Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

Почему Христос омыл ноги ученикам?

ПОЧЕМУ ХРИСТОС ОМЫЛ НОГИ УЧЕНИКАМ, ИЛИ КАК ОБРЕСТИ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПРИ ПРИЧАСТИИ

Мне, как и всякому верующему человеку, многократно приходилось участвовать в Вечере Господней (таинстве причастия). При этом нас учили, что причащаясь Крови и Плоти Христовой, сама Жизнь и Сила Господня таинственным образом входит во всех верующих.

Хотя уже прошло много лет, но я хорошо помню, как волнительно и с каким упованием я ожидал своего первого причастия. Нам сказали, что перед Вечерей нужно взять пост и помолиться. Мы с женой старательно всё исполнили. И вот Вечеря! Я вкусил от хлеба и плода грозда виноградного и … ничего.

Тогда я начал расспрашивать верующих людей о цели и о силе Вечери Господней. Одни говорили, что Вечеря нужна для того, чтобы мы не забыли об искупительной жертве Иисуса Христа. Другие учили, чтобы я просто верил, что при причастии я таинственным образом вкушаю Плоть и Кровь Иисуса Христа. И что таким образом (получается, через прием пищи) происходит мое единение с Иисусом Христом. Третьи учили, что омовение ног и Вечеря, как таинство, непостижимым образом объединяет всех членов Церкви в одно Тело, духовно всех прилепляет к Иисусу Христу.

Но ответы, даваемые ими, не давали той, ожидаемой моим духом, внутренней глубины и не принесли мира в сердце. Потому что они не давали ответа на вопросы: «как?» и лишь отчасти отвечали на вопрос: «почему?».

Об искупительной Крови и Жизни Иисуса Христа я и до причастия очень ярко помнил. А что более этого? Ничего я не почувствовал и не пережил после причастия … разве что чувство некоторого разочарования. Хотя перед этим я очень явным для себя образом переживал покаяние и рождение Свыше, очень явно пережил исполнение Духом Святым. И те переживания, те явления силы и благодати Господней разделили мою жизнь на «до» и «после».

Думаю, что многие верующие переживали подобное недоумение после Вечери Господней. Почему же так происходит? Чего я не знал тогда, что может открыть мне путь к благодати и силе от Крови и Плоти Христовой? Да и сама эта благодать и сила в чём должны будут для меня проявиться?


С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ГОСПОДЬ ЯВЛЯЕТ В НАС СИЛУ СВОЮ ПРИ ПРИЧАСТИИ

Сначала я кратко скажу, для чего, с какой целью изливается нам Сила Господня при Причастии, а затем, как её обрести верующему человеку, начинающему свою жизнь в Церкви - Теле Христовом.

Вот как Апостол Павел описывает душу - свою и каждого из нас:

Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю … Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю … Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. (Рим.7:14-25)

И действительно, даже обретя благодать во спасении Свыше, даже исполнившись Духом Святым и различными духовными дарами, все мы (даже Апостолы) остаемся с несовершенной, исполненной всяких плотских помыслов и греховных похотей, душой. Возрожденный дух наш, устремляется в небеса, к свету. А душа, как тень, как туман, стелется по земле, выбирая места пониже, поближе к праху земному. И так уж суждено - жить нам в этой духовной борьбе всю свою земную жизнь.

Но неужели нам, верующим в Иисуса Христа и спасенным Его благодатью, суждено всю жизнь оставаться на одном духовном уровне, только лишь мечтая о грядущем разрешении от сих пут греха и похоти? Ибо не по силам нам самим исправить свое сердце.

Нет! Господь приготовил для нас, для Церкви, кроме Благой вести об Искуплении еще Благую весть об очищении нас силой Крови Христовой.

И ВОТ БЛАГОВЕСТИЕ, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы … если же (мы) ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и КРОВЬ ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА ЕГО, ОЧИЩАЕТ НАС ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА. (1Иоан.1:5-7)

И СИЛА ГОСПОДНЯ, ИЗЛИВАЕМАЯ В ПРИЧАСТИИ, КАК РАЗ И ЯВЛЯЕТСЯ НАМ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕНСТВА ДУШ НАШИХ, ДЛЯ НАШЕГО УПОДОБЛЕНИЯ ИИСУСУ ХРИСТУ, доколе мы не сможем сказать вместе с Апостолом Павлом: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (см. Гал.2:19,20)».

И даже более того, чтобы мы в конце настолько уподобились Господу, что воплотился бы в нас Божий замысел для творения: «Да будет Бог все во всем (см. 1Кор.15:28)».

Но обновление души происходит не вдруг, не сразу. Даже чтобы такое очищение души только лишь началось, нужна наша твердая воля к сему и, даже более того, нужно наше явное, действенное желание к сему очищению и обновлению, нужно терпение и великое долготерпение. И, наверно, ничто не дается нам с таким напряжением веры и с такими слезами душевными, как это постепенное очищение души; если даже саму эту истину об обновлении души мы начинаем понимать далеко не сразу, как становимся частью Церкви Христовой, а лишь годы и годы спустя.


КАК МЫ МОЖЕМ ДЕЙСТВЕННО ОБРЕСТИ СИЛУ ГОСПОДНЮ, ЯВЛЯЕМУЮ ИМ ДЛЯ НАС ПРИ ПРИЧАСТИИ

Теперь перейдем ко второй части нашего исследования, к вопросу: как приобретать верующему, начинающему свою жизнь в Церкви - Теле Господнем, силу и благодать Божию для очищения сердца от греховной зависимости, как приобретать свободу от греха. И начнем разбирать и этот вопрос по порядку, шаг за шагом.

Рассмотрим самое начало: первую вечерю Господню, как Священное Писание рассказывает нам о ней.

Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. (1Кор.11:23-26)

Эти слова Апостола Павла мы слышим каждый раз во время Вечери Господней. Вечеря, это самый торжественный этап во всем таинстве причащения верующим Жизни и Силы Христовой. Но это и самый последний этап - завершение часов, а скорее и дней предварительной духовной жизни верующего, завершение тех дел, размышлений и переживаний, что должны были приготовить верующего к самому причащению.

Ведь не случайно, при описании Вечери, Апостол упоминает, даже более того, предостерегает нас о том, что мы, верующие во Христа, можем принять Вечерю недостойно и в осуждение себе.

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. (1Кор.11:27-30)

Вот так, идешь в церковь на Вечерю, ожидая получить благословение от причащения Господа, а можешь получить осуждение и даже болезнь и смерть!

А как приготовиться, чтобы причаститься достойно? Ведь это сказано именно о верующих, о рожденных Свыше, что одни принимают достойно, а другие недостойно. Неверующие, как мы знаем, вообще не участвовали и не участвуют в Вечере Господней.

И о том, как приготовиться к Причастию, Иисус Христос образно показал Своим ученикам во время той, тайной Вечери.

И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: ЧТО Я ДЕЛАЮ, ТЕПЕРЬ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, А УРАЗУМЕЕШЬ ПОСЛЕ. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. (Иоан.13:2-17)

Как видим, Апостол Иоанн очень подробно описал этот момент из той Вечери. А теперь давайте по порядку рассмотрим несколько вопросов, которые возникли при чтении этого места Священного Писания. И главный из них: чего ученики не могли уразуметь тогда из сделанного Иисусом Христом? Что постигли лишь после, когда Святой Дух открыл им смысл сделанного Господом?

Но давайте всё же рассмотрим вопросы по порядку.
1. Почему только Апостол Иоанн упоминает о том, что Иисус Христос вдруг встал среди вечери и начал умывать ученикам ноги? Не перед вечерей, как многие думают, а именно во время вечери (см. Ин.13:2).
2. Что из того действа Иисуса Христа ученики смогли понять только позже, откровением Святого Духа (см. Ин.13:7)? Ведь тайна здесь лежит явно не в древнем Иудейском обычае омывать ноги и руки, входя в дом на праздничную трапезу.
3. И наконец, почему только совершив омовение ног Своим ученикам, Иисус Христос взял, благословил и подал ученикам хлеб и чашу, и заповедал им, Церкви, совершать Вечерю? При этом завещал совершать и первое, и второе, а не только Вечерю. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. (Иоан.13:15)

Рассмотрим по порядку ответы на поставленные вопросы.


ПОЧЕМУ ТОЛЬКО АПОСТОЛ ИОАНН РАССКАЗАЛ О ТОМ, ЧТО ИИСУС ХРИСТОС ОМЫЛ УЧЕНИКАМ НОГИ ВО ВРЕМЯ ПАСХАЛЬНОЙ ВЕЧЕРИ

Чтобы понять, почему только автор четвертого Евангелия, Апостол Иоанн рассказал об омовении ног учеников Иисусом Христом, нужно вспомнить, когда и с какой целью были написаны первые три Евангелия, и когда и с какой целью - четвертое.

Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки были написаны примерно в середине первого века, то есть тогда, когда были еще живы многие из Апостолов и учеников, лично видевших Иисуса Христа. И написаны были первые три Евангелия более для людей незнакомых с жизнью и делами Иисуса Христа (иудеев, римлян и эллинов), чтобы они услышали Благую весть о Спасении во Христе. А не с целью назидания и исправления Церкви.

Апостол Иоанн же, написал Евангелие много позже, уже на рубеже первого и второго веков. Что это было именно в то время, подтверждают такие авторитетнейшие древние исследователи истории Церкви, как Ириней Лионский (130-202 г) и Евсевий Кесарийский (263-339 г).

«После пятнадцатилетнего владычества Доминициана (81-96 г) власть принял Нерва (96-98 г.) … Тогда же Апостол Иоанн покинул остров (Патмос), куда был сослан, и устроился на жительство в Эфесе … до времен Траяна (98-117 г).» (Евсевий Кесарийский. Церковная история. Кн.3:20, кн.5:8)
«Потом (после Матфея, Марка и Луки) Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Ефесе Азийском (во времена правления Нервы).» (Ириней Лионский. Против ересей. Кн.3:1).

На основании этих вышеперечисленных источников 2-3 века явно видно, что автором Евангелия является Апостол Иоанн, и что Евангелие было написано в Эфесе после 98 года, после возвращения Иоанна из ссылки на остров Патмос, где ему было дано Откровение.

Кстати, Ириней Лионский в своей книге «О тираническом царстве Антихриста» пишет, что Евангелие было написано Апостолом Иоанном после написания Откровения (которое было написано в 96 году). И что причиной написания Евангелия послужило появление ересей, отрицавших либо Божественную, либо Человеческую природу Иисуса Христа. А о том, что в церквях во второй половине 1 века возникали различные ереси описано и Апостолами Павлом, и самим Иоанном, в их посланиях к церквям.

И одним из таких религиозных действ (таинств), требующих духовного наставления (подчеркиваю, духовного, а не обрядового наставления) стали проводимые в церквях Вечери Господни. Вот поэтому-то Апостол Иоанн и вспоминает в Евангелии о том, как Иисус Христос явил им в обычном повседневном действии духовное назидание.

А то, что Иоанн писал именно для верующих, для Церкви, легко увидеть даже с первых стихов Евангелия. Потому что Евангелие от Иоанна очень насыщено духовными назиданиями Иисуса Христа. Да и сам язык Евангелия настолько духовно сложен, что даже верующие с великим трудом и только лишь откровением Божиим могут понимать, зачем и почему Апостол описывает то и то.

Итак, Апостол Иоанн писал для Церкви, поэтому и рассказал об омовении Иисусом Христом ног учеников. Ведь неверующие не только не смогут понять духовного смысла, действа сделанного Иисусом Христом, а даже могут негативно истолковать.


КАКОЕ, СОКРОВЕННОЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ, ДУХОВНОЕ НАЗИДАНИЕ ЯВИЛ ИИСУС ХРИСТОС ЧЕРЕЗ ОМОВЕНИЕ НОГ

Ведь не напрасно же Иисус Христос заповедал ученикам омывать ноги друг другу!

Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. (Иоан.13:14)

И дело здесь явно не в самом физическом омовении ног, ибо в Иудее тех времен это было таким же естественным действием, как сейчас помыть руки перед тем, как сесть за трапезу. Более того, фарисеи в те времена, после похода на базар или в другое многолюдное место, омывались полностью и омывали скамейку, на которую собирались сесть. Значит духовная тайна не в самом омовении, а в чём-то другом; ибо Иисус Христос, совершив это, тогда ежедневное и привычное действо, преподнес его ученикам, как что-то новое, чего они еще никогда не делали.

Я молился Богу и просил, чтобы Он открыл мне, в чём духовная тайна сделанного Иисусом Христом для Его учеников при той Пасхальной вечере.

И вот, много позже, когда я читал сборник писем епископа Феофана, в котором он дает духовное назидание одной молодой христианке о том, как готовить себя к исповеди, я как бы обрел ключ к началу постижения духовного смысла того, что описано Апостолом Иоанном о тайной вечере. Как бы увидел первое звено целой цепочки, ведущей к откровению.
Вот что писал епископ Феофан: «Об них (страстях и грехах) Апостол законоположил, что христианам не только не иметь их не должно, но даже, чтобы и помину об них не было среди их: не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф.5:3). Видите, как строго! Так и извольте хорошенько посмотреть, нет ли каких-либо худых склонностей и страстей. Понемногу каждая из них бывает у всякого, но они не глубоки и не постоянны. А то у всякого есть о д н а г л а в н а я с т р а с т ь, около которой увиваются и все прочие. Вот эту-то паче всего и позаботьтесь отыскать. (Ибо) сердце преломить и исправить не вдруг-то можно. Предлежит борьба. В борьбе же, не зная, куда направлять удары, можно и из сил выбиться, барахтаясь без толку, - и никакого не получить успеха».

ИТАК, У ВСЯКОГО ЕСТЬ ГЛАВНАЯ СЕРДЕЧНАЯ СТРАСТЬ ИЛИ ГЛАВНЫЙ ГРЕХ, ОТ КОТОРОГО И НУЖНО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НАЧИНАТЬ ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ.

Так вот почему Иисус Христос омывал ученикам только ноги, только самое грязное, то, что необходимо омыть в первую очередь, чтобы не нанести грязи в место трапезы!

Итак, прежде чем нам приступать к Вечере Господней, наедине, в размышлении и молитве исследуйте каждый свое сердце.

Но при этом, не составляйте каталог своих старых и новых грехов, а, как учит епископ Феофан, туда смотрите, куда совесть указывает – там и есть на данный момент самое грязное, самое греховное состояние души.

Затем осудите в себе грех сей главный, осудите без всякого лукавого самооправдания. Но и этого мало!

Присоедините к сему раскаянию молитву Господню. Искреннюю молитву сердца, а не только разума (ну и тем более, не просто формально сказанные слова).
Но и этого мало!

Это - если сравнивать с прообразом омовения ног - всего лишь встать и подойти к омывающему, всего лишь выразить свое согласие к омытию ног. Да, всё это: и исследование себя, и покаяние, и молитва к Богу – после всего этого мы еще не готовы к Вечере, это еще даже не приступить к «омытию ног».

Теперь присоедините к сему и само «омытие»: ИСПОВЕДАЙТЕ СВОЙ ГРЕХ СЕРДЕЧНЫЙ ПЕРЕД ВЕРУЮЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ, членом своей церкви. Если у вас хорошие дружеские отношения со священнослужителем церкви, то можно (даже и лучше) если вы придете со своим сердечным грехом к нему. Но повторяю, если у вас с ним очень дружеские и взаимно доверительные отношения.

Исповедайтесь перед очень близким Вам, верующим человеком из вашей церкви (из тех, с кем потом будете принимать Причастие). Но изберите для исповеди духовно готового к ней. Ибо неразумный человек, а тем более злоумышленный, не пользу, а вред принести может.

И дай Вам Бог, исповедать свой сердечный грех перед приготовленным явить искреннюю заботу о вас и духовно зрелым верующим; как был приготовлен Иисус Христос к тому чтобы омывать ноги, который встал … снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу (Ин.13:4,5).

Дай Бог исповедать пред верующим, который готов всем своим сердцем принять вашу печаль, пропустить её через себя, как его личный грех и принести эту скорбь уже в совместной с вами молитве к Господу Иисусу Христу. Дай Бог Вам исповедать свой грех пред верующим, который готов слезами сердца своего омыть самое пыльное, грязное место Вашей души.

Кстати, подобное правило исповеди в древности было в Русской Православной Церкви.

«В нашей православной вере без исповеди не причащают; в римской вере творят так, — небрегут о исповеди; а нам, православие блюдущим, так не подобает, но на всяко время покаяние искати. Аще священника, нужды ради, не получишь, и ты своему брату искусному возвести согрешение свое, и бог простит тя, покаяние твое видев, и тогда с правильцом (частным богослужением с особыми молитвами) причащайся святых таин. Держи при себе запасный агнец (частицу из просфоры). Аще в пути или на промыслу, или всяко прилучится, кроме церкви, воздохня пред Владыкою и, по вышереченному, ко брату исповедався, с чистою совестию причастися святыни: так хорошо будет! По посте и по правиле пред образом Христовым на коробочку постели платочик и свечку зажги, и в сосуде водицы маленько, да на ложечку почерпни и часть тела Христова с молитвою в воду на ложку положи и кадилом вся покади поплакав, глаголи: “Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси Христос Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз. Верую, яко воистинну се есть самое пречистое тело Твое, и се есть самая честная кровь Твоя. Его же ради молю Ти ся, помилуй мя и прости ми и ослаби ми согрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, яже разумом и мыслию, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Ти таинств во оставление грехов и в жизнь вечную, яко благословен еси во веки. Аминь”.» (Аввакум протопоп (1621-1682). Житие протопопа Аввакума, им самим написанное)

В древнем житии, как мы видим, исповедь и причастие упоминаются, как что-то чисто личное, индивидуальное для верующего человека. Да, в 17 веке еще помнили форму и просто следовали ей, похоже, уже позабыв духовную суть в исповеди человека перед человеком. Потому что, в книге протопопа Аввакума я не нашел ни внутриобщинного общения истинной любви, ни сердечного молитвенного подвизания друг за друга верующих братьев во Христе пред Богом.

Да, в те далекие времена, хотя и были искренне верующие в Бога люди, готовые идти ради веры в Иисуса Христа на любые муки и даже на смерть. Но это были одиночки. И даже если их набиралось много в одном месте, тот же протопоп Аввакум уже описывал их, как отдельных мучеников, а не как Церковь, слитую в одно Тело Христово.

И если сравнивать Житие протопопа Аввакума с посланиями Апостолов и посланиями первых епископов, Игнатия Антиохийского и Климента Римского, то очень заметна духовная разница во взаимоотношениях в первых церквях и в церкви 17 века. А тем больше эта разница заметна в современных церквях, в современных собраниях верующих.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО МЫ ДОЛЖНЫ ПОНЯТЬ И НАУЧИТЬСЯ ТАК ДУХОВНО ЗАБОТИТЬСЯ ДРУГ О ДРУГЕ, ЧТОБЫ КАЖДАЯ ИСПОВЕДЬ ПОРОЖДАЛА В ОТВЕТ ИСКРЕННЮЮ ДУХОВНУЮ ПЕЧАЛЬ О ГРЕШНИКЕ И ИСКРЕННИЕ СЕРДЕЧНЫЕ СЛЕЗЫ СОЖАЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ГРЕХ ЕЩЕ СИЛЕН В НАШЕМ БЛИЖНЕМ.

И тогда мы исполним заповедь Иисуса Христа, заповеданную ученикам, после омытия их ног: «Ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам (см. Ин.13:15)».

Вот мы и подошли к ответу на третий вопрос, вернее ответ теперь сам вытекает, как логическое продолжение начатой мысли.


ПОЧЕМУ ТОЛЬКО СОВЕРШИВ ОМОВЕНИЕ НОГ СВОИМ УЧЕНИКАМ, ИИСУС ХРИСТОС ВЗЯЛ, БЛАГОСЛОВИЛ И ПОДАЛ УЧЕНИКАМ ХЛЕБ И ЧАШУ, И ЗАПОВЕДАЛ ИМ, ЦЕРКВИ, СОВЕРШАТЬ ВЕЧЕРЮ.

После исповедей и совместных молитв, КОГДА ВЕРУЮЩИЕ УЖЕ СВЯЗАНЫ НЕЗРИМЫМИ НИТЯМИ ЛЮБВИ И ВЗАИМНОЙ ЗАБОТЫ, можно и даже нужно, собравшись всем вместе, приступать к Вечере Господней, к причастию.

Причаститься Крови и Плоти, чтобы уже не своей силой, а силой Христовой благодати обрести исправление души от грехов. Той силой благодати, что уготована была для нас еще на первой Вечере в Иерусалиме. Ибо мы через взаимное исповедание и ходатайственную молитву друг за друга, уже действенно исполнили заповедь Христову об очищении друг друга и о взаимной любви.

Ведь не напрасно именно о любви говорится в Священном Писании перед началом описания Вечери Господней.

Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], ВОЗЛЮБИВ СВОИХ СУЩИХ В МИРЕ, ДО КОНЦА ВОЗЛЮБИЛ ИХ. (Иоан.13:1)

И не напрасно о любви же заповедал Иисус Христос по окончании Вечери Господней.

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. (Иоан.13:34)

И вот, омытые исповедью и взаимной любовью, души, через Божью благодать обретут новую духовную силу, новую духовную жизнь. И каждую сокрушенную и очищенную душу, Господь возлюбит, и Отец возлюбит … и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Иоан.14:23).

ИМЕННО ДУХОВНОЙ АТМОСФЕРОЙ ВЗАИМНОЙ ЛЮБВИ И ЗАБОТЫ ЦЕРКОВЬ ПРИГОТОВЛЯЕТ СЕБЯ К ПРИНЯТИЮ ВЕЧЕРИ ГОСПОДНЕЙ. ТОЛЬКО В ТАКОЙ ДУХОВНОЙ АТМОСФЕРЕ УЮТНО ПРИСУТСТВОВАТЬ ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ И ВЕЧЕРЯТЬ С НАМИ.

Хотелось бы на этих прекрасных словах завершить рассказ о духовной тайне омовения Иисусом Христом ног учеников. Но Дух Божий побуждает меня напоминать и о том, что может принести НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАПОВЕДИ ХРИСТОВОЙ об исповедании грехов и совместном очищающем молитвенном ходатайстве в церкви, к чему может привести несоблюдение заповеди Христовой о любви; несоблюдение именно при причастии, именно на Вечере.

Вечеря Господня, причащение, совершаемое духовно неправильно может принести верующему и даже всей церкви, вместо благословения, осуждение Божие.

В Священном Писании описан один такой пример - пример Коринфской церкви. И теперь, на фоне истинного подхода к Вечере Господней, еще более греховно, еще более кощунственно выглядит то, что увидел в Коринфской церкви Апостол Павел, когда писал: «Вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню (см. 1Кор.11:20)».

Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. (1Кор.11:20-22)

Хочу обратить ваше внимание на еще одну черту, описанную во взаимоотношениях среди членов Коринфской церкви и отмеченную, и осужденную Апостолом Павлом в том же послании.

Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние … И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. (1Кор.5:1,2)

Всё это, как мы понимаем, полная противоположность заповеданному Иисусом Христом: «Как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга». Да, в той церкви всё было не так, как надо. Вместо покаяния и исповедания грехов, и совместного подвизания против них пред Богом - попустительство грехам, своим и чужим. Вместо истинной сердечной заботы друг о друге и любви – эгоизм и взаимное пренебрежение, унижение немощных и слабейших.

И еще раз напомню, какой плод получили те верующие вместо благословения и очищения Господня.

Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. (1Кор.11:29,30)

Какие, если вдуматься, страшные слова сказаны нам, Христианам, в этих стихах: «Если недостойно принимать Вечерю Господню, то станешь еще более немощным, еще более больным и даже можешь совсем умереть: и духовно и физически».

К сожалению и сейчас проблемы, что были при Вечере в Коринфской церкви, остаются насущными. Может быть не в такой острой форме, но весь спектр духовных проблем, отмеченных Апостолом Павлом, существует в церквях различных Христианских деноминаций.

Да, в Русской Православной Церкви существует правило обязательной исповеди перед Причастием. Но это уже стало больше правилом, больше религиозным обрядом, включающим в себя четкий ряд действий: взять пост, вычитать Правило ко причастию, затем служба исповеди при священнике, и наконец (лучше на следующий день) отстоять воскресную службу и причаститься. Внешне вроде всё правильно, вот только, к сожалению, не вижу я взаимного единства любви и заботы верующих друг о друге при этих причастиях. Верующие, встав в очередь и причастившись, чаще всего даже и не знают людей стоящих перед ними и за ними. И, что самое плохое, вижу, что даже и знать не хотят.

В Протестантских церквях исповедь и взаимная очистительная молитва, как правило, вообще не связаны с Вечерей Господней. Правда в некоторых церквях практикуется обряд омовения ног, но как физический обряд: без понимания его духовной сути и, соответственно, без достижения её.

Да, братья и сестры во Христе, мы, к сожалению, уподобились фарисеям в сем служении и великом таинстве Вечери Господней. Фарисеям, о которых сказал Иисус Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и ОСТАВИЛИ ВАЖНЕЙШЕЕ в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять (Матф.23:23)».

Поэтому давайте будем испытывать себя, исследовать свои сердца. Будем исповедоваться друг перед другом и возлюбим друг друга так, чтобы грех ближнего стал воистину и нашей болью и нашим плачем пред Господом. Давайте учиться любить друг друга так, чтобы предстоять пред Богом на Вечере не разрозненной группой людей, а единой братской семьей, как заповедал нам Господь и как молился Он Отцу о нас.

Заповедь новую даю вам, ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. (Иоан.13:34)

И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они БЫЛИ ОСВЯЩЕНЫ ИСТИНОЮ. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и ОНИ ДА БУДУТ В НАС ЕДИНО, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: ДА БУДУТ ЕДИНО, КАК МЫ ЕДИНО. Я в них, и Ты во Мне; ДА БУДУТ СОВЕРШЕНЫ ВОЕДИНО, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. (Иоан.17:19-23)

И в таком случае воистину Господь Сам пребудет среди нас на Вечере, и воистину эта Вечеря станет Господней. И тогда изольет Иисус Христос Свою силу и Свою благодать, и мы увидим, как чудесным образом начинают изменяться сердца наши. И мир Божий и радость неизреченная тогда исполнит наши души. И тогда каждое причастие станет для нас не просто причащением хлеба и вина, а истинным причащением Господа Иисуса Христа. Аминь!


P.S.
Когда эта статья была уже написана, у меня произошла беседа с одним верующим из Протестантской церкви. Мы уже давно знакомы, но давно не встречались: не пересекались пути-дорожки.
Разговорились о делах, о церквях. И я поделился с ним вышеприведенным духовным познанием, что без исповеди, без искреннего очищения сердца мы не можем истинно входить в присутствие Божие; и Господь Бог не будет среди нас, какой ритуал причастия мы бы не совершали.
После этого, он начал дебаты о словах Иисуса Христа: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». (Почему почти всегда так происходит - не понимаю - но если встретятся Христиане разных деноминаций, то обязательно один из них окажется задирой, и прикопается: мол, вы не так молитесь, не так причащаетесь … ?)

Придя домой, я постарался разобрать, что же на самом деле сказал тогдв Иисус Христос? Разобрать Священное Писание, как бы «с нуля»: максимально возможно отложив всякие авторитеты и прежние убеждения, и оставив только логику и здравый смысл.

Вот что у меня получилось:

Мф.26:26 «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: СИЕ ЕСТЬ ТЕЛО МОЕ» - в христианском мире существует два варианта истолкования этих слов Иисуса Христа: дословное и смысловое.

Сильной стороной дословного истолкования является то, что если рассматривать дословный перевод с древнегреческого этого места Писания, то будет: «Этот хлеб ЯВЛЯЕТСЯ Моим Телом». Но, у дословного понимания этого стиха Библии есть и существенные контраргументы. Ведь по логике, тогда получается, что Тело Иисуса Христа (или часть Его) не было распято на следующий день, а было съедено учениками накануне?

В свою очередь, у образного или косвенного истолкования слов: «Сие есть Тело Мое», есть не менее сильные, а думаю, даже более сильные аргументы. Если рассматривать слова Иисуса Христа в контексте к тому, что Он говорит далее: «Сие творите в Мое воспоминание (см. Лк.22:19, 1Кор.11:23)», и если помнить, что Иисус Христос называет хлеб Своей Плотью, находясь среди учеников в обычном теле (еще до распятия и воскресения в Прославленном Теле), то напрашивается смысловое, подспудное, иносказательное истолкование слов Иисуса Христа: «Этот хлеб ОБОЗНАЧАЕТ Мое Тело».

Если обратиться к Священному Писанию, то мы найдем множество примеров, где слова Иисуса Христа нужно истолковывать не прямо, а косвенно, образно. Например: «Я есмь хлеб жизни (см. Иоан.6:48)», или: «Я есмь дверь (см. Иоан.10:9)», или: «Я есмь лоза, а вы ветви (см. Иоан.15:5)». Как видим, во всех этих случаях Иисус Христос не отождествляет Себя ни с какими конкретными хлебами, дверьми или лозой.

И еще один, думаю немаловажный аргумент: читая Апостольских отцов 1-2 века, я нигде не читал что Иисус Христос при Евхаристии, через пресуществление превращается в хлеб и вино.

Вот, если бы Иисус Христос, после Своего воскресения, когда предстал перед учениками в прославленном Теле, дал эту заповедь: «Сие есть Тело Мое», и при этом сотворил хлеб, отделив его от Плоти Своей, или, хотя бы, преобразовав хлеб учеников, тогда Его слова имели бы только однозначное истолкование: «Этот хлеб является Моим Телом». Тогда никаких споров не было бы насчет пресуществления – тайного, невидимого преображения хлеба в Плоть. Но в Священном Писании сказано так - как сказано.

Поэтому, лично для меня более предпочтительно, смысловое, образное толкование слов Иисуса Христа в этом стихе: «Этот хлеб обозначает Мое Тело».

А вообще, если мы примем второй вариант истолкования слов Иисуса Христа: «Этот хлеб обозначает Мое Тело», что от этого принципиально изменится?

Означает ли второй вариант истолкования, что Иисус Христос реально, лично не присутствует на евхаристии в церкви? Отнюдь, не означает! Наоборот, такое истолкование тоже подтверждает, что Иисус Христос будет лично присутствовать на евхаристии, ведь Он сказал: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (см. Матф.18:20)». Второе истолкование просто снимает ограничения первого истолкования, что Иисус Христос может реально присутствовать на евхаристии только в виде пресуществленного хлеба и вина, и никак иначе.

ИИСУС ХРИСТОС, ХОТЯ И НЕВИДИМО, НО РЕАЛЬНО ПРИСУТСТВУЕТ НА ЕВХАРИСТИИ В ЦЕРКВИ, ПРИ ЛЮБОМ ИСТОЛКОВАНИИ СЛОВ МФ.26:26.

Но согласитесь, то, каким образом Он это делает: то ли через пресуществление, то ли напрямую воздействуя Духом Святым на наш дух, или еще каким образом – это уже не столь важно. Важно, что Иисус Христос реально присутствует на Вечере Господней - присутствует, как это было и тогда.

Хотя мы должны понимать и то, что слова, сказанные ученикам на вечере, совсем не означают, что Иисус Христос обязательно будет присутствовать на обряде (уточняю, обряде) евхаристии, даже в том случае если на нее соберутся бездуховные религиозники и поп (я умышленно использовал слово «поп», чтобы показать разницу с истинно верующим Православным священнослужителем) формально выполнит все этапы (слова и движения) евхаристии. Мы должны помнить, что Иисус Христос обещал, что пребудет, если соберутся во Имя Его, ученики Его. То есть, Иисус Христос пребудет там, где искренне, всем сердцем будут искать Его и жаждать слова и воли Его.


Небольшое отступление от темы:
НЕМНОГО РАССУЖДЕНИЙ О ТАИНСТВАХ.

Рассматривая споры о таинствах, происходящие между различными христианскими деноминациями, я все более и более прихожу к выводу, что это спор двух глухих: оба с ожесточением орут, и при этом о том, что говорит другой, никакого представления не имеют – только свои домыслы о словах оппонента.

Хотя, при этом, и католики, и православные, и протестанты (кроме крайне радикальных) признают, что Сам Господь Бог установил в Церкви таинства. Снисходя к нашей слабости в познании Бога и понимании Его слова, Иисус Христос установил таинства: то есть, снабдил Свои слова видимыми и осязательными знаками. Подобно тому, как ранее Господь Бог снабдил Закон религиозными обрядами; подобно тому, как ранее Иисус Христос проповедовал в притчах.

Да, ВСЕ ХРИСТИАНСКИЕ ДЕНОМИНАЦИИ ПРИЗНАЮТ ТАИНСТВА, как знак благодати Божией, выраженный и утвержденный Богом.

Различие же между православными и протестантами во второстепенном: первые делают акцент на способности таинств передавать благодать, а вторые – на способности таинств подтверждать и передавать духовные обещания Божьи. Хотя, при этом, и православные и протестанты признают и принимают все аспекты таинств: и передачу благодати, и разъяснение и подтверждение Божьих обетов верующим.

Ради чего весь сыр бор? Ведь важно то, что Господь реально присутствует и реально действует!

И второе, ради чего идут нескончаемые споры - это сколько таинств установил Господь. Что крещение и евхаристию (мессу, причастие, Вечерю) установил Иисус Христос – об это никто не спорит. А о покаянии, миропомазании, рукоположении, соборовании больных и бракосочетании идут споры. И при этом, собственно, о чем спорят?! Спорят о том, признавать ли эти обряды таинствами?

Спорят и при этом во ВСЕХ ЦЕРКОВНЫХ ДЕНОМИНАЦИЯХ исполняют установившимся образом все эти обряды (или таинства): и покаяние, и миропомазание, и рукоположение, и соборование, и бракосочетание.

Не пойму, если Господь Бог отвечает и православному церковнослужителю, и протестантскому церковнослужителю на их молитву и помазание елеем больного – чего спорить и угрызать друг друга? Ведь, получается, что Самому Господу не важно, как мы называем (таинством или обрядом) то, что делаем по слову Его: лишь бы было по вере и по любви.


И, всё-таки, я желаю, чтобы Господь пребыл среди нас! Среди всех нас. Очень этого желаю.
И молю Духа Святого совершить в нас такую работу, чтобы не по одеяниям, не по религиозным словам, а по сердечной теплоте, по любви, люди видели, что в нас действительно пребывает Иисус Христос. Аминь!



Мир Вам!

Погребняк Н. 

http://www.foru.ru



Количество просмотров 5967
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна