Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

Не всё так просто

Из затронутых мною прежде убеждений ясно, надеюсь, что особенное умиление у меня вызывают заморочки местные, своего разлива. Да и то сказать, там, «за рубежом», свои фишки и, соответственно, свои развенчатели должны водиться. Нам трудно бывает понять не то что американца, а даже какого поляка или чеха (равно как и им – нас).

И все бы было ничего, если б не действовала в наших церквях теория сообщающихся сосудов и американские или южноафриканские фишки не становились, ударившись оземь, копыльскими или урюпинскими. МакАртуры и Янси в шапку не спят, не приучены к такому. А приучены они к другому: генерировать идеи и сеять без устатку то, что считают разумным и вечным. И вот, когда они генерируют и сеют, случается, что тут, на нашей стороне, местные умельцы подхватывают далекий напев и затягивают его на мотив родных осин.

И получается порой, не будем скрывать, «что-то непотребное», неперевариваемое здешними мозгами и желудками. Но когда уже это непотребное получается, никто толком и не знает, что откуда взялось и свято уверен, что «оно так и былО». И приходится кому-то брать на себя неблагородную и неблагодарную функцию ассенизатора или, в лучшем случае, не более благородную и благодарную роль чистильщика – и рушить потихоньку мифы.

В христианстве западном (речь в основном веду о евангельской его ветви, ибо другие знаю не то что хуже, а просто вообще, считай, никак) делается упор на практическое применение, на то, что от всякой проповеди и молитвы должен быть толк и прок. “Practical application” – святое дело. И, если дело касается гомилетики, я первый тут двумя руками и тремя ногами «за». Ведь у нас-то положено ровно наоборот. До того, как я услышал первые свои понятные проповеди, я искренне был убежден, что главная задача проповедника – говорить так, чтобы никто, не дай Бог, ничего не понял. И многим это с блеском удается, навык отточен до совершенства: что 1-я глава книги «Бытие», что 22-я «Откровения» в проповеди преподносятся равно туманно и «назидательно», то есть совершенно непонятно. Понятно только одно: что проповедник – умный, а ты – полный «идиёт».

Так что как науку гомилетику, так и постулат о необходимости ясного и понятного выражения основной мысли проповеди я поддерживаю полностью и безоговорочно. Можно даже сказать, что на том стою и не могу иначе. Жидкость, льющаяся с кафедры и выдаваемая за мысли при полном их отсутствии, вызывает у меня искреннее недоумение и несварение головного мозга. Тут я ничего против американизмов и южноафриканизмов не имею. Сказанное человеком (тем более, на основании Писания) должно быть другим человеком понято. Содержание нормальной проповеди должен без особых проблем пересказать и ребенок. Нет, во все подробности он, конечно, может и не вникнуть, но главная суть ему должна быть непременно ясна. И ясна не в смысле прозрачности обязательно, а в смысле запоминаемости: некоторые притчи или Нагорная проповедь, если разобраться, очень неясны и трудно толкуемы. Но понимать, к чему клонит «выступающий», неплохо. Не понимать – плохо. Так что курсы гомилетики при правильном их преподнесении и освоении – дело благое и душеспасительное. У меня в этом сомнений нету.

Сомневаюсь я сильно в другом. Часто утверждается (особенно на Западе), что процесс духовного роста и уподобления Христу есть процесс однонаправленный и легко рассчитываемый. Вот один из первых результатов из Гугла: «This spiritual growth workshop combines several tools to help you in your Christian walk of faith. Each resource is practical, offering simple steps for you to follow» («Этот семинар по духовному росту сочетает несколько средств, которые помогут вам в христианском хождении веры. Каждый ресурс практичен и предлагает вам для исполнения простые шаги»).

Вот эти «семинары», эта «простота», эти «шаги», исполнение которых гарантирует достижение результата – вот что у меня как-то не укладывается в сердце. Против практичности я не возражаю, отнюдь! – против шаблона и ложной простоты ерепенюсь. Особенно когда преподнесенная в Аризоне или Оклахоме идея дается в московском или тамбовском толковании.

Знаю не понаслышке, от уважаемых мной авторов, что процесс приближения человека к Богу представляет собой движение равномерное и однозначно направленное: каждая выслушанная проповедь, каждый акт молитвы или участия в семинаре или ретрите делает человека на шаг ближе к Всевышнему. Начиная с воскресной школы, человек приближается к Творцу с каждым посещением правильного заведения и изготовлением нужной поделки. Дальше идут другие занятия и забавы: посещение богослужений, занятия в хоре или группе благовестников, пасторство или епископство там… но суть та же: человек движется от погибели к жизни, от служения греху к служению Богу, от нехорошего и неправильного к хорошему и правильному.

И, опять же, не скажу, что я в это движение не верю. Верю и даже верую. Но вот линия этого движения бывает порой (а пожалуй даже всегда) гораздо диковиннее и причудливее, чем учат нас на семинарах с простыми шагами. На бумаге-то оно гладко, но жизнь, как говаривал один мой здешний знакомец – среда трущаяся. Так что, вместо «добродетельного человека» в назидательных целях лучше «припрячь» Чичикова какого, то есть нас, живых. Если Библию почитать, то трудно тоже исключить такое понимание: и оступались люди, и падали, и всякое разное «не то» творили, что положено.

Короче, практицизма я не отрицаю, упаси Боже. Искренне (и истово) верую, что «практика» – это и есть жизнь, а в вечности нас ожидает целая вечность практики, практической, настоящей жизни. Как говаривал Льюис, рассказывая о животных, оказавшихся в Нарнии, только там мы и заживем наконец-то по-настоящему, от души. И в вектор настоящей жизни я тоже верую: направлена она должна быть не от Бога, а к Богу. Вот в придуманную и надуманную простоту линии этой жизни мне слабо верится.

Но хватит рассуждать отвлеченно, субъективно. Обратимся к Писанию. Вот была такая история. Беседовал с Христом на духовные темы один юноша. Беседовал, твердо и настойчиво излагая свою точку зрения. И Христос ему ответил: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21).

Стремление к совершенству у юноши было, не меньшее стремление, чем у тех, кто записывается на семинар по духовному росту. И Христос предлагает и правда очень простые для понимания шаги: продай, раздай, приходи и следуй. Не высшая математика.

Однако выслушанная юношей, стремившимся к совершенству, проповедь из уст Самого Спасителя вовсе не привела к автоматическому результату приращения духовности и большего уподобления Христу. Дальше сказано: «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью…» (Мф. 19:22) Вектор совсем неправильный: «отошел». Подходить надо, а не отходить. Продать, раздать и подходить с чистой совестью.

Но в жизни, на практике, не все так просто бывает. Там, где надо подходить, мы часто отходим, а где отходить и не касаться – наоборот подходим и хватаем. Юноша тот евангельский далеко не одинок, к сожалению. И думаю, не только на территории бывшего СССР. И на диком Западе, полагаю, такое случается (хотя точно, по помянутым выше причинам, не скажу).

А есть история вообще хрестоматийная, которая известна даже тем, кто не читал Библию. Я, например, впервые с ней познакомился у Чехова. Есть такой рассказ «Студент». «И исшед вон, плакася горько…"

Но Чехов Чеховым, а теперь-то я знаю, где про этот плач Петра в Библии написано. « И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: “Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня”. И выйдя вон, плакал горько». (Мф. 26:75)

Тут уж ни про какой вектор, ни про какое уподобление и говорить не приходится. Если по-человечески рассуждать, можно было б сказать, что Петр полностью завалил дело, не выдержал испытания. Люди могли бы такого апостола забраковать, вычеркнуть из списка, отлучить и так далее… Но Христос его не отлучил и не вычеркнул: в Деяниях Петр столько и такого совершил, что уму непостижимо. Правда, и впоследствии линия его духовного роста не была гладкой: были у него проблемы , как минимум, с Павлом, о которых всему крещеному миру известно.

Так что, воля ваша, а я, твердо веруя в то, что от каждого духовного упражнения должен быть толк и прок, верую при этом, что человек (если он человек, конечно, а не экспонат духовной кунсткамеры) может выкидывать совершенно неожиданные фортели. «Неожиданные» как раз и означает, что ожидается от человека совсем другое (часто прямо противоположное). Я, конечно, никому не советую отходить, когда нужно подходить, и отрекаться, когда не надо отрекаться, тем более клясться при этом и божиться. Но знаю, что в жизни всякое бывает. И «полное спокойствие может дать человеку только страховой полис» (что, впрочем, не совсем правда, особенно при нынешнем состоянии страхового дела в наших краях).

По всему по этому мне гораздо ближе некоторые другие взгляды на духовный рост и его динамику. Я верю в дискретность уподобления Христу, в непредсказуемость духовного прогресса. Могу подписаться под словами, прочитанными на сайте www.ldsfriend.com

«Так как покаяние является продолжительным процессом уподобления Христу в течение этой смертной жизни, то необходимость в покаянии никогда не исчезнет».


Ни для юноши отошедшего, ни для Петра, ни для кого-то из нас дверь назад ко Христу не закрывается наглухо. Искреннее покаяние и раскаяние в совершенных ошибках и глупостях открывают опять путь к Тому, Кто ради того, чтобы простить Петра и нас, и пришел на нашу землю. Понятная проповедь и хороший семинар – дело неплохое, но происходит все не механически, не автоматически. И шаги покаяния часто совсем не просты, несмотря на кажущуюся их осуществимость и доступность.

Короче, я бы не советовал подражать пусть даже и уважаемым личностям, если нет полной уверенности, что так сказано в Писании. Записаться на семинар можно, но только не забывать бы на этот семинар с собой Писание и здравый смысл брать. И в Писание не забывать бы заглядывать, хоть бы даже и на семинаре. И на проповеди, даже самой гомилетически правильной и понятной. Про непонятные и неправильные я вообще не говорю…


Опубликовано в блоге Юрия Смирнова


Количество просмотров 1576
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна