Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

Миф о крещении, как условии спасения.

Буквально на прошлой неделе довелось мне беседовать с пастором так называемой «Церкви Христа».

Я, признаться, с годами подрастерял свои навыки общения с представителями псевдохристианских культов. Как-то переключился на Свидетелей Иеговы и не мог представить, что бостонское движение, основанное тридцать лет назад, еще имеет свое влияние в современной России…

 

Поэтому я был искренне удивлен, что в наши дни в российской глубинке еще живы последователи МакКина. Да не только живы, но и здравствуют, и приобретают последователей.

 

Рамки нашей статьи не позволяют много рассказывать об этом движении. О нем можно кратко почерпнуть информацию с сайта центра апологетических исследований. http://apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=10

 А мы пока должны разрушить один из главных мифов, проповедуемых этим маргинальным псевдохристианским культом. (Впрочем, миф этот не был создан МакКином, это старое заблуждение)

Этот миф заключается в том, что крещение водой является необходимым условием для спасения. Без крещения спасение, якобы, невозможно.

 Традиционно консервативные евангельские христиане видели в крещение не условие, а следствие спасения. Это заповедь, которую дал нам Господь. Но нас не может спасти исполнение заповедей. Нас спасает благодать Христова.

Именно поэтому так важно противостоять лжеучению о прощении грехов через водное крещение, ведь это лжеучение нападает на самый центр Благой Вести — оправдание только по вере, спасение только благодатью, осуществляемое только Христом!

 Чтобы поддержать свой миф о том, что уверовавший во Христа человек не спасен до тех пор, пока не примет истинное крещение, «теологи» «Церкви Христа» «опираются» (аж три слова в кавычках) на четыре текста Священного Писания.

 Надо сказать, что делают они это крайне неумело. Конечно, им играет на руку, что синодальный перевод (равно как и английский перевод «Короля Иакова») делали детокрещенцы и сторонники идеи возрождения через крещение. Однако честный и беспристрастный анализ этих текстов говорит нам о том, что крещение нигде не упоминается в качестве условия спасения.

I.  Первый текст

 

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. (Деян.2:38)

Адепты лжеучения предпочитают в этом тексте понимать предлог «для», как выражение назначения или цели действия. Однако даже в русском языке предлог «для» не всегда употребляется в значении «с целью получения или вызывания к существованию». Например, фраза: «письмо для вас» — не значит, что письмо написано с целью вызвать ваше существование или заполучить вас в собственность.

 

Таким образом, фраза: «да крестится… для прощения грехов» может и не означать «да крестится с целью получения прощения грехов» или «да крестится с целью вызвать прощение грехов».

С греческой же фразой все еще сложнее.

 

Ведь там использован греческий предлог ες в сочетании с существительным в  винительном падеже.

Хотя этот предлог в такой конструкции может употребляться, как выражение цели (да крестится, чтобы получить прощение грехов). Однако «может употребляться» — еще не тождественно понятию «обязательно должен употребляться».

Простое сравнение фраз, относящихся к крещению показывает нам, что в данном случае, скорее всего этот предлог использован, как выражение сферы крещения (да крестится в уже имеющемся прощении грехов…)

Такая конструкция несколько раз встречается в Новом Завете. Например: «…иди в мире». (Мар.5:34) ες ερνην (не «иди в мир», не «иди для получения мира», но «иди в мире» — в сфере уже имеющегося мира)

 

Последнее толкование предпочтительнее всего по двум причинам:

 

— Грамматическая причина. Подобная же конструкция употребляется в евангелии от Матфея относительно Иоаннова крещения. Он крестил «в покаянии» ες μετνοιαν. Иоанн крестил не «с целью получения покаяния» не «для того чтобы вызвать покаяние», а в уже имеющемся покаянии. Т.е. сначала шло покаяние, человек сначала каялся, а потом, находясь в этом покаянии, крестился водой. Так же и в Деяниях. Петр призывал получить прощение грехов через покаяние, и в этом прощении грехов креститься водой.

 

— Богословская причина. Нигде в Новом Завете крещение не является условием для прощения грехов. Христос неоднократно прощал людям грехи, но перед этим не крестил их. Призывая проповедовать прощение грехов, Господь связывал с ним только покаяние и/или веру (напр. Лук.24:47), то же делали и апостолы (покаяние и вера всегда шли совместно).

 Судите сами:

Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. (Деян.5:31)

О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. (Деян.10:43)

Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий. (Деян.13:38,39)

 

открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными". (Деян.26:18)

 

Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. (1Иоан.2:12)

 

которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, (Рим.3:25)

 

в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, (Еф.1:7)

 

в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, (Кол.1:14)

Ни в одном из этих текстов прощение грехов не связано с крещением.

II.  Второй текст

…некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа… (1Пет.3:20,21)

Надо признаться, что фраза эта по-гречески построена очень запутанно.  

Скорее всего, эту фразу нужно перевести с использованием современной пунктуации так: «…восемь душ были спасены через воду, которая и вас образно ныне спасает (ведь крещение — это не снятие грязи плотской, но прошение к Богу о доброй совести) через воскресение Иисуса Христа…»

Толкователи здесь часто становятся жертвой схожести конструкций: «через воду» и «через воскресение». Однако в первой части утверждения (о ковчеге) спасением стала не вода, а ковчег, который спас людей «через» (в значении «сквозь») воду, т.е. фактически «от воды». А во второй части спасение осуществляется через воскресение Христа, а вода является «образом» такого спасения.

Процесс крещения согласно мысли Петра, лишь отдаленно напоминает спасение от потопа. Люди в ковчеге были бы погружены в воду и спаслись благодаря ковчегу. А в христианском крещении вода уже не символ смерти, а образ спасения через воскресение Христа. 

III.Третий текст

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мар.16:16)

Конечно, вызывает сомнение каноничность этого текста. Так как в большинстве древних рукописей Нового Завета он отсутствует. 

Я бы поостерегся делать богословские выводы из подобных текстов (см. миф об отсутствии интерполяций).

Однако даже если представить, что этот текст каноничен, то вывести крещение, как условие спасения из этого текста довольно проблематично.

Из текста не видно, что спасение = вера + крещение. 

С точки зрения логики, здесь видно, что осуждение зависит только от неверия. Можно ли допустить, что «антипод» осуждения — спасение зависит только от веры? Можно вполне.

Ведь такие же акценты нужно поставить и во фразе: «Кто будет любить свою жену, и носить кольцо на пальце, счастлив в браке будет; а кто не будет любить свою жену, несчастлив будет». Разве ставится здесь ношение кольца в качестве условия семейного счастья? Вовсе не обязательно…

Буквально наш текст звучит так: «Верующий и крещённый будет спасен, а неверующий будет осужден».

 

Зачем же там упомянуто крещение? Да потому что действительно трудно себе представить некрещеного христианина. Крещение — заповедь Господа. Но послушание заповеди никогда не давало спасения.

 

Крещение необходимо УЖЕ спасенному (чтобы исполнить волю Божью), но оно не является УСЛОВИЕМ спасения, скорее оно характеризует послушание спасенного христианина.

Далее… Здесь вообще не рассматривается ситуация, когда человек уверовал, но не крестился… Такого не было в первобытной христианской церкви… Крестились все… 

Однако, есть в Новом Завете история человека, который уверовал и не крестился. Его ситуация должна помочь нам верно истолковать наш стих из Евангелия от Марка. Применим принцип Analogia Scriptura, т.е. истолкуем сложный текст при помощи простого.

Это история разбойника на кресте. Вся она — хороший довод в пользу того, что крещение не спасает.

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. (Лук.23:39-43)

Разбойник благоразумный попал в рай без крещения. Он просто уверовал во Христа и физически не мог креститься, будучи прибит ко кресту. 

Конечно, существует «оригинальное» толкование насчет того, что когда Христу пронзили бок копьем, то брызнувшая кровь и вода(!) «крестила» разбойника. Но мы же с вами не будем рассматривать очевидных глупостей.

Иногда члены так называемой «Церкви Христа» утверждают, что спасение разбойника относилось к периоду Ветхого Завета.

Но это не так.

Новый Завет к моменту смерти разбойника был УЖЕ установлен Христом. Помните? «…сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». (Лук.22:20)

Другие сторонники ереси о крещении, как условии спасения заявляют, что Новый Завет не мог быть установлен при жизни Христа, так как «…где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя…» (Евр.9:16)

Но даже это условие было выполнено. Разбойник прожил дольше Христа. Христос умер раньше разбойника. «Смерть завещателя» совершилась, а разбойник умер, потому что у него перебили голени.

 

Так что разбойник благоразумный был первым, кто вошел в рай во время Нового Завета. И был в раю без крещения. Только по вере.

IV. Четвертый текст

Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса, (Деян.22:16)

Даже в таком русском переводе видно, что деепричастный оборот «призвав имя Господа Иисуса» описывает процесс омовения грехов. Грехи омываются не крещением, а призыванием имени Господнего.

По-гречески же смысл фразы становится еще более понятным. Там два «деепричастных оборота». Фраза звучит так: «Вставши, крестись. И отмой грехи твои, призвав имя Его».

***

Итак, мы увидели, что ни в одном из приведенных четырех текстов не утверждается, что крещение — это условие спасения. А раз крещение не спасает, то мы можем сделать вывод, что оно — не средство стяжания благодати, а её знак! 

Да и если бы апостол Павел был согласен с адептами «Церкви Христа», то разве написал бы он о крещении столь пренебрежительно: «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова». (1Кор.1:14-17)

Мы видим, что крещение — это не часть процесса благовестия. Христос считал, что если Павел будет благовествовать крест Христов, то и без крещения этой проповеди будет достаточно для спасения.

Крещение — это заповедь. Но это одна из немногих заповедей, которая дана только ради послушания. Эта заповедь легка. Глупо не исполнить легкую заповедь. 

Но еще глупее поставить спасение в зависимость от исполнения заповедей. Если на небе будут только те, кто исполнил все заповеди Божии, то небо будет пустым.

Но небо заполняется людьми, спасенными по благодати, не от дел (Еф. 2:8). Дела их — это немощная попытка научиться здесь на земле жить по-Божьи. Святость христиан — это следствие спасения, но не условие. И уж если дела милосердия и любви не спасают нас, а лишь выражают нашу веру, то как может спасти нас увеличение влажности наших крестильных одежд?

Никак!

 

Павел Бегичев, специально для  www.protestant.ru


Количество просмотров 3752
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна