Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия говорит к сердцу каждого поколения, а мерилом для оценки жизненности и силы народа будет всегда его отношение к Библии». (Иоганн Гёте)

Третья заповедь как милость Бога, дающая возможность призывать Его имя.

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

С имени начинается всякое личное общение между людьми, имя присутствует в любом обращении, просьбе, письменном заявлении и просто в письме. С имени Бога начинается и заканчивается всякая молитва верующего.

 

I. О чем Господь хочет предупредить нас в Третьей Заповеди.

 

1. Большинство толкований трактует Третью Заповедь как минимальное, самое простое и в то же время очень серьезное предупреждение от фамильярности и одновременно как призыв к благоговению. И это действительно так, хотя этим значение данного повеления Господа далеко не исчерпывается.

 

Третья заповедь Декалога велит нам: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, (Исх. 20:7). Мы часто соотносим эту заповедь с запретом на проклятия, клятвы, частые и бесцельные упоминания имени Божьего. Неосторожное и бездумное слово не должно исходить из наших уст. Наша речь, как и жизнь, должна быть осмысленной; нам следует думать о том, что и как мы говорим перед Отцом Нашим. Ведь упоминание имени Бога без осмысленной духовной цели, или для достижения непотребных личных целей, например, вызванных тщеславием, свидетельствует о низком уровне благоговения, а может и о полном отсутствии страха Божьего.

 

Исполнение этой Заповеди выражается в нашей сдержанности, соблюдении дистанции святости, которой Господь отделил Себя от грешных людей.  Поэтому в послушании Третьей Заповеди мы одновременно проявляем богопочитание, благоговение, свою любовь к Нему.

 

2. Подчас пустословие и бесцельность встречаются даже в молитвах верующих. За многословием и частотой личных обращений  к Господу может скрываться либо духовная пустота, либо привычка бойкого, молитвенного проговора (среди верующих есть такое выражение «молитвенная болтовня»), либо даже использование имени Бога и Христа для простого заполнения промежутков между словами и предложениями.

 

А ведь Третья Заповедь, призывает нас в молитве обращаться к Богу только с открытым и духовно приготовленным сердцем. Наши молитвы должны быть правдивыми, Господь накажет за лицемерные, стандартные, заученно проговоренные или прочитанные молитвы. Наше общение с Богом не должно содержать в себе «надутого пустословия» (2 Петра 2:18).

 

3. Третья заповедь содержит в себе еще одну универсальную идею, имеющую прямое отношение к нашему времени. Она указывает на стремление некоторых верующих подкреплять подчас собственное мнение ссылками на авторитет Бога. Стоит им почувствовать слабость своих аргументов или засомневаться в собственных выводах, как они обращаются к авторитету Бога. Комбинации слов типа "Бог сказал мне", «Бог открыл мне», «Он дал мне пророчество» произносятся ли они вслух или подразумеваются в мыслях, призваны придать таким утверждениям, откровениям, «пророчествам» авторитетность Самого Господа. Но на самом деле  часто такие заявления являются либо простым вымыслом, либо, необоснованными претензиями заявителей. Ведь если подобное утверждение истинно, его авторитетность подтверждается Словом Божьим, запечатленным в Священном Писании. Если же оно ложно, то никакая ссылка на личный контакт с Богом не сделает его истинным.

 

Таким образом, Третья Заповедь предостерегает нас от эксплуатации имени Божьего в угоду собственной гордыне. Часто наше тщеславие выражается в том, что мы прикрываемся своими и чужими титулами, именами, требуем себе славы, уважения и послушания от других, совершенно этого не заслуживая, или без обсуждения и проверки принимаем решения, затрагивающие интересы многих людей.

 

II. Что хочет Господь поощрить в нас через Третью Заповедь

 

1. Мы привыкли, что имена даются, чтобы различать людей, иногда животных. Зачем имя Богу, когда Он - единственный истинный, неповторимый Бог. Это языческие боги, которых много, должны были иметь у своих почитателей много имен. Имя Бога – особенное, Оно служит не для того чтобы отличать Его от других существ и не для того чтобы ссылаться на Его авторитет для подтверждения своих личных утверждений. В меру данного нам понимания, мы признаем, что Его имя позволяет нам быстро устанавливать, личные и тесные контакты между Творцом и человеком, который признает Бога верой и делами.

 

Имена Бога служат, как правило, начальными словами нашего молитвенного обращения к Господу. Там, где многим кажется, что Бога нет – присутствует Его Имя, которое святится, то есть не подвергается земной суете, не смешивается с другими словами и именами. Как  только мы произносим Его Имя, сразу силой Духа Святого активируется небесная связь с Ним, вводится повышенная степень готовности на сеанс молитвенной связи между человеком и Богом. Поэтому вспомним о предостережении Господа наказывать за всякое пустое, суетное использование имени Господа, которое унижает Бога, ставя под сомнение Его право на святость.

 

2. После Ноевого потопа Бог прекратил попытки бороться с пороками человека путем поголовного и массового уничтожения провинившихся грешников. Он избрал путь  персонального отбора из общей человеческой среды отдельных лиц и постепенного их  воспитания для превращения в героев веры. Через них Он стремился создать Свой народ, отделенный от грешного мира, святой народ завета. В самом начале этого пути к святости  стоят 10 заповедей в том числе Третья Заповедь, которая формулирует одно из самых простых и универсальных условий святости для целого народа – Каждый раз когда произносишь имя Своего Бога, настрой себя на духовное общение с Ним, имей при этом духовную цель, тогда (при соблюдении других заповедей и заветов) ты начнешь отдаляться от грешного мира и приближаться к Господу: «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; (Лев.11:44). Этот призыв звучит постоянно со страниц Священного Писания, сначала для народа Израилева, затем для первых последователей Христа. Это призыв присутствует и в самой великой из молитв всех времен и народов – молитве Господней -  «Да святится имя Твое» (Матф. 6:9).

 

3. Часто от бездумной, пустословной молитвы начинается путь к безответственному поведению верующих: нарушение ими Третьей Заповеди уже не словами, а действием. Человек как бы переносит легкость и необязательность своих мыслей и молитвенных слов на реальные поступки. В этом случае ему становится гораздо легче нарушать свои обязательства перед Богом, оправдывая себя в душе их изначальной непродуманностью и несерьезностью. Но вслед за эти наступает пора нарушения и непреложных библейских и евангельских заповедей. Такой человек, своими поступками, действиями свидетельствует о напрасном использовании имени Господа? Происходит спекуляция именем Бога, именем Христа. Зная об этой человеческой слабости, Новый Завет дает нам, в дополнение к Третье заповеди, новую заповедь - жить и поступать достойно звания «христианин»: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф.4:1).

 

III. Непонятая и до конца не раскрытая заповедь

 

В толковании Третьей Заповеди накопилось много неточных и даже неверных объяснений смысла этого запрета. Например, часто говорят, что эта заповедь направлена против частого употребления имени Бога в нашей повседневной речи. Мол, чем реже мы произносим Его имя, тем больше благоговения мы демонстрируем Ему и окружающим. Некоторые вообще призывают исключить упоминание имени Бога из нашей речи и молитв. Но мы знаем, что Писание велит нам призывать имя Господне «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется»; (Иоил.2:32).

 

Верующий, признающий Господа, любящий Его, не может повредить  святости Бога через частое употребление Его имени, если он предварительно приготовил для этого сердце свое. А вот неутвержденный в своей вере (необязательно неверующий или атеист), даже в ходе эпизодического, разового упоминания имени Бога может совершить сразу несколько грехов и проступков, начиная от банального обмана, например, в выражениях типа «ей Богу», «клянусь Богом» и пр., до спекуляции именем Господа и даже открытого богохульства. Дело не в частоте упоминание имени Бога, а в намерениях сердца, с которым это имя произносится.

 

IV. За и против Третьей Заповеди

 

Обращение к Богу по имени дает верующему доступ к Господу и к Его благословениям, милости и благодати. Так было во времена Ветхого Завета, это остается верным и для нашего времени. Иисус оставил нам имя Своё, дав обещание: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Моё, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоан.16:23-24). Но когда мы бездумно и суетливо употребляем имя Господа, мы лишаем себя тех благословений, к которым открыт сегодня доступ через имя нашего Господа Иисуса Христа. Бог устанавливает запрет на фамильярность в Своих отношениях даже со святыми. Он против неуместной дружелюбности в отношениях человека со Всемогущим и Святым Богом, порой граничащей с бестактностью и даже грубостью.

 

Почему все-таки Господь так, строг к нарушителям этой заповеди: «не оставит без наказания». Дело в том, что в далекие времена имя человека было тождественно самой личности, стоящей за этим именем. Точно также Бог и Его святое имя – они тоже едины. Когда мы употребляем напрасно имя Бога, мы тем самым принижаем не только имя Самого Господа, но и саму Его личность. Конечно, Бог несовместим с суетой и грехом. Когда человек произносит имя Своего Творца всуе, он, на самом деле, пытается принизить Святого Бога, свести Его к стандартам грешной суеты. За это Бог не оставит его без наказания.

 

И все же следует признать, что человек не в силах полностью исполнять Закон Бога и Его заветы. Это касается и Третьей Заповеди. Дело в том, что человек по своим познавательным способностям не способен осознать всю сущность Бога, он в принципе  не может уяснить такое свойство Господа как святость Его имени. Кроме того, наше человеческое поклонение и почитание Бога весьма далеки от поклонения, которое требует и заслуживает Господь. Оказывается, самое главное в нашем общении с Господом и поклонении Ему – это Его готовность проявлять снисхождение и любовь к людям, которые не до конца понимают смысл и предназначение этих заповедей. В результате, мы вынуждены признать, что Третья Заповедь – это не просто одно из 10 повелений Декалога, а жест милости Господа, дающего нам возможность призывать имя Его.

 

А.С. Зайченко

 

www.mirvboge.ru  

www.gazetaprotestant.ru


Количество просмотров 2581
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна