Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

"Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому." - Аврелий Августин

Впечатления и размышления после московского концерта группы «Новый Иерусалим»

Этот год дважды подарил москвичам возможность услышать гостей из Белоруссии — группу «Новый Иерусалим». Причиной стала инициатива Свободного радио. По словам Дмитрия Ватули, руководителя радиостанции, московские христиане нуждаются во встречах для отдыха и общения, а встреч подобного рода практически нет. И теперь уже четвертый концерт этой инициативы состоялся. 

Что является особенностью музыкальных мероприятий этой волны? Время отдыха. Для христиан предыдущих поколений само понятие отдыха было странно, подозрительно. Всецелая посвящённость на служение в свободное время характеризовала подход церкви советского периода. Профессиональных служителей не было, в церкви можно было потрудиться только в воскресенье. «Лучший отдых — смена деятельности». Но молодёжь отдыхала. Вернее сказать будет по-иному: под видом отдыха ходила в туристические походы и другие подобные мероприятия. Отдыхом были поездки в другие города и посещение верующих там. Время определило отношение к отдыху. В наши дни люди не работают меньше, особенно в Москве. Но необходимости собраться под видом отдыха уже нет, т. к. никто не притесняет христиан явным образом. Субботний день — день, посвящённый семейным заботам, а в воскресенье молодёжь и взрослые идут на богослужения, трудятся над созидание церквей, т. к. в основном общины имеют «съездной» со всего города характер. Тем, кто трудится, не достаёт времени на специальный отдых, но нужда в общении остаётся, и именно музыкальная почва может быть наиболее плодоносной. Что такое отдых христианина — не праздный вопрос. Необходима физическая разрядка, переключение с основного занятия на другие стороны жизни. Служение в церкви отчасти выполняет эту роль, но для молодёжи необходимы ещё встречи для приобретения друзей, решения проблемы нахождения спутника жизни. Есть ещё и направление общения вокруг одинаковых интересов. 

Современный христианин начал понимать, что весь объём его жизнедеятельности благословлён Богом: и работа, и служение в Церкви, и отдых. Смена ценностей произошла, хотя, может быть, ещё не вполне осознана, и по этой причине инициатива «Свободного радио» по организации регулярных встреч-общений вокруг музыкальных интересов христианской молодёжи весьма актуальна. Если актуальность налицо, то организация концертов сталкивается со множеством проблем. Одна из них та, что ничто так не разделяет людей, как музыка. Мысль кажется парадоксальной для тех, кто никогда не выходил за рамки своей музыкальной церковной культуры. Внутри одной культуры музыка объединяет, но необходимо констатировать, что, начиная с 80-х годов христиане Советского Союза, а затем и постсоветского пространства, стали жить одновременно в трёх музыкальных мирах: церковном, светском и мире неформальной христианской музыки. Останавливаться здесь на первых двух нецелесообразно. Третий же сформировался как соединение музыкальных интонаций времени, которые молодёжь всегда остро воспринимает, и христианской духовной тематики. Вначале эта неформальная христианская музыка звучала на призывных евангелизационных собраниях для неверующих. Интонации, знакомые ребятам из мира, были общим кодом для диалога христиан и нехристиан. А содержание текста, всегда достаточно поверхностное для христиан, но понятное интересующимся христианством людям было не очень важно. Кроме призывного евангелизационного направления стало развиваться и внутримолодёжное неформальное музыкальное направление. Текст здесь был поглубже, но интонации (особенно ритмы) из светского мира были чем-то свежим, трогающим сердце и, как ни странно, мышцы христианской молодёжи. Танец не был постоянной практикой христианских церквей, а телодвижения во время музыкальных композиций — постоянный компонент. Пути переживания музыкальных интонаций времени оказались разными, но в результате получилось так, что и на церковных богослужениях молодёжь захотела слышать музыку в стиле любимых неформальных композиторов, участвовать в этих новых музыкальных действах. Там, где новые интонации (и ритмы) не пришли в общины, молодёжь стала жить двойной жизнью: в церкви одно (нечто благоговейное, церковное), а дома другое - в ритме общей культуры времени. Молодые христиане знают светские группы, слушают их, но хотят слышать что-то в ритме и интонациях времени, но с христианской тематикой. Именно ритм времени — определяющая черта, текст здесь не столь важен. Но христианские музыканты упорно работают над тем, чтобы насытить новую музыку и христианским смыслом, однако получить этот результат трудно, т. к. светская современная музыка рокового стиля оживляет мышцы и практически абсолютно отключает дух. Дух требует тишины. Как организаторам релакс-концертов поступать? Начиная с 80-х годов сменилось несколько доминирующих стилей. Их приверженцы группируются в замкнутые сообщества. Аудитория инициативы «Свободного радио» не может быть по этой причине постоянной. Как собирать зал? Инициатива не имеет постоянных спонсоров, это концерты для поклонников. Одни только трудности, но команда Дмитрия Ватули дерзновенно решает проблему, и зал четыре раза был полон (дважды люди пришли на «Новый Иерусалим», по одному разу на «Набат» и Not an Idol из Молдавии). Благодарность организаторам! 

Но музыкальная христианская общественность Москвы не должна оставаться безучастной, церкви не должны стоять в стороне, т. к. музыкальные встречи этого рода не только дают отдых, позволяют завязывать новые связи в молодёжной христианской среде, но и являются местом, куда можно привести знакомых, интересующихся христианством. Современный христианин не живёт только в церкви, освящена Христом и его работа, и его отдых. И людям из мира нравится эта раскрепощённость, которую даёт Господь человека. Конечно, свобода не должна вести к угождению плоти. Но отдых — не угождение плоти. Группа под руководством Александра Патлиса — группа из прошлого. Но было бы странно говорить, что есть устаревшая музыка. Музыка — не мода, а искусство. Шедевры, созданные в прошлом не тускнеют, но отражают время, в которое были созданы. Слушая «Новый Иерусалим», можно знакомиться с художественным мировосприятием молодёжи рубежа нулевых годов. Прекрасное исполнение, нацеленность не только на раскрепощение на поле музыки, но и на свидетельство о новой жизни во Христе очень привлекательны. Конечно, было бы просто глупо думать, что неверующие люди будут каяться под звуки «Нового Иерусалима», но покаявшись, они дома, в машине будут славить Бога всеми силами души. Современные христиане одновременно церковные, светские и личностно-независимые существа. И это правильно, хотя конечно, свобода означает глубокое осознание законов и границ церковности, светскости и той неформальной сферы жизни, о которой мы здесь говорим. Опасности — в сужении всех интересов до одного (хотя бы и музыкального). Современный христианин одновременно благоговеет перед Богом в тишине, выражает энергию тела (в спорте, танце или музыке) и славит Бога так, как умеет в ощущении ритма и интонаций времени. Концерты, организовываемые «Свободным радио», надеемся, продолжатся. Да даст Господь милость и благословение команде организаторов. Низкий поклон группе «Новый Иерусалим», что она приехала и порадовала, дала импульс своеобразного вдохновения (хотя и пограничного). И будем общаться, христиане, большого города, узнавая друг друга и помогая людям вокруг нас видеть в Боге совершенно и обильно дающего человеку для радости духовной, душевной и телесной.

А.В. Федичкин, президент Российского Евангельского Альянса


Количество просмотров 568
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2019 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна