Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор)

XX Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел»

Юбилейный XX Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел» прошел в Москве с 1 по 7 ноября 2023 года.

Кинопоказы и мероприятия фестиваля, девиз которого «Доброе кино!», были ориентированы на семейную аудиторию, детей, подростков и молодежь.

За дни проведения кинофестиваля зрители увидели 152 киноленты из 8 стран: России, Белоруссии, Ирака, Ирана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В конкурсную программу кинофестиваля вошли 89 картин, в том числе 38 дебютных работ, в четырех номинациях: полнометражное игровое кино, короткометражное кино, документальное кино, анимация.

Отличительной чертой двадцатого кинофестиваля стала ретроспективная программа «Золотая коллекция «Лучезарного Ангела»: 49 фильмов-победителей и лауреатов кинофорума разных лет. Также в контексте важных событий в истории, культуре и искусстве нашей страны зрителям была предложена тематическая программа «От Великой Отечественной до наших дней. Усваиваем ли мы уроки истории?», были подготовлены специальные мероприятия, посвященные 80-летию победы в Курской битве и Году педагога и наставника в России. Желающие смогли посетить творческие встречи с известными режиссерами и артистами, специальные показы, мастер-классы и выставки.

7 ноября 2023 года в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя были подведены итоги кинофорума.

В торжественной церемонии закрытия приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Попечительского совета Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», председатель Оргкомитета кинофестиваля, Президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Владимировна Медведева, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Игорь Олегович Щёголев, известные деятели отечественной культуры, кино и телевидения.

Было зачитано приветственное слово Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, в котором говорилось:

«…Отрадно, что нынешний кинофестиваль вновь прошел на высоком организационном и творческом уровне, убедительно продемонстрировал свою востребованность, стал значимым событием в общественной, культурной жизни нашей страны, других государств. Сохраняя и развивая уникальное гуманистическое, художественное наследие отечественного киноискусства, он неизменно продвигает на «большой экран» талантливые киноленты, щедро дарит зрителям богатейшую палитру ярких, самобытных работ, утверждающих непреходящие духовно-нравственные идеалы, ценности семьи, патриотизма, общественного согласия…».

Во вступительном слове на церемонии закрытия председатель Оргкомитета кинофестиваля, Президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Владимировна Медведева подчеркнула:

«За эти годы кинофестиваль стал наглядным примером слаженного взаимодействия Русской Православной Церкви, государства и общества в сфере духовно-нравственного просвещения и воспитания молодежи. < … > 20 лет назад только несколько фильмов смогли соответствовать целям и задачам фестиваля и демонстрировали идеалы гуманизма, милосердия и справедливости. Теперь ежегодно в адрес кинофестиваля поступает около четырехсот заявок на участие из России и более чем 20 стран мира! < … >Актуальной задачей оргкомитета фестиваля, педагогов и воспитателей сегодня является внедрение кинопедагогики в образовательный процесс, организация внеклассной и внеурочной деятельности с использованием богатейшей фильмотеки доброго кино и подготовка методических рекомендаций для проведения этой работы.

«Доброе кино!» необходимо нам как воздух, поддерживает нас в трудную минуту, дает нам силы на добрые дела и свершения. Оно пробуждает в нас любовь и дарит нам крылья, именно поэтому наш фестиваль и называется «Лучезарный Ангел».

В своем приветствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил:

«Доброе кино — это кино, которое говорит нам о важнейших непреходящих ценностях, о жертвенности, о любви, о дружбе, о сострадании, о милосердии. Всего этого так не хватает в современном мире, раздираемом конфликтами и противоречиями. Работы, представленные на фестивале, ставят перед зрителями вечные вопросы о смысле жизни, взаимоотношениях между людьми и духовном возрастании личности. Раскрывая непростой мир человеческой души, режиссеры стремятся предложить зрителям христианские ответы на эти вопросы. Важно отметить, что такие произведения выражают добрую идею, выполненную на высоком художественном уровне. «Лучезарный Ангел» — это уникальный фестиваль. Все эти годы его организаторы показывают и награждают по-настоящему хорошие и добрые фильмы».

Отличительная особенность «Лучезарного Ангела» состоит в том, что помимо принятой в фестивальной практике отборочной комиссии все присланные на конкурс работы отсматривают эксперты Духовного экспертного совета (ДЭС). Это известные пастыри и духовники: протоиереи Владимир Волгин (председатель ДЭС), Димитрий Рощин, Константин Сопельников, Федор Бородин и другие.

Александр Михайличенко - директор Международного кинофестиваля «Лучезарный Ангел».

Жюри XX кинофестиваля представлено мэтрами кинематографа, киноведами, педагогами: это народные артисты России Владимир Машков (председатель жюри конкурса полнометражного игрового кино) и Александр Галибин (председатель жюри конкурса короткометражного игрового кино), Нонна Гришаева - Художественный руководитель Московского театра РОСТА в Царицыно, заслуженная артистка Российской Федерации; Владимир Фокин - кинорежиссер, профессор, заведующий кафедрой Актерского мастерства ВГИК им. С.А. Герасимова, народный артист Российской Федерации; Федор Добронравов - народный артист Российской Федерации; Виталий Третьяков - декан Высшей школы телевидения МГУ (председатель жюри конкурса - документальное кино); Нина Виноградова - художник-постановщик анимационных и игровых фильмов, преподаватель ВГИК им. С.А. Герасимова (председатель жюри конкурса - анимационное кино) и др.

Владимир Машков - народный артист Российской Федерации, режиссер, председатель жюри конкурса полнометражного игрового кино ХХ кинофестиваля «Лучезарный Ангел» подчеркнул особенность кинофестиваля для души человека, для всей его жизни. По его словам, для кинофестиваля отбираются картины авторов, которые пытаются пробудить у зрителя самые лучшие человеческие качества: доброту, искренность, миролюбие, понимание, веру. Каждое такое пробуждение – это возвращение к жизни. И как сказал когда-то Антуан де Сент-Экзюпери, «слишком много на земле людей, которым никто не помог пробудиться». Пробуждение – одна из великих миссий искусства, наравне с уравновешиванием человека с миром в самые ответственные и критические моменты жизни. Владимир Машков пожелал всем вдохновения, а это «вдох нового»: «Пусть это всегда будет в вашей жизни».

Победителями и призеры ХХ кинофестиваля «Лучезарный Ангел» стали.

Полнометражное игровое кино

  • Гран-при фестиваля присуждён фильму «У самого Белого моря» (Россия, 2022), режиссер Александр Зачиняев.
  • Вторую премию в номинации «За лучшее игровое полнометражное кино» получил фильм «Доктор» (Россия, 2022), режиссер Артем Темников.
  • Третьей премии в номинации «За лучшее игровое полнометражное кино» удостоен фильм «1941. Крылья над Берлином» (Россия, 2022), режиссер Константин Буслов.
  • Лучшим дебютным полнометражным фильмом стала кинолента «Ада» (Россия, 2022), режиссер Станислав Светлов.
  • В номинации «За лучший фильм для детей и юношества» победителем признан фильм «Иван Семенов - школьный переполох!» (Россия, 2022), режиссер Антон Богданов.

Короткометражное игровое кино

  • Победителем в номинации «За лучшее короткометражное игровое кино» стал фильм «Сыновья большой медведицы» (Россия, 2023), режиссер Дмитрий Чирков.
  • Вторая премия присуждена фильму «Хочу туда» (Россия, 2022), режиссер Наталья Омельченко.
  • Третья премия присуждена фильму «Бебия, бабуа, Анзорик, я и мама» (Россия, 2022), режиссер Раул Гусейн Оглы Гейдаров.
  • В номинации «За лучший дебютный короткометражный фильм» победителем стал фильм «Намыс» (Россия, 2022), режиссер Рафаэль Мукаев.
  • Специальным дипломом «За лучший короткометражный фильм для детей и юношества» награжден фильм «Честное слово» (Россия, 2022), режиссер Лолита Наранович.
  • Специальным дипломом «За бережное отношение к сохранению исторического и духовного наследия» награжден фильм «Ленинградская сирень» (Россия, 2023), режиссер Наталья Кунгурова.
  • Специальным дипломом «За яркое воплощение на экране идеалов добра, чистоты, духовного возрождения общества» награждена кинолента «Ой, то не вечер…» (Россия, 2023), режиссер Юлиана Гримута.

Документальное кино

  • Победителем в номинации «Лучшее документальное кино» стал фильм «Боже! Чувствую приближение Твое!» (Россия, 2022), режиссеры Николай Бурляев, Дмитрий Чернецов.
  • Вторую премию получил фильму «Мой мастер Класс» (Россия, 2021), режиссер Сергей Зайцев.
  • Третьей премией награжден фильм «Защитники духа» (Россия, 2022), режиссер Александра Богучарская.
  • В номинации «За лучший дебютный документальный фильм» победителем стал фильм «Король бакланов» (Россия, 2022), режиссер Дарья Разумникова.
  • В номинации «За лучший документальный телевизионный фильм» награжден фильм «Война и мир отца Зосимы» (Россия, 2022), режиссер Анастасия Екимова.

Анимационное кино

  • Победителем в номинации «За лучшее анимационное кино» стал фильм «Тшшш!» (Россия, 2021), режиссер Нина Бисярина.
  • Вторая премия присуждена фильму «Хор» (Россия, 2023), режиссер Ангелина Гильдерман.
  • Третья премия вручается фильму «Подружки» (Россия, 2021), режиссер Наталья Абрамова.
  • В номинации «За лучший дебютный анимационный фильм» победителем стал фильм «Галочка» (Россия, 2022), режиссер Анастасия Лисовец.

Детское жюри

Руководитель работы Детского жюри кинофестиваля - режиссер документального кино и телевидения, редактор ГТРК «Культура», член Гильдии неигрового кино и ТВ, основатель и руководитель Детской Кинолаборатории «ART FLAME» Елена Алфёрова.

  • Лучшим анимационным фильмом, по мнению Детского жюри, стала картина «Первая космическая» (Россия, 2023), режиссер Светлана Жукова.
  • Призом Духовного экспертного совета кинофестиваля «За воплощение образа святости на экране» награжден фильм «Война и мир отца Зосимы» (Россия, 2022), режиссер Анастасия Екимова.
  • Специальным призом Оргкомитета Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» награждена Эльвира Маслова, заслуженный художник РСФСР, советский и российский художник-мультипликатор, многие десятилетия работавшая на киностудии «Союзмультфильм», создатель образов более, чем 100 полюбивших зрителями анимационных картин, в том числе «Бременские музыканты, «Жил-был пес», «Трое из Простоквашино».
  • Специальным призом Оргкомитета Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» «За вклад в сохранение и развитие традиций отечественного кинематографа для всей семьи» награжден фильм «Чебурашка» (Россия, 2022), режиссер Дмитрий Дьяченко

***

Многие зрители и участники фестиваля «Лучезарный Ангел» получили как подарок наш журнал «Христианское слово» и христианские календари.

Светлане Владимировне Медведеве были подарены наш журнал «Христианское слово» с публикацией о предыдущем XIX кинофестивале «Лучезарный Ангел» -2022 г, христианский календарь на 2024 г. и еще особый подарок - Семейная Библия с золотым обрезом большого формата. Светлана Владимировна знает наш журнал и ценит его как духовную важную информацию для общества. Она сердечно поблагодарила за такие подарки, особо за Слово Божие.

О важности кинофестиваля «Лучезарного Ангела» и духовной ценности «Доброго кино» и о некоторых особенностях своей жизни рассказали его участники.

Артем Евгеньевич Темников, режиссер фильма «Доктор», Вторая премия в номинации «За лучшее игровое полнометражное кино».

Сюжет фильма:

- Ночью в психоневрологическом отделении для подростков происходит ужасное событие — едва не гибнет один из пациентов. Взрослые предполагают, что виновник ночного происшествия — кто-то из ребят. Врачи опасаются, что история повторится и закончится трагедией. Есть версия, что подростки по ночам играют в «собачий кайф», игру с удушением. Разобраться во всем и остановить смертельную игру должен Иван Христофоров, талантливый психиатр, который лечит своих юных пациентов не столько таблетками, сколько педагогическими методами. Главное в его отношениях с трудными подростками - дарить им безусловную любовь, не смотря ни на что и помогать им выйти из их проблем, во что бы то ни стало.. Но оказывается, что найти виновника происшедшего — это самое простое. Гораздо сложнее спасти его душу, это и становится главной целью Христофорова. Ради этого он готов пожертвовать всем: и интересами близких людей, и собственным здоровьем, и даже жизнью своей матери.

Картина основана на документальных событиях, где присутствует жесткие проблемы жизни– то, что травмирует психику детей. Но есть безумное желание ребенка любви родителей, несмотря на то, что родной маме это особо и не надо….Есть полное погружение в виртуальный мир и даже обращение подростка к фашизму…

Это как фронт, где происходят свои баталии, и зритель здесь отнюдь не безучастный наблюдатель – всё это рядом. Но кино, вскрывая эту боль, предлагает и выходы.

Это фильм-завещание незабвенного артиста Сергея Пускепалиса (роль психиатра Ивана Христофорова), погибшего вскоре после завершения работы в этом фильме. А завещано в фильме – следование долгу, прощение и любовь.

- Артем Евгеньевич, какой самый важный для Вас был отзыв о фильме? Ваше кино социальное очень будоражит, тревожит душу.

О фильме есть тысячи отзывов. Фильм имеет хороший рейтинг на кинопоиске. .Показывал и Первый канал. Посмотрела и христианская община моей мамы Людмилы Александровны в Краснодаре. Моя мама и ее подруги из общины дружат со всеми краснодарскими священниками.

А родители говорят, что как можно больше надо показывать этот фильм детям. Хорошие важные отзывы от профессионального сообщества, социальных работников, психиатров, руководителей детских социальных служб. Директор департамента по культуре сказал, что ему фильм очень понравился, Благодаря письмам неравнодушных, возрастные ограничения фильма снизились с 18+ до 16+

- Как воспитывали Вас родители?

Я воспитывался бабушками. У меня родители были студентами МГУ, они меня 4-месячного подбросили к бабушкам. Благодаря хорошим бабушкам - бабе Нине и бабе Ане - я воспитывался в тихом маленьком провинциальном городке на юге Тульской области. Впитывал всю эту провинциальную жизнь, эти стихи, песни. Мои бабушки мне все рассказывали. Все детство прошло с моими двумя бабушками и парализованным с войны дедом. Мы так жили вчетвером. Потом дед умер. Мама вышла замуж второй раз и с отчимом меня забрала и увезли в Казахстан, потом переехали в Ташкент. Я там занимался в изостудии в художественной школе, спортивной школе.

- В детстве в семье была Библия?

Я не могу назвать себя таким верующим человеком. Я советский школьник, соответственно воспитывался по-советски. Бабушки были верующими, особенно баба Аня - старшая сестра. Она была глубоко верующая. Я ей помогал читать Библию на старославянском языке, хотя она в свои 85 лет читала без очков. Читала без очков до 90 лет.

Баба Аня меня выучила старославянскому языку, ведь церковные книги были на этом языке. Читал Молитвенник, Псалтырь на этом языке. Даже помогал ей переписывать некоторые Библейские тексты. В детстве она пела в церковном хоре и помогала там на службе. Моей маме сказали, что типа иконы дома, церковные книги – это грех, это плохо. Она вырывала у бабушки иконы, чтобы их выбросить. Но в какой-то момент мама стала все же очень верующей женщиной. В Краснодаре была у них Молодежная православная школа. Моя мама доктор философских наук, окончила МГУ и она помогала организовывать эту Молодежную православную школу. Потом у них были православные чтения. Проводили православные сборы в Горячем ключе. Я там снимал короткометражное кино.

- Что пожелаете зрителям?

Пожелал бы зрителям в наше непростое время стараться оставаться Людьми с большой буквы, Человеками для того, чтобы не закрывать свое сердце от хорошего. Есть хорошие вещи, которые необходимо впитывать. Это книги, хорошее кино. Многие отворачиваются от кинематографа, потому что натыкаются на фильмы - аттракционы, фильмы развлекательные, которые ничего не приносят ни душе, ни сердцу. Нужно интересоваться больше, о чем, про что кино, какой смысл. Выбирать то, что нравится, но в то же время то, что сложное, тоже не отвергать. Выбирать те фильмы, которые сеют добро. Ведь чем ты питаешь душу, так ты и живешь.

Дмитрий Львович Чирков, режиссер фильма «Сыновья Большой Медведицы», Фильм победил в номинации «За лучшее короткометражное игровое кино».

Сюжет фильма::

- На похороны матери в старый родительский дом приезжают ее сыновья, которые не виделись долгое время. Они проводят вместе ночь перед погребением, вспоминая родителей, наступая на больные мозоли памяти. На рассвете они находят завещание матери, которое примиряет братьев – подвиг материнской любви нивелирует все претензии друг к другу.

- Дмитрий Львович, что самое трудное было для того, чтобы сделать Ваш фильм?

Самое трудно в кинематографе это наличие финансирования. Здесь мне повезло. Я был слушателем Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Сергеевича Михалкова. Я вышел на диплом и было небольшое финансирование моего фильма. Этот фильм появился благодаря финансированию Академии Н. С. Михалкова. Была идея и хорошая работа, мы работали на идею. Были прекрасные актеры – единомышленники идеи кино. Все - хорошие добрые люди. И эту доброту надо вытаскивать из людей и нести ее в массы. Девиз нашего фильма из Псалтыря: «Живи на земле, делай добро и храни Истину». Я, когда был маленьким, спрашивал отца: «Что такое Истина, папа?» – «Жить на земле и делать добро», – отвечал он.

- Чем питать душу, чтобы побеждать зло добром?

Я, конечно, не богослов и не философ, но дело в том, что добро надо делать, творить. А зло найдется само. Каждый день как проснулся, твори добро. А где находить силы? Бог дает, расширяет твои пределы. Надо уметь брать и желать брать эти силы от Бога.

- Слово Божие надо как питание души?

Конечно, да. Это очевидность, данная нам вне ощущения. Если материя – это реальность, данная через ощущения, то духовность, это то, что мы не можем ощутить. Это то, без чего мы не можем вообще существовать – без Духа Божьего.

- Пожелание родителям?

Слышал хорошие слова: «Дети нам даны для того, чтобы воспитывать их души». А не только мы воспитываем детей, но и они нас воспитывают. В этом стремление друг к другу и есть та передача покаленческих смыслов. Ведь мы живем в многоконфессиональной, многонациональной цивилизации. У нас есть правила этой цивилизации и они отличаются от западной. Надо это принять как данность. Мы другие и у нас разные ощущения мира, разные цели.

Нонна Валентиновна Гришаева, заслуженная артистка Российской Федерации, певица, Художественный руководитель Московского государственного театра Роста в Царицыно, член жюри конкурса полнометражного игрового кино.

- Что такое «доброе кино»? Важно ли поднимать проблемы в таких фильмах?

Я посмотрела практически все фильмы на кинофестивале «Лучезарный Ангел». Каждый из этих фильмов поднимает какую-то проблему. В основном проблемы одиночества, озлобленных, обиженных людей, озлобленных детей. Безусловно, доброе кино на то и доброе, потому что, посмотрев эти фильмы, есть самое главное, что эти фильмы оставляют надежду на то, что из любой ужасной ситуации есть выход, если открыть свою душу навстречу чувствам к надежде на лучшее.

- Чем питать душу?

Только добром. Если даже ребенок, взрослый человек сильно озлоблен, обижен, и если к нему сделать шаг на встречу и открыть ему свою душу, он обязательно потянется к тебе.

- Необходимы ли в семье духовные книги, Библия?

Конечно. Без этого никак.

- Пожелание родителям?

Я как Художественный руководитель детского театра, для меня это стоит на первом месте. Пожелание родителям, как можно больше уделять внимание своим детям, не зацикливаться на своей карьере, своей работе. Ни в коем случае не оставлять, не бросать детей, а заниматься ими, чтоб они не были в своих гаджетах. Как можно больше читать детям, показывать детям хорошее кино и водить детей, на кинофестивали, такие как «Лучезарный Ангел», в театр, и чем раньше, тем лучше.

Олеся Владимировна Железняк, заслуженная артистка Российской Федерации, телеведущая, певица, член жюри конкурса короткометражного игрового кино.

- Должно ли кино показывать непростые реалии жизни?

Кино должно быть не просто доброе кино, такое добренькое, я лично люблю, когда в кино добро побеждает зло, когда есть надежда. Фестиваль «Лучезарный Ангел» и выбирает такие фильмы, которые и дают человеку надежду. Тем более в наше время, когда человек по крупицам сам для себя собирает добро, надеясь на лучшее. Я за такое кино.

- Чем питать душу, чтобы побеждать зло добром?

Для меня лично – это вера в Бога, ходить в храм, стараться детей приводить в храм. Я думаю, что могу оставить своим детям? А самое большое, что можно сделать для них – это привести их к Богу. По крайней мере, чтобы они на эту дорожку встали и уже шли по ней. А если на этой дорожке находишься, то у тебя будет обязательно хорошо в жизни, несмотря на испытания. У тебя уже будет правильный вектор жизни. И все будет хорошо.

- Слово Божие – Библия нужно в семье?

Обязательно нужно. Я не знаю, как без этого прожить. Я не могу сказать, что такая истово верующая, все выполняю. Я простой человек, который старается идти по Божьему пути. Без этого невозможно ни семью сохранить, ни силы взять, как воспитать детей. Все только с Божьей помощью.

-Пожелание родителям?

Желаю родителям, чтобы они приводили детей в храмы. Когда в храм приходишь, Господь всех оберегает, покрывает, долготерпит. Жить с безусловной Божьей любовью.

Игумен Киприана (Ященко), один из основателей кинофестиваля «Лучезарный Ангел».

- Добро – это то, что действительно объединяет людей.

- Как побеждать зло добром?

«Господь гордым противится, а смиренным дает благодать» - говорит Писание. Только смирением. Видели образ ангела в символе кинофестиваля «Лучезарный Ангел», который сложил ручки в своем смирении? Только в таком смирении мы можем всякое зло победить.

Сергей Алексеевич Смирнов, Генеральный директор Фонда социально-культурных инициатив. Президент Фонда – Светлана Владимировна Медведева.

- Сергей Алексеевич, в чем особенность ХХ фестиваля «Лучезарный Ангел»?

Главная особенность в том, что мы хотели в рамках ХХ кинофестиваля показать золотую коллекцию фильмов нашего кинематографа. В этом году интересная большая детская программа. По-другому представлены мастер-классы и программа кинопоказов. Здесь ориентировались не только на участников с точки зрения режиссеров, актеров, но и на самого зрителя и на педагогов и воспитателей. Совершенно по-другому работало детское жюри – и отборы ребят, и оценки фильмов.

– С вашей точки зрения, что такое «доброе кино»?

«Доброе кино», когда мы говорим о нем, как о девизе,- это, конечно, фильмы на тему добра и справедливости. И это важно. Но доброе кино, это не добренькое кино, не что-то такое слащавое, посмотрел и просто порадовался. А доброе кино должно раскрывать самые злободневные проблемы и общества, и взаимоотношения людей. Оно так и делает. В программе фестивале нет фильмов о неком абстрактном добре. Они все как раз основаны либо на каких-то реальных ситуациях, либо они поддерживают классику. Например, фильм «Чук и Гек». Есть возвращение и к советской литературе, и к советскому мультфильму. Другие фильмы, включая и документальные, это, конечно, фильмы на злобу дня. Самое главное, что зритель должен уйти в душе с тем, что добро победит. Фильм должен не просто вызвать улыбку, а заставить изменить свою жизнь, жизнь других, сделать ее лучше. Должен быть такой посыл. Эти добрые правильные посылы и есть наше доброе кино.

- Ваш совет, чем питать душу, чтобы на зло отвечать добром?

Я не знаю, было ли когда-то зла меньше. Слава Богу, что о зле стали много думать, говорить и размышлять. Когда мы об этом думаем, размышляем, мы пытаемся сделать так, чтобы зла было меньше. Кто-то через кинематограф, кто-то через то, что взял ребенка из детского дома. Кто-то сделал добрый поступок, помогая ближнему. У каждого своя дорога добра и справедливости. Мне кажется, что как раз и есть тот путь человека, который в том числе и подталкивает наши фильмы, наше доброе кино.

Александр Владимирович Галибин, народный артист Российской Федерации, режиссер, председатель жюри короткометражного игрового кино ХХ кинофестиваля «Лучезарный Ангел».

- В чем особенность кинофестиваля «Лучезарный Ангел»?

Работа в жюри фестиваля – это удивительное время общения с тем, что мы видели на экране. Все режиссеры обратились к внутреннему миру человека. Всё каждым пропущено через сердце. Многие картины вызывают слезы – за какие-то 20 минут авторам удается сказать так много! Первую премию мы определили практически единогласно. Это удивительная картина, которая пронзает тебя – «Сыновья большой медведицы» Дмитрия Чиркова

Если человек занимается по-настоящему кино, то он хочет делать глубокие картины, чтобы как-то высказаться. Мне кажется, этот фестиваль важен таким принципиальным высказыванием, ведь он обращен именно к человеку, к его сердцу. От человека идет разговор, диалог с миром. Это очень важно. Я, по крайней мере, увидел это в фильмах короткого метра данного юбилейного фестиваля.

- Какая концепция «доброго кино»?

Это как ты чувствуешь сердцем, душою воспринимаешь мир. Бывает ли сердце злым? Это же Лучезарный Ангел. Озарение лучом, светом. Как известно тьмы нет, есть просто отсутствие света. Это другое. А фильмы фестиваля «Лучезарный Ангел» направлены как раз к сердцу человека. Это очень слышно.

- Какой должен посыл искусства?

Как у Николая Бурляева есть девиз «Искусство в борьбе за душу». Это один из главных посылов- постулатов искусства.

-Чтобы Вы пожелали своим творческим друзьям?

Слышать сердцем и писать историю сердцем, а не головой.

Оксана Михайловна Сташенко, заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка Республики Южная Осетия, актриса. Недавно в Доме кино г. Москва прошли премьеры ее дебютных короткометражных фильмов «Вовка» и «Тоша- мамантоша. На кинофестивале «Лучезарный Ангел» в конкурсе был представлен ее фильм «Вовка» - дебютная работа в жанре короткометражного игрового кино.

Сюжет фильма «Тоша- мамантоша».

- Герой, шестилетний Антоша, мечтал, чтобы у него появилась мама. А так, как история «почти волшебная», то тут не обошлось без звонка Ангела в Небесную Канцелярию. Женщина – волонтер стала его мамой, и они вместе с Антошей уходили из детского дома, Антону даже посчастливилось, на мгновение, увидеть своего Ангела. «Есть поверье, что дети сами выбирают себе родителей» – проявившаяся на облаках, фраза в конце фильма, превращает эту историю в притчу, светлую, чистую, как детская душа.

Сюжет фильма «Вовка».

-Живет в славном городе Владимире девятилетний Вовка со своим отцом и дедом. Павел, вдовец, воспитывает сына один. Да, и не он его воспитывает, если честно, а дед. Сам же Павел погрузился в работу «без выходных», то ли с целью заглушить одиночество, то ли для того, чтобы его сын ни в чем не нуждался. Только для Вовки важнее не материальное благополучие, а общение с отцом. Сбегая с продленки и слоняясь по древнейшему, чудесному городу, он каждый раз видит, как другие мальчишки играют со своими папами в шахматы, в футбол, кто-то обсуждает поход в театр... И наш Вовка придумал верный способ, как исполнить свою мечту - чтобы его отец стал для него другом и дарил самое драгоценное – время! Если идти к своей цели, верить в мечту и делать все, чтобы она осуществилась, то точно все получится. Мудрость сына, его любовь, искренняя детская вера в то, что его отец самый лучший, приводит отца к переосмыслению своих поступков и к пониманию, что он, как воздух нужен своему Вовке и никого роднее, чем его сын, в этом мире для него нет.

- Оксана Михайловна, какой главный посыл искусства?

Очень важен духовно-нравственный посыл искусства. Нас практически 25 лет убеждали, что наша публика, наш зритель не понимает ничего в искусстве. Не надо опускаться до его уровня. А искусство опустилось до гаражного уровня с матом, непонятным поведением, внешним видом. Когда это все вытащили на сцену, на экраны, здесь пришел и антихрист в души к этим людям. Я считаю, что каждое произведение искусства, даже если оно не высокохудожественное, оно становится мгновенно высокохудожественное, если не опускается в представлении этих художников вниз. А оно протягивает руку и говорит: «Пойдем. Поднимайся по ступенькам со мной вместе. Давай становится лучше, чище». А иногда надо посмотреть на простого обычного человека и увидеть насколько он чище, чем человек так сказать «высокого» искусства, который может выйти и голым на сцену по задумке режиссера. Господи, спаси и сохрани от всего этого! Слава Богу, что появился у нас такое движение «Культурный фронт». Мы должны на этом фронте бороться за души людей. Но самое главное, начинать с себя. Если ты в чем-то проколешься, тебе никто уже не поверит. Хотя человек слаб и есть искушения, какие-то ситуации.

- Расскажите о ваших детских фильмах «Тоша-мамантоша» и «Вовка».

Когда у меня появились эти идеи к моим фильмам, я не могла найти денег на их производство. Я приходила к тем, кто кричал со сцены, что детское кино нужно детям, семьям, нужно чистоту, добро …Они мне отказывали в финансовой помощи. Они мне говорили, что надо поднимать жесткие темы. А когда такие фильмы показывают на экранах, это негативно влияет на детей. Ведь много детей не знает, например, о таком поведении, когда можно травить и бить своего слабого человека в школе. Дети об этом не знают, а смотрят кино и принимает это как руководство к действию и начинают также делать. Я говорю, почему вы не хотите снять фильм о детях, какие они на самом деле добрые и чуткие. А вы им показывают, как дети издеваются над животными. Вы их тянете в преисподнюю.

На свой фильм денег не нашла, снимала на свои деньги, причем на большие, потому что я понимала, что не могу потратить деньги на какую-то студенческую работу. Мне надо снять такое кино, чтобы потом искать возможность, чтобы как можно больше людей, детей его посмотрело. Когда написала сценарий, я сказала мужу, что «каждый, кто посмотрит это кино, станет лучше».

- Чем детское кино отличается от взрослого?

Дело в том, что ребенок не имеет того жизненного опыта, тех страданий и даже не знает чувства боли, которые пережили взрослые, обладающие и внутренней защитой от этого. Есть и семьи, где неблагонадежные родители. Я убеждена в том, что каждый ребенок в своей семье находиться как в космосе. Он же не знает как у других и все, что происходит в его семье, ему кажется, что так и у всех должно быть. Его оберегают в семье, учат. Когда он выходит в мир, он воспринимает его как в своей семье. Фильмы для детей - должны быть, в первую очередь, абсолютно чистыми, вплоть до чудес. А взрослый будет смотреть и думать, мол, «это сказка или притча». А ребенок, когда смотрит, верит всему.

В моем фильме «Тоша-мамантоша» появляются крылья ангела и есть финальная фраза: «Есть поверье, что дети сами выбирают родителей». Одна девочка 8 лет после просмотра фильма рассказала маме (она моя знакомая): «Мама! У меня точно также было. Я сидела на облаке и оттуда вас увидела с папой. Дальше не помню, но я оттуда к вам полетела. Я видела других, но они мне не понравились. Мама это фильм про меня». То есть для детей это в порядке вещей и всё правда. А взрослые это забыли.

Это взрослые фильмы отличаются от детских. А хорошее взрослое кино смотрят и дети, не отрываясь. Когда на экране происходит что-то с какими-то дяденькой или тетенькой - он любит кого, теряет кого-то, преодолевает препятствия идет к своей мечте, ребенок все это понимает. Главное, чтобы не было таких фильмов, когда в какой-то момент мама и папа начинают закрывать судорожно ребенку глаза и уши, потому что стыдно. А как не стыдно тому режиссеру, который снял такой фильм?

- Историю фильма «Вовка» Вы как-то переделывали?

Если «Тоша-мамантоша» - это маленький кусочек истории неизвестного автора из интернета, а все остальное я дописала, допридумала и сделала фильм. А в фильме «Вовка» было по-другому. У меня просто пришла эта идея и я дописала историю и зачитывала потом своим знакомым. Они сказали, что одним коротким метром ты никуда не денешься, надо снимать альманах - второй, третий фильмы. Я никогда не слышала сама такую историю. Я подумала, что «Тоша-мамантоша» как притча, а второй «Вовка» - пусть он будет драмой мужской. Внук, отец, дед – герои этого фильма. И история нарисовалась. Отец занят, дед все время с внуком. А то, что дед в тельняшке - это не случайно. Ведь у меня сразу после этой истории зародилась третья. А в третьей части они семьями уже дружат. Вовка приходит и видят, что два героя из первого фильма играют, и они ему говорят: «Приходи. Мы тут каждое воскресенье играем». Потом они уже будут вместе в третьей части. И там как раз чудеса делает дед. Что бывает Чудом? Дружба человеческая! Чудо и безусловная любовь. Дед творит Чудо дружбой. Он оказывается бывший из ВДВ.

– Ваше мнение о кинофестивале «Лучезарный Ангел»?

Какой невероятное название - «Лучезарный Ангел» - лучистый, обогревающий. У каждого человека есть Ангел. У меня весь мой фильм про это. «Лучезарный Ангел» дал возможность показать мой фильм «Вовка» еще и московскому зрителю, и жюри, и духовенству в отборочной комиссии фестиваля. Может быть, руководство этого фестиваля заинтересуются и хотя бы словом, молитвой подержат. Я еще сейчас ищу субсидирование на третий фильм о добре, чуде, родителях, детях, ответственности. Новый чудесный прекрасный новогодний фильм с очень трепетной параллельной линией, когда весь зал будет рыдать, но опять от счастья. Может кто-то заметит на фестивале и кто- то откликнется. Никто за такую сумму не снимет полный метр кроме меня. Потому что я никогда не закладываю свою составляющую труда: постпродакшин, подготовку, сценарий, режиссерскую работу. Может через «Лучезарный Ангел» Ангел приведет ко мне какого-нибудь человека, который скажет: «Послушайте, Вы делаете доброе дело, давайте я вам помогу!».

Желаю этому фестивалю не складывать крылышки. Чтобы он находил одаривать своими перышками как надеждой каждого и ангельскими крыльями собирать этих маленьких детишек, которые идут на показы вместе с родителями. Это счастье. Дай Бог, чтобы Ангел не только спасал нас, но радовался за нас.

Зоя Бардина


Количество просмотров 477
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна