| |
Поиск по сайту:
|
||
«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль) |
||
Музыкальное служение в церквах ЕХБ«Боже, новую песнь воспою Тебе» (Пс.143:9)«…научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу…» (Колос.3:16) С самого начала образования христианских церквей пение псалмов и гимнов имело важное влияние на духовную жизнь христиан. Первым и живым примером пения в церкви было пение Иисуса Христа и апостолов на тайной вечере. "И воспевши пошли на гору Елеонскую..." (Мтф. 26,30). По выражению Иоанна Златоуста "Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом". Музыкально-певческое служение в наших церквах многообразно и многогранно. На богослужении звучат как простые гимны, исполняемые всеми участниками богослужения, так и сложные хоровые произведения. В особо торжественные и праздничные дни в церквах можно слышать сольное и ансамблевое пение, оркестры и инструментальные группы. В последние годы растет репертуар гимнов и песен, предназначенных для пения в семейном кругу и на молодежных общениях. В одной из своих богословских работ о священнодействии церкви Александр Васильевич Карев пишет: "Наши песни полны вести о Христе, о Его жизни, смерти и славном воскресении, в наших песнях мы видим удивительной красоты образ Христа..." Он подводил итог размышлениям на эту тему: "А каково же должно быть наше отношение к пению? Как к великому священнодействию!" ("Избранные статьи", Москва, 1977 г.) Пение может звучать как проповедь о Христе. Через пение мы прославляем Господа и Его спасительную Жертву, воспеваем Его крестный подвиг на Голгофе. Через пение мы устремляем взгляд веры ко Христу. Пение гимнов способствует развитию веры. В книге Второзаконие 31,19 мы читаем: "Итак напишите себе слова песни сей, и научи ей сынов Израилевых, и вложи ее в уста их, чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых". Затем следуют две главы со словами, которые были у Господа для сынов Израилевых. Здесь не написано скажи эту проповедь или скажи эти слова. Но здесь заложена очень важная и существенная мысль — научи, вложи ее (эту песню) в уста и научи их. Это значит, что верующие должны запомнить слова, которые им нужно петь. Во время пения, с одной стороны, мы получаем назидание и поучение — через тексты псалмов излагаем основы нашего вероучения или догмы нашей веры. С другой стороны, мы поем песни Богу, т. е. славословим Господа, прославляем Его, тем самым претворяя в служении слова апостола Павла, записанные в послании к Колоссянам (3,16). Одно из определений церковной музыки можно было бы выразить так: "Церковная музыка — это процесс, который служит для того, чтобы глубоко заложить христианскую веру в человеческую жизнь". Василий Великий Кесарийский писал: "Господь перемешивает сладкую гармонию и божественные истины так, что наслаждаясь слушанием музыки мы бессознательно внимаем словам, которые поются". Если из проповеди через время многое забывается, то слова, положенные на музыку, будут звучать в памяти всю жизнь. Вспомним стихи, которые мы учили в детстве. Они живы в наших сердцах и поныне. Семена, которые были посажены через пение, дают всходы. Многие люди свидетельствуют о том, что "Сборник духовных песен" был для них первым учебником богословских знаний. В любом возрасте возможно духовное обучение через музыку. Еще одна грань многоцелевого применения песнопений — музыка должна быть важным движителем евангелизма в церкви. Вспомним встречу Павла и Силы с темничным стражем. Этот отрывок в Деяниях Святых апостолов завершается важнейшим заявлением: "веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой". Но что предшествовало этому, так это то, что "Павел и Сила молились и воспевали Бога, а узники слушали их". Речь идет о том, что пение, музыка способны подготовить людей к восприятию Слова Божия и веры. Песнопением христианское общество верующих несет свидетельство о вере перед теми, кто не знает Бога. Песнопение становится средством утверждения веры, исследованием богатств веры, познания ее многообразия. Церковные историки заметили, что во время обновления церкви происходит возрождение жизненной силы христианской песни. Протестантская Реформация, а также великие духовные пробуждения XIX и XX столетий во всем мире говорят о тесной связи песнопения и возрастания веры, равно как о мощном влиянии песнопения в передаче Писания. Интересно одно высказывание служителя: "Во времена Реформации в Германии песни Мартина Лютера пробудили больше душ, чем все его проповеди и писания, вместе взятые". СБОРНИК ДУХОВНЫХ ПЕСЕН Мы должны помнить о том, что наше евангельско-баптистское братство обладает величайшим по своей значимости духовно-песенным наследием. Мы все любим наш "Сборник духовных песен". Но он был подготовлен примерно сорок лет назад в условиях цензурных ограничений. Уже поэтому он нуждается в новой и серьезной редакции. Кроме того, в нем имеются опечатки, редакторские и типографские ошибки. Два года тому назад в Культурном духовно-просветительском центре "ЛОГОС" была начата подготовка нового издания. Музыкальная комиссия, состоящая из ведущих регентов и композиторов нашего братства, выполнила определенную работу. Но представляется, что поход к этой задаче должен быть несколько иным, более широким. Необходимо формирование комиссии, состоящей из трех групп: музыкальной, литературно-поэтической и богословской. Издание сборника может быть осуществлено Культурным центром "ЛОГОС" при духовном попечении правления Союза ЕХБ РФ и финансовой поддержке церквей. Репертуарный перечень песнопений сборника не должен превышать 700 гимнов. Поскольку больший объем делает практически невозможным издание сборника в нотном варианте, а также и церковь не в состоянии освоить репертуар песнопений 1000 или более гимнов. СЛУЖЕНИЕ РЕГЕНТА Ответственность за музыкально-певческое служение в церкви несет регент. Согласно Устава церковного хора ЕХБ "регент хора — служитель церкви. Он является духовным наставником и созидателем музыкально-певческого служения. Соответствует Библейскому названию "начальник хора" Пс. 139:1). Музыкально одаренный, имеющий духовный опыт, организаторские способности и должный авторитет". "Устав церковного хора" был разработан в начале 20-х годов Германом Ивановичем Адамом по поручению 1-го Съезда регентов, который состоялся в 1918 г. в Киеве. Позднее, в конце 80-х годов устав рассматривался на семинарах регентов наших церквей и была сделана новая редакция. Традиционно на протяжении многих десятилетий в жизни церквей значительную роль играет пение хора. В июле 1997 г. в Брянске состоялся конкурс-фестиваль молодежных хоров. На фестивале участвовали 14 молодежных коллективов. Отрадно было отметить достаточно высокий музыкально-исполнительский уровень хоров. В их репертуаре преобладали гимны и произведения нашего братства, а также классические церковные песнопения. Но в это же время наблюдается во многих церквах упадок хорового служения. Наметившаяся тенденция может со временем привести к большим потерям в хоровом духовном искусстве. Можно приветствовать труд сестер на поприще регентского служения, но не следует забывать, что традиционно регентское служение в наших церквах выполняли братья. "Устав церковного хора" настоятельно рекомендовал: "В церкви, имеющей два и более хора, а также оркестр должен быть поставлен старший регент в качестве помощника пресвитера по музыкально-певческому служению". Мы должны стремиться к тому, чтобы наряду с основным хором в церкви по возможности были бы организованы молодежный и детский хор, старший хор или, как мы иногда называем "хор ветеранов". Необходимо приветствовать и поощрять организацию церковных оркестров. Регент, как созидатель музыкально-певческого служения в церкви, должен заботиться о репертуаре и уровне общего пения церкви, а также участвовать во всех сферах жизни церкви рука об руку с пресвитером. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Регент, как ответственный за музыкально-певческое служение в церкви наряду с необходимыми духовными качествами должен иметь и соответствующую музыкальную подготовку. В следующем, 1999 г. нашему музыкальному факультету исполняется 20 лет. За этот период программы и методика, разработанные с учетом отечественных музыкальных традиций наших церквей, менялись и совершенствовались. Прошли обучение свыше 300 регентов. В ноябре этого года факультет будет производить очередной набор студентов. Нам необходимы молодые талантливые братья для регентского служения и мы надеемся, что именно таких людей церкви найдут и направят на учебу. Хотелось бы напомнить и о том, что музыкальное образование нуждается в финансовой поддержке. И для того, чтобы мы могли совершенствовать, развивать музыкальное образование, нам нужны соответствующие фонды, понимание наших церквей, желание помочь в этой благородной работе. Важной формой музыкального обучения являются также музыкальные и хоровые семинары. Такие семинары организовываются центром "ЛОГОС" совместно с пресвитерами и регентами по регионам. Пятница — день семинарских занятий регентов, суббота — занятия с участниками хоров церквей региона, а также учебная и показательная репетиция сводного хора. На субботнем вечернем служении каждый хор выступает со своей музыкальной программой, как бы проводится небольшой хоровой фестиваль. В воскресенье на утреннем богослужении выступает сводный хор, и после обеда — заключительная встреча с участниками хорового семинара. Вот приблизительное расписание семинаров. Мы приглашаем Вас к совместной организации и проведению таких семинаров.
Количество просмотров 6204
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |