Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Жалеющий розгу не любит своего сына, а кто любит, прилежно его наказывает» (Притчи 13:24)

Миф о жестокости Елисея

Не так давно, один мой знакомый, называющий себя атеистом, напомнил мне старый текст из Ветхого Завета о пророке Елисее. Вот этот текст:

И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка. Отсюда пошел он на гору Кармил, а оттуда возвратился в Самарию. (4Цар.2:23-25)

В изложении этого моего знакомого эта история выглядела так: шел злой шаман злого бога, а на обочине дороги играли добрые и невинные дети, которые по своему неразумию и непоседливости немного подразнили пожилого лысого человека. А за это злой и коварный шаман по наущению злого бога наслал на несчастных детей медведей. И 42 ребенка погибли…

Такое прочтение этой истории представляет Бога весьма жестоким. Детям, дескать, надо было жить да жить, а их убили только за проявление их детской дерзости.

— Вот и весь ваш Бог таков же! — выносят грозный вердикт нерелигиозные читатели Библии.

Однако, давайте попытаемся разобраться…

Во-первых, что же это были за дети?

Почему их было 42 человека? У них там что, пионерлагерь был? Дети обычно не ходят по доброй воле такими большими группами. 42 человека — это явно не друзья-приятели, вышедшие поиграть на обочине, это либо какая-то банда, либо организованная взрослыми группа.

Кроме того, это были дети из очень интересного города под названием Вефиль. Этот город еще во времена Иеровоама стал центром идолопоклонства (3Цар 12:28 и далее). Сначала это был культ тельцов --- искаженный культ Яхве, затем появились культы Молоха, Ваала, сопровождавшиеся человеческими жертвоприношениями.

Гораздо позже этих событий, благочестивый царь Иосия уничтожил идолопоклоннические жертвенники в Вефиле, а вместе с ними уничтожил и высоты.

Также и жертвенник, который в Вефиле, высоту, устроенную Иеровоамом, сыном Наватовым, который ввел Израиля в грех, - также и жертвенник тот и высоту он разрушил, и сжег сию высоту, стер в прах, и сжег дубраву. (4Цар.23:15)

А что же такое высоты?

В частности — это были специальные места для человеческих жертвоприношений. За такие жертвоприношения сурово обличал народ Израильский пророк Иеремия:

и устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне… (Иер.19:5)

Так что же получается? Эти дети вышли из города явно организованной толпой (ведь только погибло 42 ребенка, а наверняка были еще дети, которые успели убежать, ведь медведиц было всего две).

Подобную толпу, скорее всего, организовали взрослые идолопоклонники Вефиля, для того, чтобы поглумиться над Божьим пророком. И мы с достаточной степенью уверенности можем предположить, что эти дети (а может и не такие уж дети, ведь возможен, кстати, также перевод: «маловажные, незначащие юноши-рабы») были посвящены вефильским божествам и были своеобразным «материалом» для человеческих жертвоприношений.

Мы знаем, что позже Иосия наполнил то место человеческими костями, которые в обилии находились в захоронениях вокруг этих жертвенников (4 Цар. 23), что свидетельствует о том, что человеческие жертвоприношения в Вефиле все же были довольно многочисленны…

Таким образом, мы видим, что этим «детям»-камикадзе (а может быть и юношам) уже и так оставалось жить недолго. Они были должны погибнуть на жертвеннике своих богов. Они сознательно избрали свой путь смерти. Поэтому Господь просто утвердил их выбор умереть!

Пророк Елисей не обиделся на то, что его назвали лысым. Просто он увидел юных идолопоклонников и по закону Моисееву проклял их именем Господним (а не заколол, как это, возможно, сделал бы Илия). А Господь привел в исполнение приговор, вынесенный взрослыми языческими жрецами для этих несчастных юношей.

Когда мне рассказывают о том, как прекрасно жили язычники, я всегда мысленно содрогаюсь и благодарю Бога, что государственное язычество осталось в прошлом. Ведь если бы мы и сейчас жили при язычестве, облеченном властью, то нашим сыновьям приходили бы не повестки в армию, а время от времени в наши квартиры звонили бы жрецы и заунывным голосом бы сообщали:

— Мечем жребий на отрока или девицу; на кого же упадет, того зарежем богу…

Но язычество ханаанское было гораздо страшнее язычества славянского. Фашисты, сжигавшие людей в печах и язычники, приносившие в жертву собственных детей — это явления одного порядка. Мы чтим воинов, освободивших мир от фашизма, но почему-то проклинаем за жестокость народ Израиля, который по слову Божьему освободил Ханаан от фашизма религиозного. Бог повелел тогда Израилю «расколдовать» Ханаан, приводя в исполнение Божий смертный приговор тем, кто уже никогда не раскаялся бы в своей религиозной жестокости. Израильтяне со своей задачей справились довольно посредственно, «заразившись» языческими развратными и жестокими культами. За это Бог покарал нечестивых:

Ибо в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю. (Ам.3:14)

Но возможность спастись была всегда. Бог был готов принять покаяние и язычников и отступников:

Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто. Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле. (Ам.5:5,6)

В том древнем языческом мире, когда религиозное инакомыслие каралось смертью без возможности «покаяния», весть истинного Бога о Его суде всегда содержала некий план «Б» — возможность обращения от греховных языческих путей к Богу живому. Обратившимся от идолов людям Бог даровал прощение и жизнь. Поэтому, любой из убитых вефильских юношей мог раскаяться и получить прощение. (Видимо поэтому и медведиц было всего две, а не сорок две, чтобы осталось время на покаяние).

Но эти юноши остались верны своей «вере». И погибли…

Язычество всегда ведет человека в погибель. Это закон.

Языческие боги всегда будут требовать у людей, чтобы те отдавали своих сыновей в жертву богам. И только истинный Бог отдал в жертву Своего Сына, Который добровольно пошел на крест, чтобы дать жизнь людям!

Этот Бог жил и во времена пророка Елисея, и жив сегодня. Его Сын принес Себя в жертву за нас, доказав Его любовь к нам раз и навсегда.

Бог добр, а не жесток. Но Его суверенная воля состоит в том, чтобы не противиться человеческому выбору: спастись или погибнуть.

А ощущение жесткости жизни человека неверующего — это почти всегда в конечном итоге результат того, что он отверг Божьи пути. Глупо сетовать на бетонный забор, разбивший твой автомобиль, если ты сам не справился с управлением. Глупо обвинять Бога в жестокости, если ты сам свою жизнь направил в погибель!

— Избери жизнь! — говорит тебе Бог.

… и тогда в твоей жизни и жизни воспитанных тобой детей медведицы будут только в зоопарке…


Павел Бегичев, специально для www.protestant.ru


Количество просмотров 4998
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2015 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна