Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

О необходимости посещения церкви

Поступила тут другая заявка. Точнее, не заявка, а вопрос. «Почему надо ходить в церковь?» Нет, чтоб вы чего не подумали, вопрошающий в церковь ходит исправно, без прогулов (ну разве только очень уж уважительные обстоятельства случаются). И вторая оговорка: речь я буду вести исключительно о церквях евангельских, богослужениях в них, ибо в калашный ряд других христианских традиций вторгаться не имею ни малейшего намерения (и возможностей, по причине весьма слабой личной информированности о положении дел в этих калашных рядах).

Контекст вопроса мне очень даже понятен. Если веровать надо, креститься там или молиться – само собой, то посещать богослужения, часто превращаемые в «мероприятия», или мероприятия, часто превращаемые вообще в не пойми что… может, какой-то есть скрытый смысл, который от нас ускользает?
 
И тут встает вопрос «а при чем здесь мифы?» Так мифы, по-моему, как раз и кроются в неправильных ответах на поставленный вопрос. Одни просто привыкли с детства в церковь ходить по воскресеньям (и не только по воскресеньям), другие говорят голосом Смирнитского: «Я дерусь, потому что я дерусь», третьи утверждают, что не надо оставлять собрания своего.
Вот на днях я такое, например, услышал: «В этот день мы пришли, чтобы особым образом поклониться…» Речь, наверно, была о хлебопреломлении (оратор не объяснил), но не секрет, что участие в богослужении часто рассматривается как «особое» поклонение, отличающееся от поклонения в другое время и в других местах.
А потом прозвучала и песня. С душевными словами: «Здесь я чтобы славить, чтобы поклоняться, здесь провозглашаю: «Ты – мой Бог».
Короче, есть такой вариант, что в церковь надо ходить, чтобы «особым образом» славить, не по-обычному поклоняться, как-то незаурядно провозглашать свою веру. Ну что тут говорить? Не верится что-то мне. Не получается как-то «особого», незаурядного. Слушать музыку (проповедь) – получается, а вот «особым образом» – никак. И чувствуешь себя неполноценным – пришел, чтобы «особым образом», а вышло как всегда. И тут возникает привычный и сильный соблазн лицемерия, обезьянничанья. Суть его в том, чтобы поклоняться не «по-особому», а делать вид, что «по-особому». И соблазн такой силен, могуч до безобразия. Так и хочется закатить глаза, сказать что-то духовное, произвести впечатление... Ну, на человека какого, может, впечатление произвести и получится, но на Бога… не мне вам говорить, на что обречены такие попытки.
Если сказать однозначно, не верю я, что поклонение в воскресенье имеет само по себе, изначально, «особое» качество. Равным образом не верю я и в то, что «здесь я чтобы славить». То есть я не против, чтобы на богослужении славить, поклоняться и провозглашать (очень даже за, поверьте), но то же самое можно делать и не на богослужении. Бывает даже гораздо удобнее провозглашать и славить в других местах и в другое время.
И если мифы (в виде диковинных идей) где-то копошатся, да тем более раз прямая заявка поступила, значит, судьба такая – брать в руки… клавиатуру и цеплять слова одно за другое, стараясь, чтобы с этими словами в ногу шли и какие-никакие мысли.
Так вот мысли… Мысли по этому поводу тут такие. Начать с того, что поход в церковь – это далеко не обязательно посещение «совместного сидения» в здании каком-то, определенном соответствующим Союзом и властями. «Поход в церковь» – это гораздо шире: это и телефонная беседа с приятелем (приятельницей), и домашние молитвы о насущных проблемах (на «молитвенном» так никогда не помолишься, как дома, на своем половичке возле своего компьютера), и стояние с кем-то в очереди за сметаной и я даже не знаю что (вы зато знаете). Церковь, экклесия – это не здание по улице Мира или Нафнафскому проспекту, не список, лежащий в папке в Комитете по делам религий и национальностей, а сообщество душ, вызванных, вырванных Богом из погибели. Сообщество же может собраться и в отведенном для этого культовом здании и в другом каком месте, и все сразу, всем скопом, и по частям (по родству и интересам, например). Законы собирания сообщества в кучу многообразны, причудливы и прихотливы. Регламентация и приказы сверху тут, конечно, свою роль играют, но далеко не единственная эта роль, факторов здесь задействовано превеликое множество.   
Так что «ходить в церковь», я бы сказал, термин не совсем точный. Если ты в церкви, в сообществе, то ты уже пришел, точнее к тебе пришли, даже если ты никуда никогда не будешь ходить. «Посещать церковь» – уже лучше, уже немного точнее. Но «посещать сообщество» можно и виртуально, по телефону, например. Вон в Интернете мы всякие коммьюнити посещаем, не трогаясь со своего облюбованного места – и эффект присутствия «вполне», я вам скажу…
Но все-таки речь в вопросе заявителя была о том, почему душе, избранной для спасения свыше, нужно посещать богослужения, устраиваемые еженедельно строго по графику в определенном месте.
Вопрос этот, как я говорил, мне близок и понятен. Иной раз и правда задумаешься: «А стоило ли? А кому легче (лучше) стало от того, что я сюда сходил?» Про Христа и христианство, бывает, услышишь гораздо больше, лежа на диване или сидя с книжкой в чулане. Я бы этот вопрос еще даже уточнил, заострил: в церковь, в которую тянет, понятно, почему надо ходить, а вот в ту, в которую не тянет, зачем идти?
В каком-то смысле тут правы те, кто привыкли ходить с детства, и Портос: «Я хожу, потому что хожу». В каком-то не прав никто, ибо точного ответа в виде точной заповеди нигде в Библии вроде нету (насчет «не оставлять собрания своего» Бегичев объяснит, если что). И, как часто бывает с каверзными вопросами, не с того конца за них надо браться. Почему ходить на богослужения надо – предмет темный и мало изученный. Но тут «фишка» в том, что «ходют» же столько лет, ходят, не заморачиваясь сильно, зачем и почему. И под страхом смерти ходили (и, в некоторых странах, ходят и сейчас под тем самым страхом), и в Коринфе ходили, и в Галатии…
Я думаю, что альтернативы тут нет – если ты к сообществу спасенных принадлежишь, то принадлежать к нему ты и будешь (речь не о кальвинизме-арминианстве ни в коем случае). А если будешь (если, скажем, на «сейчас» принадлежишь) – плохо ли, хорошо ли, но Христа отражать будешь, живым камнем никак не перестанешь быть. И кучковаться будешь ты неизбежно, потому что «не хорошо быть человеку одному». История (и современность) знает море примеров, когда никакой официальной церкви-институции в пределах досягаемости не было, но люди принадлежать к церкви не переставали. Регулярности и официоза было, конечно, поменьше, о льготах никаких и мечтать не приходилось, но «собранье душ живых» можно было найти в самых страшных и неприспособленных для официальной церковной деятельности местах.
Почему надо «ходить в церковь», я не знаю. Ответа математического и неотвратимого у меня нет. Решения непогрешимого мне не известно. Поэтому утверждать, что где-то, в Послании фессалоникийцам или в книге Левит, изложена заповедь об обязательном посещении воскресных богослужений, я не возьмусь. Не знаю таких заповедей. И, раз уж коснулись мы здесь Ветхого Завета, считаю нужным подчеркнуть: храм и церковь – далеко не близнецы-братья. Посещение храма по особым случаям в Ветхом Завете предписано и обязательно. Но из этого никак невозможно сделать вывод, что нужно по тем же заповедям посещать богослужение в христианской церкви.
Вывод для себя я сделал простой: вопрос тут не в «почему». Вопрос в том, что альтернатива посещению церкви – ее непосещение. А непосещение «не катит» уже просто потому, что не катит. Если веруешь и готов славить, поклоняться и провозглашать – сам не заметишь, как окажешься на богослужении. На удобном и интересном тебе. Ну, если нету выбора, то его нету. Тогда, раз не из чего выбирать, принимается то, что есть. Уж по каким причинам и когда человек куда ходит – по уставу, влечению сердца или привычке, я точно не разложу. Была б заповедь – можно было б не рассуждать, а «призвать». Но нету такой заповеди. А вопросы возникают. Почему они возникают, я догадываюсь. И, если это в наших силах, если мы среди создающих вопросы, надо делать все возможное, чтобы вопросов у «посещающих» возникало поменьше. А что сказать «посещающим», я прямо и не знаю. Думаю, несмотря на всякие разные исторические и территориальные тенденции, тут определяющим должен быть принцип свободы – куда человеку хочется идти, туда он пусть и идет, и ходит регулярно, если есть желание.
Заповедь же, что касается посещения богослужений, одна: « Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). «Создам», «не одолеют». С той, Божьей стороны, вопрос снят. С нашей – стоит каждое конкретное воскресенье. И понедельник. И четверг (день разрушения мифов).
 
Юрий Смирнов, специально для www.protestant.ru

Количество просмотров 2425
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна