Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

А. В. Попов: Духовный человек не может не быть интеллектуалом

Наш портал продолжает серию статей и интервью, посвященных проблемам образования. На этот раз мы взяли интервью у Александра Попова, руководителя информационного отдела Московской богословской семинарии ЕХБ


Александр, как Вы оцениваете нынешнее состояние христианского образования?

Мне кажется, что христианское образования очень тесно связано с состоянием церкви вообще. Сейчас церковь переходит в другой статус, потому что кардинально меняется общество, это не могло не коснуться и парадигмы образования. Например, классическое богословское образование, которое сформировалось еще в Средние века, следовало общей парадигме гносеологии (теории познания). Сейчас же мы живем в эпоху постмодернизма, при которой меняются и формы образования, точно так же как возникают новые формы церкви. В наше время и классическая церковь переживает не лучшие свои времена.

Именно поэтому традиционное стационарное обучение вытесняется разнообразными заочными и дистанционными его формами. Образование приобретает другой статус, если раньше духовное образование – это было образование академическое, профессиональное, то сейчас такое образование – это образование, собственно, духовное - что-то вроде духовного тренинга. Нынешним семинаристам уже не обязательно знать специфические моменты еврейского языка - то, что было актуальным даже в начале 20 века. Сегодня учащиеся в богословских заведениях стремятся получить особый опыт богопознания, поэтому их такая форма вполне устраивает. Немаловажную роль здесь играет и образ жизни, поскольку мало кто в наше время согласится посвящать духовному обучению все свое время, потому что оно не обещает какой-то особой карьеры и высоких гонораров. Единственно, что оно им может дать – это определенный духовный рост. Получается, что образование не всегда поспевает за развитием церкви и за духом времени.

Так вы видите в этом проблему? Или мы имеем дело с естественной эволюцией образования?

Проблема есть, конечно, и такие проблемы возникали постоянно.

В своей диссертации, я исследовал этот вопрос, и пришел к выводу, что, ведь по большому счету, образование никогда не было сильной стороной евангельских христиан. Евангельское христианство существовало в России уже десятилетия, но не было ни одной попытки открыть духовную семинарию. Лишь в 1905 году Иван Проханов основал в Петербурге библейские курсы, но это были всего лишь курсы, фактически, там читались проповеди.

То же самое отношение было и после войны, когда не было и мысли, что у человека должно быть иное образование, чем просто церковное. Поэтому сейчас, по сравнению с тем, что было 50 лет назад, образование процветает.

А если сравнивать с 90-ми годами, когда казалось что будет прорыв?

В 90-е годы была надежда, что будет прорыв вообще в плане возрождения, что в России будет много евангельских верующих, но этого же не произошло...

А не кажется ли Вам, что вот эта незаинтересованность в образовании – это некое слабое место евангельских христиан?

Этот момент я тоже исследовал. Нам присуще вообще другое представление о духовности. Скажем так: есть наука, а есть искусство. Искусство отличается от науки тем, что оно принципиально лишено любой объективности. А наука оперирует фактами или логическими умозаключениями.

Мы имеем дело с искусством: когда человек идет в церковь, он образовывается именно тем, что приобретает определенный опыт общения с Богом, духовный рост и т. д. Именно на это всегда было направлено евангельское христианство. Основная наша форма – повествовательная, ведь наши проповеди всегда заключались в изложении каких-то библейских событий. Проповедь и была, своего рода, искусством, именно на этом делало акцент и образование. Грубо говоря, сравните образование в авиационном институте и в консерватории. Евангельская церковь – это консерватория, которая зиждется не на интеллекте, а на даре Духа Святого. У нас выработалась своя эстетика, которая приняла самобытные формы, что отобразилось и на понимании образования.

Для меня тоже наиболее интересен духовный опыт. Когда человек видит присутствие Божье, тогда все остальное отходит на второй план и к этому надо стремиться.

И последний вопрос: как вы думаете, нужно ли образование служителю церкви?

Мне понравилась такая мысль, что интеллектуал может быть духовным, но может быть и бездуховным, но духовный человек не может не быть интеллектуалом. Хотя это может показаться кому-то странным, но ведь главное достижение любого образования – это возможность абстрагироваться от своей собственной точки зрения. Это возможность посмотреть на мир чужими глазами. Именно поэтому, я считаю, что образование нужно всякому пастору, потому что пастор, который этого уровня не достиг, не сможет по-настоящему полюбить человека, ибо чтобы полюбить, нужно стать на противоположную позицию, в каком-то смысле, нужно научиться бить самого себя. Пастор не имеет право жить мифами.

Но я не считаю, что семинарское образования является обязательным для служителей. Очень важно, если пастор окончил любой университет, он уже обретает возможность смотреть на мир не плоско. Самым важным является даже не образование, а самообразование, в этом смысле, семинария может служить лишь подспорьем для дальнейшего саморазвития. У меня постоянно в сотовом телефоне загружены аудиолекции лучших вузов мира, это и есть развитие образования. Образование никогда не заканчивается, не смотря на титулы, звания и опыт...


Андрей Рябенко, специально для www.word4you.ru


Количество просмотров 1920
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна