Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

С Днем Победы!

Переосмысление «светского» в постсоветском и западном контекстах: заметки с московского семинара по социологии религии

14 сентября в Москве в рамках проекта «Религия, наука и общество» завершился очередной семинар по социологии религии, который был организован Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольских Кирилла и Мефодия совместно с Синодальной библейско-богословской комиссией РПЦ. Проект осуществляется в партнерстве с англо-американским Обществом христианских философов при поддержке Фонда Джона Темплтона, целью деятельности которого является развитие диалога между религией и наукой.

Это уже второй по счету семинар в рамках проекта, на который на основании конкурса были отобраны молодые российские, украинские и белорусские специалисты в области богословия, религиоведения, социологии религии и философской теологии. Как известно первый семинар прошел в Киеве в июне 2013 года при участии профессоров Чарльза Тейлора (профессор Университета МакГилла, Канада) и Хосе Казановы (профессор социологии Университета Джорджтауна). Украину в данном проекте представляют доцент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Андрей Баумейстер, академический секретарь Института философии имени Григория Сковороды НАН Украины Олег Киселев и преподаватель богословия Украинской Евангельской Богословской Семинарии Анатолий Денисенко.

В этот раз на протяжении четырех дней члены рабочей группы, а также все желающие могли слушать в Москве классика современной социологии религии Дэвида Мартина, члена Британской академии, почетного профессора отделения изучения религии Университета Ланкастера; заслуженного профессора социологии Лондонской школы экономики.

Мартин является автором более 20 книг, посвященных вопросам социологии религии, секуляризации и месту религии в современном мире. Также в Москве с лекциями и семинарами выступила его супруга Бернис Мартин, один из лучших современных специалистов по религиозным процессам в Латинской Америке. Она является заслуженным профессором социологии Университета Лондона и автором многочисленных работ о пятидесятничестве и «множественных современностях» в латиноамериканском контексте.

В течение четырех дней все желающие могли прослушать семинар Дэвида Мартина «Секуляризация, секуляризм и постсекулярное сквозь призму отношений власти» в стенах НИУ «Высшая школа экономики». А Бернис Мартин прочла открытую лекцию «Религия, секулярность и культурная память в Бразилии» в стенах Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Также в период с 11 по 14 сентября Дэвид и Бернис Мартины провели семинары с рабочей группой проекта в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, а также в Российском государственном гуманитарном университете. Во время мероприятий были рассмотрены такие темы, как «множественные современности» (multiple modernities) и разные модели светскости с особым акцентом на примерах современной России и стран Восточной Европы. Также обсуждались темы: религия и секулярность; религиозная монополия и переход к плюрализму в контексте глобализации; уроки Бразильского пятидесятничества и теологии освобождения Латинской Америки для стран постсоветского пространства.

Как было заявлено ранее, общая тематическая линия первого года проекта – переосмысление «светского» в постсоветском и западном контекстах. Организаторы проекта, его участники и приглашенные профессора, исходя из очевидно факта, что сегодняшний мир переживает стремительные трансформации, связывают этот процесс то с десекуляризацией, то с переходом к постсекуляризму, то с ситуацией множественности современностей.

На украинский язык переведены основные работы Чарльза Тейлора. О вопросе секулярного и постсекулярного уже написано немало статей в ведущих российских и украинских журналах. Тексты Дэвида Мартина, Шмуэля Эйзенштальда, Джона Милбанка, Джона Капуто, Славоя Жижека, Дмитрия Узланера, Александра Агаджаняна появляются на страницах таких российских журналов как «Государство, Религия, Церковь и Логос», в спецвыпуске «Sententiae», в украинском журнале «Філософська думка».

Несмотря на академическую колоритность фигуры Дэвида Мартина, хочется отметить и публичную лекцию Бернис Мартин, а также поднятые ею вопросы религиозных процессов в Латинской Америке, в частности социальную роль пятидесятничества и Теологии Освобождения в Бразилии. Являясь частью ресурсно-исследовательского центра Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации в рамках проекта «Идеи «Богословия освобождения» в контексте социально-экономических и политических преобразований на постсоветском пространстве», мне было особенно интересно послушать лекцию Бернис Мартин и задать ей вопрос относительно «смерти» Богословия Освобождения.

Как известно, сегодня многие критики неустанно твердят о том, что Теология Освобождения уже не актуальна, а академический интерес к ней давно поубавился. С этим сложно согласиться, так как только в одной Канаде и США за последние годы было защищено более 600 диссертаций на эту тему. Более того, Теология Освобождения, скорее всего, является даже одним из самых важных теологических течений второй половины XX и начала XXI столетия. За счет старых и новых социальных теорий все больше и больше людей, которые симпатизируют либерализму, приходят к разоблачению истинного лица капиталистической системы, к тому, что за потребительскими благами одних всегда стоит экономическое и политическое насилие над другими. Почему-то именно так называемое общество равных возможностей нередко славится пренебрежением к человеческим праам, социальной несправедливостью, подавлением Образа Божьего в человеке и тому подобным. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что богословы и религиозные деятели все чаще интересуются лево-радикальными идеями, а постколониальные теории не оставляют сомнения в том, что рано или поздно современные империи все-таки падут. Такая ситуация уже сегодня подталкивает многих верующих становиться на сторону бедных. Гражданское общество, в свою очередь, симпатизирует религиозным меньшинствам, которые в отличие от господствующей церкви, поддерживающей и благословляющей тот или иной репрессивный режим, основывают так называемые низовые церковные общины, церкви бедняков и народные церкви. Пример роли пятидесятничества в Бразилии, о которой на протяжении двух дней говорила Бернис Мартин, является одним из самых лучших примеров этому.

Переосмысление «светского» в постсоветском и западном контекстах: заметки с московского семинара по социологии религии

Отличительной чертой семинаров было то, что за одним столом собрались как молодые специалисты, так и видные ученые; как православные священники, так и светские философы; как социологи религии, так и теологи; как философы, так и религиоведы. Дух академизма и желание понять «дух времени» перекрывают политические, экономические, территориальные, языковые и конфессиональные различия, которые существовали между участниками. Межкультурное и междисциплинарное общение не только обогащает, но и подталкивает участников к изучению тех тем, которые еще не исследованы ими на должном уровне. Теологи читают социологические тексты, светские философы, социологи и религиоведы слушают лекции о пятидесятничестве в Латинской Америке. Только из конструктивного диалога между церковью и академией, богословием и гуманитарными науками, религиозным учебным заведением и светским университетом и может вырасти тот или иной, пускай и временный, конструкт, который сможет объяснить существующую реальность и удовлетворит запросы современного пытливого разума. Напомним, что целями данного проекта являются повышение научной компетенции отечественных богословов, философов и социологов религии, религиоведов; развитие диалога религии и науки; создание атмосферы взаимного уважения и доверия между церковными и светскими учеными...

После завершения проекта результаты независимых исследований, над которыми трудятся его участники, будут опубликованы в отдельном сборнике.

В заключении от лица всех участников - как со стороны Украины, так и со стороны России и Беларуси - хотелось бы выразить благодарность оргкомитету проекта за хорошую организацию бытовых вопросов, постоянное снабжение текстовыми материалами и своевременное информирование относительно того или иного события, связанного с проектом. Отдельную благодарность стоит выразить проректору Общецерковнной аспирантуры и докторантуры протоирею Владимиру Шмалию, сотруднику Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви Андрею Шишкову, доценту Российской академии народного хозяйства и государственной службы Дмитрию Узланеру и старшему преподавателю кафедры культурологи Институт философского образования и науки Национального педагогического университета им. М.И Драгоманова Ирине Хромец.

Анатолий Денисенко
www.religion.in.ua


Количество просмотров 1348
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна