| |
Поиск по сайту:
|
||
«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор) |
||
"Потаенные" церкви АмстердамаОсобенное внимание паломников привлекла старейшая меннонитская церковь на улице Сингел, неподалеку от центра города. Бежавшие в начале XVII века из Англии от гонений религиозные диссиденты во главе с бывшим священником Джоном Смитом и юристом Томасом Хэлвисом, недовольные засильем обрядоверия в Англиканской Церкви, ее подчинением королевской власти, встретили здесь родственных по духу верующих. Тесно общаясь с меннонитами, дискутируя с ними и выявив разногласия по некоторым вопросам, беженцы-англичане пришли к баптистским убеждениям. Это был сложный процесс выработки новых подходов к акту крещения, к отношениям между Церковью и государством. Тогда, отринув традицию крещения младенцев, Джон Смит и его единомышленники совершили акт крещения в соответствии с принципом сознательного принятия христианской веры. Таким образом был публично утвержден главный отличительный фактор баптистской вероучительной традиции – принцип сознательного крещения на основе веры и обращения к Христу. «Та группа беженцев отважилась быть отличной от других, желая стать церковью Иисуса Христа по учению Нового Завета», – отметил, выступая перед гостями конгресса, генеральный секретарь Евангельско-Баптистской Федерации англичанин Тони Пек. Внешне здание меннонитской церкви ничем не отличается от соседних старинных строений. Вообще в Голландии было много так называемых «шулькеркен», то есть «потаенных» церквей. Верующие оборудовали их на случай гонений, стараясь выбирать неприметные постройки и укромные места. В таком месте, спрятанном от внешних глаз, обосновались и тогдашние меннониты. Если снаружи о наличии церкви говорит лишь маленькая табличка, то, переступив порог, человек сразу попадает в церковную атмосферу. Узкие сводчатые коридоры ведут посетителя к залу для богослужений. Сразу бросается в глаза высокая кафедра – «ласточкино гнездо». Над ней возносятся трубы старинного органа. В компактном почти квадратном зале громоздятся длинные темно-коричневые скамьи. Стены опоясаны по периметру двумя ярусами деревянных балконов. Там тоже виднеются высокие спинки тяжеловесных сидений. Покинув меннонитскую «шулькеркен», мы отправились на улицу Баккерстраат. Четыреста лет назад богатый торговец и судовладелец меннонит Ян Мунтер дал здесь приют членам первой баптистской общины, возглавляемой Джоном Смитом. Еще в конце XVI века Мунтер купил жилые квартиры и цех по производству хлебопродуктов у восточно-индийской компании. Благодаря христианскому добросердечию Мунтера первые баптисты смогли жить, работать и совершать богослужения в главной городской пекарне. По своей простоте эти собрания были похожи на богослужения ранних христиан. «После молитвы и чтения одной или двух глав из Библии мы пытаемся понять смысл и утвердиться в нем: для этого мы откладываем все книги, и после торжественной молитвы первого проповедника он обсуждает прочитанный текст и пророчествует на эту тему от четверти до трех четвертей часа», – свидетельствовали современники Джона Смита. Здесь делегатов конгресса встречали люди, облаченные в одежды XVII века: приталенные камзолы, длинные чулки, деревянные башмаки с блестящими металлическими застежками. Они раздавали всем памятные сувениры: миниатюрные деревянные башмачки с вложенными в них листками. На листках на английском и голландском языках было написано: «Здесь в 1609 году Джон Смит и Томас Хэлвис вместе с другими беженцами от религиозных преследований в Англии основали первую в мире баптистскую церковь». В пекарне на улице Баккерстраат собиралась на богослужения первая баптистская община. Фото автора Неподалеку от Баккерстраат находится площадь Рембрандта. Подойдя ближе, видишь, как бронзовая фигура художника выплывает из-за густо сплетенных деревьев. Многие искусствоведы считают Рембрандта протестантским художником, так как у него много произведений на библейские сюжеты. «Возвращение блудного сына», «Воздвижение Креста» – эти полотна, несомненно, отражают личный духовный опыт художника, опыт искания Бога. В Амстердамском доме Рембрандта нет его знаменитых картин. Там представлены в основном только гравюры. На многих из них тоже изображены лица и события из Священного Писания. Излюбленный фон известных полотен художника – темный. Вообще грязно-серый колорит почти повсеместно главенствует в старой части города. Не отсюда ли он перекочевал на картины Рембрандта? На темно-коричневых и серых домах сияют белизной лишь окна. Белоснежные окна, яркая белая разметка дорог – все это создает причудливую игру светлых линий на мрачноватом фоне. Дух современного Амстердама, вероятно, определяет человек постмодерна. Современный житель голландской столицы не обременяет себя мучительными поисками истины и не устремляется безудержно к стяжанию материальных сверхблаг. Он катит на ржавом велосипеде или на маломерном автомобиле, посиживает в свободное время в кафе. Его не очень-то тревожит падение нравов в современном обществе. И в то же время он с уважением, доброжелательно относится к людям строгой морали, исповедующим возвышенные идеалы. «Амстердам вправе гордиться тем, что вы избрали наш город для празднования юбилея, – приветствовал участников международного форума мэр города Мартин Кохен. – Первые баптисты, гонимые на родине, в Англии, нашли здесь убежище. В 1609 году, изучая Библию, они убедились, что крещение должно совершаться на основе личной веры и свободного волеизъявления, а Церковь должна быть отделена от государства». Проблемы религиозной свободы всегда волновали баптистов. Томас Хэлвис, как известно, после возвращения в Англию и написания трактата о свободе выбора веры угодил за решетку и закончил земное поприще в тюремных застенках. Такая же судьба постигла многих последователей Хэлвиса. Увидеть исторические места и почувствовать себя частицей всемирного братства – ради этого стоило приехать в Амстердам в год 400-летнего юбилея баптизма! Об авторе: Владимир Александрович Попов - преподаватель Московского богословского института Российского союза евангельских христиан-баптистов. Источник: РС ЕХБ со ссылкой на religion.ng.ru
Количество просмотров 1315
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |