Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Томас Мюнцер – яркий деятель Реформации

Томас Мюнцер (1490-1525) – яркий деятель радикальной Реформации. В характере Мюнцера сочеталась рассудочность и страстность, фундаментальная образованность и простонародная грубость. За четыре года до того, как Лютер разослал свои «95 тезисов», Мюнцер, бывший священником в городе Галле, основал тайный союз против магдебургского архиепископа – немецкий радикал уже тогда не выносил церковное начальство. Как только имя Лютера стало известно всем немецким княжествам, Мюнцер сразу же стал его сторонником; Реформация для него была радикальным переворотом – не только духовным, но и социально-политическим, началом строительства Царства Божьего на земле.

В 1520 г., будучи проповедником в городе Цвиккау, Мюнцер столкнулся с т.н. «цвиккаускими пророками», проповедующими грядущее Царство Божье и необходимость всеобщего равенства. Мюнцер перешел на их сторону и именно тогда сформулировал свои основные взгляды. Идеи о мистическом единстве души с Богом, «вселении» Христа в верующего, взятые из немецкой духовной традиции, бывший соратник Лютера перетолковывал следующим образом. Вера пробуждает подлинный, а не «книжный» разум в человеке. «Книжный» разум склонен к компромиссам и эгоизму; пробужденный Богом разум отказывается от частных интересов и направлен только на общее благо. Такой разум – это и есть главный авторитет. Предание, Церковь, даже Писание факультативны по сравнению с тем, что думает и чувствует «пробужденный» человек, в котором непосредственно действует Святой Дух. Чешские гуситы-табориты, восставшие против власти Папы, церкви и господ за век до Реформации, вдохновили Мюнцера своей идеей «ревнителей дела Божьего», которые свергают мировое зло. Мир должен быть преображен: равенство всех душ перед Богом должно проявляться и в социальных отношений, не должно быть ни господ, ни подчиненных.

Магистрат запретил Мюнцеру проповедовать – тот уехал в Прагу, где продолжал громить «попов и обезьян». Из Праги в 1523 г. Мюнцер приехал в Альштедт (Тюрингия) и объявил, что «Израиль» (истинные христиане) должны истребить безбожных «ханаанитов» (католиков и соглашателей-лютеран). Проповедь Мюнцера производила большое впечатление на крестьян. Он говорил и действовал как ветхозаветный пророк: яростно клеймил своих противников, провозглашал бескомпромиссность в следовании воле Божьей, которую Мюнцер видел в том, чтобы все евангельские принципы внедрить здесь и сейчас, законы Божьи сделать государственными законами; подписывал же он свои памфлеты как «Мюнцер с молотом», «Мюнцер с мечом Гедеона». Право меча, по Мюнцеру, принадлежит общинам как Божьему народу, а не князьям, которые «не господа, но слуги меча. Они не должны делать, что им заблагорассудится, но творить правду». В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча — у общин, а не у князей. Вся власть на земле должна принадлежать только Богу: «Народ будет свободен, и Бог будет единственный господин над ним». В это время разрыв между Лютером и Мюнцером стал очевидным: Лютер называл священника-радикала «альштедтским сатаной», а тот называл реформатора «виттеннбергским папой» и «льстецом князей».

В 1524 г. в Германии началась Крестьянская война, и Мюнцер принимал в ней самое деятельное участие, разъезжая по городам и призывая крестьян присоединиться к «народу Божьему». В марте 1525 г. Мюнцер поселился в городе Мюльхаузен, где произошел переворот: все католическое духовенство было изгнано, в духе идей Мюнцера, власть в городском совете перешла общине «избранных», была введена общность имущества. Мюнцер не занял в совете никакой официальной должности, но был харизматическим лидером. Он специально отрастил бороду, чтобы напоминать ветхозаветных патриархов; перед ним носили красный крест и обнаженный меч; суд творился по закону Моисея.

Город активно готовился к войне: там делали оружие, горожане учились военному делу, даже были наняты наемники. По распоряжению Мюнцера, были созданы команды поджигателей, которые уничтожали замки и поместья, отнятое же имущество отвозили в город. Осуществлял Мюнцер и идеологическое руководство движением – его считают автором одного из программных документов Крестьянской войны, «Статейного письма», которое призывало всех немцев вступить в добровольные «братства»-ассоциации с общим имуществом. С теми, кто отказывался это делать, запрещалось иметь какие-либо личные и деловые отношения.

Против Мюнцера и его сторонников было отправлено войско военных профессионалов; в битве у города Франксхаузен крестьянское войско, которое проповедник воодушевлял словами, что все выстрелы пролетят мимо, было разбито, Мюнцер был тяжело ранен и пытался скрыться в городе, однако его нашли и предали суду. После мучительных пыток его казнили в мае 1525 г.

Томас Мюнцер оставил яркий след в духовной и светской истории Европы. Во-первых, его опыт «христианского коммунизма» сильно повлиял на коммуны наследников анабаптистов, гуттеритов, которые, отвергнув насильственные Мюнцера и его единомышленников, ввели общность имущества, а также на последующие движения внутри христиан, вдохновляющиеся идеалом полного единства. Во-вторых, эксперименты Мюнцера были одними из первых опытов «левых» идей в Новое время. В-третьих, идея Мюнцера о священности разума впоследствии стала основой и философии XVII в., и Просвещения XVIII в.

Кандидат культурологии, доцент Центра изучения религий РГГУ, религиовед - Оксана Куропаткина

04.05.2023

Подкаст на Свободном радио:


Количество просмотров 880
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна