| |
Поиск по сайту:
|
||
«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор) |
||
Миф о духовном вреде косметики, причесок и модных одежд.Недавно получил я письмо, в котором братья из самой-разсамой евангельской церкви спрашивали меня о духовном вреде женской косметики. (О мужской косметике — шампунях, гелях для и после бритья, туалетной воде и т.д. — речь в подобных вопросах почему-то не идет).Как всегда ссылались на 1 Тим. 2:9,10 и на 1 Пет. 3:3. Вот эти тексты: …чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. (1Тим.2:9,10) Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. (1Пет.3:3,4) В письме сообщалось, что эти тексты провоцируют руководящих братьев на установление допустимой длины юбок в сантиметрах и дневных норм косметических средств в граммах (самые духовные — те у кого сантиметры стремятся к бесконечности, а граммы — к нулю).
Давайте разберемся… Павел высказывает свою мысль более развернуто, чем Петр, поэтому мы сосредоточимся на его тексте, но и Петра не забудем. Итак, нам представляется, что смысл этих слов можно свести к четырем простым постулатам: I. Бог хочет, чтобы женщины были красивыми И Петр и Павел стоят свое повеление не в форме запрета, но в форме утверждений:
«…желаю… чтобы… жены… украшали себя…» (!) «Да будет украшением вашим…» Бог и апостолы вовсе не против украшений. Они очень хотят, чтобы в Церкви все женщины были красивы. Поэтому запрещать украшения — не в характере Божьем. Можно толковать о том, что же на самом деле красиво с точки зрения Бога, но об этом поговорим позже. Вначале же давайте определим вполне четко: Бог за красоту. В красоте самой по себе нет ничего греховного. А значит второй постулат будет таким: II. Запрета на косметику и украшения нет Его нет в этих текстах. Тексты всего лишь говорят о преимуществе благочестивого характера перед внешними украшениями. Т.е. лучше иметь красивый характер, чем быть злой бабой, увешанной золотыми побрякушками. Но текст ничего не говорит о греховности украшений.
Ревекка приняла в дар серьги и браслеты (Быт 24:22); Бог не чурается украшений, описывая Свои отношения с Израилем (Иез 16:11). Вся Библия полна вполне положительных упоминаний об ожерельях, фибулах, цепочках, перстнях, кольцах, венцах, диадемах и т.д. И даже Новый Иерусалим будет украшен, как невеста для мужа своего. (Откр.21:2) Поскольку лишение украшений — это проявление Божьего суда за надменность сердца (Исаия 3:16-24), следовательно, иметь украшения — это благо. Кратковременный отказ от украшений был знаком скорби, траура и особого смирения перед Богом (Исх. 33:4-6), но в дни праздников и в повседневности никогда украшения не считались чем-то греховным… Исключением, разумеется, были языческие украшения с религиозной символикой, служащие предметами языческого культа. От таких украшений нужно было избавляться… Но в целом Писание к украшениям относится довольно положительно, разумеется, если украшения не превратились в «лучших друзей девушек» и не затмили важности приобретения благочестивого характера и верности Богу. Поэтому третий постулат должен быть таким: III. Из всех украшений надо выбирать лучшие Не отрицая права на существование косметики, причесок и драгоценностей, Павел пишет, что главное украшение для женщин — добрые дела, а Петр вторит ему, утверждая приоритет кроткого и молчаливого характера… Женщина будет красивой даже без украшений и косметики, если будет доброй и кроткой. Злая и сварливая женщина будет уродлива, даже если увешается драгоценностями с ног до головы. Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная. (Прит.11:22) Конечно, можно быть доброй и кроткой и при этом носить украшения, пользоваться косметикой и следить за модой. Это, конечно, высший пилотаж. Но о приоритетах забывать нельзя. Характер первичен, внешность вторична. Но даже во вторичном надо быть красивой по-настоящему… По Божьим меркам… Поэтому четвертый постулат таков: IV. В выборе украшений нужно уметь показать свой духовный вкус …в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием…
Буквально этот текст означает, что одежда и украшения должны быть скромными, приличными и свидетельствовать о благоразумии. Греческое словосочетание καταστολη κοσμιος — приличное одеяние, означает одежду, приличную по меркам большинства. Т.е. приличную с точки зрения современного общества. То, что прилично в 21 веке, разумеется, не было прилично в веке 18, когда недопустимо было обнажать даже туфлю и тем более лодыжку. Но в 21 веке нормы приличия иные. И именно этими нормами нужно руководствоваться. Во все века и времена существуют понятия «пристойно» и «непристойно». Они относительны, они меняются, но все же они существуют. Поэтому Павел и упоминает стыдливость. Анализ этого греческого слова, показывает на то, что одежда должна покрывать половые органы и свидетельствовать о чести и достоинстве носящего ее. Неприлично сестре во Христе быть похожей на проститутку. Поэтому было бы неплохо, если бы современные христианки все же надевали нижнее белье даже в жаркие дни и следили за тем, чтобы одежда не выглядела чересчур сексуально. Ведь смотрят-то на них братья во Христе… Тут ведь надо учитывать разницу между мужской и женской психологией. Женщина и мужчина имеют разные эстетические критерии. То, что женщина оценивает понятием «красиво», мужчина оценивает совсем по-другому. Прозрачное и обтягивающее одеяние с точки зрения женщины красиво. Но для мужчины это в первую очередь сексуально. «Красиво» для мужчины — это Porsche Cayenne, или Maybach, или на худой конец Mersedes! Нет, оно конечно понятно, что мужикам Писание советует вырвать глаз, ежели тот соблазняет их. Но, сестры! Зачем вам безглазые мужики-то? Вы ж их пожалейте что ли! Ну и кроме того, в одежде надо проявить благоразумие (σωφροσυνη — здравый смысл). Одежда должна свидетельствовать, что у женщины есть голова на плечах. Т.е. одежда не должна наносить вреда здоровью (в том числе и здоровью будущих детей), одеваться нужно по погоде и т.д. *** Думаю, что простой анализ текстов Писания, указанных в начале этой статьи, должен привести к подобным выводам любого здравомыслящего человека. Однако сохранились еще в церквах любители ходить в ногу, стандартизируя все и вся! Таким хочется напомнить: не берите на себя функцию Святого Духа. Учите Божьей Истине, но не превращайте Церковь в унылое гестапо. Пусть стремление к благочестию и целомудрию будет внутренним побуждением каждой сестры во Христе, так сказать результатом ее жизни с Богом, а не результатом карательных операций по удлинению, смыванию, растрепыванию и т.д. Пусть станут частью вашего лексикона слова Павла: «мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (1Фесс.2:12) Воздержитесь от таких слов, как: «запретили, отругали, вынесли порицание». Разговаривайте, а не вещайте; убеждайте, а не принуждайте; умоляйте, а не приказывайте; учите, а не менторствуйте! И тогда подлинной красоты в Церкви станет много, а уродство (в том числе и мужское) исчезнет совсем!
Павел Бегичев, специально для www.protestant.ru
Количество просмотров 2072
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |