Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

О взаимоотношениях Бога и дьявола

Сам вопрос возможных взаимоотношений Бога и дьявола для многих верующих звучит почти кощунственно, поскольку бытует мнение, что они суть две абсолютные противоположности, не могущие иметь никаких взаимоотношений подобно тому как свет не имеет ничего общего со тьмой. Однако, Библия говорит, что не все так просто.

Начать стоит с краткого обзора того, что вообще мы знаем о дьяволе. Надо сразу заметить, что Библия рассказывает о нем языком образов и весьма скупо. Впрочем, подробного рассказа он просто не заслуживает.

Пророк Иезекииль говорит о неком «царе Тирском»: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями... Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней... Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28: 12-15). Можно конечно толковать этот текст как гиперболу, относящуюся к реальному земному царю, но язык и образы, использованные здесь указывают на то, что вероятнее всего пророк прозревает за человеком-царем совсем другую личность – помазанного херувима, поставленного, чтобы осенять.

Подобным образом и Исайя, описывая царя Вавилонского, говорит так: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней". (Ис.14:12-15)

Многие теологи в этом описании видят грехопадение сатаны, сотворенного как красивейшего и могущественнейшего херувима, но возгордившегося и низверженного в глубины преисподней.
Иисус говорил о дьяволе, как о правителе царства тьмы, имеющего множество подданных – бесов (Мат. 12:25-27). Иисус имеет полную власть и на небе и на земле (Мат. 28:18). Эта власть распространяется и на царство тьмы, что в частности проявлялось в изгнании бесов (Мат. 12:28-29). Господь также заявил, что Он победил дьявола: «как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его» (Мат. 12:29). Духовную власть над демонами Христос передал Церкви: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лук.10:19).
Иоанн Богослов также говорит о дьяволе: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю…» (Откр.12:3,4). Согласно девятого стиха этой же главы, дракон этот есть «древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную». Распространенное толкование этого текста говорит о том, что третья часть звезд указывает на третью часть ангелов Божьих, которых дьяволу удалось искусить, именуемых после падения бесами и демонами. Книга Откровения повествует и о его неминуемом конце: «дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Отк.20:10).

В истории Церкви бытовали самые различные и противоречивые воззрения на дьявола и его взаимоотношения с Богом. 

Согласно мнению Григория Великого (590—604 гг.), разделяемому многими позднейшими богословами, дьявол существует в опасной для него близости к полному небытию: он «отступил от своей высокой сущности, и поэтому с каждым днем становясь все более несовершенным, он приближается к небытию» (МОРАЛИИ, 14:18).
С времен ранней Церкви бытовало представление о дьяволе как горделивом, но неудачливом подражателе Бога, называемом по этой причине «обезьяной Бога». Структуру своего царства дьявол организовал по подобию Божьего Царства.
Мартин Лютер считал, что влияние сатаны на жизнь человека огромно, но при этом полагал, что Бог использует зло дьявола в Своих целях: «Ибо Бог — такой Господин (Meister), Который может так использовать злобу дьявола, что делает из нее добро» (ЛЮТЕР, X, 1259). Бог ограничивает, по Лютеру, власть дьявола на земле: «дьявол действует, но Бог решает, ибо иначе мы стали бы совсем злы»; дьявол необходим, «чтобы мы узнали, что мы не хозяева и что не все в нашем ведении» (цит. по: РОСКОФФ, II, 371, 384). В определенной степени Лютер считал дьявола инструментом в руках Бога.

Теперь после краткого разговора о традиционном христианском воззрении на сатану, стоит подробнее поговорить о том, что Библия говорит о взаимоотношениях Бога и дьявола.

Хочу коснуться двух точек зрения. Первая базируется на тексте из послания Иакова: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью… Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:13-17). Некоторые толкуют эти стихи таким образом, что Бог не имеет никакого отношения к тому, что делает дьявол, потому что Он дает людям только доброе и совершенное и ничего более. Бог никогда и никоим образом не взаимодействует с дьяволом.

Впрочем, этот текст можно толковать и по-другому: Бог лично не искушает человека злом, но Он допускает искушение со стороны похоти человека, а также дьявола, названного Самим Господом «отцом лжи». Всякое даяние доброе, конечно, исходит только от Бога, но это не исключает и момент наказания. Как, например, земные отцы являются не только дарителями материальных ценностей для детей, но и наказывают их, что является благом (см. Прит.13:25). Такое толкование допускает определенные взаимоотношения Бога и дьявола, о чем повествуют и многие библейские тексты.


Блинков Андрей, Химки, Россия


e-mail автора:
revivalcc@mail.ru
сайт автора:
личная страница

  

Количество просмотров 2015
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна