Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

Идея единства, или 100 лет объединенному съезду Евангельских христиан и Баптистов

 

 Доклад был прочитан на VIII исторической конференции в Храме Христа в Великом Новгороде 11 сентября 2020 года, А.И. Корабель.

Итак, сегодня мы вспоминаем объединенный съезд Евангельских христиан и баптистов[1], который проходил в Москве в мае – июне 1920 года. К великому сожалению, на это важное событие христианское сообщество России не обратило никакого внимания. А все таки это был первый совместный съезд на котором было заявлено, что мы вместе, что произошло объединение, что мы один Союз. И не важно сколько еще пройдет лет до полного слияния, как было заявлено.

Хочется напомнить читателям, что еще в августе 1882 года Василий Александрович Пашков написал известному в России проповеднику Евангелия Якову Деляковичу Делякову: «Я надеюсь, что будем иметь съезд братьев со всей России. Спишусь еще с вами об этом»[2]. «В 1884 году, – вспоминает М. М. Корф, – Господь положил на сердце Пашкову объединить всех верующих России, чтобы они могли узнать друг друга и потом совместно работать... Как теперь, я хорошо помню этот вечер 24 марта 1884 года, когда в своем кабинете дорогой брат (В. А. Пашков, – прим. автора) мне прочитал это письмо и спросил: “Не хочешь ли ты его подписать?” Это сделать я был готов с величайшей радостью, но я ясно предвидел и то, что это письмо в глазах правительства будет открытым нашим решением следовать за Христом. Все же я уповал на Господа, и Он даровал нам силу все страдания ради Христа почитать для себя величайшим богатством в этом мире. Письмо, сопровождаемое молитвами, было разослано штундистам, баптистам, меннонитам, молоканам и евангельским христианам»[3]. Итак, Пашковым и Корфом было составлено и разослано письмо-воззвание с просьбой, чтобы общины и группы означенных верующих прислали своих представителей на конференцию, созываемую 1 апреля в Петербурге[4].

«Санкт – Петербург, 24 марта 1884 г.

Любезные братья!

Господь наш Иисус Христос, посвящая Себя за церковь Свою, готовясь идти на крестную смерть, чтобы подобно зерну горчичному падши в землю, умереть и не остаться одним, но принести много плода, – обратился к отцу Своему с предсмертною молитвою, в которой высказывается заветное Его желание.

Он молит Отца не только о тех, которые первые последовали за ним, но и верующих в Него по слову их, прося: «Да будет все едино. Да будут совершены воедино». Это завещание Христово, переданное Церкви Его целых восемнадцать столетий тому назад, по сие время остается не исполненным. Господь по сие время ожидает осуществления Его воли, так ясно, так настоятельно им выраженной, воли, которая была предметом постоянной заботы земной Его жизни.

Не кажется ли вам, дорогие братья, что надлежит нам, членам Тела Христова, напоенным одним духом и составляющим одно тело с Ним, – нам, которые призваны к общению с Отцом и Сыном, вспомнить, что Христос жаждет совершения единства единого Его Тела. Не кажется ли вам, что настала пора привести в исполнение завещания главы Церкви?

Если от нас не зависит совершение единства всей земной Церкви, - то, по крайней мере, мы обязаны способствовать объединению Церкви Христовой там, где Господь нас поставил. Предлагаем вам братья, вооружиться этой мыслью, послать от церкви вашей одно лицо из тех, которых Дух Святой поставил у вас блюстителями стада, - для совместного молитвенного пред Господом исследования путей, им Самим указанных для совершения единства Церкви Христовой.

Вспомните, братья, что Христос умер для того, чтобы рассеянных чад Божьих собрать воедино, чтобы составить из них одно стадо, имеющего одного Пастыря. Да соберет же Господь нас вокруг Себя с тем, чтобы научить нас сохранять единство духа в союзе мира.

Мы полагаем собраться в Петербурге к 1–му будущего месяца дней на восемь. Приезжие могут найти помещение по прилагаемому адресу. Те из братьев, которых присылающая их церковь не будет в состоянии снабдить средствами для проживания в столице, и притом не имеющие на то собственных средств, найдут по тому же адресу бесплатную квартиру и содержание поблизости от нее в народной столовой.

Просим вас в наискорейшем времени сообщить имя присылаемого от вас брата заказным письмом по следующему адресу. Марии Ивановне Игнатьевой, Выборгская, Ломанов переулок[5], дом Пашкова № 3. Братьям, оставшимся дома, да внушит Господь Дух Святой поддерживать молитвой собранных в Петербурге, чтобы и тем и другим получить равную долю благословения от Господа.

Граф М. Корф, В. Пашков

Покорнейшая просьба удерживать непременно от прибытия сюда таких, которые не от церкви присылаются»[6].

На первый в истории России съезд христиан протестантских исповеданий в Петербург приехали молокане, штундисты и баптисты для «совместного молитвенного пред Господом исследования путей, Им Самим указанных для совершения единства Церкви Христовой»[7].

«К 1- му апреля, – далее пишет Корф, – в Петербург съехались семьдесят братьев со всех концов нашей родины. Первое собрание состоялось в доме Пашкова. Встреча была очень радостная, и мы сразу же предложили собравшимся на обсуждение шесть параграфов выработанных представителями родственных церквей по случаю съезда... Для этого еще до съезда собрались несколько братьев: Д-р Бедекер из Англии, Яков Деляков, штундист из южной России, И. В. Каргель , пресвитер Петербургской немецкой общины баптистов, а также: граф М. М. Корф и В. А. Пашков. Эти шесть параграфов говорили о работе и сотрудничестве родственных течений, о крещении и Вечере Господней»[8]. Схожесть идей и понимание Библии не только привлекало людей, но и побуждало совместно трудиться для распространения Библейского Христианского учения.

Василий Гурьевич Павлов сообщал: «Прибыл благополучно в Петербург 1 апреля в 10 часов утра. Сегодня же отправились отыскивать собрание, которое и нашли в доме княгини Ливен, где было собрано до 100 человек, которые принимали святую вечерю. Так как большая часть не были крещены по вере, то мы и не участвовали с ними. Из баптистов приехали сегодня, кроме нас: В. Р. Колодин, Ф. П. Балихин из Таврической губернии, М. Ратушный и И. Рябошапка из Херсонской; затем немецкие братья-проповедники: А. Либиг – из Одессы и И. Каргель из Болгарии. Кроме того, был здесь американский миссионер из Тавраза - Истен, Бедекер и Рандклиф. После обеда собрание было в том же доме. Говорили и молились многие, но никому не предлагают, а кто чувствует побуждение, тот говорит и молится. Так как цель собрания была достигнуть единства, то я тоже сказал речь на эту тему и, взяв в основание Деяние Апостолов, гл. 2,42, показал, что единство тогдашних христиан произвел Дух Святой и что мы можем достигнуть единства не иначе, как прося излияния Святого Духа, и должны возвратиться к апостольскому учению»[9].

На прощальном собрании в Санкт-Петербурге[10], которое проходило в доме княгини Ливен в 1907 году, Василий Гурьевич Павлов с восхищением рассказывал: «Я вспоминаю первый съезд при брате В. А. Пашкове. Хотя съезд должен был тогда разъехаться раньше, чем следовало, но все - таки он не остался безрезультатным. Мысль о единстве, несомненно, сделалась ближе к сердцам русских верующих и связь не формальная, а духовная, все время существовала и не прекращалась»[11]. По записям съезда, «делегатов было боле семидесяти человек», а всех присутствующих на «съезде около ста». «Наряду с главным вопросом – вопросом о единстве – съезду предстояло обсудить перспективы дальнейшего развития дела Божия в России»[12]. Это была первая попытка к сближению лидеров евангельского исповедания, озабоченных поиском приемлемых для России форм христианского служения.

Прошло двадцать три года, и по предложению Санкт-Петербургской общины Евангельских христиан (И. С. Проханова) 15 января 1907 г. в Петербург для обсуждения статей указа съехались представители общин Евангельских христиан, христиан-баптистов, пресвитериан и молокан. Председателем съезда был избран пресвитер Петербургской общины евангельских христиан И. В. Каргель. Вместе с ним от евангельских христиан на съезде участвовали И. С. Проханов, В. И. Долгополов, А. Д. Богданов и др. Заместителем председателя был избран председатель Союза баптистов Д. И. Мазаев. Кроме него, от баптистов были известные служители: В. Г. Павлов, В. В. Иванов, Ф. П. Балихин, С. П. Степанов и др. От новомолокан присутствовали: Г. З. Захаров, В. Л. Жак, Коровин и др. Всего на съезде присутствовало более 70 делегатов. Результатом работы этого съезда стала «Пояснительная записка», адресованная правительству. Этот документ содержал в себе изменения к правилам, приложенным к Высочайшему Указу от 17 октября 1906 г. Документ, по поручению съезда, подписали: И. В. Каргель, Д. И. Мазаев, В. Г. Павлов, И. П. Кушнеров, А. Д. Богданов, В. И. Долгополов и И. С. Проханов.

В «Братском листке» сообщалось, что Первый съезд при Пашкове в 1884 году «был созван исключительно для целей всестороннего объединения верующих России. Второй съезд имел более скромную цель – объединиться в одной специальной работе: выработать общее отношение к правилам «о сектантских общинах» и общий взгляд на наше правовое положение по отношению к государству. Эта цель с помощью Божией… удалась в полной мере»[13].

На заседаниях съезда также поднимались вопросы о создании Евангельского Союза, о проповеди Евангелия среди Русского народа «посредством просветительных и благотворительных учреждений». Делегаты разъехались с уверенностью, что уполномоченные братья сделают порученное им дело.

О новом пробуждении в Новгородской губернии Проханову сообщал баптист Жан Калнынь: «Настоящее время есть удивительное время. Господь является теперь так, как никогда прежде со времени пророков и апостолов. Начинается исполняться пророчество пророка Иоиля о Духе Святом. Со всех сторон земли слышатся известия о работе Святого Духа. Верующие в России начали спрашивать себя: что будет с нами? Когда Он, Дух Святой посетит нас? Мы молились долго и не получали просимого... На второй день бр. Б. опять говорил о Святом Духе, без которого невозможно назвать Иисуса Господом. После обеда мы собрались опять; говорили, свидетельствовали молодые, старые братья, сестры... К концу запели песнь «Воины Христа, собирайтесь!» Народ стал просить еще раз спеть. При повторении почувствовали, что происходит что-то небывалое. Все плакали; по лицам текли слезы... Стали молиться по два, по три в раз, а иногда десять человек в раз. Ах что это были за молитвы! Какое ликование и славословие! Хвала Тебе! Говорили молившиеся...»[14]

С 17 по 25 мая 1917 года в Петрограде на первом свободном съезде Евангельских Христиан участвуют пять представителей от союза баптистов. Съезд обсуждал вопрос образования объединительного комитета между двумя союзами: евангельских христиан-баптистов и евангельских христиан. Предложено создать совместно с баптистами соединительный комитет для подготовки совместного съезда, и избрано туда пять человек. Съезд принял условия баптистов в отношении неправильно принятых членов в общины, но в части того, как с ними должно поступать, оставлено на усмотрение общин: были даны лишь советы и рекомендации в духе принятых условий.

На шестом Всероссийском съезде евангельских христиан, состоявшемся в Петрограде с 12 по 18 октября 1919 года, по адресу: Литейный проспект 33, было достигнуто соглашение с присутствовавшими на нем представителями баптистов П. В. Павловым и И. Н. Шиловым об образовании «Временного Всероссийского общего Совета евангельских христиан и баптистов». В статье «Об истинном единстве» Проханов объяснял: «Единство должно быть не плотское, а духовное, не человеческое, а Божие... Объединение должно начаться с верхов (руководителей). Власть имущим, руководителям народов и обществ труднее всего объединяться, но если они объединятся, то объединятся их народы и общества. Поэтому нужно, чтобы руководители Союзов и общин прежде всего прониклись желанием единства, и тогда будет всеобщее единство... Истинное единство не обезличивает соединяющихся, т. е. не уничтожает духовных особенностей обоих Союзов, а только правильно сочетает их. Единство в Боге несокрушимо»[15].

Съезд выработал проект положения о Временном совете. Его первое заседание, состоявшееся в январе 1920 года, приняло решение: «Во исполнение желания Спасителя мира о единстве детей Божиих и для блага всего дела Божия в России, призвать всех верующих, как евангельских христиан, так и баптистов в нашей стране, напрячь все усилия, чтобы достигнуть в будущем слияния двух течений в одно, и двух союзов в один союз»[16].

«Решения Соединительного совещания получают силу по утверждении их советами или собраниями обеих общин. Обе общины… выражают пожелание, чтобы общий или Соединительный совет был создан в скорейшем времени… Все возражения против создания такого Объединенного совещания, или Общего совета, мы считаем совершенно не основательными»[17].

С 19 по 24 января 1920 года, по адресу: Литейный проспект 33, состоялось первое совещание Временного всероссийского общего совета, в котором приняли участие десять человек. От ВСЕХ (Всероссийский Союз Евангельских Христиан) выступили – И. С. Проханов, Г. М. Матвеев, К. П. Петров, П. С. Капалыгин и М. А. Орлов; союз баптистов представляли П. В. Павлов, И. Н. Шилов, И. В. Сиротин, Г. Г. Яухиайнен и В. Г. Мелис. Участники совещания с молитвой обсуждали вопрос о единстве евангельского и баптистского братства в России. В результате участники совещания приняли постановление, в котором говорилось: «Учредить Постоянное соединенное совещание или общий Совет... Это соглашение действительно до 1 января 1922 года»[18].

Первостепенной задачей Общего Совета являлся созыв всероссийского съезда евангельских и баптистских церквей в Москве, который и наметили провести с 27 мая по 6 июня 1920 г.

В майском номере «Братского Союза» Общий Совет обратился к делегатам съезда со следующими пожеланиями: «Мы уверенны, что вы осознаете всю важность работы предстоящего съезда. От его успеха зависит расцвет великого евангельского движения в России. Его неудача может затормозить и отразиться самым печальным образом на всем движении. На вас лежит великая ответственность перед Господом, который и может помочь вам исполнить ваш долг перед Ним»[19].

1 июня 1920 г. 23-й съезд баптистов в полном составе прибыл на проходивший в это же время 7-й Всероссийский съезд евангельских христиан с заявлением, что «в догматических вопросах, в образе жизни и поведении баптистов и евангельских христиан нет существенных различий», предложил осуществить слияние союзов с названием «евангельские христиане-баптисты», а делегаты Евангельских Христиан предложили название: «евангельские христиане, крещенные по вере».

На этот Съезд[20] собралось 159 представителей от евангельских христиан и 60 представителей от баптистов. Для того чтобы сохранить условие равенства в голосовании, участвовали все 60 братьев баптистов и только 60 человек евангельских христиан, а остальные 99 евангельских братьев имели совещательный голос.

Хотя Съезд не закончил рассмотрение вопроса об объединении двух союзов, все-таки он совершил очень важную работу.

Он наметил путь к слиянию двух течений.

На совместном заседании 3 июня, председатель объявил о том, что слияние двух союзов состоялось. Присутствующие приветствовали друг друга со слезами радости. После молитвы Павлова все присутствующие взявшись за руки, спели духовный гимн «За евангельскую веру»[21].

Выслушав отчет делегатов о состоянии дела Божьего на местах и о работе союзных благовестников М. К. Дрямина, В. Г. Мелиса, К. Гартвига, Т. Андреева, М. М. Шишкина, Н. Ф. Сиротина и Г. Яухиайнена, съезд единодушно принял решение: «Заслушав доклады с мест и отчет благовестников, съезд устанавливает, что общее состояние общин в духовном отношении довольно удовлетворительно, отмечается повсеместное сильное духовное пробуждение, наряду с наблюдающимся голодом на Святое Писание и духовную литературу. Замечается большое требование на присылку благовестников. Довольно враждебное отношение со стороны православного духовенства к евангельскому движению, стеснение религиозной свободы местной властью в некоторых местах, хотя, в общем отношение властей терпимое.

Съезд постановил: принять все меры к поднятию духовного уровня в общинах и удовлетворению духовного голода, как печатными духовными произведениями, так и посылкой благовестников. Обратиться к правительству с указанием на недопустимость действий местных властей по отношению религиозной свободы евангельских баптистских общин и их отдельных представителей»[22]. На этом же съезде был избран совет Союза. В совет Союза баптистов открытым голосованием единогласно были избраны: М. М. Шишкин, К. Х. Гравинский (латыш из Новгорода, – прим. автора), Г. С. Мороков, Н. В. Колесников, Р. Д. Хомяк, З. Я. Павленко, Г. Г. Яухиайнен, Клаусниц, П. И. Малин, В. А. Бурмистров, М. И. Голяев, В. П. Степанов, И. К. Вязовский, В. И. Колесников, А. Г. Алехин, Д. И. МазаевИ. К. Савельев, Кобенков, Г. Д. Жулин и Д. А. Правоверов[23].

Газета «Утренняя звезда сообщала: «Держась твердо своих взглядов относительно устроения дела управления будущим слитным Союзом, евангельские христиане не теряют, однако, надежды, что и в этом вопросе будет достигнуто соглашение.

Итак, прослеживая процесс формирования объединенного евангельского движения в России, можно заметить, что этот процесс начался гораздо раньше самого Съезда, закрепился во время Съезда и после – медленно, но верно, – шел к поставленной цели.

Еще с первого своего всероссийского съезда (в 1909) евангельские христиане приглашали баптистов к единству. Сначала получались отказы, но они становились все менее энергичными. В 1912 году братом И. С. Прохановым было заключено соглашение с видными представителями баптистов. В 1917 году на Съездах, как баптистов, так и евангельских христиан, оно было принято. В 1919 году 6-й Всероссийский Съезд евангельских христиан решил смело приступить к созыву Временного Всероссийского Общего Совета. В январе 1920 г. созван был и основан Временный Всероссийский Общий Совет евангельских христиан и баптистов, который со своей стороны созвал в Москве 27 мая – 6 июля Всероссийский Съезд евангельских христиан и баптистов. Названный Съезд рассмотрел два способа объединения: 1) способ соединения двух союзов путем общего Совета и 2) способ слияния двух союзов в один.

Съезд остановился только на вопросе о лучшем строе управления.

При этом евангельские христиане уполномочили свой Союзный Совет, а баптисты поручили своему правлению вести дальнейшие переговоры и если будет достигнуто соглашение, то оповестить об этом общины обоих союзов.

Из изложенного ясно, что в настоящее время оба течения подошли очень близко друг к другу. Сближение происходило постепенно, но неуклонно. Оно будет идти и дальше, и если Господь поможет, то мы в скором времени услышим о благополучном завершении начатого.

В прощальной своей речи брат И. С, Проханов назвал то, что совершилось на Всероссийском Общем Съезде в Москве, “обручением”, после которого, должно последовать счастливое “бракосочетание”.

Так оно и есть и так оно будет, если мы будем твердо верить»[24].

Прошло много лет, и только в 1944 году завершилась история объединения евангельских христиан и баптистов в один Союз. В 70 - е годы многие ещё помнили, кто из них евангельский, а кто баптист. Но сегодня это уже всё не имеет никакого значения. Мы евангельские христиане-баптисты.

А.И. Корабель



[1] «Утренняя звезда» за 1920. № 2. С. 8 — 11. Всероссийский Общий Съезд евангельских христиан и баптистов, состоявшийся в Москве с 1 -го по 4 июня 1920 г.

[2] «Братский вестник» за 1948 год, №1.

[3] «Сеятель Истины» за 1938 год, № 10.

[4] Архив РСЕХБ // «Братский вестник» за 1946 год, №2.

[5] Улица Комиссара Смирнова.

[6] «Братский вестник» за 1946 год, №2.

[7] Сборник биографий кавалергардов. М. 2008. С. 175.

[8] «Сеятель Истины» за 1938 год, №10.

[9] Архив РСЕХБ, Записи съезда // В. Г. Павлов. Воспоминания ссыльного.

[10] «Братский листок». 1907 №2. С. 7– 24 // Второй объединенный съезд представителей общин христиан-баптистов, Евангельских христиан, пресвитериан и молокан. Проходил с 15 по 22 января 1907 г. в СПб.

[11] Там же. С. 23.

[12] «Сеятель Истины» за 1938 год, №10 // «Братский вестник» за 1946 год, № 2.

[13] Там же. С. 21.

[14]«Братский листок». Приложение к журналу «Христианин» за 1906 год, №9. С. 3.

[15] «Братский Союз» за 1920 год, №1. С. 2. Всероссийский общий Совет ЕХБ.

[16] Там же. С. 3.

[17] Там же. С. 8.

[18] Там же. С. 2- 8 // История ЕХБ в СССР. М., 1989. С.191 – 195.

[19] «Братский Союз» за 1920 год, №2. С. 2. Всероссийский общий Совет ЕХБ.

[20] На Всероссийском съезде Евангельских христиан и баптистов, состоявшемся в Москве, от Новгородской губернии присутствовали: А. Г. Кузнецов – Шимская община, К. Х. Гравинский – Союз Новгородских латышских общин, М. К. Дрямин – Никольская (Ермолино) община «Табор» // Протокол Съезда / Архив РСЕХБ.

[21]«Утренняя звезда» за 1920. № 2. С. 8.

[22] «Слово Истины» за 1920 год, № 2. С. 16.

[23] Там же.

[24]«Утренняя звезда» за 1920. № 2. С. 10 — 11.


Количество просмотров 833
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна