| |
Поиск по сайту:
|
||
«Новый Завет является величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира». (Чарльз Диккенс) |
||
Неизвестные страницы. Жизнь и творчество Е. Н. Кутейниковой или от мира к Богу
(фото из личного архива А.И. Корабель) Елизавета Николаевна Кутейникова[1] занимает значительное место в истории евангельского движения в России и, в частности, на Новгородчине. Она является также талантливой русской поэтессой и публицисткой первой половины ХХ века. С самого начала замечу, что степень изученности данной темы не выдерживает никакой критики. И хотя у Е. Н. Кутейниковой (лит. псевдоним Донская) было издано четыре сборника: «От мира к Богу: Сб. стихотворений». Рига. 1930; «Окно в сад» Женева. 193 ?; «Отзвуки тяжкой годины» Париж 1949; «Под сенью креста: Сб. стихотворений». Женева. 1950, в России находится только один из них и в одном экземпляре: в Москве в Российской государственной библиотеке. Еще один сборник «Окно в сад» не так давно появился в интернете на сайте: vtoraya-literatura.com Правда, в нескольких справочных изданиях упоминается поэтесса Ламберт-Кутейникова (двойная фамилия появилась после замужества): А. Д. Алексеев. Литература русского зарубежья. Книги 1917–1940 Материалы к библиографии. СПб. «Наука » 1993; Ю. А. Горбунов. Писательницы России. Материалы для библиографического словаря. Екатеринбург, 2004–2011; А. И. Корабель. Via sacra. Святой путь. СПб. «Палитра». 2013. Кроме этого, сравнительно недавно были опубликованы мемуары Ламбертов: Ламберт Александр, Ламберт Виктор. Очевидец революции. Мемуары русского швейцарца Алексея Ивановича Ламберта (1863-1942). М., Издательство: Родина МЕДИА. 2014. Материал этих изданий позволяет заключить, что хотя интерес к личности и творчеству Е. Н. Кутейниковой активизируется, глубокого анализа ее жизненного пути и творческой деятельности в контексте исторического и духовного синтеза пока нет. Не введены в научный оборот и материалы государственных архивов. Елизавета Николаевна Кутейникова нам интересна не только как христианская поэтесса, но и как гражданин нашего города. Здесь она, как и мы, восхищалась Кремлем, любовалась Волховом, ходила по тем же улицам… В одном из христианских журналов 1930 года сообщалось: «Имя Е. Н. Донской хорошо известно читателям журнала «Гость»[2] и говорит само за себя: оно не нуждается в рекомендациях для верующих. Они привыкли ценить вдохновения Е. Н. Донской и её чистые созерцания в Господе. Появление её книги стихотворений «От мира к Богу» будет встречено ими с радостью»[3]. Так кто же эта «известная» читателям, но не известная нам, и особенно для новгородцев, – неведомая? Елизавета Николаевна Кутейникова – христианская поэтесса, после замужества Ламберт-Кутейникова. Печаталась под псевдонимом Донская и занимает почетное место среди авторов русского зарубежья. К сожалению, нет точных сведений о дате её смерти (1886 – 1960-е). Родилась Елизавета Кутейникова 25 сентября 1886 года в С.- Петербурге. Кроме Елизаветы, в семье было еще четверо детей: Анна, Екатерина, Дмитрий и Петр. Архивная справка: «Отец - Николай Степанович Кутейников статский советник происходил из штаб-офицерских детей. На 1989 год находился в чине статского советника (в 1890 г. действительный статский) и состоял на службе в Департаменте государственных земельных имуществ Министерства земледелия и государственных имуществ. Имел ордена: святого Владимира 3 и 4 степени, святой Анны 2 и 3 степени, святого Станислава 2 степени, серебряную медаль для ношения на груди на Александровской ленте, учрежденную в память царствования «в Бозе почившего» императора Александра III, и знак отличия 24 ноября 1866 года. На 1899 год был женат на Екатерине Дмитриевне Каверзневой; имел дочерей: Анну (родилась 9 декабря 1882 года), Елизавету (родилась 25 сентября 1886 года), Екатерину (родилась 31 декабря 1891) и сына Петра (родился 30 мая 1889 года)»[4]. Мать – Екатерина Дмитриевна Кутейникова (Каверзнева) закончила Смольный институт благородных девиц. Проживали Кутейниковы на Васильевском Острове 13 линия, дом 16, кв.1. Из воспоминаний Елизаветы видно, что она с раннего детства тянулась к Богу. «Мне вспомнилось детство, когда бывало вечером, помолившись Богу уже в постели, – я вся трепетала от неизъяснимого блаженства, – и будто ангел-хранитель покрывал меня крыльями <…> Но то было детство, а каждый ребенок чист перед Богом»[5]. Вот так скромно пишет о себе будущая поэтесса. В документах архивного фонда Петроградских высших женских курсов (Бестужевских) в деле с документами слушательниц, имеются следующие сведения о Елизавете Николаевне Кутейниковой: «25 мая 1904 года Елизавета Кутейникова, ученица Литейной женской гимназии, получила аттестат об окончании курса гимназии с правом на получение свидетельства на звание домашней учительницы. 26 августа 1909 года Е. Н. Кутейникова, дочь статского советника, подала прошение на имя директора Санкт-Петербургских высших женских курсов о приеме ее в число слушательниц историко-филологического факультета. 14 августа 1909 года извещена об отказе в приеме. 26 августа 1909 года подала прошение на имя директора Санкт-Петербургских высших женских курсов о приеме ее в число слушательниц юридического факультета. 29 августа 1909 года извещена о приеме»[6]. Повзрослев и став курсисткой Бестужевских курсов[7], которые закончила в 1911 г., Елизавета Кутейникова размышляла над смыслом жизни, сожалея о том, что многие молодые люди в «данную минуту, ищут и не находят, мучаются и проклинают жизнь, наслаждаются и затем впадают в апатию, думают о петле». Кутейникова сопереживала и своим однокурсницам, видя их жизнь и стремление: «Сколько курсисток, возвратившись домой, <…> вдруг ощущают пустоту в сердце и в будущем, – что-то ледяное, нежданное, неизвестно откуда нахлынувшее»[8]. Подобные внутренние переживания Елизавета, не скрывая, ощущала и в себе: «Недавно, перечитывая свой дневник, я то и дело наталкивалась на страницы беспросветного отчаяния. И это после всех грез о том, как “в борьбе обретем мы право свое”, как справедливость будет удовлетворена, голодные станут сытыми, последние – первыми. Например: “Покой душевный исчезает. Будущее… как пропасть. Холодный скептицизм… Веры нет… Сомнения во всем и в себе… ” Или: “Я мучаюсь – это факт. И просто сплошное мучение – некоторые дни, горечь жизни всегда, везде дает себя чувствовать. Что же это за горечь? Почему это мученье? Я думаю, что, достигнув известного возраста, люди, чтобы заниматься так же наивно и жизнерадостно тем, чем они занимались в юности, должны себя дурманить…[9] ”» Елизавета приходит к мнению, что это все - естественное следствие пути познания добра и зла, на который вступил первый человек, потеряв связь с Богом, попыток устроения жизни вне Бога, под знаменем прогресса. «Мягкое кресло, интересная газета, вкусный горячий чай с конфетами, билет в Малый театр на сегодняшний вечер, в Дворянское Собрание – на завтрашний, – вышитое платье, о котором так приятно подумать, – вот путь сатаны, которым я очень искусно отвлекалась все последние годы от жизни с Богом и для Бога. Потому-то мы и не чувствуем Бога в этой суете, сидя где-нибудь в ресторане за газетой, – и кажется нам, что Бога нет»[10]. Подобные размышления привели Елизавету Кутейникову в церковь в «Дом Евангелия», которая только что открылась в СПб., в Рождественские дни 1911 года. В церкви были организованы специальные кружки и собрания для курсисток и студентов. Елизавета откликнулась на призыв[11] пастора Вильгельма Андреевича Фетлера к молодым людям следовать за Христом. «Всем сердцем, всем существом моим я отвечаю: Иду! Иду, Господь, куда бы Ты ни послал меня. Да будет воля Твоя»[12], – писала пастору Фетлеру Елизавета. После некоторой внутренней борьбы в марте 1911 года Елизавета Кутейникова окончательно приняла решение: «Нужно только пожелать. И я пожелала быть свободной, пожелала создать в своей душе Храм Величайшему Богу. Для этого я пришла такая, как есть, ко Кресту Иисуса Христа и сказала: я прихожу к Тебе не с ясной и чистой душой, без сомнений, – но с душой, разъеденной сомнениями и почти без веры, потому что, где мне взять эту веру, когда я постоянно питалась скептицизмом, с еще звучащими в мозгу тезисами Каутского, Ренана, Толстого, с жизнью полной всевозможных грехов и мрака. Мне нужен мир и для меня самой, и чтобы я могла говорить о мире погибающим людям. После того как я сделала это, мне стало легко. Мало того, все, чем раньше увлекалась, что считала нужным или приятным для жизни, все это мне теперь, если можно так выразиться, постыло»[13]. В июне, находясь уже в Лондоне, Елизавета начинает свою статью словами: «Три месяца прошло, как совершилось мое обращение к Богу, – но никогда еще я не осознавала так ясно, как теперь, что именно совершилось <…>. Разве была у меня в душе уверенность и твердость в тот день, когда я решилась? Никакой. – Но тем не менее сейчас же вслед за этим я почувствовала себя как-то глупо, совсем по-детски, легко и свободно»[14]. В Лондоне Елизавета начинает понимать, что у нее появилось новое чувство, чувство, которого прежде не было: «публично благодарить Бога» за то, что Он сделал для нее. И еще, чувство веры, о котором она не может не рассказать: «Что-то произошло во мне, в чем сама не могу дать себе ясного отчета, что-то есть во мне, чего раньше не было. И это, кажется, чувство веры, которого раньше не имела, ибо сначала приняла веру, как факт. Как пришло оно ко мне? Конечно, – через самоуглубление, чтение Слова Божия и молитву <…>. Теперь я особенно осознала, что, когда я всматриваюсь в бездну той ямы, где я просидела лучшие годы жизни, ужас берет меня и отвращение. Но, значит, даже и из такой ямы Бог может вытащить»[15]. В архивных документах фонда Петроградской духовной консистории говорится о переходе Елизаветы Николаевны Кутейниковой в баптизм. В части за 1912-1913 годы имеются следующие сведения: «17 декабря 1912 года Канцелярия Управления Санкт-петербургского градоначальника сообщила в Санкт-Петербургскую духовную консисторию о том, что Елизавета Николаевна Кутейникова, проживавшая в доме №11 по 24 линии Васильевского острова, обратилась с заявлением о желании перейти из православия в Санкт-Петербургскую баптистскую общину. 29 января 1913 года Канцелярия Управления Санкт-петербургского градоначальника сообщила в Санкт Петербургскую духовную консисторию об уведомлении Баптистской общины о том, что Елизавета Николаевна Кутейникова перечислена из православия в указанную общину»[16]. До революции 1917 года Елизавета Николаевна несколько раз бывала в Англии, где посещала разные религиозные конференции[17], изучала опыт работы Армии Спасения[18]. Об этих поездках в разные годы она много писала в журнале «Гость». После Октябрьского переворота Елизавета Николаевна вместе со своим братом Петром Николаевичем переехала в Новгород. В течение шести лет она трудилась в Новгороде. Тесно сотрудничала с латышскими колониями и преподавала русский язык в школах[19] на Новгородчине. Пребывая на духовном поприще, руководила женскими кружками в Новгородской церкви ЕХБ[20]. Позже она напишет:
«Так и мне все домик представляется
В 1924 году, по другим источникам в 1925 году, Кутейникова выехала в Латвию, в г. Режицы[21], а через некоторое время переехала в Ригу. В Риге в Храме Спасения пастором был все тот же пастор В. А. Фетлер. В русскоязычной церкви Елизавета продолжила свое служение, начатое еще в СПб., в Доме Евангелия на Васильевском острове при пасторе В. А. Фетлере много лет назад. В её обязанности входило не только руководство женским служением, но и литературное творчество. Она много ездила по другим церквам, выступала, писала статьи, стихи и освещала разные события. Печаталась в разных христианских газетах и журналах.
Отмечу, что Елизавета Николаевна Кутейникова – Донская, начиная с «Дома Евангелия»[22] в СПб., сотрудничала со многими известными в то время дворянами-евангелистами: А. И. Пейкер, М. П. Мясоедовой, в Новгороде - с Б. Н. Павловым, в Старой Руссе - с Г. Р. Максютенко. Многие из её стихов были положены на музыку[23], в том числе и это: «Что сеял ты нынче весною?
Что сеял ты, друг мой весною?
Не злаков ли хлебных зерно?
Колосьев волной золотою
Покрыто все поле твое!»…
А рядом – о, страшное поле!
Не враг ли посеял там зло?
Колючей, опасной травою
Так густо оно заросло.
Что сеял на поле ты жизни –
Любовь или злую вражду?
Взойдет твой посев и созреет,
И в вечности примешь ты мзду.
Посеем Учителя слово,
Великое слово любви,
О жертве Его всем расскажем,
О пролитой Агнцем Крови.
Придет день, увидим мы в небе
«От мира к Богу» В 1930 году в Риге вышел первый сборник стихов Е. Кутейниковой под литературным псевдонимом Е. Н. Донская и порадовал этой долгожданной новостью поклонников ее творчества. Имя Е. Н. Донской было хорошо известно читателям журнала «Гость». Они привыкли ценить её поэтическое вдохновение и её размышления о Господе. И неудивительно, что поиски Елизаветы Донской (а поэзия и есть поиск) привели её к теме возвышенной, духовной. Земное и небесное, насущное и духовное перекликаются, и эту перекличку интересно наблюдать внимательному читателю. Содержание этого сборника по темам возможно разделить на семь небольших разделов: Христос, Библейские мотивы, духовные созерцания и молитвенные переживания, родина, семья, природа и пути благовестия. В первом разделе обращают на себя внимание стихотворения: «Он был Один», где обрисована скорбь Христа о роде человеческом на горе Елеонской, «Отвергнутый Христос», проливающий святые слезы Свои об опустошенных сердцах, в готовности принять всех, искренно приходящих к Нему, и «Крестный путь» Господа И. Христа, который прямо не назван автором, спрашивающим верующего в заключительных словах стихотворения: «Ты имя, знаешь ли Его? Твои Он взял оковы»…
Во втором разделе ложатся на сердце стихотворения: «Под властью тьмы», о вражде Саула к Давиду, и «Скорбь Давида», оплакивающего свой грех.
«Бог отверг, молчит, не отвечает, –
В третьем разделе внутреннюю борьбу человека с самим собою и примирение его в Господнем покое воспроизводит стихотворение «Вникай в себя».
«Силен тот, кто с Иисусом дерзает», – говорит автор, передающий другим стихотворением «В храме» переживание верующей души. «Мне отрадно здесь в семье Христовой!
Стихотворение это было написано по вдохновению в самом храме – в Рижском Храме Спасения.
Искреннею молитвенностью проникнуты стихотворения «От мира к Богу» и «Утреннее», где выражена бестрепетная твердость души в свете Божьем. «Путь лишь один есть, дитя мое бедное:
«Мне ли с опорой надежною
Патриотическим чувством любви к страдающей отчизне отмечено стихотворение четвертого раздела «Родина», помочь которой в её великих испытаниях может только Господь. «Какими словами излить всю тоску по тебе?
И далее: «Он пройдет через чащу лесную.
Любовь к родной семье отражена в стихотворениях пятого раздела: «То не веточка…» и особенно «Мать». «Нет отрады большей, как семья родимая,
И далее: «Береги семью, от Бога данную,
В шестом разделе трогательна «Смерть зверя», где прекрасно выявлено чувство природы. Прочувствовано стихотворение «Братьям – узникам за веру» и «Окружи меня молитвами своими»… седьмого раздела, завершающего сборник Е. Н. Донской. «Окружи меня молитвами своими
Подводя итог впечатлениям от сборника Е. Н. Донской, необходимо сказать, что он представляет собой ценный вклад не только для библиотеки верующих, но и для библиотек ищущих Бога душ. Обращает на себя внимание и поэтическое мастерство автора: напевность интонаций, ясность образов помогают ей точно и лаконично передать глубину переживаний и возрастания человеческой души на пути познания Бога. Даже находясь в эмиграции, Е.Н. Кутейникова и ее муж не теряли связи с Россией в сложный для их родины период, когда религиозная деятельность подвергалась гонениям. В начале 1930 года пастор В. А. Фетлер пригласил из Женевы для служения среди русских в Латвии пастора Николая Алексеевича Ламберта, который и поспешил приехать 19 февраля в Ригу. Христианский журнал сообщал читателям, что «Брат Ламберт родился и учился в России, где закончил свое высшее образование, – по матери русский. Он живет уже давно в Швейцарии. Известие о смерти его матери[25] заставило его углубиться в Священное Писание. Он нашел во Христе своего Спасителя и посвятил себя на службу своему Учителю. После того он прошел полный курс богословских наук в Женевском университете, чтоб лучше подготовиться к своему будущему служению. Русская община и все члены Русского Миссионерского Общества сердечно приветствуют и просят у Бога благословений на его духовную работу среди них». Из книги воспоминаний отца – Алексея Ивановича: «Николай окончил Технологический институт. Сыновья иностранных подданных не подлежали призыву на военную службу, но в Первую мировую войну патриотически настроенный Николай Алексеевич ушел на фронт добровольцем. Его, молодого офицера русской армии, можно видеть на фотографии выпускников петроградского Павловского военного училища – вместе с которыми на переднем плане снялся император Николай II. Вернувшись на родину предков в 1919 году, Николай Алексеевич решил стать протестантским пастором и окончил теологический факультет Женевского университета. Женившись на русской поэтессе Елизавете Донской (Кутейниковой), он поселился с ней в женевском районе Паки. В дальнейшем Николай Ламберт руководил кальвинистской «Рабочей миссией» в Женеве и был директором Русского Библейского Общества во Франции и Швейцарии. Будучи членами экуменического движения, он и его супруга часто посещали СССР» [26]. Прошли годы духовного и творческого труда. В 1947 году Ламберт-Кутейникова пишет письмо в Советский Союз к русским верующим братьям: «Мы с мужем получили ваше письмо, а также "Братский вестник" за прошлые годы и за этот год, и посылаем вам нашу сердечную благодарность за все. Ваш журнал доставил нам столько радости и утешения, что прямо нет слов выразить их. Да даст вам Господь много сил и благословения издавать и дальше ваш журнал. Кроме хороших духовных статей в нем много ценных сведений о новой организации братской евангельской жизни и всего Союза. Вот чему здешним верующим надо бы поучиться. Особенно обрадовало нас радостное известие о соединении всех евангельских верующих в один Союз. Я помню, сколько зла приносило всегда разделение баптистов и евангельских христиан. Доходило до того, что было какое-то взаимное презрение и недоверие, особенно среди новообращенных и "плотских" верующих, так что 1-ая глава 1Коринфянам была как будто для них написана. Мне в свое время приходилось много ратовать за единство всех евангельских верующих по слову Христа. Но разделение все углублялось и до чего бы оно могло дойти, если бы Господь свыше посланным уроком не вразумлял детей Своих. И мы видим с радостью, как Господь вас вразумляет и умудряет Духом Святым, дорогие братья. Мой муж, а ваш брат во Христе, Николай Алексеевич, сердцем также с вами. И мы рады были бы снова быть в вашей среде, чтобы быть вам полезными и остаток жизни нашей провести с пользой для дела Божия на родине. Но все это в руках Господа, и мы можем только молиться об этом»[27]. Представленная нами статья имеет не столько аналитический, сколько описательный характер прежде всего потому, что целью его было представить вашему вниманию совсем неизученный историко-культурный материал, на мой взгляд, заслуживающий дальнейшего исследования. В итоге хочется сказать, что в результате нашего поиска в Новгородскую историю можно вписать новую строчку о прекрасной христианской поэтессе Е. Н. Ламберт- Кутейниковой. Ну, а Великий Новгород и в целом Россия приобрела еще один "памятник культурного наследия". А.И. Корабель Доклад был прочитан на исторической конференции в НОвГУ 24 мая 2018 [1] Ламберт-Кутейникова (лит. Псевдоним Донская). [2] «Гость» – Ежемесячный журнал духовного пробуждения русского народа. Отв. редактор-издатель В. А. Фетлер. (Журнал издавался с 1910 по 1939). Адрес редакции: Ул. Лачплесиса, №117. Рига. Латвия. [3] Гость. № 9–12. 1930. С. 106–107. [4] ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 52993. Л. 1-9, 11, 24, 26, 27, 31. [5] Гость. №8. 1911. С.156. [6] ЦГИА СПб. Ф. 113.Оп. 1. Д. 493. Л. 285, 286, 288; Д. 830. Л. 283. [7] Бестужевские курсы – первое высшее женское учебное заведение в России. В 1918 году Бестужевские курсы были преобразованы в Третий Петроградский университет, включённый в сентябре 1919 года в состав Петроградского государственного университета. [8] Гость. №6. 1911. С.105. [9] Там же. [10] Гость. № 8. 1911. С. 158. [11] Читай: Гость. № 2. 1910. С. 12. [12] Гость. № 3. 1911. С. 26. [13] Гость. № 6. 1911. С.106–107. [14] Гость. № 8. 1911. С. 156. [15] Там же. [16] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 104. Д. 213. Л. 1,3. [17] Гость. № 12. 1914. С. 297–301. [18] Гость. № 6. 1912. С. 132–135. [19] ГАНО. [20] Архив УФСБНО. Д.1а/10274 л. 33. [21] Ре́зекне (латыш. Rēzekne, латг. Rēzne), до 1917 – Режица (рус. дореф. Рѣжица) – город на востоке Латвии, седьмой город страны по населению. Является административным центром Резекненского края. [22] Васильевский Остров, 24 линия д. 11. [23] История евангельских христиан-баптистов в СССР. М. 1989. С. 285. [24] Гость. № 8– 9. 1930. С. 105. [25] Ламберт А., Ламберт В. Очевидец революции. Мемуары русского швейцарца Алексея Ивановича Ламберта (1863–1942). Родина МЕДИА. 1914. С. 33.«София Ивановна (ур. Бенземан), осталась с сыном Алексеем в Одессе, выданная 28 июля 1921 г. “Одесской Старой Городской Больницей”, переименованной в “1– ю Советскую Народную Больницу имени тов. Ж. Елина”, справка № 1984 свидетельствует, что “больная София Ламберт находилась на пользовании въ (этой) больнице съ 16/VII по настоящее время от болезни сердца”. А квитанция подотдела управления кладбищами №4186 от 13 августа 1921 г. указывает место, где София Ивановна была похоронена – “могила № 10”» [26] Ламберт А., Ламберт В. Очевидец революции. Мемуары русского швейцарца Алексея Ивановича Ламберта (1863 –1942). Родина МЕДИА. 2014. С. 34. [27] Братский вестник. 1947. № 6. С. 73 – 74. Количество просмотров 949
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |