Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

Музыкальное служение в церквах ЕХБ

«Боже, новую песнь воспою Тебе» (Пс.143:9)
«…научайте и вразумляйте друг друга псалмами,
славословием и духовными песнями, во благодати
воспевая в сердцах ваших Господу…» (Колос.3:16)


С самого начала образования христианских церквей пение псалмов и гимнов имело важное влияние на ду­ховную жизнь христиан. Первым и живым примером пения в церкви бы­ло пение Иисуса Христа и апостолов на тайной вечере. "И воспевши пошли на гору Елеонскую..." (Мтф. 26,30). По выражению Иоанна Златоуста "Спа­ситель воспел, чтобы и мы пели подоб­ным образом".

Музыкально-певческое служение в наших церквах многообразно и мно­гогранно. На богослужении звучат как простые гимны, исполняемые всеми участниками богослужения, так и сложные хоровые произведения. В особо торжественные и праздничные дни в церквах можно слышать сольное и ансамблевое пение, оркестры и ин­струментальные группы. В последние годы растет репертуар гимнов и пе­сен, предназначенных для пения в се­мейном кругу и на молодежных обще­ниях. В одной из своих богословских работ о священнодействии церкви Александр Васильевич Карев пишет: "Наши песни полны вести о Христе, о Его жизни, смерти и славном воскре­сении, в наших песнях мы видим уди­вительной красоты образ Христа..." Он подводил итог размышлениям на эту тему: "А каково же должно быть наше отношение к пению? Как к вели­кому священнодействию!" ("Избран­ные статьи", Москва, 1977 г.)

Пение может звучать как пропо­ведь о Христе. Через пение мы прославляем Господа и Его спаси­тельную Жертву, воспеваем Его крес­тный подвиг на Голгофе. Через пение мы устремляем взгляд веры ко Хрис­ту. Пение гимнов способствует разви­тию веры. В книге Второзаконие 31,19 мы читаем: "Итак напишите себе сло­ва песни сей, и научи ей сынов Израилевых, и вложи ее в уста их, чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых".

Затем следуют две главы со слова­ми, которые были у Господа для сы­нов Израилевых. Здесь не написано скажи эту проповедь или скажи эти слова. Но здесь заложена очень важ­ная и существенная мысль — научи, вложи ее (эту песню) в уста и научи их. Это значит, что верующие должны запомнить слова, которые им нужно петь. Во время пения, с одной сторо­ны, мы получаем назидание и поучение — через тексты псалмов из­лагаем основы нашего вероучения или догмы нашей веры. С другой стороны, мы поем песни Богу, т. е. славословим Господа, прославляем Его, тем самым претворяя в служении слова апостола Павла, записанные в послании к Колоссянам (3,16). Одно из определений церковной музыки можно было бы вы­разить так: "Церковная музыка — это процесс, который служит для того, чтобы глубоко заложить христиан­скую веру в человеческую жизнь". Ва­силий Великий Кесарийский писал: "Господь перемешивает сладкую гар­монию и божественные истины так, что наслаждаясь слушанием музыки мы бессознательно внимаем словам, которые поются". Если из проповеди через время многое забывается, то слова, положенные на музыку, будут звучать в памяти всю жизнь. Вспом­ним стихи, которые мы учили в дет­стве. Они живы в наших сердцах и поныне. Семена, которые были поса­жены через пение, дают всходы. Мно­гие люди свидетельствуют о том, что "Сборник духовных песен" был для них первым учебником богословских знаний. В любом возрасте возможно духовное обучение через музыку.

Еще одна грань многоцелевого при­менения песнопений — музыка должна быть важным движителем евангелизма в церкви. Вспомним встречу Павла и Силы с темничным стражем. Этот отрывок в Деяниях Святых апостолов завершается важ­нейшим заявлением: "веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой". Но что предшествовало это­му, так это то, что "Павел и Сила мо­лились и воспевали Бога, а узники слушали их". Речь идет о том, что пе­ние, музыка способны подготовить людей к восприятию Слова Божия и веры. Песнопением христианское об­щество верующих несет свидетельство о вере перед теми, кто не знает Бога. Песнопение становится средством ут­верждения веры, исследованием бо­гатств веры, познания ее многообра­зия.

Церковные историки заметили, что во время обновления церкви про­исходит возрождение жизненной си­лы христианской песни. Протестан­тская Реформация, а также великие духовные пробуждения XIX и XX сто­летий во всем мире говорят о тесной связи песнопения и возрастания ве­ры, равно как о мощном влиянии пес­нопения в передаче Писания. Инте­ресно одно высказывание служителя: "Во времена Реформации в Германии песни Мартина Лютера пробудили больше душ, чем все его проповеди и писания, вместе взятые".

СБОРНИК ДУХОВНЫХ ПЕСЕН

Мы должны помнить о том, что на­ше евангельско-баптистское брат­ство обладает величайшим по своей значимости духовно-песенным насле­дием. Мы все любим наш "Сборник ду­ховных песен". Но он был подготовлен примерно сорок лет назад в условиях цензурных ограничений. Уже поэто­му он нуждается в новой и серьезной редакции. Кроме того, в нем имеются опечатки, редакторские и типограф­ские ошибки. Два года тому назад в Культурном духовно-просветитель­ском центре "ЛОГОС" была начата подготовка нового издания. Музы­кальная комиссия, состоящая из ве­дущих регентов и композиторов наше­го братства, выполнила определенную работу. Но представляется, что поход к этой задаче должен быть несколько иным, более широким. Необходимо формирование комиссии, состоящей из трех групп: музыкальной, литера­турно-поэтической и богословской. Из­дание сборника может быть осу­ществлено Культурным центром "ЛОГОС" при духовном попечении правления Союза ЕХБ РФ и финансо­вой поддержке церквей. Репертуар­ный перечень песнопений сборника не должен превышать 700 гимнов. Поскольку больший объем делает практически невозможным издание сборника в нотном варианте, а также и церковь не в состоянии освоить ре­пертуар песнопений 1000 или более гимнов.

СЛУЖЕНИЕ РЕГЕНТА

Ответственность за музыкально-певческое служение в церкви не­сет регент. Согласно Устава церковно­го хора ЕХБ "регент хора — служи­тель церкви. Он является духовным наставником и созидателем музы­кально-певческого служения. Соответ­ствует Библейскому названию "на­чальник хора" Пс. 139:1). Музы­кально одаренный, имеющий духов­ный опыт, организаторские способнос­ти и должный авторитет". "Устав цер­ковного хора" был разработан в нача­ле 20-х годов Германом Ивановичем Адамом по поручению 1-го Съезда ре­гентов, который состоялся в 1918 г. в Киеве. Позднее, в конце 80-х годов ус­тав рассматривался на семинарах ре­гентов наших церквей и была сделана новая редакция.

Традиционно на протяжении мно­гих десятилетий в жизни церквей зна­чительную роль играет пение хора. В июле 1997 г. в Брянске состоялся кон­курс-фестиваль молодежных хоров. На фестивале участвовали 14 моло­дежных коллективов. Отрадно было отметить достаточно высокий музы­кально-исполнительский уровень хо­ров. В их репертуаре преобладали гимны и произведения нашего брат­ства, а также классические церковные песнопения. Но в это же время наблю­дается во многих церквах упадок хо­рового служения. Наметившаяся тен­денция может со временем привести к большим потерям в хоровом духов­ном искусстве. Можно приветствовать труд сестер на поприще регентского служения, но не следует забывать, что традиционно регентское служение в наших церквах выполняли братья. "Устав церковного хора" настоятельно рекомендовал: "В церкви, имеющей два и более хора, а также оркестр должен быть поставлен старший ре­гент в качестве помощника пресвите­ра по музыкально-певческому слу­жению".

Мы должны стремиться к тому, чтобы наряду с основным хором в церкви по возможности были бы организованы молодежный и детский хор, старший хор или, как мы иногда на­зываем "хор ветеранов". Необходимо приветствовать и поощрять организа­цию церковных оркестров. Регент, как созидатель музыкально-певческого служения в церкви, должен забо­титься о репертуаре и уровне общего пения церкви, а также участвовать во всех сферах жизни церкви рука об ру­ку с пресвитером.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Регент, как ответственный за музы­кально-певческое служение в церк­ви наряду с необходимыми духовны­ми качествами должен иметь и соот­ветствующую музыкальную подготов­ку. В следующем, 1999 г. нашему му­зыкальному факультету исполняется 20 лет. За этот период программы и методика, разработанные с учетом отечественных музыкальных тради­ций наших церквей, менялись и со­вершенствовались. Прошли обучение свыше 300 регентов. В ноябре этого года факультет будет производить очередной набор студентов. Нам необ­ходимы молодые талантливые братья для регентского служения и мы наде­емся, что именно таких людей церкви найдут и направят на учебу.

Хотелось бы напомнить и о том, что музыкальное образование нуж­дается в финансовой поддержке. И для того, чтобы мы могли совершен­ствовать, развивать музыкальное об­разование, нам нужны соответству­ющие фонды, понимание наших цер­квей, желание помочь в этой благо­родной работе.

Важной формой музыкального обучения являются также музы­кальные и хоровые семинары. Такие семинары организовываются центром "ЛОГОС" совместно с пресвитерами и регентами по регионам. Пятница — день семинарских занятий регентов, суббота — занятия с участниками хо­ров церквей региона, а также учебная и показательная репетиция сводного хора. На субботнем вечернем служе­нии каждый хор выступает со своей музыкальной программой, как бы проводится небольшой хоровой фести­валь. В воскресенье на утреннем бо­гослужении выступает сводный хор, и после обеда — заключительная встреча с участниками хорового се­минара. Вот приблизительное распи­сание семинаров. Мы приглашаем Вас к совместной организации и про­ведению таких семинаров.


http://www.center-logos.ru


Количество просмотров 6204
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна