Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

Наставь ребенка

Если бы существовала возможность с помощью особого спидометра измерять темп жизни, то у большинства современников прибор явно зашкаливал бы. Все мы невероятно заняты. Как влияет этот бешеный темп жизни на семью, особенно на детей? С трудом можно предположить, что у нас вообще есть какая-то жизнь внутри семьи. Порой мы даже не замечаем, как в такой спешке игнорируем интересы ребенка. А он очень нуждается в общении с родителями, ищет их наставлений, потому что полностью им доверяет.

Кто неизбежно оказывается проигравшим на «скоростной трассе» жизни, так это ребенок. Представьте себе маленького паренька, который не видит и не слышит своего отца на протяжении многих дней, ходит за ним по пятам вечерами, умоляя: «Пап, поиграем в мяч!» Но у того на столе целая папка с делами, которыми нужно заняться. Мама обещала днем взять мальчика погулять в парк, но в последнюю минуту выяснилось, что она срочно должна пойти на какую-то встречу, именуемую «Христианский девичник». Мальчик понимает: родители опять заняты. И вот он возвращается в свою комнату, где два часа смотрит по телевизору бессмысленные мультики и передачи. Приходится ждать воскресенья, когда он с мамой и папой пойдет в церковь. Там учителя воскресной школы приготовили для него интересное занятие. Но жизнь состоит из будней.

Родителям необходимы ясно обозначенные границы, корректирующие курс семейного корабля. Их суть – в следующем: «Я люблю тебя сильнее, чем ты это можешь, наверное, понять. И я каждый день благодарю Господа за то, что он дал мне возможность растить и воспитывать тебя! Я люблю тебя, поэтому приучаю тебя слушаться меня. Это – единственный способ, с помощью которого я могу заботиться о тебе и защищать от всего, что может тебе повредить».



Реестр неотложных дел


Очень важно, чтобы именно общение с детьми вписывалось в реестр неотложных дел. Требуется много времени, чтобы как следует справляться с родительскими обязанностями, особенно когда дети маленькие. Нужно познакомить ребенка с хорошими книгами, на улице запустить с ним вертолет, поиграть в «Резиночки» или собрать из пазлов картину, вечером почитать Библию и помолиться. Требуется время и на то, чтобы в который раз выслушать историю о разбитой коленке и рассказ о птичке со сломанным крылом. Все эти ситуации оказываются теми кирпичиками, из которых строится семья, а скрепляются они друг с другом «раствором», замешанном на любви. Но эти кирпичики не сложатся в строение, если в семье постоянно царит напряженный деловой распорядок дня. До отказа заорганизованная жизнь приводит к усталости, которая порождает раздражительность, а та, в свою очередь, перерастает в безразличие. И к делам ребенка в том числе. Сын или дочь могут воспринимать безразличие родителей к его интересам как недостаток любви, что формирует у детей чувство отверженности.

Возможно, родителям порой следует остановиться и задать себе вопрос: «За чем мы так гонимся? Разве не понимаем, что дети уйдут от нас очень скоро и у нас не останется ничего, кроме неясных воспоминаний о тех годах, когда они так нуждались в нас?» Я не призываю свою жизнь полностью посвящать заботам о молодом поколении. Я даже не считаю, что каждый человек обязательно должен стать родителем. Но если в семье появились дети, то они должны наилучшим образом вписываться в повседневный распорядок жизни взрослых людей. И этот «распорядок» должен появиться в день рождения ребенка.  

К сожалению, в повседневной жизни «загруженные» родители чаще сводят свое участие только к контролю. А дети от родителей ожидают сопричастности. Если родители искренне заинтересованы в успехах ребенка, степень взаимодействия родителей с детьми будет высокой. Для нас, родителей-христиан, это взаимодействие должно выражаться в совместных делах и, конечно, в постоянных молитвах. Главное, чтобы наша жизнь была примером того, какими хотим видеть своих детей.


Ох, не упустить бы!..


В жизни ребенка есть период, когда формируется его система ценностей. Важно не упустить время, благоприятное для приобщения ребенка к вопросам христианской веры, практикуя ее в повседневной жизни. Очень короток период, в течение которого у детей формируются представления о том, что хорошо, что плохо. Только в течение первых семи лет можно создать и закрепить основные ценностные ориентиры человека.

Самый важный период – это пятый год жизни ребенка. В эту пору взгляд ребенка на Бога становится все более осмысленным. До этого он верит в Бога лишь потому, что родители сказали ему: «Так надо!» В возрасте пяти-шести лет малыш чаще всего выходит на распутье: либо сам начинает тянуться к Богу и принимает Его всем своим существом, либо все отвергает. Именно в это время ребенок может обрести настоящую веру и утвердиться в ней. А может произойти и наоборот: ребенок начнет сомневаться, что впоследствии, возможно, приведет его к мысли отказаться от веры в Бога. 

Дети достаточно внимательно прислушиваются к тому, о чем молятся их родители, чтобы почувствовать, насколько глубока их вера. Надо учитывать, что любая непоследовательность родителей, путаница в религиозных и нравственных вопросах может отразиться на взглядах ребенка, на формировании его мировоззрения. Если в этом возрасте не приобщать ребенка к вере или делать это неправильно, то можно негативно повлиять на желание ребенка глубоко познавать Бога в последующей жизни.

В Ветхом Завете находим примеры того, как важна причастность родителей к жизни своих детей и как она влияет на их духовное и социальное формирование. Вспомним судьбу священника Илия. Как повествует автор книги Царств, его сыновья Офни и Финеес наследовали его сан и тоже служили Господу при храме. Как могло случиться, что сыновья священника «… были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу» (1 Цар 2:12-13)? Кроме того, Илия, их отец, сорок лет был судьею в Израиле. Как судья, он был строгим и справедливым к другим людям.

Своим же сыновьям попустительствовал в нечестии, лояльно относился к их стилю жизни. С Илия, как с отца, Господь строго за это взыскал, заранее предупредив: «Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» (1Цар 3:13). «Все потомство дома твоего будет умирать в средних летах. И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день» (1Цар.2:33-34). Так и произошло: сыновья погибли в один день. Почему это произошло? Может быть, потому что Илия своевременно не научил своих сыновей духовным и нравственным основам, будучи очень занятым своими обязанностями?



Что такое хорошо?


Вспомним историю жизни Самуила, долгожданного первенца Анны. В храм, где Илия был священником, Анна «…когда вскормила его (сына), … пришла с ним в дом Господа; отрок же был еще дитя» (1Цар 1:24). И сказала, с почтением обращаясь к Илии: «Я – та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу; О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; И я отдаю его Господу на все дни жизни его – служить Господу» (1 Цар 1:26-28). Думаю, неслучайно это повествование в книге Царств следует сразу за описанием печальной участи нечестивых сыновей Илия. Сопоставляя эти судьбы, Господь показывает, «что такое хорошо и что такое плохо» в Его глазах. Он вновь дарит надежду тем, кто ищет Его покровительства, Его благословений. «Отрок же Самуил служил пред Господом… (1 Цар 2:18), «и благословил Илий Елкану и жену его (Анну) и сказал: да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу!» (1 Цар 2:20); «отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей» (1Цар 2:26).

Конечно, следует учитывать особенности культуры и духовного наследия израильского народа ветхозаветного периода. В настоящее время никто не станет отдавать своих детей в Храм, как это сделала Анна. Для нас же, современных родителей, посвящение наших детей Богу – это не одноразовое действо, которое зримо выражается в молитве о них и благословении перед церковной кафедрой. Это каждодневные сопереживания, молитвы, соучастие в бытовых и церковных делах. По этим незримым нитям от родителей к детям передается любое наследие, в том числе и духовное, если оно в семье существует.




Людмила БУЛАХ

http://cgazeta.ru


Количество просмотров 1633
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна