Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

Истина в обвертке религии

В духовной жизни человечества невозможно найти феномен, который на протяжении всего его земного существования играл бы более весомую роль, чем религия. Человек и общество безнадежно религиозное. К этому выводу приходишь, когда смотришь на возрождение церкви и религиозного сознания в нашем украинском обществе. Религиозное стремление не смогла сломать советская власть со своим агрессивным атеистическим мировоззрением. Напротив, после десятилетий религиозного вакуума толчок к религии был таким сильным и огромным, что человек не имея необходимых знаний приходил к любой религии или культу, который был по близости. Хотя это мог бы быть и деструктивный культ, или секта.


Религия была и является решающим мотивом и импульсом во многих социально-исторических движениях и процессах. Здесь можно вспомнить и религиозную реформацию князя Владимира в Киевской Руси (ІХ ст.), благодаря которой молодое славянское государство становится государством Европейского уровня и имеет влияние на многие народы. Здесь можно вспомнить и протестантскую реформацию Мартина Лютера, которая привела к становлению национальных государств Европы и Северной Америки и, по мнению Г. Вебера, привела эти страны на новый экономический уровень достатка.

Религия есть везде. Нет ни одного народа, относительно которого было бы неопровержимо доказано отсутствие религиозных убеждений. К такой точке зрения принадлежал В. Вернадский. Немецкий философ Гегель отмечал, что каждый человек внутренне связан с религией. А психолог Е. Фромм подчеркивал, что нет ни одного человека, который бы не чувствовал потребности в религии. И это понятно, если допустить, что Вселенную и самого человека создал Бог. Из другой стороны религия, это поиск запредельного, понимание того, что жизнь не заканчивается смертью и что есть нечто за пределами материального мира. 

Человек является религиозным существом и он не может оставаться без религии и духовного поиска. Религиозные искания – это то, что отличает человека от других живых существ. Животные похожи на человека в том, что и они могут в разной степени проявлять творческие способности, эмоции, интеллект и даже чувство юмора. Однако стремление познать что-то более высокое, найти смысл жизни и надежду за пределами нашего повседневного существования свойственно только человеку. 

Можно отрицать важность подобных исканий, но это приведет лишь к лишению смысла жизни и к отчаянию. Именно об этом и говорит Бертран Рассел - «если с самого начала не допустить существования Бога, то вопрос о смысле жизни становится бессмысленным». Интересно, что сам Бертран Рассел не был верующим и религиозным человеком, но он понимал, что без религиозного понимания человеческое существование абсурдно и приводит к отчаянию. 


1.Феномен религии

Понятие «religio» (от лат.) несет в себе идею возвращения, обдумывания, созерцания и страха и таким образом характеризовал богобоязненность, страх и почтение Бога (богов). Раннехристиянский мыслитель Лактанций (прибл. 250 - после 325 г.) считал, что это слово происходит от латинского слова «religare» и значит - вязать, связывать, привязывать, а относительно религии это значило связь с Богом, служение Ему и повиновение через благочестие.

Современные словари толкуют это слово, как набожность, святыня, предмет культа. То есть, религия - это то что принадлежит к святому, сакральному, божественному.
Из другой стороны, религия имеет набор правил, канонов и законов. Она имеет Святое Письмо, которое и регламентирует ее жизнь и деятельность. В этом плане религия рассматривается как культ, направленный на взаимосвязь с Богом. Но эта взаимосвязь имеет мистическое и иррациональное содержание. В этом плане, религия и ее опыт рассматриваются как феномен и как сложное явление, синтезирующее догму и опыт, мистику и ум, традицию и откровение в один поток жизни, где в центре встает Бог, с которым соприкасается человек.

2. Истина. Ее религиозное восприятие

По определению словарей, истина – это точное соответствие реальности /Ожегов – адекватное отображение объективного/. Исходя из этого определения, истина вторична, а реальность (объективное) первично. 

Такое определение, часто не устраивает человека. Потому что истина как вторичное, никого не интересует. Человека интересует первичное. Здесь же истина вторична и следовательно является только отображением, тенью, восприятием, отражением… «Коперниканский» прорыв Э. Канта в области познания привел к тому, что истина вообще воспринимается, как моделируемые и конструируемое понятие!
Что же тогда истина в религиозном смысле? Религия относится к истине весьма уважительно и благоговейно. В христианской религии истина – это Сам Бог. «Я есмь … истина» (Ин.14:6). Поэтому в этом плане, религиозное восприятие истины совершенно и качественно другое. Для верующего истина не может быть чем-то вторичным. Она всегда первична, ведь – это сам Бог. В этом плане, истина не воспринимается как некая правильная информация, или только критерий. Истина имеет личностный аспект! Если Бог и есть сама истина, а Он личность и больше чем-то о чем ты можешь помыслить. То об истине в религиозном контексте невозможно говорить, как о чем-то познанном или завершенном. Всегда есть недовершенность познания истины, ее таинственность, загадочность, парадоксальность. Здесь уже невозможно говорить о конструировании истины, о ее моделируемости. Здесь можно говорить только о ее познании и ощущении, и здесь срабатывают совершенно другие категории: личностный аспект, внутренний мир, проецирование и т.д.

Общие выводы

Интерес к религии по-прежнему не спадает, вследствие того, что религия является неким соприкосновением с миром таинственным и мистическим. В этом плане, истина с точки зрения религии, приобретает совершенно другой – божественный оттенок. Истина уже не просто набор правильной информации или критерий, а сам Бог! И поэтому, что познать истину, необходимо познать Бога. 

В вопросе познания религиозной истины много подводных камней, ведь не все так просто. Мировоззренческий аспект, богословский, философский – все это существенно влияют на наше восприятие Бога, с которым имеем общение.

Ясно одно, что восприятие истины в религиозном смысле выводит нас на новый уровень познания, где главным показателем является личностный, а в отношении Бога – мистический элемент, преломленный через опыт конкретного человека.


Опубликовано в  блоге Константина Тетерятникова, координатора «Школы Без Стен»



Количество просмотров 4338
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна