Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

Разрушение мифов от Юрия Смирнова

Слышано мной не раз, что «много может усиленная молитва праведного». Слышано и от апостола Иакова, и не от апостолов, даже если от Яковов. Причем чаще всего я эту фразу, когда не от апостола, слышу с каким-то диковинным чужим акцентом, в смысле, что если как следует помолиться, то все будет! Противоположный выход или вывод прост до безобразия: если молиться не как следует, то не будет ничего.

И вот ходят по церквям герои труда, которые молятся как следует и все, что нужно, имеют, когда нужно, и толпы народу простого, бестолкового, который ни праведностью, ни усиленной молитвой похвастаться не может и в результате часто (считай, всегда) сталкивается с банальным понятием «облом».

Но что мы своей молитвой можем все, что пожелаем, творить, дорогие мои, не совсем чтоб правда. И у Иакова (если речь об апостоле) не совсем так написано, не в этом смысле.

Начать с того, что написано у апостола про исцеление, про покаяние и молитву «друг за друга». Контекст там, мягко говоря, не совсем тот, о котором нам говорят «герои труда».

Но даже если взять фразу апостола без контекста, просто «много может усиленная молитва праведного», возникает немало всяких вопросов.

Вопрос первый. О ком речь? «Молитва праведного» – неужели это про нас? Лично я такой наглости набраться не могу. Ибо знаю о себе как раз обратное. О себе имею знание. О других – не столько знание, сколько веру. И эта вера не позволяет мне назвать праведным никакого другого человека, тем более из тех, кто мне хорошо, с близкого расстояния, знаком. И если кто Библию на досуге почитывал, то, наверно, иногда встречал слова типа «нет праведного ни одного». Сказано, к примеру, в другом Завете: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Нет. А на нет...

Категорично как-то, неделикатно, необтекаемо. Не оставляет вариантов. Никуда не деться. Тем более, что, от слов «нет праведного ни одного» отталкиваясь, Павел закладывает один из краеугольных камней христианской веры под девизом «все под грехом». Если в это не верить, как верить в то, что дальше в Послании к римлянам сказано и вообще во всех канонах христианских? Среди христиан принято считать, что Праведник на земле был один и иного никогда не будет. Нестыковка получается, если праведником называть кого-то еще, а тем более самого себя. Я бы лично поостерегся к себе применять слова про молитву праведного. И другим бы не посоветовал.

Вопрос второй. Что такое, для тупых, «усиленная»? «Не апостолы» однозначно говорят про какую-то особую молитву, подчеркивая продолжительность ее времени и прочие нюансы. Апостолы про это, правда, как воды в рот набрали. Если в оригинале на койне этот стих у Иакова прочитать, там тоже ничего ни про время, ни про силу не вычитаешь – разве что про действенность, то есть толк. Но мы и сами знаем, что у некоторых толк есть. Нам бы какой рецепт… Тоже толку охота. Очень охота!

И вот тут-то встревает, как по мне, главный в этом деле вопрос. О чем вообще речь? О молитве или о молитвословии? О правильных словах или правильном расположении сердца? Иногда речи «неапостолов» о молитвословиях опасно граничат с пропагандой заклинаний каких-то: надо в правильном месте в правильное время говорить правильные слова – и все будет в шляпе!

Но у апостола-то совсем не об этом, а о молитве: не о правильных словах, а о желаниях сердца. Да, желания часто бывают такие, что и не выговоришь их никак, не сформулируешь внятно. Но Бог ясно видит все несформулированное, невыговоренное, каждое движение сердца видит. Словами Его не проведешь – можно в словах наловчиться, а молитвы никакой не иметь и близко. Слова вообще можно просто взять и тупо прочитать. Но толку тут точно не будет. Ибо не будет самого факта молитвы – разговора с Живым и Всемогущим Богом, общения с Ним, единения, которые уже сами по себе, без дополнений, есть наивысший толк из всех возможных. Сказано: «Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя» (Пс. 37:10). И веруем мы вроде, что все желания и воздыхания наши перед Ним как на ладони, что Он ясно видит все, чего мы по-настоящему хотим, даже если про эти желания и воздыхания не говорим. А слова… Слова, конечно, важны – «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37). Но важнее всего они, слова, тогда, когда совпадают с желаниями и воздыханиями, а не тогда, когда говорится про одно, а желается совсем другого. Когда произносятся слова, совсем непонятные для говорящего, это уже явно не то, что в Библии про молитву говорится. Никаким боком тут не получится Филиппийцам 4:6 – и на Филиппийцам 4:7 надеяться вряд ли стоит.

Нет, я не думаю, что любая «мысль изреченная есть ложь», хотя понимаю, о чем тут Тютчев. Дистанция между чистым желанием и желанием, оформленным в слова, часто бывает изрядная. Но «ложь» все-таки… Несоответствие, неполное соответствие – это да, часто бесспорно и не подвергаемо сомнению. Изрекать мысли Богу все-таки можно. И нужно. Только здесь одна загвоздка: нужно, чтоб мысли были в наличии. Что изрекать, когда ни о чем не думается, когда нет ни желаний, ни воздыханий? В белорусской народной мудрости про людей, у которых все как-то само собой получается, говорят: «Чорт дзяцей калыша (черт детей колышет)». Ну, насчет черта со стопроцентной уверенностью не скажу, но высока вероятность, что в таких случаях не Бог действует. Бог каждое наше желание и воздыхание знает и слышит и руководствуется не только (и не столько) нашим комфортом, но и нашим «возрастанием». Он знает, когда нам нужно поработать над терпением, знает, когда дать, когда взять – все знает лучше нас, короче… Поэтому отвечает на наши желания так, как считает нужным Он, а не так, как считаем нужным мы.

Знает Он и то, можно не сомневаться, что молитва может многое, но никак не по причине достоинств и заслуг молящегося, а по причине любви к молящемуся Того, к Кому молитва обращена. Если она не обращена к Нему, то она, в лучшем случае, ни к кому не обращена, а в худшем обращена, мягко скажем, не по адресу. И тогда финансовый успех и прочие удовольствия могут иметь место, но это будет «не то»… Тем более, что у Иакова апостола здесь ни про какой успех не сказано. Сказано: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится» (Иак. 5: 13) . То есть: есть проблемы – рассказывайте о них Богу. А Он может все, Любую проблему может решить. Может и не решить, конечно, но не потому, что не может какой-то проблемы решить, а потому, что посчитает нужным на данный момент не давать того ответа, на который мы надеемся. И тут праведность и сила молитвы молящегося совершенно ни при чем, Библия на этот счет сомнений не оставляет. В наших «руках» есть только одно орудие, действовать мы можем только одним средством. Насчет этого у Иакова тоже сказано, и сказано так, что вроде все вопросы должны быть сняты. «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:15). Орудие и средство наше не праведность (откуда?), не усиленность молитвы (тоже не так часто отмечается), а вера. Лишь молитва веры котируется перед Богом, заклинания и сила тут не пройдут. И никак иначе, если подумать, и быть не может. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6) Это пишет другой апостол, не Иаков – правда, кто именно, никто точно не знает. Но раз написано, надо мотать на ус. Даже безусым. Без веры не может быть самой молитвы – это уже не молитва, простите, а что-то другое. Как беседовать с Богом, как выплакивать перед Ним свое горе и беду (беды), если в Него не верить, если сомневаться, что Христос воистину воскрес и сидит одесную Отца? Мне кажется, что никак.

А на молитвы Бог отвечает – и на «крупные», и на мелкие. Точно вам говорю, потому как верую и знаю на опыте. Да вы это и сами знаете. Через сколько времени, как именно отвечает Бог на какую молитву – это я не скажу, это не ко мне вопрос. Это вы можете у Него Самого спросить. Но лучше не спрашивать пустяки разные, лучше молиться с верой. И не «героев труда» слушать, а апостолов почаще читать. Того же Иакова, например…
 

Специально для www.protestant.ru  Юрий Смирнов


Количество просмотров 1660
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна