Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Праведный досыта будет есть, а нечестивый - ходить голодным» (Притчи 13:25)

VI Научно–историческая конференция «Феномен Российского протестантизма» – 2018

VI открытая научно–историческая конференция «Феномен Российского протестантизма» с главным направлением – общественная значимость и актуальные тенденции развития Российского протестантизма – прошла с 7 по 9 сентября в Великом Новгороде.

Основная тема конференции – «110–летие образования Евангельского Союза».

В церкви «Храм Христа» для участия в конференции собрались историки, ученые, архивисты, религиоведы, богословы, благовестники, служители разных евангельских церквей, журналисты из городов Новгородской области, Санкт-Петербурга, Москвы, Томска.

Организатор и ведущий конференции Анатолий Иванович Корабель, епископ церквей ЕХБ Новгородской области, магистр богословия, историк, приветствуя участников, отметил важность основной темы для протестантов разных конфессий. Он напомнил исторические аспекты создания этого Союза в 1908 г., инициатором которого был известный евангельский служитель Иван Проханов. А тема единства всегда была актуальна и сложна для всего протестантского сообщества. О важности данной темы Анатолий Иванович сказал так: «Тема «110–летие образования Евангельского Союза» важна! Само слово «союз» об этом говорит и подразумевает единство. Многие ссылаются на первый съезд под руководством Василия Пашкова, где идея единства была озвучена в начале, чтобы собрать сам съезд. Но идея единства заложена еще в 1813 г. в Санкт-Петербурге при Александре I, когда князь Александр Николаевич Галицин собрал людей для того, чтобы учредить Российское Библейское общество. Так начинается идея единства, если говорить о единстве всего евангельского протестантизма. Сегодня есть большая раздробленность среди евангельских церквей. Многие священнослужители в разных церквах как-то игнорируют тему единства, хотя Христос говорил: «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе». Для нас на этой конференции важна сама идея единства. 110 лет назад евангельские верующие хотели быть вместе, чтобы центром этого единства был Христос. Это самое главное: объединить верующих вокруг Христа. Об этом нужно говорить. Очень больно и прискорбно, что об этом забывают. В советское время у нас был праздник единства, который отмечали в последнее воскресенье октября. Сегодня многие церкви об этом забыли. В 20–м году прошлого столетия на одном из съездов баптисты пытались объединиться с евангельскими христианами. И это продолжалось дальше. Люди хотели быть в единстве. Сегодня надо, забывая заднее, простираться вперед, достигая единства, единения. А формы могут быть разными. По крайней мере, христиане не должны пренебрегать друг другом, а должны, как говорится в Писании, «другого ставить выше себя». Это была идея Христа. Мы к этому пытаемся стремиться и сегодня. Все темы докладов нашей конференции приводят к единству во Христе! Я рад, что мы начали эту тему, и говорили об объединении вокруг Креста, и вспомнили Василия Пашкова и других деятелей, и аристократов, которые занимались идеей единства. Это у нас получилось»

Представленные доклады касались и заявленной основной темы и вообще истории российского евангельского движения, жизни известных личностей, которые внесли весомый вклад в созидание этого движения и в евангельское просвещение общества.

Прозвучали интересные темы, которые продолжались дискуссиями, рассуждениями над услышанным.

Так Олег Григорьевич Шаламов, пастор церкви (г. Томск), аспирант СПЕБА, магистр теологии, представил доклад «Практика созерцания Креста как основание для межхристианского общения, единения и богослужения». А Йозеф Барон, титулярный Архиепископ Единой евангелическо–лютеранской церкви России, доктор Святой Теологии града Рима, профессор Нового Завета при Санкт-Петербургской Евангелической Богословской Академии – доклад «О сущности Реформации и протестантизма». В своем докладе «Русские протестанты в годы «перестройки» Татьяна Кирилловна Никольская, кандидат исторических наук, докторант Института Истории РАН, старший преподаватель СПБХУ, говорила не только о важных событиях в жизни верующих, но и о тех моментах, которые внесли особые испытания для них. Вот как Татьяна Кирилловна определила основное направление доклада: «Мой доклад посвящен русским протестантам в годы перестройки. Я взяла эту тему, потому что мне кажется, что это, наиболее близкое время, как ни странно имеет много белых пятен. Эпоха перестройки – это не только для христиан добрые события, такие как освобождение узников за веру, широкие возможности для евангелизации, развития церквей, открытия новых церквей, для христианских изданий, христианской литературы, но это также и новые вызовы, например, развал прежних церковных структур, это огромный приток новообращенных, с которыми зачастую не знали, что делать, это и колоссальный дефицит церковных служителей. Интересно проанализировать и посмотреть, как с этим справлялись».

В докладе «Летопись пашковцев (1874–1886): уникальный архивный первоисточник и новые сведения о Петербургском пробуждении» Владимир Андреевич Степанов, историк, автор книги–двухтомника «Рождённые свыше на берегах Ижоры» и около 50 статей по истории ЕХБ, сделал, по словам слушателей, уникальные открытия некоторых фактов в представленной теме. Как отметил автор доклада: «Найден уникальный архивный источник – это первое и самое раннее изложение знаменитого Петербургского евангельского пробуждения Редстока и Пашкова. Мы сегодня по крупицам собираем эту историю, компонуя сведения из множества разных источников. А оказывается, она была написана уже в первом поколении и можно датировать этот документ 1886 годом. Само изучение этого источника говорит о том, что наиболее вероятный автор – сам Пашков. Он излагает ее и как свидетель, и как участник. Понятно, что мы узнаем эту историю из первых уст. Для любого историка и для тех, кто интересуется евангельской историей это очень здорово. Там много новой уникальной информации. Это большой документ – 417 страниц. Многое можно узнать из него и есть о чем подумать».

Порадовал своими исследованиями в докладе «В. А. Пашков. Биографический очерк и основные вехи в жизни (1831– 884)» талантливый, молодой восемнадцатилетний историк Филипп Николаевич Никитин, студент 2 курса Института истории Санкт-Петербургского государственного университета.

Также были представлены доклады: «Сакральное пространство в протестантизме» (Т. Н. Тувалина , проректор СПЕБА, магистр теологии), «Трансформация протестантизма. Языки огненные» (О. Н. Соколова , филолог, студент курса Магистратуры СПЕБА), «Дом Евангелия» (А. В. Синичкин., архивариус Российского Союза ЕХБ) и др.

Зоя Алексеевна Бардина, корреспондент Российского Союза ЕХБ, говорила о важности духовного просвещения через христианские СМИ и, как пример этого, о духовно-просветительской миссии для россиян журнала «Христианское слово» в его сегодняшнем формате.

По материалам конференции планируется выпуск научно–исторического сборника.

9 сентября в «Храме Христа» прошло торжественное Богослужение, посвященное 110-летию официального образования Евангельского Союза в России.

Своими впечатлениями и пожеланиями поделились некоторые участники конференции.

Татьяна Кирилловна Никольская, кандидат исторических наук, докторант Института Истории РАН, старший преподаватель СПБХУ, член Союза писателей России.

Приезжаю на эти конференции не только потому, что здесь приятная доброжелательная атмосфера, интересное общение, вкусная еда, мне очень интересно услышать глубокие доклады, новые идеи, факты, новые интерпретации фактов. Не все доклады одинакового уровня, у кого-то доклад больше популярный, чем научный. Возникают интересные дискуссии на представленные темы. Представлен опыт и прошлого протестантского сообщества, который касается и нашей современности.

Нынешняя конференция посвящена 110–летию Евангельского Союза. Это очень важный момент: о таком не самом громком событии, но очень знаковом, потому что это была одна из попыток объединиться верующим евангельского направления вместе служить Богу, Отечеству, безусловно, об этом надо помнить. Также на конференции был представлен достаточно широкий спектр тем, связанных напрямую с этим юбилеем. Так мы слышали два хороших доклада Владимира Степанова и Филиппа Никитина о пашковцах. В докладе Владимира Степанова можно было услышать интересные факты, он каждый раз радует нас каким-то архивным открытием.

Услышали хорошее выступление Анатолия Ивановича Корабель, который напомнил об этом Евангельском Союзе и проанализировал его значение для истории и современности. Считаю, что у этой конференции хорошая перспектива на будущее. Важно, чтобы эти доклады были напечатаны и чтобы они дошли и до тех людей, которым это интересно и важно. Потому что в некоторых докладах были сделаны научные открытия в архивах, о которых даже профессиональные ученые не знают и продолжают в своих работах делать какие-то ошибки. В действительности исследователи российского протестантизма выясняют, как было на самом деле.

Пожелания.

Здесь есть традиция посвящать конференцию какой-то дате. Мне кажется, не обязательно привязывать к какому-то юбилею, годовщине, можно взять просто какую-то тему. Например, «Церковь в гонениях» или актуальные для протестантского сообщества историко-богословские проблемы. Например, на этой конференции такую большую дискуссию вызвала тема Креста, хотя доклад был не исторический. Интересно, как исторически протестанты относились к Кресту, к богословию Креста. Эта дискуссия показала определенный дефицит дискуссий в протестантском пространстве на подобные темы.

Владимир Андреевич Степанов, автор книги–двухтомника «Рождённые свыше на берегах Ижоры» и около 50 статей по истории ЕХБ. Место работы: Христианское общество «Библия для всех» (СПб.), заведующий библиотекой.

– Чем интересна вам тема данной конференции?

Проханов учредил Русский Евангельский Союз в 1908 г. по аналогии с английским, немецким евангельскими союзами. Тоесть это было объединение в альянс отдельных возрожденных верующих разных конфессий. Это была такая просветительская евангельская христианская организация, которая ставила задачи духовного объединения разных евангельских конфессий, правозащитную деятельность, то есть защиту евангельского христианства там, где оно было гонимо; также это и единые недели молитвы, которыми начинался новый год.

На нашей российской почве из-за того, что альянс не был поддержан, как самым массовым движением, во-первых, православными, во-вторых, баптистами, как в массовом движении евангельского христианства за рубежом, такой Союз долго не просуществовал. Баптисты хотели все время, чтобы вокруг них объединялись все, присоединялись к ним. А здесь предлагали им быть на равных с другими евангельскими конфессиями. Баптистам казалось это отступлением от их единства, принципов их церкви. Поэтому такого Союза не получилось. Тогда через год, по–моему виденью, Иван Проханов организует Первый Всероссийский съезд евангельских христиан. Проханов вкладывает все силы, сердце, веру в это конфессиональное движение евангельских христиан, которое идет параллельно с баптизмом и развивается более быстро и создает основную драму евангельской истории до 1944 г., до объединения двух параллельных союзов–баптистского и евангельского.

Тем не менее, Русский Евангельский Союз оказался интересным проектом, но не очень жизнеспособным в тех обстоятельствах жизни, а как модель он может быть интересен и сегодня, как просветительское общество для конкретных задач, например, как Русское Библейское общество, которое межконфессиональное и построенное под определенную задачу. Этот опыт интересен для изучения, он может пригодиться сегодня. Тема актуальна, потому что мы же призваны искать мосты между верующими разных конфессий. В этом есть интерес, но трудно рассчитывать, что сформировавшиеся союзы объединятся сегодня. А то, что люди разных деноминаций могут заниматься партнерством, общением, иметь взаимопонимание – это актуально. Прозвучал здесь доклад о Кресте Христовом, как объединяющем символе, это как средство, вокруг чего и во имя чего можно объединяться. Здесь дополняет одно другое.

Олег Григорьевич Шаламов, пастор церкви (г. Томск), аспирант СПЕБА, магистр практического богословия, магистр изящных искусств теологии.

Меня больше интересует история и само богословие, у меня специализация – историческое богословие. Мне это очень нравится.

– Почему вы решили поучаствовать как докладчик на этой конференции?

О конференции я слышу уже несколько лет. Наш преподаватель академии, профессор Йозеф Барон, постоянный участник этих конференций. Он и Ольга Соколова, студентка нашей магистратуры, филолог, много рассказывали о конференциях, какая здесь хорошая атмосфера, о гостеприимстве. В этом году решил поучаствовать как докладчик, так сказать, обозначить свои мысли.

– Вам интересна тема этой конференции?

Мне очень интересна данная тема, потому что мы очень мало знаем, что мы представляем собой как евангельские христиане, не понимаем общие истоки. Важно знать нашу историю, свои истоки, тех личностей, через которых Господь действовал особо, чтобы евангельское движение развивалось. Здесь говорилось о Василии Пашкове, его пашковцах. Невозможно себя позиционировать, мол, что вот мы – новозаветные христиане I века. Думаю, что это звучит очень наивно.

В одной из своих статей я размышлял о том, что такое реформация и насколько возможно, до какой степени, какого предела, возможно, реформировать первоначальное христианство. Наше христианство в этом многообразии имеет общие корни, оно развивалось и двигалось. Реформация означает восстановление поврежденного.

– Как долго вы работали над темой вашего доклада о Кресте Христовом?

Уже несколько лет я над ней размышляю. Первый раз, когда я прочитал книгу Исаака Сирина «Созерцания Креста», меня сильно поразило эта тема. Также читал книги на эту тему и Феофана Затворника, и Игнатия Брянчанинова, и других авторов, которые тоже говорили о созерцании, собирании мысли ко Кресту. Так же книги Фомы Кемпийского читал. Его книгами протестанты просто зачитывались. Концентрация внимания на Христе, на внутреннем состоянии в преображении в образ Христа. Через все исследования я получил такой импульс желания представить тему о Кресте Христовом.

– Важность таких конференций для служителей?

Такие конференции для служителей очень необходимы. В каждой церкви есть всегда несколько людей, которым очень важно богословствовать. Не просто делиться откровениями о Боге, а именно размышлять о Боге. В моей церкви есть достаточно людей, которые имеют несколько образований. Они приводят в церковь своих друзей, знакомых, у которых есть свои вопросы. Мы и так усложнили свою жизнь различными технологиями, культурными различиями, суевериями. У человека всегда есть много вопросов о жизни. У нас столько проблем еще и потому что, наше общество вообще не религиозное. Служители, которые несут различные служения, могли бы поехать на конференцию, чтобы услышать для себя и своего служения много полезного и поделиться своими размышлениями о Боге в дискуссиях после докладов. Их вера станет глубже и осмысленней. Это все очень важно. Когда человек образованный, культурный на своем уровне способен объяснять библейские истины, это очень здорово.

– Пожелание организаторам.

Продолжайте важное Божье дело – проводить такие конференции. Ведь есть большой плод. Мы в Сибири об этом знаем. Я поеду в Томск и будут рассказывать евангельским и баптистским церквам об этой конференции, об этом полученном богатом опыте. Это очень важно также, как и сборник публикаций докладов.

Зоя Бардина 

Источник: baptist.org.ru


Количество просмотров 146
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2015 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна