Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

Непредсказуемый Иисус

Когда мы читаем Евангелия, нас поражает нависшая над нами монументальная фигура, которая на каждом шагу выводит нас из состояния душевного равновесия, то приводя в восторг, то повергая в отчаяние, одновременно и утешая, и глубоко беспокоя. В то время как мы будем исследовать ум Иисуса, раскрывающийся в Его беседах с людьми Его времени, нам следует держать в голове одну мысль: все, что Иисус делал и говорил, когда жил среди нас, было совершенно неожиданно.

Неожиданные свойства Его ума начинают проявляться уже в возрасте двенадцати лет, когда в течение нескольких дней Он изумлял раввинов в Иерусалиме Своим «разумом» (Лк. 2:47). Вскоре после этого (по тексту, не в жизни) Он проявил глубочайшую проницательность, используя слова Писания в Своих ответах сатане (Лк. 4:1-13).

Иисус был не просто умным ребенком; раввины не стали бы тратить на Него свое время, если бы Он был просто умным мальчиком. Знание Писаний в сочетании с сердцем, настроенным на выполнение воли Отца, помогли преодолеть самые хитроумные уловки сатаны, направленные на то, чтобы помешать Ему исполнить Свою миссию.

Мог ли Иисус согрешить? Многие задавались этим вопросом. Ответ Уилларда прост и, я думаю, попадает точно в цель. Да, Иисус мог согрешить, но не сделал этого, потому что был слишком умным. Его нельзя было провести. Подумайте сами: зачем Ему нужно было грешить? Грех не освобождает человека. Он связывает его.

В самом начале Своего служения Он пришел в Свой родной город Назарет и, как положено, отправился в синагогу на субботнее богослужение. Ему дали свиток для чтения; Он нашел шестьдесят первую главу Книги Пророка Исайи и прочитал первые два стиха. Затем Он возвратил свиток служителю и сел учить (что вполне нормально), после чего заявил, что стихи, описывающие служение Мессии, говорят о Нем. Сначала Его земляки не осознали того, что Он сказал: сначала они отзываются о Нем доброжелательно. Но затем, подумав немного, они приходят в недоумение: не Иосифов ли это сын?

Иисус, словно для того, чтобы шокировать их еще более, цитирует старую притчу: «Никакой пророк не принимается в своем отечестве». Затем Он уподобляет Себя двум величайшим еврейским пророкам - Илии и Елисею. Их также отвергли соотечественники, но приняли чужеземцы: одного в Сидоне, другого в Сирии.

Нам нужно попытаться понять, насколько шокирующим было это заявление. Представьте себе, например, молодого израильского политика, который объявляет в кнессете, что он является долгожданным Мессией и что если другие политики не верят в это, он обратится со своим заявлением в Организацию освобождения Палестины.

Или представим другую ситуацию, в христианском контексте. Молодой студент колледжа приезжает домой на летние каникулы и объявляет в своей баптистской церкви, что он,   во-первых, Иисус, вернувшийся на землю, как и обещал две тысячи лет назад, и, во-вторых, если его соседи не поверят ему, он отправится в близлежащий центр Международного общества сознания Кришны; там ему поверят.

Тогда мы поймем, почему «все в синагоге исполнились ярости». Люди пришли в такую ярость, что погнали Иисуса вон из города и готовы были сбросить Его со скалы, если бы Он не прошел сквозь толпу и не покинул их.

Снова и снова мы слышим, как Иисус говорит и делает совершенно неожиданные вещи, часто оскорбляющие чувства окружающих. Он позволяет блуднице помазать миром Свои ноги и в то же время рассказывает хозяину-фарисею, у которого сидит в гостях, умную историю,, из которой явствует, Что блудница прощена, а он, хозяин, не получил прощения (Лк. 7:36-50).

Когда члены Его семьи попытались повидаться с Ним, но не смогли войти в дом из-за толпы, окружавшей Его, тогда Он сказал, что Его ученики, которых Он уже избрал, заменяют для Него и мать, и братьев (Лк. 8:19-21). Он говорит, что для того чтобы быть Его последователем, человек должен «возненавидеть отца своего и мать, и жену и детей, и братьев и сестер, а притом и саму жизнь свою» (Лк. 14:26). Он исцелял людей, оправдывал Свои действия исполнением закона и отвергал строгое следование правилам субботы.

 Кроме Его отношения к субботе, те случаи, что я перечислил, в большей степени открывают нам Его поразительный характер, а не мышление. Но в отношении к субботе склад ума Иисуса проявляется с большей очевидностью. Теперь давайте рассмотрим способы, с помощью которых Иисус доказывал Свою точку зрения: 1) аргументы a fortiori; 2) аргументы на основании фактов; 3) рассуждения в диалогах и спорах с другими людьми; 4) экзегеза Писаний и 5) притчи.

Аргументация a fortiuri

Иисус часто утверждает что-то, применяя метод аналогии, а конкретнее, используя то, что технически называется аргументом «тем более». Аргументация a fortiori, как правило, развивается следующим образом:

Признается истина А;

Подтверждение в пользу Б сильнее, чем подтверждение в пользу А;

Следовательно, истина Б должна быть признана.

 

Например: если, в соответствии с нормами человеческой морали, человек заботится о своей кошке, тем более ему следует заботиться о своей матери и любить ее.

Иисус часто прибегал к этому виду аргументации. Особенно яркий пример таких рассуждений можно найти в Евангелии от Иоанна (7:21-23): «Одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?»

 Формальное выражение этого вида аргументации в данном случае выглядит следующим образом:

Посылка А1: обрезание ребенка на восьмой день правильное действие, даже если восьмой день выпадает на субботу.

Посылка А2: Исцеление всего человека представляет собой более важный животворящий акт, чем обрезание. 

Вывод А: Исцеление всего человека - правильное действие, даже если оно происходит в субботу.

Иисус представлял вопросы таким образом, что желающие обрести знание, находили дорогу и приходили к соответствующим заключениям как к чему-то, что они открыли сами и неважно, искали они именно эти ответы или нет. Даллас Уиллард

Таким образом, Иисус призывает религиозных лидеров вести себя в соответствии с собственным пониманием закона; они уже знают или должны знать, что исцеление человека одобряется Богом. В то же время в этой аргументации подразумевается критика либо их знания, либо их мотивации. В этом длинном отрывке Иисус несколько раз отмечает, что его критики пытаются убить Его  (Ин. 5:18; 7:19; 8:37, 40). Теперь же Он заявляет, что ради этого они готовы либо преступить закон, либо вовсе не принимать его во внимание, хотя сами утверждают, что руководствуются только законом в качестве своего единственного нравственного стандарта.

В Евангелиях можно найти великое множество примеров такого вида аргументации.

Аргументация на основании фактов.

Мы также можем подтвердить истинность какого-то утверждения, приводя «аргументы» в его защиту. То есть таким образом мы доказываем свою правоту, защищаем своиубеждения. Именно это делает Иисус в пятой главе Евангелия от Иоанна.

В Евангелии от Луки тоже представлена подобная форма аргументации.В пятой главе Евангелия от Иоанна Иисус вступает в ожесточенный спор с религиозными вождями. День был субботний, и Иисус только что исцелил человека у купальни Вифезда. Когда «иудеи» (так Иоанн обозначает религиозных лидеров) услышали об этом, они оскорбились. Они заявили, что традиционные законы запрещают исцеление людей в субботу. Поэтому Иисус так объясняет Свои действия:

«Отец Мой доныне делает, и Я делаю». В ответ иудеи «еще более искали убить Его», ибо Он «не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:17,18).

Иисус не отвечает на этот вызов. Вместо этого Он перечисляет шесть пунктов, которые, взятые вместе, подтверждают, что Он делает именно то, в чем Его обвиняют. Ниже следует перечень приведенных Им аргументов в парафразе:

1. Я творю то же, что творит Отец - воскрешаю мертвых (5:18-25).

2. Весь суд Отец отдал Мне, и Я действую как представитель Отца (5:22).

3. Если кто не чтит Меня, тот не чтит и Бога (5:23).

4. Верующий в Меня, верует в Бога (5:24-27).

5. Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Я имею жизнь в Самом Себе (5:26).

6. Божьей властью Я всегда творю то, чего желает Он (5:30).

Этими заявлениями Иисус еще более подтверждает выдвинутые против Него обвинения, предоставляя Своим противникам больше оснований для враждебности. Фактически Он говорит: «Вы правы. Я утверждаю, что равен Богу». Но Его критикам более нечего возразить Ему. Он провозглашает Свое равенство с Богом только потому, что Он действительно равен Богу, и Его противники имеют все возможности убедиться в этом.

Затем Он меняется ролями со своими оппонентами и приводит пять аргументов в пользу того, почему Его заявления о равенстве с Богом истинны (Ин. 5:31-45):

1. Иоанн Креститель свидетельствует о том, Кто Я есть (5:31-35).

2. Дела, Мною творимые, говорят о том, Кто Я есть (5:36).

3. Отец свидетельствует о том, Кто Я есть (5:37).

4. Писания указывают на то, Кто Я есть (5:39).

5. Моисей свидетельствует о том, Кто Я есть (5:46).

Иисус полагает, что религиозные лидеры имеют возможность убедиться в истинности предъявленных доказательств. Они слышали свидетельство Иоанна Крестителя; они видели, какие дела творил Иисус; они способны или заявляют о том, что способны, проникнуть в суть Божьих законов; они знают Писания; они принимают Моисея в качестве своего духовного вождя, пожалуй, величайшего духовного вождя, ибо он автор самой Торы.

Мы видим, что Иисус часто мыслил обычными человеческими категориями, прибегая к обычным человеческим рассуждениям. Именно так Он утверждал Свою позицию, в данном случае, относительно того, Кто Он есть в действительности.

 


Джеймс Сайр

Из книги «привычка мыслить» Шандал

 


Газета Мирт

www.mirvboge.ru

www.gazetaprotestant.ru  


Количество просмотров 1300
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна