Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Новый Завет является величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира». (Чарльз Диккенс)

Итоги международной конференции "Богословие творения"

17 октября в Звенигороде успешно завершилась международная конференция «Богословие творения», организованная совместно Библейско-богословским институтом св. ап. Андрея (ББИ) и проектом «STOQ - Science, Theology and the Ontological Quest» (Ватикан) при поддержке Папского совета по культуре.
Открытие конференции состоялось вечером 13 сентября.

С приветственным словом к участникам обратились А. Бодров, ректор ББИ, и свящ. Томаш Трафны, координатор проекта STOQ и глава отдела науки и веры Папского совета по культуры. Ректор кратко рассказал собравшимся об истории ББИ и о его важной цели – наведении мостов, в т.ч. между наукой и религией. Одним из таких мостов стала прошедшая конференция. Затем о. Томаш передал приветствие архиеп. Джанфранко Каравази и выразил надежду, что конференция поможет поиску общего языка между богословием и наукой. После этого слово было предоставлено о. Кириллу Горбунову, руководителю информационной службы римско-католической архиепархии Божьей Матери в Москве, который поздравил ректора и участников с открытием конференции от имени архиеп. Павла Пецци.

В рамках конференции обсуждался широкий круг вопросов, связанных с научной, философской и богословской интерпретацией идей о начале и конце вселенной. В частности, характер соотнесения богословских концепций творения и эсхатологии с современной космологией, эволюция вселенной и биологическая эволюция как предмет богословской интерпретации, возможность соотнесения богословских концепций грехопадения, спасения и последнего суда с данными наук о человеке, а также соотнесение этических теорий и морали с идеей грехопадения и эсхатологической перспективой.

Д-р Уильям Кэррол, PhD (Blackfriars, University of Oxford), в своем докладе указал, что наука не может решить вопрос о первоначале мира, но может только уточнять историю самого раннего этапа развития Вселенной. Объяснить творение может лишь богословие. При этом Первопричина не умаляет причин изменения, заложенных в творение. Св. Фома Аквинский проводит разграничение между творением и изменением и указывает, что наличие причинности внутри творения делает возможным естественные науки.


Доклад А. Нестерука, PhD (University of Portsmouth, UK), был посвящен трансцендированию как необходимому условию познания творения, которое становится возможным через личный молитвенный опыт сопричастия и литургию как акт преобразования верующего. Согласно отцам церкви, способность к трансцендированию заложена в человеке при творении.

Свящ. Эмиль Ромеу, PhD (Catalonia Faculty of Theology), говорил о возможности плодотворного диалога науки и богословия и привел в качестве примера труды Карла Ранера и Д. Эдвардса.

В своем докладе секретарь ученого совета СПбДА прот. Кирилл Копейкин, кандидат богословия, к. ф.-м. н., указал на особое место теоретической физики среди научных дисциплин. Это особое положение обусловлено двумя моментами: во-первых, предтеча современной физики – натурфилософия античности и средневековья – воспринималась как попытка познать Творца через изучение Его творений. Во-вторых, в теоретической физике математика используется не просто как способ описания моделируемых событий, но прикасается самой сути бытия. Поскольку же сама новоевропейская физика возникла как естественное богословие, богословие Книги Природы, то её результаты могут интерпретироваться именно в богословском контексте.


Кеннет Кемп, PhD (Department of Philosopy, University of St. Thomas, St. Paul, Minnesota, USA), свой доклад посвятил связи научных теорий полигенеза и моногенеза и истории о сотворении человека в контексте учения св. Фомы Аквинского. Св. Фома указывает, что способности рассуждать мало для научной деятельности, необходима также душа. Способность к образному мышлению – это показатель отличия души человека от души животного. Поэтому, хотя homo sapiens как биологический вид вполне мог возникнуть в разных местах земного шара, человек как разумное существо появился лишь в одном месте.

Руководитель Службы коммуникации ОВЦС МП свящ. Георгий Завершинский, доктор философии, к. т. н., говорил о проблеме понимания пространства и времени согласно теории относительности в свете последних исследований «Большого взрыва» и ее связи с библейской историей о сотворении мира.

Зав. кафедрой богословия Тобольской православной духовной семинарии прот. Димитрий Кирьянов, кандидат богословия, к. филос. н., затронул проблему теории мультивселенных и сравнил ее с вызовом эволюционной теории в области биологии. Хотя в настоящее время нет никаких данных подтверждения этой теории, она способна расширить наше представление о величии замысла Божьего относительно Вселенной.

Вопроса о соотношении святоотеческого богословия и современной космологии, имеющего не только научное, но и апологетическое значение, коснулся в своем докладе В. Лега, кандидат богословия, зав. кафедрой философии и зав. кафедрой основного богословия и апологетики ПСТГУ и доцент МФТИ. Он обратил внимание слушателей на проблемы, возникающие при попытке приписать отцам церкви буквальное толкование Шестоднева.

Свой доклад «Сотворение времени» научный сотрудник Института исследований природы времени Д. Клеопов посвятил различению времени «хронос» и времени «кайрос». Первое из них – «количественное время», второе – время событий и поступка. Человек – «насельник двух времен сразу», но их первоначальная в нем гармония была нарушена грехопадением. И когда в Апокалипсисе говорится, что времени больше не будет, возможно, речь идет о хроносе.

В докладе И. Невважая, д. филос. н., зав. кафедрой философии Саратовской государственной академии права, реализуются два подхода к анализу проблемы начала (конца) Вселенной. Первый связан с признанием необходимости фиксировать контекст наблюдения, относительно которого решается указанная проблема. Понятия начала и конца могут иметь разное значение в отношении к «внутреннему» и «внешнему» наблюдателю. Второй подход заключается в том, что концепт начала (в том числе и Вселенной) может иметь не только чисто дескриптивный смысл, но еще прескриптивное и перформативное значения. Специфика богословского решения проблемы начала не может быть понята без учета последних двух значений.

Свое выступление игум. Владимир (Маслов) из монастыря св. вмц. Екатерины (г. Видное, Моск. обл.) посвятил теме контролируемого творения. Он отметил, что представление о Творце как Первопричине мира гораздо более соответствует логике науки, чем представление о самоорганизующейся материи.

М. Васина, магистр богословия и сотрудник центра дополнительного образования школы №104 (Санкт-Петербург) обратила внимание на встречу богословия образа с космологической концепцией Томаса Торранса, который объясняет видение темы пространства, обращаясь при этом к примеру византийской иконы. Общим выводом его рассуждений можно принять утверждение о неограниченности личности пространством, т.е. телом, об уникальном соединении в ее структуре времени и пространства, говоря проще соединения телесности и надвременного и внепространственного, первообразом которого явилась личность воплощенного Логоса.

С. Чебанов, д. фил. н., профессор Балтийского государственного технического университета и профессор филологического факультета СПбГУ, коснулся нерешенных вопросов теории биологической эволюции и богословия. Он привел последние данные палеонтологических исследований об изменении видового разнообразия и показал показать их связь с историей о сотворении мира и грехопадением.

Выступление А. Шевченко, к. филос. н., из Воронежской Православной Духовной семинарии было посвящено проблемам современной биоэтики в контексте богословия творения. Человек пытается стать Творцом, место политических утопий заняли утопии медико-биологические. Однако биоэтика, опирающаяся на общий консенсус, а не на Декалог и Нагорную проповедь, становится разрушительной для жизни и аморальной, поскольку нравственно лишь то, что совпадает с Божьим замыслом о жизни. Поэтому важна христианская альтернатива в биоэтике, в которой биоэтика являлась бы разделом сотериологии.

А. Беляев, магистр богословия, и.о. проректора по учебной работе СПбХУ, сфокусировался на реконструкции богословского значения фразы “новое небо и новая земля” в книге Откровения и ее связи с «небом и землей» в Быт. 1:1. Докладчик провел экзегетико-богословский анализ текстов, принимая во внимание мнение современных и более ранних исследователей Библии, и осуществил собственный анализ данной концепции.

Единству человечества в эсхатологической перспективе посвятил свой доклад Г. Гутнер, д. филос. н., старший научный сотрудник Института философии РАН. Он отметил, что с одной стороны, вызов глобальных проблем заставляет задуматься об универсальной этике. С другой стороны, нельзя игнорировать аргументы (исходящие, в частности, от постмодерна), убеждающие в многообразии языков, дискурсивных практик, форм морали. Всякая попытка придать каким-либо нормам универсальное значение вызывает подозрение в репрессивности, в попытке навязать чужеродный дискурс. Выступление стало попыткой уточнить понятие единства человечества.

В. Океанский, д. фил. н., зав. кафедрой культурологии Шуйского государственного педагогического университета, рассуждал о символическом принципе креации. Многие мироописания полностью лишают человеческое бытие креативного смыла. Полнота религиозного смысла свидетельствует, что лишь в христианстве Бог-Творец «взыскует человека», обречённого на гибель, усыновляя в вечности того, кто всем внутренним ходом иного порядка вещей был обречён стать рабом тления и всеобщим непривилегированным достоянием мировой бренности, пожалуй, самое большее – цементирующим материалом в структурно-символических блоках «хрустального дворца» всемирной гармонии.

Темы экзистенциальных «шифров» Шестоднева коснулся в своем выступлении В. Даренский, к. филос. н., доцент кафедры философии Луганского государственного университета внутренних дел им. Э. Дидоренко. Он рассматривал вопрос «А зачем, собственно, человеку нужно знать историю творения? Что она непосредственно дает для пути его спасения?» В первой книге Бытия не просто повествуется о том, что было в самом начале тварного мира, но и сразу показывается тот особый способ видения реальности и тот особый язык, на котором о ней повествуется в Откровении. Эта книга дает ту «настройку понимания», без которой не понять и всего последующего.

Во время прошедших круглых столов и панельной дискуссии участники смогли подробнее обсудить отдельные темы докладов, такие как проблему мультивселенных, Шестоднева, трансцендентность, необходимую для научного познания, вопросы понимания книги Бытия в контексте культуры России, понимания грехопадения, необходимость дускурса, в котором могли бы взаимодействовать наука и богословие.
Конференция завершилась экскурсией в Саввино-Сторожевский монастырь и прощальным ужином.


Благодарим Игоря Елецкого за предоставленный материал.

Андрей Рябенко, специально для www.word4you.ru



Количество просмотров 1889
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна