Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

Интервью со знаменитым органистом К. Волостновым

Интервью со знаменитым органистом К. Волостновым

Почему вы, музыкант с мировым именем, согласились выступать в евангельском храме на севере Москвы?

Во-первых, я почти 25 лет знаком с музыкальным руководителем этого проекта. C Кириллом Гончаренко мы вместе учились в Музыкальном училище при Московской консерватории. Не только учились, но и играли вместе, подружились… У меня от тех времён остались самые приятные воспоминания.

Во-вторых, до 1997 года я жил недалеко от этой церкви на улице Конёнкова, затем моя семья переехала в центр, а с 2007 года я снова вернулся в эти края и живу в Лианозово.

В-третьих, в церкви «Голгофа» хорошая акустика и здесь установлен удачный диджитальный орган. Все это создает привлекательные условия для музыкантов. Здесь с удовольствием выступают и многие коллеги.

Стоит ли продавать билеты на подобные концерты?

Это вопрос не простой… С одной стороны, нужно, чтобы концерты проводились на должном уровне, и для меня как для музыканта выступления являются хлебом. Зная о свободном входе для слушателей, мне лично проще решать неизбежные оргвопросы, когда, проводя подобные концерты бесплатно, организаторы изыскивают средства за счёт каких-то других источников. Здесь можно пойти на уступки, на которые не идёшь во взаимодействии с концертными организациями. Впрочем, сегодня ряд церквей проводят концерты за входную плату, и не только в России. Это уже сложившаяся нормальная практика, но тогда уже отношения с организаторами становятся более филармоническими, чем церковными.

Насколько важно, что эти концерты проходят именно на территории церкви?

Для органной музыки храм — это естественное и исторически обоснованное пространство. Конечно, многое зависит от возможностей храма, но для органиста в условиях России, где в православном храме не используются музыкальные инструменты, а звучит только голос, появление подобных площадок очень важно. В церкви особая акустика и само пространство диктует определенные нормы исполнения, что очень важно для органиста. Например, хоровая музыка в Рахманиновском зале, это не то же самое, что музыка, звучащая в монастырском храме ввиду алтаря. Совершенно по-другому работает исполнительский аппарат, как у вокалистов, так и у органистов.

Каковы перспективы подобных концертов и будут ли они востребованы в будущем, как сегодня?

Наш район, удаленный от центра, нуждается в подобных концертах. Только одно это, полагаю, будет обеспечивать должный интерес. Вопрос контента тоже очень важен. Сегодня, когда органная музыка нередко обращается в сторону некой развлекательности, популярности, когда на органе пытаются играть киномузыку и даже поп-музыку, наличие пространства, которое во главу угла ставит академическое искусство, где не пытаются заигрывать с примитивными потребностями публики – это очень важно и я это очень ценю. У меня, как музыканта с образованием, полученным как в Москве, так и в Германии, такая концепция музыкального директора церкви Кирилла Гончаренко вызывает уважение. Никогда не стоит забывать, что пространство храма хоть и допускает звучание светской музыки, но требует от музыканта репертуара побуждающего человека задуматься о том, о чем он не задумывается в повседневной, бытовой жизни, будь то музыка XV или XXI столетия.

Важно когда церковь берет на себя ответственность по популяризации и классики и здесь очень важно качество, будет качество – люди пойдут! В связи с этим вопрос, как бы вы оценили инструмент, установленный сегодня в церкви «Голгофа», насколько он позволяет в высоком качестве исполнять произведения в рамках данных концертов?

Количество слушателей на концертах в течение двух сезонов говорит само за себя. Люди интересуются, многое находят для себя что-то, связанное именно с этим инструментом, позволяющим открывать для себя немало интересного и увлекательного. Этот орган позволяет достаточно корректно создавать нужную атмосферу, нужное звучание для музыки разных эпох, позволяет охватить широкий круг жанров и форм, от миниатюр до масштабных пьес. Инструмент хорошо вписался именно в эту акустику. Если оценивать его, сравнивая с прочими инструментами подобного рода, то сочетание здесь получилось очень удачное. Безусловно, для меня, как для органиста основным остаётся духовой орган, но для этого требуются совершенно другие финансовые ресурсы, но это та цель, та мечта, которая, будем надеяться, когда-то станет реальностью. А пока этот инструмент справляется с задачами, которые пред ним поставлены.

Как вы относитесь к органу, установленному в Московской центральной церкви ЕХБ, есть ли у вас опыт работы с этим инструментом?

Опыт есть и неоднократный. Это исторический памятник, инструмент фирмы Эрнста Рёвера, появившийся в России одновременно с органами в Большом зале Московской консерватории и в Лютеранский церкви Святого Михаила (это тот инструмент, который сегодня находится в Соборе Свв. Петра и Павла). Замечательный орган, минувшей весной я на нем исполнил концерт поздней немецкой романтической музыки, это было большое удовольствие и очень увлекательное дело!

В Европе органная музыка является неотъемлемой частью духовной культуры, поскольку во многих храмах установлены органы, в России же ситуация другая… Насколько органная музыка органична для России?

Орган для нас в диковинку, в православной церкви, как мы уже говорили, инструменты не используются и орган в церковном обиходе не принят. Хотя, здесь интересно вспомнить то, что у Петра I когда-то у были идеи популяризировать орган в России, но они не осуществились. Лично я, конечно, должен сожалеть по этому поводу, потому что я не могу иметь тот роскошней выбор, который есть у европейских коллег.

Впрочем, тот факт, что орган у нас по-прежнему редкость, поддерживает неподдельный интерес к этому инструменту у широкой публики. Как только появляется новая площадка, о ней быстро становится известно. Посещаемость концертов на новых местах всегда внушительна.

С другой стороны, ограниченность числа подобных площадок является искушением для не всегда добросовестных организаторов, которые ради выгоды приглашают тех, кто сам готов заплатить, лишь бы выйти на цену, но, как правило, в подобных случаях о профессиональной органной игре можно лишь мечтать.

При крайне лимитированном количестве органных площадок также не всегда действует объективная профессиональная конкуренция. В это «игольное ушко» пытается пройти огромное количество мотивированных музыкантов, готовых и достойных. Но при такой сверхконкуренции, начинают преобладать уже совсем нетворческие методы достижения заветной мечты.

В европейском пространстве обеспеченность органистов инструментами гораздо более высокая, что создаёт более естественные условия для состязания и роста, что даёт поклонникам органной музыки возможность для выбора своих предпочтений.

Как вы считаете, простому русскому человеку интересна органная музыка или подобные концерты посещает лишь элитарная публика?

Русский человек по своей природе хорошо воспринимает органную музыку, причем вне зависимости от своей религиозной принадлежности. В этой связи могу вспомнить моего крёстного, церковного старосту, ныне уже покойного, Олега Васильевича Шведова. Когда он меня представлял своим знакомым церковным деятелям, с гордостью говорил: «Он органист!» И это тот человек, которой писал книги для детей о том, что из себя представляет православная литургия... Он был человеком достаточно широких взглядов и мое увлечение органом оценивал более чем позитивно.

Несмотря на Ваши регалии Вы ещё молодой человек, в то же время у вас уже есть ученики, многие из которых успешно участвуют в международных музыкальных конкурсах. Какова роль преемственности в работе музыканта, и есть ли у молодых органистов будущее?

Это большая и очень важная работа, я передаю не только и не столько свои идеи, но доношу то, что в меня вложили, что во мне воспитали мои педагоги. Это заставляет испытывать серьезное чувство ответственности. Молодые музыканты, с которыми я взаимодействую, это студенты Московской государственной консерватории, проходящие очень сложный отбор, ведь в консерватории учится лучшие. И это не только талант, но и работоспособность, стойкость, целеустремленность, все эти аспекты влияют на дальнейший успех моих студентов как музыкантов, и я стараюсь каждый из этих аспектов поддерживать, воспитывать, когда это требуется. Я бы не делал этого, если бы не верил, что у них есть будущее.

Спасибо за интересные ответы, надеюсь еще не раз побывать на Ваших концертах. 


*   *   *

Органист Константин Волостнов родился в Москве в 1979 году. На органе начал заниматься в 11 лет у Марии Поташниковой (ДМШ № 1 имени С.С. Прокофьева). С 1994 по 1999 год учился в Академическом музыкальном училище при Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского (классы фортепиано и органа А.М. Шмитова). В 2004 году окончил Московскую консерваторию, где его педагогами были доцент Юрий Мартынов (фортепиано, клавесин), профессор Алексей Паршин (орган), профессор Алексей Любимов (камерный ансамбль). В 2007 году Константин Волостнов окончил Аспирантуру МГК им. П.И. Чайковского под руководством профессора Наталии Гуреевой и Высшую школу музыки в г. Штутгарте (Германия) под руководством профессора доктора Людгера Ломанна. В 2013 году стал первым в истории Высшей школы музыки Штутгарта аспирантом-органистом получившим диплом «с отличием».

В 2008 году Волостнов стал победителем сразу двух международных конкурсов: имени Э.Ф. Валькера в городе Шрамберге (Германия) и в Москве, на конкурсе им. А.Ф. Гедике, где он завоевал также премию «За лучшее исполнение сочинений отечественных авторов».

В 2009 году состоялась триумфальная победа Константина Волостнова на 25-м Международном конкурсе в Сэнт-Олбансе (Великобритания), где он получил Первую премию, а также Приз за лучшее исполнение Баха, Приз публики и Приз за лучшее премьерное исполнение сочинения Джона Каскена.

Константин Волостнов – участник многих фестивалей в России и за рубежом, среди них «Московская осень 2000 – 2015», Московский Международный органный фестиваль (2001 – 2013), «Кремль музыкальный» (2008), Международные органные фестивали во Франции (в том числе в Шартре), Германии, Испании, Великобритании, Канаде и др. В период с 2012 по 2018 годы трижды исполнил цикл из всех органных сочинений И.С. Баха (15 программ).

Дискография исполнителя насчитывает 15 изданий, в т.ч.: «Современная органная музыка композиторов-преподавателей московской консерватории», монографический диск со всеми органными сонатами Ф. Мендельсона, диск, записанный на органе Кафедрального католического собора в Москве, Русская органная музыка (Орган Рижского Домского собора), Орган Московского международного дома музыки, трёхтомный комплект всех баховских Сонат, Токкат и Концертов, записанный на «историческом органе» Кафедрального лютеранского собора св. Марии в Санкт-Петербурге и изданный фирмой «Мелодия».

Имеет записи на радио и ТВ.

С 2005 по 2006 год занимал пост художественного руководителя Федеральной филармонии Кавказских Минеральных Вод. С 2012 года является художественным руководителем Международного фестиваля «Орган ПЛЮС в Царицыно».

Константин Волостнов концертирует по городам России, Австрии, Великобритании, Германии, Испании, Нидерландов, Швейцарии, Франции, США и Канады. Выступал под руководством Владимира Юровского, Кента Нагано, Александра Лазарева, Владимира Ашкенази, Михаила Плетнёва и др.

С 2010 года преподаёт в Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, является постоянным преподавателем на международных мастер-классах в Матаро (Испания).


Количество просмотров 1372
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook

Возврат к списку


Система Orphus

 
Ток-шоу «Дары реформации». Гость программы — кандидат культурологии, старший научный сотрудник Центр ...

Анализ событий, происходящих в мире и в России, в обществе и в церкви… ...

Серия интервью с О.И. Дружбинским, автором учебника «Техника речи для самостоятельного обучения»… ...


Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна