Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

Ветхий Завет — и вчера, и сегодня, и завтра — тот же

В христианской среде в последнее время все чаще неоднозначно высказываются в отношении Ветхого Завета. Мнения: «Ветхий Завет, в отличие от Евангелий и Деяний, наполнен одиозностью и расовой или религиозной ненавистью», — нередко появляются на христианских интернет-форумах, в блогах и рассылках такие мнения. Редакция  газеты «Протестант» попросила магистра богословия и докторанта Международной семинарии в Праге Сергея Лагунова, специализирующегося на герменевтике и библеистике Ветхого Завета разобраться в этом вопросе. Форму для изложения материала автор выбрал в виде аргументов и фактов.

Аргументы: Ветхий Завет — это книга прошлого, которая со временем была заменена как Новым Заветом, так и Христом лично. Слово «ветхий» означает «старый». Другими словами, после появления нового все старое теряет свою актуальность.

Факты: Надо признать, что аргумент, представленный выше, выглядит, на первый взгляд, достаточно логично. В современном обществе при возможности старые вещи чаще всего заменяются новыми. Однако хочу заметить, что в случае со Священным Писанием это правило не работает. В нашем случае «ветхий» и «новый» — это не атрибуты предыдущей и последующей версии, поскольку это не компьютерные программы, которые подлежат обязательной модернизации. Названия «ветхий» и «новый» свидетельствуют только о времени появления заветов, что ни в коем случае не умаляет их актуальности, значение или содержания…

 Говоря об отмене Ветхого Завета Новым, обратимся ко Второму Посланию Тимофея 3:15-17: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек ко всякому доброму делу приготовлен». О каком Писании здесь идет речь? О Новом Завете? Однозначно нет! Во времена написания данного послания понятия «Новый Завет», как, впрочем, и его самого в записанном виде еще не существовало. Как законченная компиляция манускриптов Новый Завет был принят церковью только в конце четвертого века нашей эры на Константинопольском Вселенском соборе.

Отменил ли Христос Ветхий Завет? Если прочитать Евангелие от Матфея 5:1718, то это кажется уж слишком маловероятным: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Закон и пророки — это еврейские сборники книг «Тора» и «Набиим», которые в совокупности составляют две трети от объема Библии. Остальная часть — «Танаха», — именно так и называли евреи свое Писание, состоящее из трех книг-разделов — Торы, Набиима, Кетубима. Они также были многократно цитируемы Иисусом, что говорит нам о том, что практически весь Ветхий Завет, за некоторым исключением, являлся для Иисуса достаточным авторитетом.

Аргументы: Ветхий Завет — это своего рода сборник разрозненных книг, которые не только не имеют единого стержня, но, скорее, еще и наполнены моральноэтическим, назидательным, а не духовноспасительным содержанием.

Факты Такая постановка аргумента не совсем корректна. Во-первых, все поиски центра сначала Ветхого, а затем и Нового Завета так и не увенчались успехом. Это говорит о том, что не только Ветхий Завет не прост для систематизации любого рода, но и вся Библия такова. Причина подобной неудачи достаточно проста. Обилие герменевтических методов, методология которых порой кардинально отличается одна от другой, — просто не способны привести к единству даже там, где оно, безусловно, имеется. Что же касается противопоставления духовного-спасительного моральноэтическому содержанию, то должен заметить, что выглядит оно достаточно искусственно. Новый Завет в большинстве своем столь же назидателен, то есть имеет такой же уклон на мораль, как и Ветхий. При этом он не становится от этого менее ценным. Это означает, что Иисус не призывал своих последователей к абстрактным духовным целям, но учил их, как вести праведную и благочестивую жизнь на земле, — жизнь, которая станет пропуском в Его небесное Царство.

Аргументы: Ветхий Завет представляет собой скорее путь закона, чем благодати. Потому, если благодать Христа имеет преимущество над легализмом (сравните, например, акцент на преимущество благодати над законом в посланиях апостола Павла), то и Новый Завет имеет однозначное преимущество над Ветхим. То есть напрашивается вывод: благодать Христа сделала как ветхозаветный закон, так и Ветхий Завет в целом неактуальными и устаревшими.

Факты: Здесь скорее важно, как мы сегодня смотрим на слова апостола и воспринимаем Ветхий Завет. Сквозь призму неоплатонизма? Юриспруденции и двухтысячелетних исторических, теологических и прочих наслоений? Или же мы стараемся смотреть на него так, как это делали евреи времен Христа? Давайте почитаем рассуждения апостола Павла о природе Торы в Послании к Римлянам 7:12: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра».

 Для любого еврея времен Павла Тора — «указатель пути» (переведенная на греческий как «закон»), — была благим даром Бога, благодатью, поскольку была призвана стать тем самым указателем, показывающим грешнику, как ему вернуться с его пути греха к Богу. Слово «грех» так и переводится: «непопадание в цель», «неверный путь». Потому каждый еврей понимал, что для того, чтобы жить праведно и вернуться на путь, если он сошел с него, он нуждается в указателе пути, в Торе. Поэтому Тора как указатель верного пути являла любовь и заботу Бога для всякого стремящегося к праведности. Напрашивается вывод: апостол Павел не противопоставляет закон благодати, но показывает, какие изменения были внесены жертвой Христа в дело спасения человечества. Потому Павел боролся не против Божьего закона как такового, а против человеческих наслоений, превративших закон в мертвую ритуальную структуру.

Аргументы: Ветхий Завет не интересуется церковью как таковой и не предлагает следования за Богом в том виде, как мы, христиане, привыкли это видеть. Потому все основные этические и регулирующие правила современные христиане вынуждены брать из Нового Завета. Напрашивается вывод о ненужности Ветхого Завета.

Факты: На мой взгляд, эта проблема несколько преувеличена. С этической точки зрения Иисус не внес ничего кардинально нового. За основу Его учения были взяты все основные стихи и книги Ветхого Завета, которым было возвращено их настоящее значение. Иисус не пришел к иудеям с радикально новыми концепциями, но говорил с ними на понятном им языке — языке этическо-нравственного учения Ветхого Завета, пророков, Декалога. Христос расширил и углубил ветхозаветное учение, тем самым лишний раз продемонстрировав, Кто есть настоящий автор, как всех установлений на земле, так и земли самой. Àðãóìåíò: Ветхий Завет — это книга, подготовившая приход Христа. Настоящее христианство имеет место только в Новом Завете. Ôàêòû: Без понимания смысла подготовки невозможно понять и приход Христа. Без понимания предыстории христианства нельзя уразуметь суть и цель его появления. Другими словами, Новый Завет не способен продемонстрировать всю глубину своего настоящего смысла без предисловия, представленного в виде событий, описанных в книгах Ветхого Завета.

Аргументы: Ветхий Завет — глубоко негативная книга о поражениях, пролитой крови, диких обычаях и идолопоклонстве. Без всего этого легко можно обойтись.

Факты Действительно, Ветхий Завет описывает жизнь без прикрас. Однако хочу заметить, что излишне акцентируя внимание на негативном, как в свое время делал например Маркион, мы рискуем легко упустить важное, не увидеть лес за тремя деревьями, то есть то, для чего Ветхий Завет и был написан. А ведь это книга поисков и находок, чудес и обретений, счастливых браков и пресыщенной старости, человеческого опыта, отношений с Богом и ближними, — все это ценно и для нашей истории. Это те ошибки, на которых можно учиться и делать верные выводы, это пособие для тех, кто не знает, что делать. Это Книга советов, оберегающая нас от бессмысленных расходов и жертв. Это послания, которые говорят к нашему сердцу и без слов его изменяют.

Аргументы: Ветхий Завет был скопирован с древних шумерских, вавилонских, аккадских, египетских и прочих манускриптов. Он был составлен только для того, чтобы предоставить свою, глубоко отличную, версию как появления, так и предназначения, цели и сути существующего мира.

Факты: Вопросы сходств и различий между ближневосточными и еврейскими источниками обсуждаются уже на протяжении как минимум двух веков. Однако доказать однозначное заимствование иудеями ближневосточных материалов никто на сегодняшний день так и не сумел. Библия, действительно, моложе многих шумерских, вавилонских, аккадских и прочих повествований о начале и предназначении мира. Библия на самом деле имеет определенные сходные элементы, включенные в ее повествования. Однако это может быть объяснено не столько их общей природой или плагиатом иудейских авторов, сколько общими фактами, имеющими место в анналах разных культур и народов. Так, «Атрахазис», «Гильгамеш» и прочие древние сюжеты лишь подтверждают то, что записано в Ветхом Завете. Подобные истории зафиксированы не только на Ближнем Востоке, но и, согласно исследованиям известного румынского религиоведа Мирчи Илиаде, даже за тысячи километров от этого региона.

Аргументы: Как воспринимать заповеди, уставы и установления (помимо Декалога), данные израильскому народу? Ведь, принимая Ветхий Завет, мы автоматически принимаем и их.

Факты: Не совсем так. Заповеди и установления, данные Богом исключительно израильскому народу, упразднены как Христом, так и его последователями (смотрите Мат. 22: 36-40 и Деян 15: 23-29). Другими словами, ни Иисус, ни апостолы не настаивали на исполнении верующими из числа неевреев заповедей и установлений, данных исключительно Израилю.

Многие ученые, богословы и простые члены церкви сегодня на Ветхий Завет смотрят исключительно как на еврейскую историю, а уже Новый воспринимают как Завет, касающийся всех тех, кто верит во Христа. Однако Библия показывает явную последовательность заветов и их единство. Так, книги Ветхого Завета постоянно цитируются в Новом как авторитетные источники. Без ветхозаветных историй невозможно понять характер Бога, Его цели и замыслы. Потому новозаветные авторы ссылаются на ветхозаветные истории каждый раз, как им важно подчеркнуть тот или иной аспект характера Бога или отношений между Богом и человеком.

Именно еврейская среда произвела на свет как Иисуса, так и Его первых учеников. Потому и связь с иудаизмом в Новом Завете не только не разорвана, но, напротив, еврейский народ имеет преимущество в получении Благой Вести.

Миссия Израиля, начавшаяся во времена Ветхого Завета, трансформируется в Новом Завете, показывая начало и продолжение пути, ошибки, непонимание, промахи, успехи и разочарования. Прототипом … современной миссионерской деятельности можно назвать миссии Ионы и Наума, Илии и Иеремии в Ветхом Завете. Первые синагоги, которые постепенно превратились в христианские молитвенные дома, включая литургию и элементы поклонения, ведут свою историю еще с Вавилонского пленения и были предположительно начаты Иезекиилем. Первые апостолы были евреями, включая Павла, и проповедовали они не что-то совершенно новое, но традиционно еврейское понимание Бога с дополнениями и пояснениями Иисуса Христа.

Ни один человек не мыслит себя вне своего непосредственного контекста, окружения, традиции, в которой он вырос. Так и первые ученики, апостолы Иисуса, видели себя выходцами из еврейско-иудейской традиции, участниками миссии Бога, о которой пророчествовали еще Исайя и Иеремия и о которой было сказано их прародителю Аврааму: «Умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные» (Быт: 26:4). А также смотрите Быт 12:3 и 22:18. Христиане первых веков воспринимали оба завета как одинаково ценные для праведной жизни и благочестия.

Описав отношения человека с Богом, начиная от самого начала и заканчивая обещанием о приходе Христа, которое исполнилось уже во времена Нового Завета, Ветхий Завет представляет собой абсолютный авторитет, ценный источник Божественного откровения и человеческой информации, на который можно однозначно положиться. Кроме того, в Ветхом Завете описаны реальные истории реальных людей и их взаимоотношения с Творцом, что дает возможность Ветхому Завету быть нашим путеводителем, так необходимым в ежедневной практической жизни.

 

www.mirvboge.ru

www.gazetaprotestant.ru  


Количество просмотров 4324
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна