Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

Проповедь музыкой

Знакомьтесь: профессор Высшей школы музыки из немецкого города Тюбингена, доктор наук Гельмут Фелькль. Он работал библиотекарем, редактором журнала «Новости церковной музыки в Вюртемберге» в союзе «Евангелической церковной музыки в Вюртемберге», редактором в издательстве «Carus», являлся преподавателем в Высшем училище библиотечного дела и информатики в Штутгарте. По вероисповеданию лютеранин.

Основным направлением его исследований была и остается история изготовления органов. Доктор Фелькль преподает на курсе органное исполнение в Школе церковной музыки при Римско-Католическом кафедральном соборе в Москве, читает лекции по органной музыке в контексте литургической практики. В рамках курса «Западноевропейская церковная музыка» его мастер-классы проходят по интерпретации и исполнению произведений И.С. Баха и по мастерству игры на органе. С 17 лет и до сих пор доктор Фолькль играет в своей церкви на большом органе в Германии. На его концертах залы московского католического собора и другие концертные площадки всегда переполнены.

«Музыка стоит на той же высокой позиции, что и богословие. Если церковная музыка проникнет во все сферы жизни, тогда у нас наступит рай. Прежде, чем малыш начинает говорить, он уже может петь», - считает доктор Гельмут Фелькль.

С читателями газеты «Протестант» доктор Фелькль поделился своими размышлениями о высших духовных ценностях музыки.

- Кем вы себя больше ощущаете - музыкантом, ученым, преподавателем, редактором музыкального журнала?

- Удивительно, но все эти профессии во мне органично сочетаются. Наверное, в первую очередь, я библиотекарь и исследователь по органной музыке, во-вторых, я – музыкант, играю на органе, что мне приносит особое наслаждение, а в-третьих, я изучаю музыку с научной точки зрения, что важно для моего разума.
Чем больше мир будет ее слушать, тем больше в нем будет гармонии. Музыка сильно влияет на людей. Посредством музыки людей можно порадовать, рассмешить, опечалить и даже вызвать какие-то болезненные ощущения. Музыка сильно влияет на эмоциональные сферы человека. С помощью музыки можно даже лечить людей – своего рода музыкальная терапия. В протестантских церквах органист отвечает за музыку, а священник - за духовную часть. Во время богослужения происходит некая связь душевного и духовного, и прихожане в это время чувствуют особую гармонию. Важно, когда вся церковная община поет, потому что это приносит огромную пользу всем! Это объединяет!

- Как вы считаете, музыка Баха превыше другой музыки в духовной сфере?

- Бах – это, действительно, центр церковной музыки - евангелической и католической. В протестантских и католических церквах исполняются произведения Баха. Известно, что Бах написал огромное количество произведений для органа, есть у него и не менее известная хоральная музыка - кантаты, оратории и другие песнопения. Несмотря на то, что прошло более двухсот лет с момента смерти Баха, музыка его актуальна и востребована до сих пор. Без его произведений существование церковной музыки стояло бы под вопросом. Неслучайно Бах был протестантом, потому что только в окружавшей его протестантской среде было возможно создать такие произведения. На международном уровне Бах является знаковым композитором, из числа тех, кто, когда бы то ни было жил на земле.

- Чью музыку вы также исполняете с удовольствием?

- Я люблю не только тех композиторов, кто писал церковную музыку, но и тех, кто не писал для церкви. На самом деле, любая музыка может стать духовной. Нецерковная музыка может стать духовной, когда она исполняется без текста. Сама музыка - это что-то хорошее, положительное, и любой человек воспринимает ее по-разному. Я люблю Бетховена, Моцарта, Шуберта. Особенно симфонии Шуберта. Очень нравится Антон Брукман – австрийский композитор 19-го века, который написал девять симфоний. Когда слушаешь Брукмана в концертном зале, такое ощущение, что находишься на богослужении. Я играю музыку композиторов эпохи романтики 19-го века и моих современников 20-го века. Например, французскую органную музыку.

- Отличается ли между собой музыка православной, католической или протестантской церкви?

- В православной церкви музыка воспринимается гармонически узко, в основном, в качестве песнопения. В католической церкви музыка воспринимается как сопровождение, фон, больше на уровне эмоций, чем интеллектуально. В протестантской евангелической Церкви с помощью органной музыки можно делать что-то современное, новое, экспериментировать, исполнять какую-то авангардную музыку. С помощью музыки можно как бы комментировать высказывания священника. В наших церквах музыка воспринимается больше интеллектуально, чем эмоционально. На самом деле, католическая и евангелическая музыка смешиваются между собой. Это хорошо, когда у нас есть совместные произведения, которые играются в той и в другой церкви. Это нас только объединяет. Православная церковь, по-моему, в музыкальном смысле потеряла связь со временем, оставшись на позициях 19-го века. Например, произведения Рахманинова Православная Церковь не захотела воспринять. Потом было советское время, - время религиозной неприязни. Сегодня было бы мудрым, если бы Православная Церковь попросила кого-то из композиторов написать новые произведения, обновив церковную традицию в музыке времен 16-17 веков. Православная музыка остается традиционной и, к сожалению, отстает в музыкальном развитии, утеряв часть из своего музыкального прошлого. Например, есть замечательные византийские хоралы, о них почти не знают и не используют во время богослужений. Было бы хорошо, если бы исследователи музыки отыскали бы эти забытые произведения в музыкальных библиотеках или архивах, а хоры смогли бы точно воспроизвести эту музыку. Кстати, в католических церквах также есть григорианские хоралы, которые несут свою богатую традицию.

- Развивается ли протестантская музыка?

- Евангелическая церковная музыка не потеряла традицию и имеет интегративный характер. Она вобрала в себя множество разных музыкальных традиций, в том числе, из Православной, Католических церквей и церквей своей конфессии, включая также и популярную музыку – джаз и другие стили. Все это гармонично используется нашей церковью.

- Некоторые церкви не признают современные направления в музыке, например, рок, джаз-рок, считая, что это не духовная музыка. А вы говорите о смешении стилей…

- Евангелическая церковь, начиная уже с 15-16 веков, использовала популярную музыку, что называется воцерковляя ее. Например, в США популярная музыка - джаз, госпел – практически всегда исполнялась в церкви. Важно использовать разные стили, интегрировать их в духовные, например, преобразовывать детскую музыку. Ничего не надо отбрасывать, а использовать, как церковную музыку, делая ее лучше. В моем университете в Германии студенты четыре семестра изучают и играют популярную музыку.

- Выходит, что вся музыка духовна?

- Если окунуться в очень далекое прошлое и поразмышлять, то станет ясно, что музыка пришла с Неба! Прежде, чем человек начнет говорить, он уже может петь. Первый музыкальный инструмент человечества - это флейта. Я видел флейту, возраст которой примерно сорок тысяч лет. В той флейте всего пять отверстий, но я слышал, как на ней играли! Эти Божественные звуки навсегда поселились в моем сердце. Если кто-то считает, что какая-то музыка, например, рок или тяжелый рок - от дьявола, то это не так. Возможно, в свое время Бог тоже сыграет рок. Есть несколько христианских групп, которые исполняют тяжелый рок. Молодым людям это очень нравится, что и привлекает их в церковь. Мы говорим именно о музыке. К словам другое отношение. Слова могут изменить смысл музыки. Музыка же исходит от Бога.

- Какой посыл несет духовная школа музыки, которая проходит в Москве?

- Это школа – воплощенная прекрасная идея сестры Валентины Новаковской- руководителя музыкальной секции при Конференции Епископов России, президента Благотворительного фонда "Искусство добра". Школа церковной музыки в Москве – это начало новой традиции. Школа развивается и со временем получит государственную аккредитацию. Преподаватели школы - зарубежные профессоры, студенты – не только россияне, но и представители других стран. Наша школа - межконфессиональная. Мы изучаем и католическую, и евангелическую музыку. Студенты смогут получить музыкальное образование на уровне консерватории. Мы отличаемся от государственного музыкального учреждения тем, что особый акцент делаем на церковной музыке. В нашей школе можно изучать не только органную музыку, как в консерватории, но и другие церковные, богословские предметы.
Студенты школы в дальнейшем смогут поехать на практику в другие страны Европы. Посредством работы нашей школы западная церковная музыка станет более известной в России. Цель нашей школы, - чтобы во всех церковных приходах России служили профессиональные музыканты, которые могли бы хорошо играть на органе, вести хоровое пение.

- Ваше обращение к тем служителям церквей, которые признают только хоровое пение, считая все другие стили музыки мирскими.

- В моей церкви и в других церквах Германии, как лютеранских, так и в баптистских, используется орган и различные музыкальные инструменты, исполняется как инструментальная музыка, так и хоровая. Я бы всем рекомендовал во всех общинах использовать орган, тогда бы везде возникла органная культура. Музыку можно использовать как проповедь. Я бы также посоветовал всем пасторам и священникам на богослужении исполнять различную музыку, чтобы пасторы любили музыку, используя как хоровую, так и инструментальную традицию во время служения, чтобы пела вся община. В свое время Мартин Лютер сказал, что «если пастор не может петь, то он вообще не пастор». Музыка стоит на той же высокой позиции, что и богословие. Если церковная музыка проникнет во все сферы жизни, тогда у нас будет рай.

- А, если церковной музыкой станет джаз, будет ли тогда рай?

- Тогда он станет частью церковной музыки. Надо играть европейскую, африканскую, азиатскую, музыку всех народов. Тогда и будет гармония. В нашем песеннике собраны тексты, переведенные на пять языков, они предстают как вселенские песни. У нас в Германии последние полвека сложились хорошие отношения между протестантскими и католическими церквами.

- Что помогает установлению хороших взаимоотношений между верующими разных конфессий Германии?

- До второй мировой войны все евангелические и католические церкви почти не общались между собой. После войны все перемешалось. Лютеране пришли в католическую церковь и, наоборот. Наконец-то христиане познакомились друг с другом, отношения изменились. Стали издаваться совместные песенники с одинаковыми песнопениями. Музыка всегда объединяет.

Ваши пожелания студентам московской школы церковной музыки?



- Желаю, чтобы в их церквах служили понимающие священники и пасторы, чтобы были хорошие музыкальные инструменты, хоры, наконец, чтобы через церковную музыку они приобрели счастье. И все это вместе взятое – помогло росту церквей.


Текст и фото Зои Бардиной

Источник: www.protestant.ru


Количество просмотров 4124
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна