Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

Спасение: заслуга Бога или потребность человека?

Здесь представлены основные направления в богословии спасения – учения кальвинизма и арминианства, которые имеют наиболее сильную поддержку в среде богословов последнего времени, и которые в той или иной форме составляют основу вероисповедания, как отдельных церквей, так и христианских конфессий.



1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО КАЛЬВИНИЗМА

1.1. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ КАК БЕЗУСЛОВНОЕ ИЗБРАНИЕ

Предопределение имеет два аспекта: широкий и узкий. Широкий подразумевает, что Бог предопределил все, что только может произойти в истории, от ее прошлого до вечности. Узкий характеризуется как вечное Божье установление, которое предопределяет жизнь вечную для одних людей, и вечное проклятие для других. И потому каждый человек сотворен для одного из двух состояний, либо к жизни, либо к смерти.[1] Предопределение является безусловным и не зависит от отклика человека. Поскольку оно имеет две стороны - предназначение судеб спасенных и погибших, то некоторые называют его «двойным предопределением». Человек не может сопротивляться Божественному промыслу.[2] Избрание – это предопределение спасенных. Основанием для избрания не являются ни заслуги, ни «предвиденная вера», ни даже Сам Христос, как призывающая и пробуждающая сторона, поскольку избрание абсолютно безусловно или произвольно.

Осуждение - это «вечный промысел Бога, Который решил не удостоить некоторых людей воздействия Своей особой благодати и наказать их за их грехи, ради проявления своего правосудия».[3] В промысел Божий включается, что «Бог в господстве Своем определил в вечности все, что произойдет, и осуществляет Свою всевышнюю волю в Своем творении».[4]

Порядок спасения в кальвинизме: 1) рождение свыше; 2) действенный призыв; 3) обращение, которое состоит из двух частей: покаяния и веры; 4) оправдание; 5) освящение. Спасительная вера – дар Божественной благодати и невозможна для не рожденного свыше человека.[5]

1.2. НЕПРЕОДОЛИМАЯ БЛАГОДАТЬ



Бог обеспечивает успех за счет «мгновенного воздействия Духа Святого на человеческую волю как на дух».[6] Бог «оказывает такое влияние на человеческий дух, что заставляет желать этого».[7]

1.3. ПОЛНАЯ ГРЕХОВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Полная греховность означает, что грешник совершенно неспособен своими силами выйти из состояния греховности. Грешник не может изменить свою жизнь с помощью действий, основанных на решимости, силе воли и готовности исправиться.[8]

1.4. ОГРАНИЧЕННОЕ ИСКУПЛЕНИЕ

Замысел искупления для Бога заключается в «намерении обеспечить спасение для всех, кто фактически будет избавлен, и только для них».[9]

1.5. ВЕЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Рожденные свыше от Бога не могут быть отступниками и определенно устоят до конечного спасения.[10] Учение о «неотступности святых» выражается и в других формулировках, например, таких как: «сохранение святых»; «раз и навсегда полученное спасение»; «вечная безопасность», «спасен однажды – спасен на веки».[11]



2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ АРМИНИЯ



2.1. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ КАК УСЛОВНОЕ ИЗБРАНИЕ

Бог принимает Свои вечные решения независимо ни от каких внешних по отношению к Нему Самому условий. Бог извечно учредил условное избрание, т.е. избрать к спасению лишь тех людей, кто поверит в Него.[12] «Поскольку только верующие будут спасены, значит только верующие предназначены к спасению».[13]

Избрание христоцентрично, «так как Бог не может любить грешников во спасение, пока не примирит их с Собой во Христе, значит нет для предопределения и места кроме как во Христе».[14]

Осуждение – «промысел гнева, или строгости воли Божьей; которым Он постановил в вечности осудить на вечную смерть неверующих, которые по собственной вине и справедливому суду Бога не уверуют, ради провозглашения Своего гнева и силы».[15]

Порядок промыслов Божьих: 1) решение избрать Христа как Ходатая и Спасителя; 2) решение принять в милости тех, кто покается и уверует, и таким образом осуществить спасение верующих во Христе и через Него и оставить во грехе и во гневе неверующих и осудить их; 3) решение подготовить средства для покаяния и веры в соответствии с Божественной мудростью; 4) решение спасти (или осудить) конкретных людей в соответствии с предведением того, кто из них поверит (или не поверит), и устоит в вере с помощью Его благодати.

Божье предопределение в вопросе спасения достигается не принудительными мерами, а убеждением. «Покаяние и вера не могут быть осуществлены иначе, чем посредством дара Божьего. Но само Писание и природа обеих даров ясно учит, что этот дар – некий род убеждения».[16]

Порядок спасения: 1) призыв или благодать, предшествующая возрождению; 2) обращение, включающее в себя покаяние и веру; 3) оправдание; 4) возрождение; 5) освящение. Оправдание, возрождение и изначальное освящение – всегда одномоментны.[17]

2.2. НЕПРИНУДИТЕЛЬНАЯ БЛАГОДАТЬ

Божья благодать воздействует на людей как до их возрождения, так и после него, но ни в том, ни в другом случае не является принудительной. Поэтому, если человек не сопротивляется ей, непременно ведет к возрождению. Согласно Арминию, Бог требует от всех людей проявления веры только потому, что «постановил даровать человеку достаточно благодати, чтобы он мог поверить».[18]

2.3. СВОБОДНАЯ ВОЛЯ КАК СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА НУЖДАТЬСЯ В БОГЕ



Этот принцип учит тому, что человек, несмотря на то, что находится под воздействием греха, все же способен избирать духовное благо и развивать веру в Бога для принятия проповеди Евангелия и таким образом приобрести спасение.[19]

Сам Арминий определял возможность свободы воли человека фактом Божьего самоограничения: «Если Бог решил использовать силу, которой… творение может сопротивляться, значит, следует говорить, что событие происходит не неизбежно, но допустимо, хотя его действительное течение определенно известно Богу заранее».[20]

2.4. НЕОГРАНИЧЕННОЕ ИСКУПЛЕНИЕ

«Цена, которую уплатил Христос, отдав Свою жизнь, была уплачена за всех и каждого»,[21] однако воспользоваться плодами искупления могли только верующие.

2.5. УСЛОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Обладание спасением все время зависит от веры человека. «Невозможно для верующих, пока они остаются верующими, отпасть от спасения».[22]



3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ

Поскольку оба данные учения ссылаются на Библию, имеют солидную богословскую поддержку, и, тем не менее, совершенно по-разному трактуют одни и те же вопросы, то для решения противоречивых моментов необходимо обратиться непосредственно к Священному Писанию. Проблема здесь возникает по вполне прозаичной причине, а именно: многие моменты из Библии преподносятся в свете заведомо принятых на веру (априорных) логических умозаключений и предпосылок, не позволяющих довольно ясные для понимания места Священного Писания воспринимать буквальным образом.

Такая предвзятость мешает выяснить ряд важных вопросов: Какую роль (пассивную или активную) в вопросе богопознания играет воля человека? Какова его ответственность пред Богом за принятие или отвержение Евангелия? Исключает ли необходимость Божественной благодати для достижения спасения человеческую ответственность в его получении? Это - ключевой вопрос, отвечать на который необходимо не в свете доктринальной необходимости, а как он представлен в Библии.

С этим вопросом связаны и другие: До какой степени грех разрушил природу человеческого естества? Может ли грешный человек вообще, что-либо пожелать кроме греха? Учитывает ли Бог волю человека, избирая его к спасению или нет? Предъявляет ли Он какие-либо требования к нему, или Ему безразлично кого спасать? Если спасение - это вопрос не только воли, но и веры, то как возникает вера и какова ее природа? Дается ли она Богом или же ожидается от человека? Если «праведный верою жив будет», то значит ли это, что он должен выпрашивать эту веру у Бога?

Как мы можем узнать при беглом знакомстве с обоими способами объяснения пути спасения, они дает на эти вопросы диаметрально противоположные ответы. К каким же последствиям ведет каждое из этих учений, и не опасны ли они еще до того, как рассматривать их доказательства? Кальвинисты считают, что Божье правление миром несовместимо со свободным существованием человека. Богу не только не нужна, но и мешает свободная воля человека. По этой причине вопрос спасения не может зависеть от человеческой воли. Такая позиция поднимает целый ряд вопросов, на которых у кальвинистов нет вразумительных ответов. Основным из них является следующий: «Если спасение возможно только по причине принуждения Божьего, кто должен нести ответственность за погибель тех, кого Бог не пожелал спасать?» Получается, что Бог становится безусловной причиной не только спасения, но и погибели людей. Такой взгляд, по мнению оппонентов кальвинизму, искажает библейское лицо Бога и решительно противоречит библейским данным.

В отличие от кальвинистов, арминиане убеждены, что Бог не может принуждать к спасению людей в силу моральной природы Его Естества. Следовательно, Бог ожидает от человека личной реакции на Его предложение спастись. Такой подход кальвинисты обвиняют в присваивании человеком Божьей славы в вопросе востребования спасения. Получается, что кальвинизм оспаривает моральную природу, а арминианство – правовую природу Бога. Соответственно, кальвинизм, ссылаясь на величие Божье, отрицает естественные права человека, в то время как арминианство их признает, утверждая, что наличие свободного послушания способно прославить Бога лучше, чем принудительное.

Итак, наше исследование вопроса о способе взаимоотношений между Божьей волей и человеческой в вопросе спасения мы построим по следующей схеме: (1) Божья заслуга в деле обеспечения всем людям спасения; (2) человеческая потребность в этом спасении; (3) способ сочетания обеих этих библейских истин. Рассматривая эти и другие вопросы, мы попытаемся доказать, что наличие заслуживающей спасение активности Бога не устраняет необходимости существования восприимчивой активности этого спасения со стороны человека. Иными словами, мы убеждены в том, что человек призван, а значит и может, не только прекратить свое сопротивление Божественной благодати, но и активно желать ее обретения, рассчитывая на Божье заявление даровать ее всякому верующему человеку. Иными словами, мы предпримем попытку определить, какое же участие ожидает Бог от своего творения при наделении его спасением, и в чем состоит подлинная ответственность этого творения за полученное спасение.



Автор: Виталий Якубец

Источник: rusbaptist.stunda.org





[1]Пол Еннс, Підручник з богослів’я, Пер. Тарас Марчук (Львів: Благовісник Галичини, 2003), 519.

[2]Роберт Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, Под ред. А.Г. Земцова, пер. О.А. Рыбаковой (СПб.: Библия для всех, 2002), 25, 26.

[3]Berkhof, цит. по: Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 25.

[4]Berkhof, цит. по: Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 21.

[5]Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 116, 117.

[6]Shedd, цит. по: Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 26.

[7]Berkhof, цит. по: Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 26.

[8]Милард Эриксон, Христианское богослововие (СПб.: Библия для всех, 2002), 530-532.

[9]Nicole, цит. по: Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 72.

[10]Berkhof, цит. по Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 145.

[11]Даниел Д. Корнер, Вечное спасение на условии веры (Germany: Titel Verlag, 2003), 23.

[12]Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 46.

[13]Arminius, цит. по: Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 46.

[14] Arminius, цит. по: Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 65.

[15]Arminius, цит. по: Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 42, 43.

[16]Arminius, цит. по: Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 188.

[17]Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 126, 127.

[18]Arminius, цит. по: Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 188.

[19]В. Дж. Ситон, Пять пунктов кальвинизма. http://www.reformedbelarus.org/Statyi/Kalvinizm-obshchie-voprosy/5-punktov-kalvinizma

[20] Arminius, цит. по: Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 51.

[21]Arminius, цит. по: Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 84.

[22]Arminius, цит. по: Пикирилли, Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, 160.


Количество просмотров 4178
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна