Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Обида заострила твой язык. Молчи!» Св. Хосемария Эскрива

Революция или реформация?

Революция или реформация?

Информационное изобилие, в век которого мы живем, выявило одну парадоксальную особенность: острейший дефицит честных ответов на многочисленные вопросы, которые на современный лад принято называть «вызовами времени». Бесчисленное множество доморощенных «экспертов», разного рода и вида блогеров, знатоков всего на свете сбивают с толку людей, ищущих глотка живой воды в мутном информационном потоке, волны которого уже не просто захлестывают, а сбивают с ног обывателей. В беседе профессионального журналиста Светланы Тимофеевой с одним из руководителей медиа-служения РС ЕХБ, вице-президентом Ассоциации христианских телерадиожурналистов, пресвитером Новочеркасской церкви ЕХБ, Владимиру Романенко предлагается возможность непредвзято, с евангельских позиций, проанализировать непростую ситуацию, с которой столкнулась Америка в ходе протестов в защиту жизни афроамериканцев, а также определить место и роль Церкви как Светильника Божия в этих и подобных им событиях.

Светлана Тимофеева: Владимир, вы не первый раз были в Америке и буквально недавно, в аккурат перед грянувшей пандемией коронавируса, вернулись из очередной поездки домой, в Россию. На ваш взгляд, произошли ли какие-то изменения в жизни христиан здесь? Что вам бросилось в глаза? Говорят, большое видится на расстоянии...

Владимир Романенко: Сразу подчеркну, что поскольку мы и Америка находимся в разных частях света, совершенно объективно судить о жизни на том континенте у меня возможности нет. Можно делать определенные выводы на основании данных из так называемых открытых источников, которым я доверяю, и личного общения с братьями и сестрами, живущими за океаном. Поэтому мое мнение, конечно же, будет частным, хотя, думаю, и не столь далеким от истины.

Последний мой визит был интересен тем, что он пришелся на начало пандемии, когда церкви начали сворачивать и ограничивать служение в соответствии с требованиями властей. Я уезжал из Америки как раз перед полным закрытием, на последнем рейсе Аэрофлота, и практически в одиночестве проходил через терминалы аэропортов. Дома честно отбыл две недели на карантине, получил отрицательный результат теста на коронавирус и приступил к служению. На самом деле, этот неизвестный доселе вирус наложил отпечаток на жизнь всего мира. Думаю, это будет видно не только по отсутствию загара на месте фейс-масок, но и по различным душевным и психологическим расстройствам, которым ежедневно через СМИ и социальные сети подвергаются особо впечатлительные люди.

Вообще в Америке я был раз пять, прилетал на международные конференции, пару раз меня приглашали на молитвенный завтрак к президенту, но в то время не было возможностей для поездки. Посещал славянские церкви, своих друзей. В этот раз обратил внимание на то, что материально люди стали жить лучше по сравнению с моим прошлым визитом. Но борьба у многих продолжается. Кто-то борется за то, чтобы выжить, оплатить необходимые счета, кто-то хочет открыть для себя новые возможности с новой машиной, новым домом, новым бизнесом, новым местом отдыха. То есть можно сказать, что Америка продолжает свою всегдашнюю погоню за чем-то новым, большим и лучшим.

Светлана Тимофеева: Как вы относитесь к американскому обостренному чувству справедливости, которое раз за разом толкает общество на разного рода протестные акции, митинги, а сегодня уже и погромы? Что важнее в такой ситуации для церкви: определить «правую» сторону и поддержать ее на митингах, отойти и не вмешиваться, а может, пытаться примирить? Или есть другой путь?

Владимир Романенко: Если брать конкретную ситуацию, вызвавшую многочисленные протесты с грабежами и погромами, то трудно объективно говорить о чем-то, не зная всех обстоятельств. Одно можно сказать определенно: безусловно, для семьи и самого погибшего Джорджа Флойда это трагедия. Что же касается общества, то оно разделилось, и теперь одни считают его чуть ли не героем, а другие вспоминают его криминальное прошлое и причины задержания его полицейскими. Но для меня важно не это, а то, была ли у него возможность даже в тех обстоятельствах, когда он задыхался, воззвать к Богу и спастись по примеру одного из распятых со Христом разбойников, хотя бы в последнюю минуту жизни? По моему мнению, именно этот случай лишний раз говорит о том, что о спасении нужно позаботиться заранее.

Очевидно, в рассуждениях о происходящем не обойтись без политики. Библия говорит об этом так в Послании к галатам, 6:7: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет». В разных слоях общества сегодня бытует мнение о том, что Америка является колыбелью цветных революций, которые пронеслись по всему миру. Многие считают, что теперь бумеранг вернулся…

Я живу буквально в 40 километрах от границы с Донбассом, где в 2014 году развернулись известные кровавые события. И поэтому достаточно подробно знаю, что там происходило тогда и происходит сегодня. Вообще, хочу заметить, что практически все революции пишутся и происходят по одному сценарию. Возьмите революцию 1917 года: протест, переросший в бунт и затем в установившуюся диктатуру пролетариата в стране, отвергнувшей Бога и открыто заявившей о своей атеистической позиции. Сегодня подобная же революция стучится в двери самой Америки.

Вывод: историю надо учить, потому что она не прощает ошибок и нерадивых учеников. Более того, историю революций знать нужно всем людям, пытающимся ее начать или поддержать. Печально было видеть в недавних новостных сюжетах промелькнувшие призывы к революции, неким радикальным переменам в американском обществе. Однако протестующие и сочувствующие им должны быть готовы к тому, что в результате созданной ими революции они могут получить совсем другую страну. И я не уверен, что эта новая страна им понравится.

Светлана Тимофеева: На ваш взгляд, какой должна быть реакция христиан в подобных обстоятельствах? При любом, как говорится, раскладе в обществе и при любой панике?

Владимир Романенко: Прежде, чем что-то делать, нужно внимательно посмотреть и оценить, что на самом деле происходит. Если анализировать сегодняшние события в Америке, то протест и противостояние здесь давно переросли в откровенный мятеж. Это еще не революция, но уже достаточно серьезная прелюдия к ней. А по этому поводу Священное Писание нам вполне определенно говорит в Притчах, 24:21-22: «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них; и беду от них обоих кто предузнает?» Четкий, ясный, недвусмысленный посыл от Господа.

Церкви в подобных обстоятельствах, по моему мнению, нужно быть тем, кем она и должна быть: миротворцем. К этому призвал нас Господь и сказал в Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея, 5:9: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Если мы примем одну из сторон конфликта, то, как минимум потеряем возможность для благовестия другой стороне. Поэтому церковь должна стать над конфликтом, а не искать правого среди протестующих и становиться на его поддержку.

На самом деле церковь призвана не к поиску какой-то социальной справедливости, не к решению политических споров. Христос ведь ни одного раза в Своей земной жизни не сделал такого призыва! И это несмотря на то, что он проповедовал в Иудее, которая была под оккупацией Римской империи. А апостол Павел? Разве он призывал к освобождению рабов? Или выступал с другими политическими лозунгами? Нет, и Евангелие никогда не призывало к подобному. Оно поднималось над всем социальным мироустройством и говорило о более глобальных, важнейших для человека вещах: спасении и вечной жизни.

Когда мы погружаемся в политическое болото страстей, то на самом деле не исполняем повеление Христа о проповеди Евангелия. Мы закрываем дверь спасения не уверовавшим, колеблющимся, приходим к разочарованию и, в конце концов, помогаем разрушать свою страну. Это мы можем ясно увидеть на примере наших соседей из Украины, которых я горячо люблю и сочувствую всему, с чем они вынуждены были столкнуться и что переживают по сегодняшний день. Украина в свое время много потрудилась и оказала мощное влияние на пробуждение в России, за что мы очень благодарны нашим украинским братьям. Именно оттуда к нам приехали миссионеры, впоследствии ставшие пасторами, епископами, учителями. Сегодня же, к сожалению, они имеют совершенно не ту страну, бороться за которую выходили на Майдан.

У любой революции есть последствия. Вернемся к урокам нашей российской революции 17-го года: это гражданское противостояние и братоубийственная война, экономическая разруха, потеря территории – именно в те годы от Российской империи откололась и ушла в «самостоятельное плавание» Финляндия.. Примеры подобных событий мы можем увидеть в странах, переживших революционные потрясения в новейшей истории. И потом, революция – это еще и огромное количество смертей, личных человеческих трагедий и горя, происходящих в тот момент, когда одна волна власти пожирает другую. Вот почему важно, прежде чем затевать новую революцию, выучить уроки предыдущих.

Если же возвратиться к тому, с чего мы начали, - мятежа в Америке, - то о какой справедливости можно говорить в данном случае? В результате погромов пострадали абсолютно невинные, непричастные к событиям люди, которых избили, убили, унизили, у которых разграбили и уничтожили бизнес. Какая же это справедливость?! На мой взгляд, протестующие показали при этом просто свое бесчеловечное нутро, греховную натуру.

Если говорить о Божьих принципах справедливости, то в данном случае налицо непропорциональное применение силы. Господь говорит: око за око, зуб за зуб. То есть ответ на конкретное преступление должен быть адекватным. А сегодня за одну частную трагедию всю страну накрыла волна тысяч трагедий. И где же тут справедливость?

Я не хочу говорить о политической подоплеке происходящего, потому что считаю, мы должны всегда оставаться на христианских позициях. Церкви в любых обстоятельствах нужно оставаться Христовой. А кого же выбирает общество? Вопрос римского прокуратора актуален и сегодня: кого отпустить вам, кого вы выбираете - Христа или Варавву? Думаю, вам ясен ответ. И разве он согласуется с Божьей волей? Разве это – путь, по которому должна следовать Церковь Иисуса Христа?

Сегодня люди избирают Варавву, а Христа изгоняют отовсюду. В Америке, где заповеди Его были в каждом классе школы, теперь размещены другие правила. Варавва проник повсюду, он ломится уже и в церкви, где запрещено называть его деяния преступными. Это образное сравнение, но оно очень точно передает дух времени, царящий в американском обществе.

На мой взгляд, сегодня не только в Америке, но и во всем мире происходит гораздо более ужасная трагедия, чем погромы в городских кварталах: христианство потеряло свою силу, потерпело духовное поражение. Христиане сместили акцент с проповеди Евангелия на поиски эфемерной справедливости. Да нет на земле справедливости! Весь мир лежит во зле – так говорит Господь. Природа не терпит пустоты и свято место, как известно, пусто не бывает: откуда изгоняют Христа, туда приходит Антихрист, приходит Варавва со своими требованиями и призывами. Если посмотреть на историю израильского народа, который, распяв Христа, дал свободу разбойнику, то мы увидим, что буквально через 40 лет Иерусалим был осажден и разбит, в ужасной кровавой бойне погибли тысячи его жителей.

Поэтому мое желание и моя горячая молитва к Богу о том, чтобы Его Церковь оставалась Церковью в любых обстоятельствах и не становилась одной из многочисленных общественно-политических организаций с религиозным оттенком. Мы должны проповедовать Евангелие, ждать Христа и готовиться к восхищению Церкви, а не к устройству благополучной и сытой жизни здесь, на земле. Да, наши земные потребности тоже важны, но они - не главное для Церкви. Земными делами есть, кому заниматься по должности. От души желаю Америке процветания в Божьем понимании этого слова.

На мой взгляд, сегодня общество во всем мире как никогда нуждается не в революции, а в реформации. Мы всегда испытываем желание что-то изменить, надеясь на лучшее. При этом у нас, как правило, есть выбор между двумя путями: добиться перемен посредством революции или реформации. Революция меняет условия жизни, силой подводит одну группу людей под стандарты и ожидания другой, взявшей верх в борьбе. Реформация всегда начинается с себя, с перемен своего сердца, своего мышления, постепенно охватывая семью, Церковь, а потом уже и все общество. Вот она, разница между этими, на первый взгляд, не очень далекими друг от друга понятиями.

Да смилуется Господь и даст Америке не революцию, а реформацию – реформацию сердец, мыслей и устремлений, в первую очередь, среди христиан.  


Количество просмотров 848
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook

Возврат к списку


Система Orphus

 
Ток-шоу «Дары реформации». Гость программы — кандидат культурологии, старший научный сотрудник Центр ...

Анализ событий, происходящих в мире и в России, в обществе и в церкви… ...

Серия интервью с О.И. Дружбинским, автором учебника «Техника речи для самостоятельного обучения»… ...


Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2019 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна