![]() | ![]() |
![]() |
Поиск по сайту:
|
|
ХРИСТОС ВОСКРЕС! ВОИСТИНУ ВОСКРЕС! С праздником ПАСХИ 2025! |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
XII научно-историческая конференция "Феномен российского протестантизма" в Великом Новгороде![]() 13-15 сентября 2024 года в Великом Новгороде, в Храме Христа состоялась открытая ежегодная XII научно-историческая конференция «Феномен российского протестантизма». В этом году встреча религиоведов, историков, служителей была посвящена сразу нескольким юбилейным событиям. В первую очередь научное собрание отметило 150-летие приезда в Россию одного из главных вдохновителей протестантского движения в стране англичанина лорда Редстока. В этом же году община новгородского Храма Христа напомнила о 30-летии со дня торжественной закладки первого камня будущего здания церкви. И в этом же году исполнилось 45 лет, как Епископ Евангельских Церквей Новгородской области, инициатор проведения научных конференций на новгородчине Анатолий Иванович Корабель принял в сердце Господа нашего Иисуса Христа. Объемная и разноплановая программа мероприятия включала 15 докладов на разные темы. Участники предложили рассмотреть совершенно не пересекающиеся точки зрения, их общественную значимость, тенденции развития. Представители научного мира из Санкт-Петербурга, Москвы, Томска, Великого Новгорода вместе совершили краткий экскурс в основные христианские конфессии, вспомнили трагический духовный путь Жанны Д`Арк, поговорили о нелегальной издательской деятельности русских протестантов (Татьяна Кирилловна Никольская, к.и.н., член Союза писателей России, доцент СПБХУ), проследили за размахом действий новгородских еретиков и судьбой основателя «Десного братства» штабс-капитана Николая Ильина. Были также представлены исследования духовных исканий Сергея Есенина (Галина Павловна Владимирова) и последователей движения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов) (Владимир Александрович Егоров, к.ф.н., доцент кафедры философии, религиоведения и педагогики Русской христианской академии им. Ф.М. Достоевского), прозвучали сообщения об особенностях восприятия протестантизмом раннего кинематографа (Елена Сергеевна Некрасова, к.ф.н., доцент кафедры философии и истории РГИСИ (г. С-Петербург) и традиционно трудном диалоге советских властей и верующих. Приветствуя собравшихся, Анатолий Иванович отметил, что «уже 12 лет новгородский Храм Христа становится открытой дискуссионной площадкой для представителей христианства различных деноминаций. Есть возможность для свободного и уважительного обмена мнениями православных, католиков, протестантов, а также ученых, некоторые из которых, может быть, сами лишь приближаются к покаянию, вере, и вносят неоценимый вклад в развитие культуры страны, продвижение христианских идей посредством изучения жизни и деятельности выдающихся последователей Иисуса Христа». Коснемся подробнее нескольких докладов, прозвучавших на конференции. Замечу, что каждое выступление вызывало горячий отклик слушателей, искренний интерес и длительное обсуждение, которое становилось продолжением дружеского общения за обедом. Исследование по истории протестантов в составе населения Новгородской губернии ХIХ-начала ХХ веков представила Наталья Сергеевна Федорук, к.и.н., доцент кафедры истории России и археологии НГУ им. Ярослава Мудрого, ст. научный сотрудник Госархива Новгородской области. «Полку протестантов» активно прибывало в эпоху буржуазных реформ в 50-60-х годах ХIX «либо по службе в армии, либо по занятию работами», в частности, латышских и эстонских крестьян. Они получали здесь землю с помощью своих соплеменников в постоянное пользование или в аренду, оставались на постоянное поселение. Таким же образом на новгородской земле появились баптисты, первые официальные данные о представителях этой деноминации были опубликованы в 1879 году – 107 человек. Приезжали и иностранные предприниматели из Германии, Британии, Швейцарии, где широко был распространен протестантизм. Как более умелых они выписывали из своей страны и рабочих для своих производств. Немало лютеран было и среди чиновников, выходцев из прибалтийских немцев. Например, новгородскими губернаторами были лютеране Август Денфер (1826-1834 годы правления), Оттон Медем (1896-1907 годы). Мещане из прибалтийского дворянства также составляли значительную часть протестантских деноминаций. Владимир Александрович Попов, вице-президент ХЦ «Логос», преподаватель Института Духовной Музыки, представил лорда Редстока глазами Николая Лескова. Среди художественных летописцев евангельского движения в России Николай Лесков – в числе первых. Бурный всплеск религиозности наблюдался среди всех слоев населения, дух богоискательства и покаяния основательно оживил и петербуржскую знать. Писатель выступил в некотором роде одним из самых тщательных биографов лорда Гренвила Рэдстока – проводника духовного подъема, приехавшего в Россию из Англии. Лорда-проповедника противопоставляли православным священникам не в пользу первого. Лесков составил объективный портрет проповедника в очерке «Великосветский раскол. Лорд Редсток, его учение и проповедь», вышедший в 1877 году, через три года после первого приезда Рэдстока в Россию. Он был переиздан только в постсоветский период «перестройки», спустя 122 года в составе сборника рассказов и статей Лескова «Зеркало жизни». Впервые на страницах литературного исследования читатели узнали об удивительном христианском подвиге полковника, который ставил государственную службу и посвятил всего себя миссионерству. Именно Лесков первым открыл удивительную способность Рэдстока как на улицах, так и в великосветских салонах простым понятным, и в то же время горячо искренним языком призывать к покаянию, принятию Иисуса Христа всем сердцем. Лесков указал на главный дар Рэдстока «переделывать бар», творил чудеса над сердцами людей. Будучи сам азартным человеком с чувством юмора Николай Лесков описал высокий интеллект Рэдстока, привел множество «сочных смешных деталей». Например, как неграмотные деревенские жители на свой лад произносили сложную заморскую фамилию и звали его «Кресток». Чудак Рэдсток, каким многие его считали, по замечанию Лескова, имел влияние на сближение людей русского высшего общества с народом. О явном божественном ведении в «голосах» с Неба, «видениях» и «советах» Жанны Д`Арк рассказала Магистр Теологии в области Истории Церкви и Доктрины Ольга Николаевна Соколова. «Если это «обман», то и всё остальное в жизни ее тоже обман; но тогда непонятно, как эта семнадцатилетняя крестьянская девочка спасла не только Францию, но и всю Европу – весь христианский мир. А если это истина, то в Голосах ее – одно из величайших явлений Духа во всемирной истории. Чем-то в религиозном опыте Святых явление это может быть предсказано, но в самой истории – как будто ничем», привела автор высказывание Д. Мережковского. Уже на суде, исполнив до конца свой христианский подвиг, под угрозой смерти на костре, Жанна твердо отвечала: «Я твердо верю в то, что мои голоса сказали мне, а именно что я буду спасена, так же твердо, как если бы это уже произошло». 30 мая 1431 года в возрасте 20 лет она была обвинена в ереси и сожжена заживо. Однако в 1437 году политическая ситуация изменилась. Карл VII вошел в Париж и реформировал почти всю Францию. В 1450 году король открыл в Париже следствие по реабилитации Жанны д’Арк, и в 1456 году, спустя четверть века после сожжения, ее осуждение было объявлено недействительным, Жанну «реабилитировали», как сказали бы мы сегодняшним языком. «Принять ледяной экуменический душ!» рекомендовал Титулярный Архиепископ Единой евангелическо-лютеранской церкви России, доктор Святой Теологии града Рима, профессор Нового Завета при С.-Петербургской евангелической Богословской Академии Йозеф Барон. Он призвал «задуматься о неправильном употребление самого понятия «конфессия» по отношению к другим религиям мира: иудаизму, исламу, буддизму и т. д. Эти религии для Христианства остаются именно религиями; по сравнению с разными направлениями, т. е. вероисповеданиями в Христианстве – как одной и той же религии. Только в пределах Христианства как одной религии мы в качестве эквивалента или синонима к «вероисповеданию» вправе употреблять и латинское слово «конфессия». Он подчеркнул, что «нельзя путать веру – как особое чувство человека перед Богом – с разными формами христианской культуры. «Конфессия» сегодня, как правило, подразумевает не только веру во Христа, но и исторические направления той же веры: православие, католичество, протестантизм». «Возможность ознакомления с историей разных общин и церквей, – этим и занимается сравнительное богословие, – означает определенный шанс поучиться у других; даже когда о нас кто-то говорит: «у них нет ничего полезного». Есть поговорка: «все познается в сравнении». А ведь и при сравнении мы остаемся, в первую очередь, собирателями не у себя в конфессиях, а у Христа!», – убежден Барон. Профессор также предложил вспомнить об истоках споров об «истинном» христианстве. «Многие до сих пор полагают, что идея Реформации возникла только к 1517 году у Лютера в башне августинского монастыря в Виттенберге, при чтении Послания апостола Павла к Римлянам об оправдании верой, или еще раньше, – у Виклифа и Гуса. Но это не так, ибо идею Реформации как постоянного духовного обновления мы находим уже у Самого Христа, а также у Апостола Павла, т. е. в Новом Завете. Так, Иисус Христос говорит Никодиму: «…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Иоанна 3:5-6 Апостол Павел пишет: «…не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» Римлянам 12:2. Павел призывает «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Ефесянам 4:22-24. А в другом Послании Павел завещает: «Духа не угашайте» 1 Фессалоникийцам 5:19. Доцент Государственного университета морского и речного флота, к.т.н., Магистр (история церкви) по программе Университета Претории (ЮАР) совместно с Санкт-Петербургским христианским университетом Михаил Тимофеевич Неволин предложил к обсуждению «Эволюцию отношения к труду у русских протестантов». Он отметил, что последователи реформации рассматривают труд как одну из форм служения Богу, как проявление Божьей благодати. «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» 1 Петра 2:9. Притча с талантами интерпретируется как разумное распоряжение своим духовым даром: «Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Евангелие от Луки 19:26. «Поначалу большевики хорошо отнеслись к протестантам. Например, коммуна «Гефсимания» в 1920 году имела свою электростанцию, достигла высокой производительности сельхозтруда: собирали до 100 пудов пшеницы с десятины. Кормили участников большевистских конгрессов в Охотном ряду. Позднее баптисты стали раздражать власть. Потом их и вовсе вытеснили на обочину. Росло взаимное недоверие между властями и евангельскими христианами. Верующим не позволяли поступать в вузы, занимать руководящие должности. Церковь вынуждали дистанцироваться от мира. Работа в миру стала возможностью заработать на жизнь, и как следствие, служение в церкви стало противопоставляться работе. Мол, вынуждены отвлекаться от пения в хоре… Такая тенденция прослеживается и сейчас». Автор доклада предложил порассуждать: «Большую часть жизни мы - вне церкви. Воспринимаем ли мы трудовую дисциплину как часть христианской жизни?.. Можно ли что-то прихватить с работы для Воскресной школы?.. Уходило бы из менталитета разделение понятий труда и служения для Бога…» «Новгородские антицерковные движения XIV–XVI вв. в историко-богословском дискурсе Русского Православия» рассмотрел Алексей Вячеславович Андреев, г. Санкт-Петербург, лиценциат богословия (STL), Преподаватель Высшей Католической Духовной Семинарии «Мария – Царица Апостолов». Он отметил, что «спустя век после татарского разгрома мы видим на Руси «значительное понижение уровня богословского просвещения и литературно-книжного творчества». Увеличилось число монастырей, активизировалось собирание книг, и вместе с тем процветали суеверия и глубокое невежество во всех слоях общества, включая духовенство, взимались «пошлины» за священнический сан. а, не имея достаточно средств; имеющий же их мог стать пресвитером, и не обладая потребными для сана достоинствами». Возник раскол: народ противился духовным властям. Развились движения стригольников и жидовствующих. Стригольники отвергали церковную иерархию, выражали недовольство практикой «поставления пастырей на мзде» (то есть продажи церковных должностей), были противниками молитв за умерших. Они объединялись в особые группы, во главе которых стояли наставники, и создавали собственные общины. «Еще одно лжеучение – так называемая ересь жидовствующих. Еврейские «учителя» запрещали своим русским попам-последователям обрезываться, с мотивировкой: «если проведают об этом христиане, то увидят и разоблачат вас; держитесь своего жидовства втайне, а внешне будьте христианами». Они требовали придерживаться Моисеева закона, в принципе отрицая разумность и необходимость пришествия в мир спасителя, Богочеловека Иисуса Христа». Отрицали иконы, не почитали крест и священные предметы. Члены секты отрицали второе пришествие Христа. «В 1490 году, благодаря энергичной деятельности святых Геннадия и Иосифа, в Москве состоялся Собор по делу жидовствующих. Архиепископ Геннадий понимал, что главное оружие в борьбе с ними – слово. Невежество оказалось основной причиной их впадения в ересь. С этой целью владыка Геннадий предпринял важнейший труд: собирание и издание на Руси церковно-славянской Библии. На греческом Востоке такого единого собрания еще не существовало. На Западе перевод Библии на национальные языки получил распространение также позднее, в эпоху Реформации. Так появилась новгородская, Геннадиевская Библия». Завершённый в 1499 году, это первый на Руси полный рукописный перевод Библии на церковнославянский язык с латинской Вульгаты. До него существовали только отдельные и неполные славянские переводы различных книг и глав. Сборник ознаменовал «первую серьёзную победу западной схоластики на русской земле». Ольга Ивановна Ставцева, к.ф.н., доцент кафедры философии ЛГУ им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург) представила свой труд на тему «П.Г. Ганзен – первый переводчик произведений Кьеркегора на русский язык и восприятие религиозной мысли С. Кьеркегора в России». В богословском творчестве Сёрена Кьеркегора основное внимание уделяется христианской этике, институту Церкви, различиям между чисто объективными доказательствами христианства, бесконечному качественному различию между человеком и Богом, субъективному отношению личности к Богочеловеку Иисусу Христу, которое пришло через веру. Большая часть его работ посвящена христианской любви. Датско-русский литературный деятель Газен известен переводами, выполненными вместе с супругой Анной Васильевной. Жизненный путь Ганзена в сфере духовных поисков истины, полемики с церковью созвучен философским взглядам Кьеркегора. Ганзен хотел быть оперным певцом, но утратил голос. За свою жизнь испробовал множество разных занятий: был телеграфистом, преподавателем. Пережил смерть первой жены, а в удачном втором браке с Анной Васильевной они вместе переводили скандинавских писателей: Ибсена, Андерсена. Переводы трудов Кьеркегора, например, библиографического описания «Наслаждение и долг» в 1894 году, раскрыли христианам России взгляды автора на «парадокс веры: страсть, любовь ко Христу требует личных усилий, предполагает ответственность за свои поступки». Особенностей диалога властей и протестантов коснулся в своем докладе к.ф.н., доцент кафедры философии ЛГУ им. А.С. Пушкина Виктор Алексеевич Курилов. «Диалог всегда был трудным. Представители власти использовали обширный набор организационных и идеологических мер для осуществления контроля за верующими. В религиозные объединения внедрялась агентура, была создана работающая система наблюдения, но духовной сферы не коснулись». Согласно справке для съезда комсомольцев, по состоянию на 1947 год Всероссийский Союз евангельских христиан-баптистов насчитывал около 200 тысяч членов, плюс около 200 тысяч приближенных. Эти обстоятельства не позволяли властям вставать на путь нажима. Баптистам стали сужать демократические начала, появилась система уполномоченных по делам РПЦ. Ну, и, конечно, публиковались идеологические статьи в газетах, где евангелизацию баптистов называли «паучьими методами работы, ползанием по адресам», снабжали и другими язвительными характеристиками. Середина ХIХ века «подарила» России и такое уникальное движение в христианской среде, как «Десное братство». Это религиозная организация хилиастического и дуалистического характера, основанная в России в 1840-х годах капитаном артиллерии Николаем Ильиным, и имевшая своих последователей на Урале, в Средней Азии, на Кавказе и Украине. Возникнув в целом в русле иудео-христианской традиции, отрицают всякую связь с современным иудаизмом и христианством. Ирина Александровна Тульпе, д.ф.н., преподаватель кафедры философии ЛГУ им. А.С. Пушкина, поделилась своим изучением этой темы. «Дуализм - суть учения Ильина. Земное просвещение необходимо для того, чтобы человек почувствовал потребность обратиться к небесному, полагал Ильин. Он пытался разрешить вопрос просвещения: утверждал, что без знания Бога непросвещённые выглядят «дикими зверями», а образованные - «нарядными чертями». Открытие истин в природе происходит посредством наук, и чтобы стать всесторонне просвещенным человека Бога, нужно изучать природу, человека и мир человечества. Просвещение - благо и необходимо, но только земное и небесное вкупе». Павел Юрьевич Цветков, Магистр Богословия и Магистр Искусств, дьякон церкви Св. Елизаветы, г. Кронштадт рассмотрел такой аспект, как взаимосвязь урбанизации, церкви и человека. Он предложил Церкви «понимать и менять свое представление о роли человека в городе. Зная эти и иные особенности городской среды, мы можем понять человека городского, что позволит нам помочь горожанину решить какие-либо духовные, психологические вызовы общества и тем провести своего рода «тихую евангелизацию» в жизни такого человека, который затем станет полноценным членом поместного прихода». Трехдневная конференция была насыщена не только теоретическими выкладками ученых, которые, кстати, войдут в очередной альманах и будут изданы к следующему собранию. Встречу украсил вечер духовной музыки, который состоялся в «Доме мещанки Бутузовой», где собирались первые христиане Великого Новгорода, а теперь открыт первый в России частный музей истории кино. Своим даром порадовали семья Колыванько, Павел Третьяков и другие члены Христианской Евангельской Церкви Великого Новгорода. Алла Стамболиди, к.и.н., член Союза журналистов России Фото автора Количество просмотров 762
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
COPYRIGHTS 2009-2025 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |