Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор)

XXX Международные образовательные чтения «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

С 22-го по 25-е мая 2022 г. в Москве проходили XXX Международные образовательные чтения на тему: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

Это церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. Проводится в Москве под почётным председательством Патриарха Московского и всея Руси и собирает более пяти тысяч участников. К участию приглашаются представители конфессиональных союзов России. В число важнейших задач Чтений входят развитие православного образования, духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного мировоззрения, расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования. Чтения организованы при участии всех Синодальных структур Русской Православной Церкви и при поддержке: администрации Президента Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, правительства г. Москвы.

Юбилейные XXX Международные образовательные чтения были посвящены как личности великого российского правителя Петра I, так и значению его деятельности для отечественной культуры и истории. Интересно, что православный император Петр I пригласил представителей Европы, которые в основном были по вероисповеданию протестантами, для созидания России. Петр I был поистине великим реформатором и немало сделал для прогресса в развитии России и признания ее во всем мире.

Как отметил Патриарх всея Руси Кирилл в своем докладе на открытии X Парламентских встреч, организованных в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и посвященным XXX Международным образовательным чтениям:

«Время Петра I принято считать началом секулярного эксперимента в России — преобразований, результатом которых стало привнесение в жизнь нашего народа разделения на церковное и светское, религиозное и секулярное. С прямым подчинением Церкви государственному аппарату была принята в каком-то смысле совсем чуждая и нетрадиционная для нашего народа модель отношений, которая, впрочем, считалась тогда „самой прогрессивной“. Но, как справедливо считают некоторые ученые, крутой мировоззренческий поворот, произведенный императором Петром I в отношениях Церкви и государства, имел последствия не только для церковно-государственных отношений, но в каком-то смысле привел к разделению общества, а в результате — к революционным событиям. Многие считают, что именно в то время и зародились предпосылки к событиям 1917 года, которые положили начало гонениям на веру и отрицанию религии как таковой. Вместе с тем важно обратить внимание на то, что деятельность Петра I ознаменовала и новую эпоху во взаимоотношениях России с Европой. В XVIII веке Россия открылась Западу, который стал для нас источником знаний, примером для преобразований в жизни общества. Тысячи иностранцев приехали в нашу страну, которая стала для многих из них вторым домом… И сегодня Россия не закрывает „окно в Европу“, прорубленное некогда Петром, и не самоизолируется, но это окно остается открытым лишь для взаимоуважительного диалога, а не идеологического диктата и начальственных окриков извне. Участие в этом диалоге не должно травмировать наше самосознание и лишать нас законной гордости за нашу страну, за нашу историю, за нашу культуру».

В ходе Чтений прошли важные мероприятия, обсуждения необходимой роли духовно-нравственного просвещения общества через утверждение христианских евангельских принципов, отстаивание традиционных семейных ценностей и воспитание в этом аспекте молодого поколения.

Об этом говорили в своих приветствиях представители администрации Президента Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, правительства г.Москвы.

Об этом так сказал в своем приветствии министр просвещения Сергей Кравцов: «Столь крупный и представительный форум — прекрасная возможность ещё раз встретиться и обсудить роль духовно-нравственного воспитания в нашей жизни. Отмечу, что в последние годы этому направлению уделяется особое внимание в сфере образования. При помощи новых, интересных форматов обучения, просветительских мероприятий у ребят формируется доброе отношение к ближним. Они учатся уважать мнение других людей, внимательно относиться к их культуре, языку, вероисповеданию. У них воспитываются важнейшие человеческие и личностные качества, такие как целеустремлённость, отзывчивость и взаимопонимание. В наших планах расширять и историческое просвещение в школах. Подрастающее поколение должно знать основные вехи развития нашей государственности, понимать причинно-следственные связи прошлого и настоящего, уметь делать выводы на основании непреложных, правдивых фактов. Результаты конференций, семинаров по итогам чтений имеют огромное значение для дальнейшего просвещения, воспитания молодежи. Обязательно учтём их в работе».

На открытии Чтений 23 мая в Государственном Кремлевском дворце министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что в рамках новых правил орфографии русского языка слово «Бог» требует написания с заглавной буквы: «Напомню, что правила русской орфографии и пунктуации были приняты в 1956 году и никак не регламентировали написания слов, относящихся к религиозной сфере. Новый проект правил русской орфографии предлагает следующее: слово Бог необходимо писать с заглавной буквы, также, как и с заглавной буквы имена апостолов, пророков, святых». Все новые правила были рассмотрены и одобрены на правительственной комиссии по русскому языку. Согласно новым правилам с прописной буквы «рекомендуется писать имена трёх лиц Божества и высших существ, составляющих предмет религиозного почитания в монотеистических религиях: Бог, Господь, Творец, Всевышний, Спаситель, Святой Дух, Святая Троица, Богородица, Иегова, Аллах и т.п., а также такие слова, как Небо, Церковь, Провидение, Промысл, когда они употреблены в духовном смысле. Собственные имена языческих божеств тоже пишутся с прописной буквы: Марс, Юнона, Перун». Но названия разрядов или видов прочих бестелесных существ, таких как, архангелы, ангелы, херувимы, серафимы, включая языческие именования: нимфа, дриада, наяда, муза, парка, валькирия, русалка, можно писать с маленькой.

Подводя итоги пленарного заседания на открытии Чтений, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Размышляя о секуляризме, мы должны ясно сказать самим себе, о чем идет речь. У этого понятия есть несколько измерений. Одно из них — юридическое, когда Церковь юридически отделяется от государства. Такая система существует во многих странах мира, в том числе России, и мы знаем, что отделение Церкви от государства само по себе не может нанести реальный ущерб духовной жизни народа, потому что касается надстроечных понятий, человеческих институций. Кроме того, мы живем в многорелигиозном обществе, и если не отделять государственную политику от политики церковной, то в условиях многокультурного и многорелигиозного общества можно столкнуться со многими и многими проблемами.

Поэтому секуляризм как система, определяющая отношения Церкви и государства, вполне приемлем, а в нынешних условиях, наверное, единственно возможен. А вот о каком секуляризме не может быть и речи, и против какого секуляризма мы как Церковь должны бороться всеми силами? Это политика отделения Церкви от человеческой души, это вытеснение Церкви на периферию общественной и даже личной жизни. Мы же помним, как люди скрывали свою религиозность, боялись сказать о себе как о православных, и не только на работе, но порой даже в кругу друзей! Вот такого рода секуляризм, который пытается отделить от души человека религиозную веру, есть ни что иное, как воинствующий атеизм, и против такого секуляризма Церковь призвана бороться. Церковь призвана бороться за свои права, за то, чтобы у нее была возможность обращаться к каждому человеку, за право каждого человека быть верующим, посещать храм, молиться вне зависимости от того, какое положение он занимает в обществе.

Слава Богу, что у нас сегодня православный президент и большая часть людей во власти связывает себя с Православной Церковью. Но ведь сегодня одно, а завтра может быть другое. Так вот, государственное устроение России ни в коем случае не должно поощрять отделение Церкви от человека, то есть создание некоего гетто для деятельности Церкви. Мы знаем, как такое гетто пытались создать в советское время, и дай Бог, чтобы такого секуляризма никогда у нас не было. Посмотрите на Запад, на то, что происходит там в нравственной, духовной жизни людей. Настоящий, очевиднейший упадок! И не только для нас, которые смотрят на ситуацию с определенного расстояния, но и для тех, кто там живет. Поэтому секуляризм секуляризмом, а вера православная — верой, и Церковь — Церковью. И дай Бог, чтобы в условиях нашего государства Церковь имела нестесненные возможности осуществлять свое служение во благо каждого человека — и того, кто является членом Церкви, и даже того, кто членом Церкви не является, и во благо всего нашего Отечества».

Российский Союз евангельских христиан-баптистов тоже был приглашен к участию в столь важном форуме. Руководство РС ЕХБ участвовало в 10 Парламентских встречах в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, прошедших 17 мая, и в открытии Чтений 23 мая в Государственном Кремлевском дворце.

Несколько экземпляров журнала РС ЕХБ «Христианское слово» были переданы председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко и сотрудникам, и участникам во время хода Чтений.

О важности данного духовно-просветительского форума и его основной темы рассказал Петр Вальтерович Мицкевич, председатель РС ЕХБ: «Российский Союз ЕХБ участвовал в открытии 10-х Парламентских встреч и XXX Международных образовательных чтений. Я благодарен за приглашение от Русской Православной Церкви. Тема, которую заявили представители Русской Православной Церкви, государства, очень интересна – «К 350-летию со дня рождения Петра I Великого. Секулярный мир и религиозность». Я слушал доклады, выступления. Говорили о прошлом, о настоящем и надо молиться о будущем. Хороший пример для сегодняшнего дня реформатора, Великого государя Петра I в том, что надо любить свою страну, защищать духовные интересы, проводить реформы, не закрываться от всего мира, постараться выстраивать отношения с Европой и другими странами. Петр I был смелым реформатором, который не побоялся пригласить в Россию тех, кто помог изменить систему образования. Самые образованные люди Европы начали работать на благо Российского Государства. Наша наука сразу же сделала шаги вперед. У нас появились сталелитейные и другие заводы. Строился Санкт-Петербург россиянами под руководством иностранцев. Кораблестроение, наш флот... Находился консенсус. Это все благодаря мудрости руководителя страны.

Такое многонациональное участие многих народов, где участвовали немцы, шведы, поляки и др., дало результат, Петр I смог мобилизовать все ресурсы мира, чтобы была возможность проводить дальнейшие реформы для улучшения России. И это на многие века дало развитие России, нашей огромной страны. Сложно и трудно всегда проходят реформы. Я больше вижу в этом позитива, потому что Петра I называют человеком, который прорубил окно в Европу. Я благодарен, что это - исторический факт, и уже 350 лет мы помним о Петре I. Многие города, дороги названы его именем. Город Санкт-Петербург, который отстроил Петр I, — это город-музей, город интеллигенции, город культуры. Это не только честь и радость для нас приезжать в Санкт-Петербург, это мирового значения и влияния город. Нам не стыдно, что в России мы можем показывать тот же Петергоф и другие достопримечательности. Считаю, что нам надо учиться у Петра I и смотреть на то, где бы мы сегодня могли быть реформаторами, открывать двери, находить взаимоскрепляющие связи, выстраивать отношения. В современном мире, когда пытаются соединить разные области развития технологии, науки, возникает много трудностей. Надо постараться вернуться к опыту Петра I. Это касается многих областей развития. Россия только выиграет от этого. Если мудро проводить такую линию, это даст нашей стране и другим только самое позитивное развитие. Конечно, нужно быть аккуратным и в отношении реформации. Когда мы говорим о реформах, мы говорим о свободе мыслить. Появляются академии, люди начинают задавать вопросы. Это развитие науки, новые открытия. Здесь нужно давать обязательно свободу, поддержку.

Нужно давать также свободу религиозной мысли, религиозную свободу. Патриарх всея Руси Кирилл в своем докладе сказал о том, что мы можем многому научиться из жизни Петра I, и один из уроков в том, что многие видные деятели протестантизма положительно повлияли на Россию. Это открыло многие возможности для кораблестроения, сталеплавильных работ и др. Всегда нужно учиться. Протестанты были же еще и евангелистами. Вопросы образования в России всегда были актуальными, чтобы народ был грамотным, чтобы богатства России были использованы на благо народа.

Я считаю, что это интересные Чтения, куда приглашаются не только представители Русской Православной Церкви, но протестантских союзов».

Зоя Бардина

Количество просмотров 722
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна