, большой круг друзей самых известных и популярных людей того мира. Соломон обладал несметными богатствами, у него не было проблем с деньгами и возможностями. Вот что он сам говорит по этому поводу:

«Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; собрал себе серебра, и золота, и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов, и певиц, и услаждения сынов человеческих – разные музыкальные орудия.

И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Еккл. 2:4-11).

Понятно, что такой человек может дать дельный совет, особенно сыну. Давайте посмотрим, что он рекомендует своим чадам.

Призыв обретать мудрость

«Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. Сын мой! Если будут склонять тебя грешники, не соглашайся» (Пр. 1:8-10).

Слушаться отца и матери в этом мире не популярно. И это не ново. Так было в прошлом веке, так было до нашей эры, так это и сегодня. Молодежь быстро постигает новые, в том числе и компьютерные, технологии, видит, что родители ничего в этом не понимают, и думает, что и в жизни они умнее предыдущего поколения. Но нет! Оказывается, мудрость жизни заключается не в том, что ты разбираешься в новых технологиях, а в почтении к отцу и матери. Безусловно, есть и родители, у которых, как говорят в мире, крыша поехала, и они могут склонять своих чад к преступным делам, но не о таковых сегодня речь. По большому счету все-таки папа с мамой учат детей добру, совестливости, покорности и смирению.

Послушание родителям Соломон сравнивает с прекрасным венком на голове и украшением на шее. Молодые люди любят носить украшения. Для парней стало модным надевать на шею упругую золотую цепь. Но есть ли прок в этом? А вот послушанием родителям – настоящее украшение, и оно приносит большое благо сыну или дочери.

Послушание родителям Соломон противопоставляет послушанию грешникам. Он прямо умоляет сына, чтобы не соглашался с грешниками, когда те станут его уговаривать. Они знают, как склонить молодого человека и какими словами его уговорить. Обычно грешники давят на честолюбие, показывают «перспективу», играют своими мускулами. Но Соломон категоричен: «Сын мой! Не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Пр. 1:15-19).

Не надо торопиться для того, чтобы завладеть чужим богатством, потому что это же богатство отнимает жизнь у завладевшего им.

Далее мудрый отец просит: «Сын мой! Если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих» (Пр. 2:1-8).

Самое главное здесь, чтобы сын уразумел страх Господень и познал Бога. А с Богом будет и все остальное: мудрость, знание, разум, защита и охрана.

В третьей главе Соломон продолжает тему мудрости и предостерегает сына, чтобы он не кичился своей мудростью, а полагался на Господа: «Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих. Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (Пр. 3:5-10).

Не преминул Соломон, а указал своему сыну на то, чтобы тот чтил Господа от имения своего. Это один из путей прославления Бога и доверия Ему, и Он не останется в долгу.

Мудрость также состоит в том, чтобы принимать наказание и обличение Божье: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Пр. 3:11-12). Автор Послания к Евреям продолжает эту мысль, говоря, что если вы не проходите через наказание Господне, то вы незаконные дети, т. е. не дети Божьи. 

Христианин доверяет Своему Небесному Отцу и наказание. Он исповедует перед Ним свой грех, понимая, что достоин великого наказания, но, с другой стороны, знает и любвеобильный характер Отца, поэтому доверяется в Его милосердные, хоть иногда и наказывающие руки.
Наконец, для того чтобы жить без страха пред людьми, необходимо бодрствовать: «Сын мой! Не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему и нога твоя не споткнется. Когда ляжешь спать, не будешь бояться; и, когда уснешь, сон твой приятен будет. Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления» (Пр. 3:21-26).

Предостережение от чужой жены

Этот мир самим Христом назван прелюбодейным и грешным. Люди смакуют свой блуд, представляют его как что-то очень желанное, приятное, и никто не говорит так, как сказал своему сыну Соломон: «Сын мой! Внимай мудрости моей и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность и чтобы уста твои сохранили знание. Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней» (Пр. 5:1-5).

Оказывается, на практике блуд не так уж и приятен. Правда, первоначально головокружительный запах источают уста чужой жены, но последствия страшные, горькие, как полынь и как меч, который легко входит в чрево человека и низлагает его. Но это еще не конец, потому что стопы блудницы ведут молодого человека к преисподней.

Продолжая ту же тему, мудрый отец говорит: «Сын мой! Отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои, потому что блудница – глубокая пропасть, и чужая жена – тесный колодезь; она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников» (Пр. 23:26-28).
Никто не представляет сегодня проституток в виде глубокой пропасти или в виде разбойника. Их в мире ласково называют клубничкой или же ночными бабочками. Но это не просто бабочки, это разбойники, которые умножают законопреступников. Они разрушают семьи, ссорят людей, лишают разума, убивают души. Вот еще один возглас Соломона, обращенный к сыну: «Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей» (Пр. 31:3).

Для того чтобы не соблазниться и не пойти по пути разврата, надо хранить свой ум в трезвом состоянии. Люди считают, что выпить спиртного – это далеко не такой грех, как прелюбодеяние или убийство. Но нетрезвый человек не вполне адекватен и не контролирует своих действий и похотей. Неоднократно отведавшего спиртного тянет на «подвиги», и он пристает к чужой жене. За нее заступается муж. Происходит драка… поножовщина… Вот тебе и самый маленький грех!

По этой причине в книге Притч содержится еще одно предостережение: «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: "Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же"» (Пр. 23:29-35).

Трезвый человек помнит заповеди Божьи и знает, что они даны ему во благо. И заповедь, как невидимая ограда, сохраняет, руководит и проливает свет на путь человека: «Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины» (Пр. 6:23-29)

Итак, мудрый отец сыну скажет: берегись чужих жен, блуда и будь трезвым, не уподобляйся тем, которые долго сидят за вином.

Соломон не предлагает своему сыну монашеский образ жизни. Он знает, где сокрыто настоящее законное наслаждение: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?» (Пр. 5:18-20).


Предостережение от мятежников

При любой власти были и будут люди, которые недовольны правительством и царем. Вообще-то настоящий христианин приобретает такие качества, как благочестие и довольство. Однако недовольные люди носят за пазухой камень, который во время мятежа достают и бросают в царя и правительство. Мудрый отец предупреждает: «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?» (Пр. 24:21-22).

Эту мысль продолжает апостол Петр: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Пет. 2:13-14). Безусловно, бывают правители, которые провоцируют народ на мятеж, но христианин больше блага народу может принести через свою примерную жизнь и молитвы, чем через общение с мятежниками.


Предостережение от поручительства, лени и пьянства

Молодым людям присуща категоричность, они утверждают свою правоту и ручаются, дают голову на отсечение. Но мудрый отец предупреждает: «Сын мой! Если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся...» (Пр. 6:1-5).
Почему же мудрец не рекомендует ручаться за ближнего? Наверно, по той же самой причине, что и Христос не рекомендует клясться своей головой. Ответ очень прост: «…потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Матф. 5:36). Ты не можешь контролировать это! Это выше твоих сил! Сегодня люди красят свои волосы, но через время природный цвет снова появляется.

Так что не ручайся за другого человека!

Далее отец наставляет сына, чтобы тот трудился: «Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный» (Пр. 10:5). Понятно, что если человек не работает, а спит, то он беспутный. Это тунеядец и грабитель своих родителей или родственников.

Вот что далее говорится о таком сыне: «Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный» (Пр. 19:26). Мерзко и неприятно об этом говорить, но некоторые сыновья терроризируют своих старушек-матерей, чтобы те дали им на выпивку. И этот террор не обходится без рукоприкладства, а бывают и случаи убийства. Недавно в Москве сын убил маму и замуровал ее в стене своей квартиры. 

Вот почему и в те дни, и сегодня так важно предостережение от пьянства: «Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится. Купи истину и не продавай мудрости, и учения, и разума. Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем. Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя» (Пр. 23:19-25).

Советуя сыну, чтобы он трудился, Соломон в то же время предупреждает, чтобы сын не стал служить богатству или не отдавал ему всего своего времени и сил: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу» (Пр. 23:4-5).


О принятии наказания от Господа

Наказание всегда приносит неприятные ощущения и боль. Но на самом деле, наказание, которое совершает любящий родитель или Бог, служит во благо. Плохо, когда человеку невозможно сказать и единого критического слова. Бог же не идет на поводу у нас. Всякое Его слово – не в бровь, а в глаз. Он обличает, Он и наказывает Своих детей.

Лучше испытать на себе наказание Господне и исправиться, чем позволить греху расти, умножаться и разрушать человека. Вот почему Соломон увещевает сына: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Пр. 3:11-12).

Итак, наказание Господне, как бы оно ни выражалось, то ли обличением, то ли через какие-то проблемы, надо принимать с благодарностью, потому что оно доставляет человеку мирный плод праведности (Евр. 12:11).


Вывод сущности всего для человека

Молодые люди рекламируют и стремятся к богатству, власти, сладострастным наслаждениям (блуду), спиртному. Но Соломон утверждает, что в этом нет счастья и многие погибают, увлекаясь погоней за богатством, сообщаясь с мятежниками ради захвата власти, следуя за своими страстями или же увлекаясь спиртным.

Что же на самом деле нужно человеку? Соломон отвечает на этот вопрос в заключение книги Екклесиаста: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14).

Краткое слово «все» в данном выражении говорит о многом. В этом и наше богатство, и наслаждение, и власть, и сила, и настоящее, и будущее. Бойся Бога, потому что в этом все для человека! //



 Василий Трубчик http://krinica.org


Количество просмотров 10499
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна