Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

Словарь христианской антропологии

АНТРОПОЛОГИЯ ( от греч. antropos - человек и logos - учение) - комплексная научная дисциплина, изучающая человека во всех аспектах его существования в природе, обществе и культуре. Вся система антропологических знаний подразделяется на две крупные области - секулярную и христианскую.

В состав секулярной антропологии входят знания, добываемые такими науками, как биология, анатомия, генетика, психофизиология, этнография, археология, социальная география, лингвистика, а также философскими, историческими, социологическими, культурологическими и др. дисциплинами. Так, естественнонаучная антропология исследует эволюционные и генетические аспекты его существования, морфологию, физиологию, половые и возрастные особенности человеческого организма, влияния на него естественной среды и т. п. Центральная идея этого направления формулируется следующим образом: человек соотносится с остальным органическим миром на началах частичного сходства (физиологического) и качественного отличия (психического и духовного).



АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ - система антропологических знаний, сосредоточенных на постижении человека как целостности и проникновении в сущностные глубины его природы. Отдельные философско-антропологические идеи зародились в античности и связаны с именами греческих философов - Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура и др. Значительный вклад в развитие секулярной философской антропологии внесли светские мыслители Возрождения, нового и новейшего времени.



АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

, в отличие от философской, имеет более локальный предмет и исследует динамику взаимодействий человека с окружающей его социальной реальностью. Ее интересует все, что связано с ролью человека в образовании и функционировании социальной реальности, в том числе те конструктивные и деструктивные формы человеческой активности, которые позволяют людям созидать и разрушать социальную реальность.



АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ

исследует проблемы влияния различных культурных форм, в том числе обычаев, ритуалов, традиций, на человеческое поведение. Ее интересуют религиозные, этнические, социально-экономические, половозрастные и др. различия между индивидами, принадлежащими к разным культурным сообществам.



АНТРОПОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ. Каждая крупная религиозная система, буддистская, конфуцианская, исламская и т. д., имеет свои представления о человеке и его природе. В современном мире христианской антропологией называют христианское учение о человеке. Основания этого учения содержатся в Священном Писании. Оно свидетельствует о том, что Бог, сотворив человека по Своему образу и подобию, изначально вознес его над всеми другими живыми существами. Человек не просто выше других существ, но и неизмеримо сложнее их. В силу этой чрезвычайной сложности он сам для себя загадка и тайна. Однако, Бог, заложивший в него стремление к разгадыванию загадок и тайн, дал ему в руки путеводитель по лабиринтам неведомого - Священное Писание. Это самое ценное руководство по разгадыванию антропологических загадок, с которым не может сравниться ни один философский или научный трактат по антропологии, психологии или этике. Его ценность заключается в том, что в нем человек представлен не таким, каким он сам видит себя, а таким, каким его видит Бог.

Развитие христианскими богословами библейского учения о человеке привело к появлению христианской антропологии. В разъяснении положений учения о человеке как творении Божием принимали непосредственное участие Тертуллиан, Григорий Нисский, Августин, Ансельм Кентерберийский, Бернард Клервосский, Бонавентура, Экхарт, Фома Аквинский, Паскаль и др.

В центре внимания христианской антропологии находится тот путь, которым человек движется к осознанию своего богоподобия, те ступени, по которым он должен восходить, а также те препятствия его собственной греховной природы, которые ему мешают и которые приходится преодолевать на этом пути. 



АСКЕТИЗМ (от греч. askesis - упражнение) - практика воздержания от мирских удовольствий и удовлетворения значительной части чувственных потребностей ради максимальной сосредоточенности на задачах углубленного общения с Богом и спасения души. Христианское сознание выделяет целый ряд аскетических добродетелей - пост, бдение, воздержание, непорочность, целомудрие, трезвость и др. Все они достигаются посредством регулярного, углубленного и продолжительного молитвенного труда.

Иоанн Креститель, предвещавший приход Мессии, питался акридами и диким медом (Мф. 3, 4). Иисус, возведенный Духом в пустыню, постился сорок дней и ночей.

Аскетические подвиги высоко оцениваются католической и православной традициями. В протестантизме практика аскезы получила распространение среди пуритан, отвергающих <мирскую суету>, светские развлечения и проч. Для верующих, принадлежащих к таким протестантским деноминациям, как баптизм, меннонитство, пятидесятничество и др. характерны категорические запреты на блуд, курение, употребление алкоголя и наркотиков.



БОЛЬ - 1) комплекс характерных органических реакций, доставляющих человеку неприятные ощущения или серьезные страдания и свидетельствующих о тех или иных расстройствах в его организме; 2) острое душевное переживание, связанное с несчастьем, горем, скорбью, и причиняющее человеку сильное и глубокое страдание.

В библейском понимании физическая боль, которую способны испытывать люди, - это их отрицательное приобретение в результате грехопадения. Она является следствием столкновений живой телесной материи с грубым напором внешних сил или предметов, готовых вторгнуться в ее пределы и нарушить ее внутреннее равновесие. Люди, отпрянув от Бога и оказавшись за пределами Эдема, обрекли себя на множество болезненных ощущений, начиная с мук деторождения и вплоть до мук умирания. 

Боль и сопровождающие ее страдания могут быть посланы человеку Богом для того, чтобы наказать его за грехи и одновременно заставить переосмыслить свою жизнь и свое поведение, произвести необходимую переоценку ценностей и встать на путь, открывающий возможность спасения.

Все живое, пребывающее в мире, лежащем во зле, является добычей боли и страданий. Русский философ К. Н. Леонтьев, считавший способность испытывать боль универсальным свойством живой материи, писал: <Все болит у древа жизни людской: Болит начальное прозябание зерна. Болят первые всходы, болит рост стебля и ствола; развитие листьев и распускание пышных цветов (аристократии и искусства) сопровождаются стонами и слезами. Болят одинаково эгалитарный быстрый процесс гниения и процесс медленного высыхания, застоя, нередко предшествующий эгалитарному процессу. (Например, в Испании, Венецианской республике - во всей Италии высыхание XVII и XVIII веков предшествовало гниению XIX.) Боль для социальной науки - это самый последний из признаков, самый неуловимый; ибо он субъективен, и верная статистика страданий, точная статистика чувств невозможна будет до тех пор, пока для чувств радости, равнодушия и горя не изобретут какое-нибудь графическое изображение, какое-нибудь объективное мерило:> (Византизм и славянство. М., 2001. С. 99). 

Падший человек и мир, отпрянувший от Бога, обречены испытывать боль и страдать от нее. И только Небесный Иерусалим, открытый для уверовавших в Спасителя, является миром, где для боли нет места.



ВЛЕЧЕНИЕ - устремленность человека к чему-либо, имеющему для него определенную значимость. Влечения подразделяются на позитивные и негативные, созидательные и деструктивные, сильные и слабые, продолжительные и мимолетные, плотские и духовные. Они являются неотъемлемой принадлежностью человеческой природы. Данные человеку Богом, они предназначены обеспечивать выживание индивида и рода. Господь, обозначая место женщины в семье, говорит Еве: <И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой> (Быт. 3, 16).

Наивысшим из всех присущих человеку влечений является духовное стремление к Богу. О нем говорит пророк Исайя, обращаясь к Господу: <К имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра> (Ис. 26, 8 - 9).

Но если человек отходит от Бога, поддается зову темных сил, уступает дьявольским искушениям и соблазнам, то влечения устремляют его в пучину зла, делают заложником греха и готовят ему гибель. К таким людям обращены слова Иисуса: <Ваш отец - диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины> (Ин. 8, 44). 



ВОЛЯ - способность, обеспечивающая сознательный переход от замысла к действиям по достижению поставленной цели. Бог, обладая волей, наделил ею и созданного Им человека. В Библии часто говорится об осуществлении Богом Его воли, когда Он распоряжается судьбами отдельных людей и целых народов, направляет ход исторических событий. Другая важная мысль, проходящая через все Священное Писание, - это указание на то, что для человека самое лучшее заключается в том, чтобы постоянно соотносить свои волевые устремления с Божьей волей, выполнять все требования Закона, данного Господом. Каждому богобоязненному и любящему Господа человеку близки слова псалмопевца: <Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце> (Пс. 39, 9).

В Новом Завете высшим образцом жизни, выстроенной в соответствии с Божьей волей, выступает земная жизнь Иисуса Христа. Обращаясь к Богу-Отцу, Он неоднократно говорит: <Да будет воля Твоя>. При этом Он подчеркивает, что Его предназначение состоит в том, чтобы творить волю пославшего Его Отца (Ин. 4, 34).

Христианские мыслители исследовали сущность человеческой воли, видя в ней способность души, позволяющую человеку двигаться к намеченной цели (Августин, Иоанн Дамаскин). Фома Аквинский рассматривал волю как начало, подчиненное интеллекту. При этом все они сходились во мнении, что наибольшую силу обретает та индивидуальная воля, которая устремляется к Богу.


Секулярная мысль нового времени в лице И. Канта ввела разграничение, выделив два типа воли - автономную и гетерономную. Для автономной воли, как способности к самозаконодательствованию, первозначимы императивы, исходящие от внутреннего голоса индивидуальной совести. Гетерономная воля (от греч. heteros -- другой, чужой и nomos -- закон) руководствуется предписаниями, диктуемыми волей к жизни, волей к власти и волей к порядку.



Немецкий социолог Ф. Теннис (1855 - 1936) предложил использовать для характеристик волевых действий социальных субъектов понятие волюнтаризма (от лат. voluntas - воля). Он полагал, что волевой фактор является определяющим во всех сферах существования. Но есть воля инстинктивная, бессознательная, которая руководит людьми и массами, независимо от их рациональных мотивов, и существует воля рассудочная, предполагающая сознательное преследование субъектами их целей. В социальной жизни ведущая роль принадлежит волевым началам второго типа. Согласно Теннису, в современном социально-политическом лексиконе понятие волюнтаризма следует применять для обозначения масштабных действий тех лидирующих субъектов, которые не желают соотносить свои усилия ни с реальным положением дел, ни с универсальными формулами гуманизма. Так, волевой напор руководителей деспотического, тоталитарного государства проявляется как воля к насилию, подавлению индивидуальных свобод и оказывает разрушительное воздействие на жизнедеятельность социума, его цивилизационые и культурные структуры. Что касается политической воли лидеров цивилизованных, правовых государств, то она, облеченная в нормативные акты и этически взвешенные практические действия, способствует их успешному развитию.



ГЛУПОСТЬ - интеллектуально-нравственный изъян в личностной структуре, проявляющийся как неспособность человека достаточно глубоко понимать жизненно важные вопросы, а также как неумение адекватно реагировать на сложные практические и духовные ситуации и принимать решения, которые соответствовали бы уровню их сложности.

Негативный потенциал глупости не слишком велик и опасен, если она сочетается с добродушием. Но он существенно возрастает, когда глупость соединяется с агрессивностью и злобой. В подобных случаях она может представлять серьезную угрозу цивилизованному общению людей в бытовой, профессионально-производственной, политической и др. сферах и может способствовать возникновению опасных коммуникативных эксцессов. Протестантский теолог Д. Бонхёффер обратил внимание на злокачественность проявлений глупости в сфере политики. Он полагал, что власть имущие нуждаются в глупцах в силу того, что последние нередко способны на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло. Беспринципные политики часто встают на опасный путь дьявольского употребления таких людей во зло и тем самым губят их.

Если Кант считал глупость <болезнью, от которой нет лекарств>, то Бонхёффер полагал возможным преодоление глупости. Это, по его мнению, можно сделать не через поучения, а через прорыв в пространство веры, пребывание в котором делает этот моральный изъян не слишком существенной помехой для нормальной жизни. Твердая ориентированность на христианские ценности и нормы, даруемая верой, помогает человеку уберечься от многих ошибочных действий в повседневной практической жизни.



ГОМОСЕКСУАЛИЗМ (греч. homos - равный; лат. sexualis - половой) - противоестественные половые связи с лицами своего пола. Современная секулярная культура и наука содержат немало примеров медицинских, философских, юридических, художественных и др. апологий этого извращения. Однако, в Библии содержится его однозначное осуждение: <Не ложись с мужчиною, как с женщиной, это мерзость> (Лев. 18, 22). Там же предусмотрена суровая мера наказания за этот акт обоюдного осквернения: <Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость; да будут преданы смерти, кровь на них> (Лев. 20, 13). Для христиан апелляция к тексту Священного Писания исключает возможность каких-либо сомнений в отношении к указанному пороку.



ДЕПРЕССИЯ (от лат. depression - подавленность) - состояние подавленности, угнетенности, тоски, безнадежности когда человек пребывает под гнетом отрицательных переживаний и все его жизненные реакции имеют пессимистическую окрашенность. К физическим и психическим проявлениям депрессии относятся нарушения сна, апатия, ощущение не проходящей физической усталости, нежелание предпринимать какие-либо деятельные усилия. Депрессия сопровождается охлаждением любви к жизни, природе, людям, близким, зрелищам, развлечениям. У верующего человека она может проявляться как сомнения в любви Бога к нему, утрата желания трудиться для Него, во имя Его. Социально-медицинские данные свидетельствуют, что депрессии непосредственно предшествуют абсолютному большинству самоубийств. В ХХ в. депрессия занимала второе место в списке причин смертности.

Понятие депрессии, взятое из лексикона современной секулярной психологии, отсутствует в Библии. Но о состояниях, обозначаемых сегодня этим словом, т. е. о глубоком унынии, вызванном совершенными грехами, сознанием покинутости Богом, невосполнимыми утратами и т. д. в Священном Писании говорится неоднократно. Так, псалмопевец жалуется Богу на то, что чувствует себя совершенно раздавленным: <Я пролился как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной> (Пс. 21, 15 - 16). 

Среди причин депрессии самая распространенная - это грех, легший на душу, придавивший ее своей тяжестью и лишивший человека способности радоваться жизни. В ряде псалмов царь Давид жалуется на груз грехов, тяготящих его душу. Состояние глубокой подавленности переживает Иов, когда разрушился его дом, погибли дети, исчезли силы и здоровье. Из груди его вырываются стенания: <Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: <зачался человек> (Иов. 3, 3).


Среди средств выхода из состояния депрессии важнейшим и наиболее эффективным является любовь. <Любовь - вот самый мощный толчок при выходе из депрессии. Люби или разрушайся - третьего не дано. Не замыкайся в себе и в своем эгоизме. Люби Господа Бога твоего и ближнего твоего> (Зудерманн Б. В плену у депрессии // Христианство. 2002, № 6. . 40 - 41).




Автор: Бачинин В.А., доктор социологических наук
Источник:
Христианская мысль


Количество просмотров 2336
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна