Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

Избрание - безусловное или обусловленное?

Еф. 1 гл. 4-5 ст. – «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтоб мы были святы и непорочны перед Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли своей»

Избрание, о котором говорит Апостол Павел в послании Ефесянам в 1 гл. 4 стихе, на мой взгляд, основывается на безусловном выборе Бога. Хотя сам текст не говорит об этом и вообще не дает намека ни одной из противоположных сторон, но к выводу о безусловном выборе Бога приходишь на основании других библейских текстов, пересекающихся с идеей избрания.
Проблема данной дискуссии заключена в том, что в Писании мы не встречаем прямых текстов, подтверждающих правильность той или иной точки зрения. Вопрос о том, на чем основывается избрание, касается больше систематического богословия, нежели библейского. Разница в том, что библейское богословие основывается четко на тексте и не пытается строить логическую и последовательную систему (в итоге, может оказаться противоречивой системой). В то время, как систематическое богословие пытается примирить между собой разные библейские доктрины в одну последовательную систему.

1. Избрание обусловлено Божественным предвидением выбора человека

Начнем с анализа противоположной точки зрения: что избрание зависит от предвидения Богом выбора человека. Если это так, то здесь необходимо согласиться, как минимум с двумя предпосылками: во-первых, Бог зависит от человеческих решений, а сам человек является независимым существом, а во-вторых, человек имеет свободную, не подверженную грехом волю, благодаря которой он может принять самостоятельное, объективное решение. Ясно, что эти две предпосылки не выдерживают критики. Бог не зависит от человека, а напротив, человек зависит от Бога. Учитывает ли Бог волю человека? Только если Бог сам захочет ее учитывать. И второй момент, человеческая свобода уже перечеркивает само существование Бога. Или другими словами, если Бог есть, человек уже не свободен… Да и как может быть свободным полностью подвластное Богу существо, которое даже дышать без Бога не может? Идея о том, что Бог зависит от человеческих решений, крайне гуманистична и ошибочна. Бог может учитывать человека и его волю, но Он от нее не зависит, как бы нам этого не хотелось.

Человеческая воля, как и весь человек, полностью испорчена и искажена. Человек непокорен Богу и не может на самом деле правильно реагировать на добро и Бога. Если же говорить о том, что свободная воля касается того, что человек самостоятельно принимает решение, то тогда как можно понять другой текст из Ефесянам (Еф.2 гл.), где говорится, что человек мертв духовно, и для того, чтобы ему ожить, необходимо милосердное вмешательство Бога по воскресению человека из духовно мертвого состояния.

Другими словами, точка зрения, что Бог основывает избрание на предвидении выбора человека, является просто не состоятельной, потому что не подкрепляется текстом Писания и противоречит основным положениям библейского богословия в области теологии, антропологии и хамартиологии.


2. Идея о безусловности избрания Бога

Идея о безусловности выбора Бога основывается на библейском богословии, касающегося Бога, человека, греха, спасения и пытающаяся выстроить четкую и логически-последовательную систему.
Суть безусловного выбора Бога заключается в том, что избрание – это независимое решение Бога для спасения некоторых. Хотя проблемой этого тезиса является то, что из него вытекает, что следовательно, если Бог избрал одних для спасения, то другие избраны для погибели (или определены для погибели). Поэтому здесь нужно говорить не о безусловном избрании некоторых, а вообще о безусловном избрании…
Идея безусловного избрания подразумевает, что Бог любит человека и желает спасти его от вечной погибели. Другими словами, если человек погибает – тонет на реке или находится в горящем доме и задыхается от дыма, бессмысленно у него спрашивать, помогать ему или нет. Здесь ясно, человека нужно спасать! Бог спасает, а не предлагает спасение. Что же предлагает Бог? А Он предлагает образ жизни послушания Ему, а это уже другое, что с трудом соглашается человек, ходит ли он в церковь на протяжении нескольких поколений, или же он пришел в нее первый раз.

Идея безусловного избрания основывается на Божьем суверенитете и желании. Почему Бог захотел и избрал? На этот вопрос нет ответа. Точнее этот ответ подразумевает только одно – потому что полюбил (и здесь трудно согласиться с примитивным арминианским ответом – потому что увидел что я покаюсь и останусь верным Ему до конца своих дней).

Идея безусловного избрания подчеркивает библейское учение об испорченности человека вследствие греха и то, что спасение – это исключительно Божье дело (на основании Еф.2:1-5). Т.е. человек не способен принять Божий дар любви и спасения самостоятельно, потому что он духовно мертв! Мертвец не слышит и не реагирует, а способность к оживлению от него не зависит. Для того, чтобы мертвец заговорил и поднялся из гроба, его необходимо воскресить. Вот здесь то и не срабатывает арминианская идея в отношении способности человека самостоятельно выбирать, следовать ли ему за Богом или нет! Как духовный мертвец может выбирать? Следовательно, духовно мертвому человеку необходимо духовное воскресение из мертвых от Самого Бога. И когда Бог духовно оживляет человека, он видит всю падшесть своего погибельного состояния, обращается к Богу с молитвой покаяния и веры, уповая только на Своего Спасителя.
Как Бог воскресает духовных мертвецов? Посредством Своего Слова (Слово Божье имеет силу духовно оживить человека).

Теперь вопрос к «суверенной» человеческой воле. Действительно ли она «суверенна» и так свободна? На самом деле, изучая человеческую природу, можно сказать, что человеческий выбор (человеческая воля), это то, что чаще всего человек осуществляет на основе множества факторов, влияющих на него и от которых он зависим. Здесь нужно говорить не о свободной воле или выборе, а об ответственности за уже сделанный выбор! Да человек выбирает, но не потому что он свободен, а чаще всего, потому что не свободен, или зависим от чего-то. Часто человек выбирает вопреки своей воле или потому что он понимает, что его выбор бесполезен или же разрушителен, но он тем не менее выбрал… Поэтому в этом сложном вопросе, нужно всегда уточнять в отношении человеческой воли. А значит, если человеческая воля настолько слаба, то как тогда Бог мог дела спасения человечества сделать зависимым от человеческой воли. Это абсурдно!


Опубликовано в  блоге Константина Тетерятникова, координатора «Школы Без Стен»



Количество просмотров 2449
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна