Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

С праздником Крещения Господня, Богоявления!

А.В. Кобак: о влиянии протестантской Европы на Петровскую Россию

А.В. Кобак: о влиянии протестантской Европы на Петровскую Россию

В конце декабря 2013 года в здании Московской центральной церкви ЕХБ состоялось представление уникального исторического памятника.

Это старейшая в России мемориальная доска (1694 год), посвящённая известному голландскому учёному и политическому деятелю Николаасу Витсену (1641–1717), горячему стороннику союза с Россией, личному другу царя Петра I.

Долгие десятилетия эта историческая реликвия конца XVII века была забыта. Между тем она свидетельствует о многовековых культурных связях между Россией и Нидерландами. Благодаря исследованию историка Дмитрия Гузевича (Париж) забытая мемориальная доска была обнаружена. Оказалось, что реликвия многие годы хранилась в помещении Московской центральной церкви ЕХБ...

Среди тех, кто участвовал в церемонии представления памятной доски, был директор Фонда имени Д.С. Лихачева, член Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга Александр Валерьевич Кобак, который любезно согласился дать интервью для нашего портала и рассказать о влиянии протестантских стран Европы, на Россию времен Петра I.   

 

В допетровскую эпоху, до начала XVIII века, влияние протестантизма в России ощущалось слабо. Поворот произошел во времена Петра I. Царь-реформатор проявлял большой интерес к протестантским странам. Его интересовало развитее ремесел, промышленности, а эти направления деятельности были наиболее развиты именно в странах протестантских.

Первой его любовью (это была именно любовь, а не просто увлечение) стала Голландия – протестантская страна. Его первые учителя в московской Немецкой слободе также были, по преимуществу, протестанты. Это была маленькая часть населения России, небольшая даже в масштабах Москвы. Но влияние происходило через Российского царя, а потому было весьма ощутимым.

Прежде всего, я буду говорить о том, что лучше знаю – об истории архитектуры, прежде всего петербургской, архитектуры церковных зданий, старых кладбищ. В русской архитектуре петровского времени это влияние очень сильно ощущалось. Облик Санкт-Петербурга и других городов, возникших после строительства новой столицы, носил на себе сильные черты протестантской культуры и архитектуры. Во многих более старых городах, возникших до Петра, в ходе их реконструкции в XVIII веке также появились черты регулярных планов протестантских городов.

Если обратиться к Санкт-Петербургу, то его изначальный облик весь сплошь протестантский. Потом возникла елизаветинское барокко, усилилось влияние мира католического: итальянской и французской культуры. Сейчас профессор Андрей Львович Пунин завершает книгу «Архитектура Петровского Петербурга» иллюстрированную множеством фотографий. Автор сопоставляет ранние гравюры Санкт-Петербурга с сохранившимися зданиями в городах Бельгии, Голландии и выявляет их огромнейшее сходство.

В Петербурге было довольно много протестантских храмов: лютеранских реформатских, англиканских, баптистских. Если посмотреть на состав их прихожан в XVIII, в XIX, в начале в XX века, мы увидим, что это известные деятели культуры, это многие купцы, оказавшие большое влияние на торговые отношения. Достаточно вспомнить английскую церковь в Санкт-Петербурге. Она расположена на центральной набережной Петербурга, которая до сих пор называется Английской. Это был богатый район, где жили англичане. Английский историк Энтони Крост написал об этом несколько книг. Из его исследований мы знаем, что англикане представляли в Петербурге небольшую, но богатую и влиятельную общину.

И если протестантская Голландия, с которой начинался русский флот, можно назвать «корабельной матерью» России, то настоящей «школой русского флота» стала Англия, которая на протяжении всего XVIII века оказывала огромное влияние на развитие русского флота, промышленности, архитектуры, садово-паркового искусства. Можно сказать, что все это, в известном смысле, протестантское влияние.

В петровский период произошло быстрое развитие влияния протестантских стран. Позже это влияние не было столь интенсивным, но оно ясно прослеживается до самой большевистской революции. Советская власть в короткое время расправилась со всеми христианскими церквями – и с православными, и с католическими, и с протестантскими.

Денис Гостев, специально для христианского просветительского портала слово-для-тебя.рф

 


Количество просмотров 1918
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook

Возврат к списку


Система Orphus

 
Ток-шоу «Дары реформации». Гость программы — кандидат культурологии, старший научный сотрудник Центр ...

Анализ событий, происходящих в мире и в России, в обществе и в церкви… ...

Серия интервью с О.И. Дружбинским, автором учебника «Техника речи для самостоятельного обучения»… ...


Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2021 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна