Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

Искусство как потребность души – это благословение жизни

Не так давно в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» прошла масштабная выставка уникального народного художника Российской Федерации Василия Игоревича Нестеренко «Мы – русские, с нами - Бог!». 

На выставке были представлены несколько десятков произведений художника, выполненные за последние несколько десятилетий во всех жанрах живописи и графики. Экспозиция дополнена портретными произведениями, натюрмортами и пейзажами.

Художник пояснил, что выражение нашего легендарного полководца Александра Суворова «Мы - русские, с нами Бог!» было выбрано названием, поскольку центральная тема всего проекта - почитание родины. Выставка получила название, аналогичное одному из самых известных полотен живописца. Сюжет картины «Мы — русские, с нами Бог!» основан на знаменитом эпизоде Первой мировой войны — «Атаке мертвецов», когда остатки гарнизона русской крепости обратили в бегство превосходящие силы противника. Сюжетом картины стал беспрецедентный подвиг защитников крепости Осовец. Эта крепость была построена на границе с Польшей для прикрытия коридора между Неманом и Вислой, где пролегал кратчайший путь из Восточной Пруссии в Россию. По мнению Нестеренко, полотно не только отображает исторические события, но и перекликается с современностью. «Хочу сказать, что я прочитал в «Санкт-петербургских ведомостях» за 1915 год следующие слова: «Что готовит нам просвещённая Европа? Каинов дым и дубинки для добивания отравленных русских воинов. Культурные варвары». Как это актуально для нашего времени! Это картина вовсе не про Первую мировую при всей её историчности, это картина про нас, про сегодняшний день… Это возможность говорить языком истории о том, что нас волнует», — рассказал художник в одном из интервью. Работа над картиной «Мы — русские, с нами Бог!» длилась почти год, поскольку, как и другие исторические полотна, требовала массы изысканий для сохранения аутентичных деталей, таких как оружие и форма. «Но не это самоцель. Не реконструкция. Хочется показать дух. Хочется находить темы, которые близки нам сейчас. А их много. История повторяется в той или иной степени, но правда о том времени (да о любом времени) — это важный вопрос, который предполагает изучение материала», — отметил Василий Нестеренко.

Основой выставки стали монументальные исторические полотна, посвященные победам русского оружия и русского духа, объединенные в огромную серию «Наша слава – Русская держава!» Первые залы выставки посвящены специальной военной операции и Сирии. Василий Нестеренко отмечает, что, несмотря на военные сюжеты картин, все они — про мир. «Они посвящены миру. Эти работы оптимистичные, они за мир. Они не против кого-то — они не против поляков, не против немцев, французов. Они за русских. Это две большие разницы — против кого-то и за. Так вот они — за русских. За нашу страну, за наш дух, за нашу историю. Я уже говорил, что наши предки смогли отстоять страну. И вопрос, который я ставлю в своих картинах — а сможем ли мы? И мне хочется, чтобы смогли», — подчеркивает художник.

В Манеже было представлено много новых работ, которые ранее не экспонировались, например, картина «Открытие Антарктиды».

На выставке посетители смогли увидеть сюжеты из Главного Храма Вооруженных сил РФ, картоны и репродукции в натуральную величину росписей и икон Храма Христа Спасителя, Успенского собора в Дмитрове, воинского храма Федора Ушакова в Южном Бутово.

Народный художник Российской Федерации Василий Игоревич Нестеренко - российский живописец, приобретший известность полотнами на темы русской истории и христианской религиозности, академик Российской академии художеств; член-корреспондент, заслуженный художник Украины, лауреат премии ФСБ России, член Союза художников России. Василия Нестеренко можно назвать современным Андреем Рублевым, одним из основных живописцев духовной культуры в искусстве. Он - автор росписей храма Христа Спасителя и других храмов не только в России, но и в Иерусалиме. В творчестве Василия Нестеренко огромное место занимает живопись, посвященная духовно-нравственной тематике

В своем творчестве автор стремится ответить на вопрос «Кто герой нашего времени?» Произведения Василия Нестеренко пронизаны восхищением и любовью к своей земле: к Центральной России, к Сибири и Дальнему Востоку, к Крайнему Северу и Крыму. Патриотическое звучание полотен Василия Нестеренко особенно актуально сегодня, в непростое для страны время.

Полотна живописца иллюстрируют события не только прошлого, но и настоящего: картина «Отстоим Севастополь!» стала одним из символов движения жителей Крыма к воссоединению с Россией, многофигурное полотно «Письмо недругам России» и триптих «Сирийская земля» рассказывают об актуальной ситуации в Сирии. Теме Великой Отечественной войны посвящены триптих «Эхо прошедшей войны», картины «Победители», «Оружие Победы» и другие произведения, а картины «Мы русские – с нами Бог!» и «Заступница Земли Русской» воскрешают в памяти события Первой Мировой войны..Его рукой выполнены росписи Храма Христа Спасителя: Северо-западного пилона - «Воскресение Христово», «Св. Апостол и евангелист Матфей», северного тимпана - «Крещение Господне», Западного тимпана - «Вход Господень во Иерусалим». Также написаны картины для Патриаршей трапезной: «Тайная вечеря», «Чудесное умножение хлебов», «Чудесный улов», «Брак в Кане Галилейской» и «Христос и самарянка». Василий Нестеренко разработал концепцию оформления Аванзала Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя и с группой художников воплотил её.

В 2000 году была создана Московская государственная картинная галерея Василия Нестеренко.

Василий Нестеренко – художник-патриот, чье творчество близко большинству россиян. Его искусство призывает к добру, воспевает красоту, помогает заглянуть внутрь себя и попробовать ответить на вечные вопросы: что есть добро и зло, к чему должен стремиться каждый человек и во что верить? Ведь перед всеми нами огромная ответственность, если мы говорим, что «мы – русские, и с нами Бог».

Талант художника проявился в раннем детстве. «Я любил искусство с детства. Искусство — это как болезнь. Многие не заражаются. Многие из тех, кто заразился, рано или поздно излечиваются. И лишь немногие «болеют» всю жизнь. Так вот я из тех, кто заразился на всю жизнь», — говорит Василий Нестеренко.

Его произведения можно увидеть в музеях, на крупнейших отечественных и зарубежных выставках. Он много работает, полон новых творческих замыслов, в его мастерской – новые холсты. Нестеренко называют одним из главных представителей русской реалистической школы сегодня.

Главные темы мастера – русская история, русское православие, красота природных ликов нашей земли. Идея – победы русских порождает их святая вера. Впечатляют картины - «Молитва Сусанина», «Клятва князя Пожарского», портреты – «Образ Спасителя в терновом венце», «Афонский старец», «Портрет Нила Столобенского». Многофигурные композиции - «Рождество», «Масленица», «Пасха». Погружаясь в творчество художника, начинаешь воспринимать, что его светское искусство есть искусство света, обретшее категорию святости. Это подтверждают и слова митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, произнесённые им на вернисаже: «Свет, который излучают эти произведения, согреют тысячи белгородцев. В них – глубокое проникновение в тайны духовной жизни, автор делится опытом богообщения. Нестеренко использует приёмы иконографии. И благодаря им, достигает особого света. Речь не об искусстве светотени, а о том свете, который картина, подобно иконе, излучает как бы изнутри себя» (из статьи Катерины Шароновой).

Василий Игоревич Нестеренко в этой беседе поделился особыми моментами жизни ради высокого искусства.

- Василий Игоревич, кто на Вас в детстве больше всего повлиял?

Мама. Она для меня – пример для подражания. Отец рано умер, для меня мама очень много сделала. Вначале родители были против моего увлечения живописью, пока не поняли, что я не могу без этого жить и начали помогать. Мама со мной до сих пор бывает везде на всех моих выставках России и во всех странах - Америке, Китае, Италии, Франции. Я тоже пытаюсь со своими детьми, с каждым из них, находить свой язык. Сказать им что-то важное, передать свое отношение детям. Надо с ними заниматься, любить, поддерживать и жить их жизнью, тогда все будет нормально.

- У Вас в семье было христианское воспитание?

Семья, где я рос, была христианская, но не воцерковленная. Воцерковление у меня прошлось на 90-ые годы, также как и у всей страны. Вся страна приходила к Богу, я тоже приходил по-своему. Ведь в советское время очень редкие люди были воцерковлены. А в 1994 г. я впервые начал соблюдать великий пост и соблюдаю до сих пор. Это был поворотный момент. Когда приходишь к церкви, сразу появляется благодать, которая захватывает тебя всего и кажется, что все легко. Потом я вдруг оказываюсь на Афоне, в Иерусалиме, в Вифлееме, в Псковских печорах. Мне открывается весь мир. А потом благодать уходит, как у каждого. И ты один на один со всеми проблемами, сложностями, и надо все балансировать и выходить из них. Церковная тема не выходит из моего творчества - духовные картины, иконостасы, церковные росписи, расписывал храмы. Уже из того, что сделано - это очень много для храмов, церкви Афона, Иерусалима. Посмотрим, что будет дальше, всё в Руке Божьей.

- Вера в Господа помогает в творчестве, дает особое вдохновение?

Конечно, помогает. Без этого никак и нельзя. Другое дело, что много искушений, всяких разных трудностей. Говорят в церкви, что если твоя работа прошла без искушений, значит, она не принята. Это борьба и она разная. Ты не можешь быть к ней готов. Правильно говорят, что чем ближе к церковной ограде, тем больше бесы работают. Они всячески мешают, а ты хочешь идти вперед. Но нет непосильных задач. Христос говорил: «Иго Мое благо, а бремя мое легко». Ну, потрудись, сделай шаг от себя. Это очень трудно, а говорить легко. Кому-то дано вообще о себе забыть, кому-то взлететь, бежать, кто-то умирает, падает. Важно, чтобы было движение. Это касается меня и всей страны.

- Слово Божие необходимо для души?

А как же без этого?! Когда попадаешь в Иерусалим, то понимаешь, что миром руководят религии, дух. У нас тоже это можно почувствовать в разных местах. А атеизм - это тоже религия, только бесовская. Понимать, что дух правит всем, это значит, обрекать себя на ничто. Зачем? Сколько уже доказательств перед нашей страной было явлено. И сейчас нам дается. Но может пора уже повернуться к людям?! Нет, мол, хочу как было. … «И обернулась в греха своих и превратилась в соляной столб..» (о жене Лота. Библия). Не надо оборачиваться, надо идти вперед к Богу, тогда Бог будет с нами. А если нет, тогда все будет иначе.

- У Вас историческое и духовное искусство. Как Вы сочетаете это?

Да, сочетается. Когда делал военный фронт, была сложнейшая задача. Военные мне говорили: «Рисуй сражения». А церковь говорит мне: «Никаких битв и сражений». Как совместить две разные вещи? Я занимаюсь и военной историей, как это видно по моим работам, и расписываю храмы уже 25 лет, и в моем творчестве это все объединилось естественно. Найден был язык для того, чтобы показать русскую военную духовную историю именно церковным языком. Поэтому сочетается.

Это дорогого стоит. Одно из другого вытекает. Да, это трудно. Нужно найти способ для сопряжения. Не у всех это получается, слишком разные вещи. Но у меня это как одно целое.

- У Вас особый дар от Бога. Культура - это отражение нашей жизни.

Наверно это так. Слава Богу.

- У нас многоконфессиональная страна. От хороших добрых межконфессиональных отношений зависит мирное сосуществование нашей России. Ведь это наша сила. Как укрепить эти отношения?

Да, добрые межконфессиональные отношения очень важны.

Лет восемь назад у меня была выставка в Казани, в Казанском Кремле на двух этажах музея. Мне сказали устроители выставки, мол, «Казань - татары - мусульмане, давай нехристианскую тему показывай». А я наоборот сделал - православную христианскую выставку. Это как раз понравилось мусульманам. Оказывается, Казань – это место притяжения всех мусульман России - чеченцев, ингушей, кавказцев, башкирцев. Они приезжают в паломничества в Казань. Я увидел, что они пишут о моей выставке. У меня же работы добрые, светлые за семью, за традиционные ценности. Они в своих отзывах приветствовали мои картины. Я понял, что не надо нам бояться, что мы православные, в общении мусульманами. Это наоборот плюс. Мы вместе. Как художник, я вижу уважение, интерес у них. Хотя у них другое искусство, культура – у них не принято изображать людей. Но они все это видят, понимают и чувствуют. И с зарубежными мусульманами точно также. Когда делал в Иерусалиме – тронный зал Иерусалимского патриарха, я познакомился со многими мусульманами. Например, я познакомился с Ясиром Арафатом. Это был 2000 г. Ясир Арафат - глава Палестины, про которого говорят разное. Он на службе в христианском храме в Вифлееме в 2000 г. шесть часов простоял со своим окружением на православной службе. Ему предлагали сесть, но он стоял. Это говорит о многом. Нам надо оберегать свое, сохранять христианство в мире, не бояться. Мусульмане поймут все. Они думают, что русские считаются образующими.

А Иерусалим – это место, которое святое для всех – для христиан, евреев, мусульман. Молитва для мусульман равна тысячам молитв. Иерусалим был русский город, который Хрущев продал за апельсины («Апельсиновая сделка» — такое название получило Соглашение № 593 «О продаже правительством Союза Советских Социалистических Республик имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль» от 7 октября 1964 года, в последние дни правления Никиты Хрущева. Ред.) Там все наши подворья. Сейчас потихоньку нам начали отдавать.

- Как Вы считаете, какой сейчас герой нашего времени?

Он разный. Это и солдаты на СВО, и сестры-милосердия, это и наши великие артисты, это и наши священники. А герой нашего времени, который Лермонтов вывел, я не считаю, что это герой. Это запутавшийся человек, который презрительно относился к людям, к женщинам, творил, что хочет. Давайте посмотрим правде в глаза. Онегин Пушкина, Печорин Лермонтова – это не есть герои нашего времени. Были другие герои даже в то время. Фаддей Беллинсгаузен – вот это был герой, как он служил России. Я ищу таких. И они есть. На моей выставке есть портреты тех, кто действительно является героем нашего времени. Это и в Храме Христа Спасителя, Федор Ушаков – Южное Бутово. Мной сделан иконостас, главный Храм Вооруженных сил сделан в виде мозаики, сделаны росписи в Успенском Соборе в Дмитрове. Есть в малых храмах мои работы. Военный Храм посвящен роли Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне.

- Какая Ваша мечта?

Моя мечта - продолжать быть художником.

- Ваши пожелания, чем питать душу, чтобы побеждать зло добром?

Надо ходить в церковь, молиться, причащаться. Мы расписывали храм на Афоне. К нам несколько раз приезжал отец Илий. Он рассказал нам одну историю: «В аду находятся два человека – один разбойник, а второй – писатель. Проходит время, и разбойника переводят в рай. А писатель возмутился: «Послушайте, это не справедливо. Я же писатель, а он – разбойник». Ему отвечают: «То, что сделал разбойник, его грехи отмолили. Его переводят в рай. А ты своим творчеством столько надел вреда людям, и этот грех увеличивается сейчас. Чем больше людей читают твои произведения, тем хуже становится. Грех многократно начинает увеличиваться, распространяться»». Это правильная мысль, что искусство может настолько навредить как ничто другое. И разбойника простить могут. Хотя там никто уже не может молиться, молятся только здесь. Надо всегда молиться. Надо молиться о России, такая страшная туча над ней. Есть надежда, что все будет нормально. Все зависит от людей. В 90-ые годы Россия вся рушилась. И как-то она сохранилась, потому что народ повернулся к Богу, стали открываться храмы. Господь же все видит и знает. Как произошло с Византией. Ведь ушла благодать. Она уходила из храма Софии в виде столба света и языков пламени. Она ушла и исчезла страна Византия. Как благодать когда-то пришла языком пламени. Чтобы Россия не исчезла, зависит от нас - от каждого человека, каждой семьи. Что скажем детям, с кем мы будем? С язычниками, которые в руки взяли оружие? Или все-таки с христианской культурой - Пушкиным, Достоевским, с художниками? Моя выставка об этом. Я как художник, говорю: «Давайте, мы будем с Богом, давайте, мы будем с Россией». У меня есть свой язык, я заработал право общаться с людьми своим творчеством. Люди видят это. Можно говорить что хочешь, но люди видят это как лакмусовая бумага. Творчество сразу все говорит, о чем это.

Зоя Бардина

Количество просмотров 571
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна