Радость - удел смренных сердцем
Некто из древних мудрецов сказал: «Поймай
для человека рыбу и накорми его - и сегодня он не умрет от голода. Но научи
человека ловить рыбу - и он никогда не будет голодать».
Я могу рассказать, как прекрасно жить в любви Христовой, сколько радости
приносит общение с Богом и церковью, но так и не упомянуть главного. Я могу
рассказать, как научиться радоваться по-христиански, но не открыть секрета,
откуда берется это чувство. И сегодня дома на своих постелях вы будете
размышлять о том, как чудно радоваться каждому новому и уходящему дню, но
просыпаться в гнетущем состоянии уныния и безвыходности.
Радость, как и другие плоды христианского образа мышления,– это результат
нашего послушания голосу Духа Святого, это приз за наше смирение и послушание.
Чтобы научиться радоваться по-христиански, необходимо научиться мыслить, как
христианин.
Радость - это восхищение, восторг, наслаждение в жизни. Она глубже, чем боль
или удовольствие. С библейской точки зрения, радость не ограничена внешними
обстоятельствами. Радость - это Божий дар. И, как все остальные духовные дары,
её можно испытывать даже при чрезвычайно сложных обстоятельствах, как это
получалось у тех христиан, которые находились в нужде, но при этом находились
не только сами в душевном равновесии, но были поддержкой и для других. Радость,
невзирая на экономический кризис, – вот цель нашего поиска.
Но о какой радости сегодня пойдет речь? Если бы я спросил сейчас, что для вас
означает слово радость, то многие сказали бы, что это чувство удовлетворения,
приподнятое настроение и положительные эмоции.
Мы хотим, чтобы радость сопровождала нас всегда и во всем, что мы делаем. Мы
мечтаем просыпаться с этим чувством и засыпать в его присутствии. Нам хочется,
чтобы любое дело, которое бы мы начинали, делалось с радостью. Радость не есть
самоцель нашего существования. Это всего лишь состояние, в котором мы живем,
среда обитания нашего бытия. Апостол Павел, который находился в тюрьме и был
ограничен в общении и передвижении, пишет своим братьям и сестрам на свободе:
«Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не
тягостно, а для вас назидательно».
Настоящая христианская радость – это не веселие и приподнятое настроение, а это
особый взгляд на жизнь и ситуации, которые она подкидывает, это философия
жизни. И основой для этого являются особые отношения с Богом, поскольку радость
берёт начало в Самом Боге и "течёт от Него". "Бог же надежды да
исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого,
обогатились надеждою», - пишет апостол Павел. Радость - это не отдельное или
случайное последствие веры, но неотъемлемая часть отношений человека с Богом.
Полнота радости приходит тогда, когда в жизни человека есть глубокое осознание
присутствия Божьего.
Из этого осознания проистекает сильное желание делиться тем, что переживаешь, с
другими.
Если быть точным в определении, то источником нашей радости является верность
Божья, Его благословения, милости и дары. "И возрадуются все, уповающие на
Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут
хвалиться Тобою любящие имя Твое " (Пс. 5:12). Сейчас мы посмотрим на
некоторые из них.
Радость
спасения
Как переживание радости, так и её выражение связаны с могущественными делами
Божьего спасения, с Божьим законом и с Божьим Словом. Основой наших отношений с
Творцом есть не наше благоугодное хождение перед Ним, а тот искупительный труд,
который Он, Бог, вел с первого дня человеческого грехопадения. Он избавил нас
от Своего гнева, и простил нам наши прегрешения, которые тяготели над нами и
лишали радости жизни.
«Придите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего», - пишет
псалмопевец (Пс. 94:1). А апостол Павел в своем послании хвалит колоссян:
«…благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол. 1:12-14). В
этом отрывке апостол вкратце передает все, что мы обрели в смерти и воскресении
Христа: Он призвал нас стать участниками Его торжества, вывел нас из власти
«тьмы», ввел в царство Сына, простил грехи.
Радость спасения не зависит от внешних обстоятельств и трудностей бытия. Это
свершившийся факт милости Божьей по отношению к нам. Поэтому человеку, любящему
Бога, сложно утратить эту радость. Это то, что находится с ним всегда, и никто
не сможет отнять этого у него. Аввакум поэтому и пишет: « Хотя бы не расцвела
смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не
дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и
тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв.
3:17,18).
Но начало свое это благословение берет от работы Духа Святого. Павел так и
пишет: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии» (Рим.
8:16). Радость подобного происхождения никогда не перестает и будет с нами
всегда.
Радость
общения
Общение приносит радость. Есть радость в том, когда видишь христиан в общении.
Ни для кого нет мира и радости там, где разрушены человеческие взаимоотношения
и царит вражда. Нет милее зрелища и большей радости, чем семья, связанная
любовью друг к другу. Нет более приятного зрелища и большей радости, чем видеть
церковь, члены которой являются одним целым друг с другом, потому что они - одно
целое со своим Господом. Павел пишет: «... то дополните мою радость: имейте
одни мысли; имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Фил. 2:2).
Что приходит вам на ум, когда вы слышите слово "общение"? Чаевничание
после церковного собрания? Разговоры в фойе после богослужения? Выезд молодежи
за город?
Это прекрасно, когда в наших взаимоотношениях с кем-то мы не имеем ничего,
кроме радостных воспоминаний, как это было у Павла с христианами в Филиппах.
"И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и
радости в вере" (Фил. 1:25).
Изначально Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному», потому что в общении
Бог заложил важную функцию перераспределения знаний, любви, веры и надежды.
Если у кого-то чего-то в избытке, то он дополнит ущербность ближнего, тем самым
способствуя духовному балансу.
Тесное общение с Евангелием, через церковь открывает нам больше и больше Иисуса
Христа как единственный живой закон для Его Церкви и дает возможность говорить
Господу с нами.
Христианское общение имеет два измерения: вертикальное и горизонтальное.
Вертикальное измерение общения описал Иоанн: "...наше общение - с Отцем и
Сыном Его, Иисусом Христом" (1 Инн. 1:3). Именно общение делает человека
христианином. Иоанн дает точное определение того, кто есть христианин. Человек,
который не находится в общении с Отцом и Сыном, каким бы благочестивым и
набожным он ни был, не является христианином.
Горизонтальное измерение общения - это постоянное участие в жизни друг друга,
привычка давать другим и получить от них. Общение возникает там, где хотя бы
два христианина, желающие помочь друг другу в познании Бога, делятся теми
знаниями о Боге, которыми сами обладают. Это может происходить по-разному:
через проповедь, через совместную молитву, в личных беседах, через групповое
изучение Библии, в разговоре супругов за обедом или друзей у костра. Но в
каждом случае происходит одно и то же: слова братьев-христиан помогают нам
вновь ощутить присутствие и силу Господа, узнать Его по-новому. Ведь обещание
Христа "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них"
относится к совместному поклонению не меньше, чем к неформальному общению, и
исполняется на воскресных утренних и вечерних собраниях в такой же степени, как
и при встрече двух или трех христиан, которые решили поговорить о духовных
вопросах.
Радость
наследия
Пожалуй, самый яркий мотив христианской радости есть упование грядущей Славы
Божьей. Я верю, Бог хочет, чтобы Его дети были счастливы и наслаждались жизнью,
хочет, чтобы мы жили в мире с Ним и с собой. Его любовь говорит нам, что для
христианина беспокойство не может считаться нормальным умонастроением. «Не
бойся, малое стадо! - говорит Иисус Своему народу, - ибо Отец ваш благоволил
дать вам Царство» (Лк. 12:32).
Христос Дал обетования Своего Второго Пришествия. Различные описания
возвращения Христа показывают, что оно произойдет в славе и будет полной
противоположностью скромному и смиренному характеру Его первого появления на
земле. Первое Пришествие было первой степенью уничижения Христа - Второе
Пришествие станет высшей степенью Его величия. Он придет на облаках с великой
силой и великой славой (Мф. 24:30; Мк. 13:26; Лк. 21:27). Он придет в
сопровождении ангелов, и о Его пришествии возвестит глас архангела (1Фес.
4:16). Он воссядет на престоле славы Своей и будет судить все народы (Мф.
25:31-46). Ирония этой ситуации заключается в том, что Тот, Кто был судим и
осужден в конце Своего первого пребывания на земле, станет Судьей над всеми при
Своем Втором Пришествии. Понятно, что Он будет победоносным, славным Господом
над всем. В послании к Ефесянам Павел молит Бога, чтобы Он открыл духовным очам
прихожан, какую славу и наследство приготовил Бог Своим верным. «Посему и я,
услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно
благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа
нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к
познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит
надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».
Очень часто мы лишаемся радости потому, что теряем некоторый материальный
комфорт. Но ее невозможно утратить, когда знаешь, что Бог приготовил для нас в
грядущем веке.
Один поэт сидел как-то вечером на крыльце своего дома, склонившись над какой-то
посудиной. В это время прохожий проходил мимо.
— Что ты там делаешь? — спросил он.
— Рассматриваю отражение Луны в чане с водой, — последовал ответ.
— Ты, что, хочешь сломать себе шею? Почему ты не смотришь на Луну прямо?
Представление человеческой радости — неадекватное отражение реальности. Человек
думал, что знает, что такое Тадж-Махал, ибо ему показали кусок мрамора и
сказали, что Тадж — это собрание подобных кусков. Другой человек был убежден, будто
знает, что такое Ниагарский водопад, потому что видел ниагарскую воду в ведре.
Невозможно судить о христианской радости, не зная Бога и Его мудрого плана по
отношению к человеку. Невозможно обрести постоянную радость, минуя Того, Кто
неизменен и постоянен.
http://www.istina.info/article.php?i=150&a=999
www.mirvboge.ru
www.gazetaprotestant.ru