Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

ХРИСТОС ВОСКРЕС! ВОИСТИНУ ВОСКРЕС! С праздником ПАСХИ 2024!

История уникального органа.

Мы уже не раз писали о вечерах духовной музыки, которые регулярно проходят в Московской центральной церкви ЕХБ (МЦЦ). Главным участником этих концертов является замечательный орган, голос которого более ста лет звучит в стенах этой церкви.

Орган МЦЦ — уникальный памятник немецкого романтизма ХIХ века фирмы «Ernst Rover», чьи творения звучат в соборах Магдебурга, Хальберштадта, Штендаля. Этот орган является единственным инструментом «Ernst Rover» находящимся вне Германии. Он имеет 38 регистров, распределённых на трёх мануалах и педали, пневматическую трактуру. По количеству регистров орган церкви занимает четвертое место в Москве после органов, установленных в Концертном зале им. Чайковского и Большом зале Консерватории и Доме музыки. По счастливому стечению обстоятельств он никогда не подвергался каким-либо перестройкам и потому сохранил до наших дней свой первозданный звуковой облик. В 1990 г. инструмент был поставлен на учёт как памятник истории и культуры.

В течение полутора веков здание церкви пережило 3 органа. Первый - просуществовал 16 лет, второй – 27 лет последний же орган построенный в 1898 году сохранился до сего дня. Таким образом, органу Московской центральной церкви в этом году исполняется 113 лет! 

Но история 3-го органа не была безоблачной:

Первые проблемы с инструментом возникли в уже в 1902 г. Как свидетельствует отчет церковного совета за этот и последующий годы, в работе органа возникли "неприятные помехи", связанные с отопительной системой церкви. В 1903 г. система была переделана, а представитель фирмы "Ernst Rover" устранил имевшиеся повреждения. Последний ремонт профилактического характера, о котором сохранилось упоминание, производился в июне 1910 г. мастером Рихардом Шайнде из Бадена, оставившим свой автограф на внутренней стенке швеллера. В качестве курьёза можно отметить, что этой надписи господину Шайцле показалось мало и он поставил свою подпись под форшлагами почти всех (свыше 200) деревянных труб.

После Второй Мировой Войны обслуживание органа осуществлялось мастером В.А. Расторгуевым, который ухаживал также и за органами консерватории им. Чайковского. После его смерти инструмент остался без регулярного надзора. Осуществлялась только настройка, причём для её облегчения были сняты створки жалюзи швеллерного ящика и выведены из употребления язычковые регистры. Многие трубы были сильно помяты и настолько забиты пылью, что вообще перестали звучать.

В 1970-1972 гг. основательный ремонт инструмента произвёл регент второго хора В.Н. Крошкин, обновивший часть мембран и некоторые узлы воздушной системы. Вследствие принятых мер орган сохранил работоспособность и мог использоваться в богослужении, однако для сольного музицирования был малопригоден.

Последующие восстановительные работы, проводившиеся Д.Р. Лотовым (хранитель органа с сентября 1987 г.), сделали возможным функционирование инструмента в полном объеме. В декабре 1993 г. московский органист А.А. Паршин осуществил запись компакт-диска с программой из произведений И. Брамса, А. Брукнера и Ф. Листа, достаточно полно раскрывающей возможности уникального творения Эрнста Рёвера.

В настоящее время проводится реконструкция органа мастерами из Германии, проводится реставрации пневматической трактуры, многие элементы которой не ремонтировались со дня установки в 1898 году, а также восстановление труб. Осуществление этого проекта позволит органу достойно продолжить второе столетие своей жизни.

Вообще история органа в России весьма драматична, в советская власть почти полностью расправилась с этим «ненавистным пережитком религиозной культуры» . Если в 1856 в России имелось 2280 церковных органов, то после «революционных» событий, из всех ранее имевшихся органов в своем первоначальном состоянии сохранились, лишь четыре среди которых был и описываемый нами инструмент.

Сегодня орган живет и активно используется как в богослужении, так и на вечерах духовной музыки.

Но, несмотря на свое сравнительно хорошее состояние, орган нуждается в реставрации, поскольку возраст инструмента берет свое. Известно, что подобные реставрационные работы являются весьма дорогостоящим мероприятием, поэтому в церкви проводятся регулярные материальные сборы на ремонт органа.

Свою лепту в продление жизни этого уникального инструмента можете и вы, посетив один из вечеров органной музыки, которые проходят ежемесячно, в последнее воскресенье месяца в 15 00.

Адрес Московской центральной церкви: Москва, Малый Трехсвятительский переулок д.3. Подробнее об МЦЦ вы можете узнать здесь

В заключение, хочется процитировать слова выдающегося немецкого философа Освальда Шпенглера

«Органная музыка не освобождается до конца от "благого ига и легкого бремени" - вести людей к Богу, облегчать им путь к Нему, размягчить и расплавлять окаменевшие души».

Благодарим А. В. Баранюка за помощь в подготовке материала для данной статьи.

Денис Гостев специально для www.word4you.ru


Количество просмотров 1971
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна