Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Вникай в себя

"Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя" (1 Тим. 4:16).

 

В конце 15-й главы Деяний Апостолов мы читаем о том, что Господь побуждает апостола Павла посетить церкви, где он вместе с Варнавой ранее проповедал Евангелие. Варнава готов идти и предлагает взять с собою своего племянника Марка, который был с ними прошлый раз. Павел не соглашается, потому что в тот раз Марк с полдороги вернулся в Иерусалим. "Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились... Павел, избрав себе Силу, отправился... и проходил Самарию и Киликию, утверждая церкви" (Деян. 15:39-41). Там, в одной из церквей Киликии (современная Турция), он знакомится с молодым христианином, по имени Тимофей, о котором братья дают хорошее свидетельство. Мать и бабушка Тимофея – израильтянки, верующие в Господа Иисуса Христа. И апостол Павел решает взять этого молодого брата с собою в миссионерское путешествие.

 

Эта, на первый взгляд, случайная встреча не была случайной. У Бога нет случайностей, и мы убеждаемся в этом, когда читаем послания апостола Павла к Тимофею. В лице этого молодого христианина Господь призвал на служение ещё одного проповедника Благой Вести.

 

Теперь давайте обратим внимание на приведенное в начале место Писания и примем его как обращенное лично к нам, живущим в 21-м столетии: "Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя".

 

Мы все знаем, что изучать Писание (вникать) можно по-разному. Можно читать его, как слово, относящееся к кому-то другому (в данном случае к Тимофею), разбирать причину, почему апостол Павел написал это именно ему...

 

Кто читает Писание в таком духе, тот упускает самое главное! А главное в том, что Библия написана для каждого жителя земли, для вас и для меня, пока ещё длится наша жизнь и Божье долготерпение к человечеству.

 

Вот с таким расположением сердца давайте посмотрим, что Дух Святой имел в виду, повелевая через ап. Павла вникать в себя и в учение.

 

1) Вникай в себя". (Take heed unto thyself and unto the doctrin... – King James translation; Keep a critical eye both upon your own life and on the teaching you give... – Modern English translation).

 

Обратим внимание на слово "вникай". Оно редко употребляется в наше время. Вникнуть во что-то означает постараться как можно лучше разобраться в деталях, в подробностях, понять читаемое. В нашем случае "вникай в себя" означает: как следует пойми самого себя, свою реакцию на то или другое, на то, что видишь или слышишь, на то, что читаешь.

 

Греческое слово "эпэ 'хо", переведённое как "вникай", апостол Павел употребил ещё один раз в Деян. 20:28. Там оно переведено как "внимайте". Слово Божие предлагает нам проверять себя, разобраться в себе самом, что нами руководит в той или иной ситуации.

 

В одной из своих статей Николай Водневский высказал подобную мысль другими словами, написав о необходимости "бывать наедине с самим собою, трезво оценивать свои слова и поступки..." И я добавлю, что это необходимо всем нам. Каждому из нас очень полезно почаще вникать в самих себя.

 

Как чудно Бог сотворил человека! Я обладаю способностью вникать в самого себя, проверять себя, быть неподкупным судьёю самого себя, когда мой разум подчинён Святому Духу! Я имею право осудить себя за какой-либо проступок, за лишние слова, за мысли и дела, не подобающие христианину и не угодные Богу.

 

И знаете, для чего Бог дал всем нам эту способность?

 

Именно для того, чтобы христианин судил сам себя! Об этом мы читаем: "Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром" (1 Кор. 11:31-32).

 

Серьёзнейшее предупреждение всем нам!

 

Зачем же вникать в самого себя? Это необходимо по той простой причине, что каждый из нас всё ещё находится "во плоти". Всем нам, искупленные Христом дети Божьи, начиная от стоящего за кафедрой и кончая сидящим на задней скамье, по плоти нечем хвалиться, но иногда есть, несомненно, есть, о чём сожалеть, в чём каяться и искать у Господа прощения. Вот поэтому нам необходимо вникать в себя, анализировать свои мысли, владеющие нами побуждения, сказанные нами слова и совершённые нами дела.

 

Апостол Павел описал состояние христианина, живущего в этом мире, таким образом: "Знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем, но в членах моих вижу иной закон, противободрствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек!" (Рим. 7:18-24).

 

Мы живём в страшное время, когда всё человечество отошло далеко от Бога и погружается в клоаку греха, аморальной нечистоты и всякой мерзости, когда самые отвратительные грехи половых извращений рекламируются по телевидению и в печати, как нечто "интересное и нормальное". И эта атака греха направлена не только на взрослых и на молодёжь (которая об этом, пожалуй, знает больше, чем люди старшего поколения), но теперь также и на детей. Сегодня диавол особенно влияет на тех, кто смотрит аморальные телефильмы, читает подобную литературу и дружит с теми, кто водим похотью плоти.

 

Будем помнить, что не только совершённый грех есть преступление перед Богом, но также и сам интерес к подобным фильмам, литературе, общение с такими людьми – грех, потому что рано или поздно все это приведёт человека к падению.

 

2) Вникай... в учение.

 

Нас не удивляет, когда зло творят безбожники, идолопоклонники, когда последователи Аллаха убивают евреев, христиан и даже друг друга.

 

Но христиане?! Было время, когда претендующие на "истинную Христову веру" жгли на кострах инаковерующих, рубили им головы, топили в воде и т.п. Было время, когда, следуя приказу папы римского, католическая церковь казнила инаковерующих, а православные христиане устраивали погромы евреев, гнали верующих по Евангелию. И некоторые протестанты в средние века не отставали от католиков.

 

А мы знаем, что говорит Бог о человекоубийцах: "...никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей" (1 Иоан. 3:15).

 

Вот поэтому Дух Святой и побудил апостола Павла написать о необходимости вникать не только в себя, но и в учение. Недостаточно жить "по совести" или по вероучению какой-либо деноминации, или по народной традиции! Необходимо вникать в себя и в учение и быть истинно евангельскими христианами. Необходимо во свете Христова учения смотреть за собою, анализировать свои мысли, слова, дела, помня о том, что в каждом из нас в неожиданное время может проснуться "ветхий человек с делами его" (Кол. 3:9).

 

3) Занимайся сим постоянно.

 

Заниматься постоянно? Разве это возможно в нашей суетной жизни? Ведь каждый из нас должен где-то учиться или трудиться, "работая своими собственными руками" (1 Фес. 4:11).

 

Одно из значений слова "постоянный" – это просто неизменный в склонностях или привычках. Каждый из нас может выработать постоянство при серьёзном желании. Заниматься тем, что "вникаешь в себя и учение", не значит сидеть с Библией в руках 12 часов в сутки. Можно размышлять над прочитанным ранее из Библии или над тем, что осталось в памяти от слышанной евангельской проповеди. Можно петь евангельские гимны вполголоса или про себя, гимны, которые помогали нашим отцам и матерям, дедам и прадедам переносить гонения, скорби и лишения советской эпохи и царских времён. В этих гимнах так много духовного назидания и подкрепления. Можно про себя повторять избранные места Писания и над ними размышлять. Но самое главное – это помнить наставление апостола Павла: "Вникай в себя и в учение!.. Вникай в себя и в учение!"

 

4) Так поступая, спасешь себя...

 

Немедленно возникает вопрос: как понять "спасёшь себя"? Ведь Писание говорит: "Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2:8). И ещё: "Мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасёмся" (Деян. 15:11).

 

Греко-русский словарь Нового Завета даёт следующее значение стоящего здесь греческого слова, переведенного как "спасать": "Первичное (главное) значение этого слова – спасать; вторичное – беречь, сохранять, избавлять". Приняв это во внимание, мы имеем основание, не искажая смысла, сказать: так поступая, сохранишь себя. Отсюда вывод: каждый христианин, спасённый по вере жертвой Христа, сохраняет себя "во спасении", вникая в себя и учение, занимаясь этим постоянно.

 

Но тут может возникнуть вопрос: а что, если однажды спасённый перестал хранить себя? Не грозит ли ему опасность отпадения?

 

Кто-то может задать и встречный вопрос: разве это возможно? Не сказал ли Господь Иисус: "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего" (Иоан. 10:27-29).

 

Никто не может похитить "овцу" (спасённую душу) из руки Сына и из руки Отца при одном обязательном условии: если овца послушна Пастырю и идёт за Ним. Но в Писании находится не одно предупреждение относительно возможности отступления от Бога: "Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить "ныне ", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом; ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца" (Евр. 3:12-14).

 

И ещё: "...имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнувши, потерпели кораблекрушение в вере..." (1Тим. 1:19-20).

 

И ещё: "...слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины..." (2 Тим. 2:17-18). Вспомним также Димаса, которого ап. Павел вначале называл сотрудником (Филимону 1:23), позже – просто Димас (Кол. 4:14), а потом с огорчением писал, что он возлюбил нынешний век (2 Тим. 4:10).

 

Даже только из этих приведённых мест Писания видно, что существует опасность "потерпеть кораблекрушение в вере" (1 Тим. 1:19).

 

5) Спасёшь... слушающих тебя.

 

Стоит ли повторяться, что спасает грешников только Бог по вере в заместительную смерть Господа Иисуса Христа? Мы получаем "оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Рим. 3:24).

 

Но всё-таки каким образом спасённый "спасает" слушающих его? – Примером своей ежедневной жизни, когда он хранит "начатую жизнь до конца" и становится верным свидетелем Божьего обетования, что "всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся" (Рим. 10:13). На вопрос бывших друзей: "Что с тобой сталось? Ты стал какой-то совсем другой!" спасённый кротко, но смело свидетельствует о спасающей благодати Божьей. Таким образом, и только таким, спасённый "спасает" тех, кто знал его в прошлом, а теперь увидел в нём "нового человека".

 

В заключение хотелось бы пожелать каждому, читающему эти строки, серьёзно принять наставление апостола Павла, как обращенное лично к вам: "Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя!"

 

Благодарность Богу за Его чудный дар спасения!

 

Александр Ефимов

http://www.nashidni.com/


Количество просмотров 10622
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна