Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор)

Что Библия говорит о душепопечительстве?

Душепопечителем (утешителем, наставником, учителем) прежде всего является Сам Господь Иисус Христос. Это главный постулат церковного душепопечительства. Он есть глава Тела, церкви. Бог опекает наши души через Духа Святого. И очень часто душепопечение происходит в церкви, через единство членов. Для полноценного душепопечительства, его правильного осмысления и применения необходимо согласие в Господе нашем Иисусе Христе, объединение в нем, подчинение Его Слову и т.д.

Ибо где двое или трое собраны во Имя Мое, - говорит Господь, - там и Я посреди них. (Мф 18:20)

Сотворив человека, как совокупность физической и духовной природы (Бытие 2:7), Господь продолжает заботиться о сотворенных Им людях. Бог – наш главный Душепопечитель. В Священном Писании Господь указывает не только путь исцеления души, но и восстановления человека во всей целостности. «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в своё время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Петра5:6-8).[1]

В течение всей истории человечества Господь заботился о душах людей непосредственно, сверхъестественным образом, а также через преданных Ему служителей. Бог дал Своему народу заповеди, назначением которых было проявление любви как к Господу, так и к ближним. Человек, из любви оказывающий помощь ближнему, является Божьим помощником, соработником в душепопечении.

Основоположником душепопечительского служения является Моисей, а основным местом Священного Писания, на котором строится богословие душепопечительства, является 18 глава книги Исход, отрывок, который мы уже рассматривали в отношении душепопечительства:
«И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю уставы Божии и законы Его». (Исх.18:15,16)

Эти слова Моисея легли в основу первого определения душепопечительства:

  • Душепопечительство – это помощь в нахождении суждения Божьего по всякому делу.
  • Душепопечительство – это наставничество в нахождении пределов и уставов Божьих по всякому делу.

Моисей выступает в роли носителя Божьей истины, он объявляет Божьи законы, уставы и суды (суждения) Божьи. Это большая ответственность и обязанность и, одновременно, привилегия всех Божьих служителей. Особенно пасторов, учителей и пресвитеров. «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа». (Мал.2:7)

Моисей не только сам искал Божьи суждения, помогая обращавшимся к нему людям, но также организовал душепопечительскую работу среди Божьего народа.

«Ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою [бремя]»; (Исх.18:21,22)

Он делегировал свои душепопечительские полномочия другим верным людям, что помогло упорядочить это служение в израильском народе. Таким образом, сформировался образ душепопечителя: человек из народа Божьего, способный, боящийся Бога, правдивый, ненавидящий корысть, поставленный учителем Закона Божьего.

Как Моисей не мог справиться в одиночку и ему нужны были помощники и наставники для народа, так и сегодня в народе Божием, в церкви нужны подготовленные душепопечители – люди способные, боящиеся Бога, правдивые и ненавидящие корысть.

Хочется обратить внимание, что душепопечительство возникало по запросу людей, они искали Божьего суждения и научения. И Писание называет их блаженными: «Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его». (Пс.118:2) Если человек ищет Божьего руководства, совета, Божьей помощи, то принимать его нужно с радостью и в духе кротости. Бог обещает, что те, кто ищут Его, найдут Его, те, кто взывает к Нему, будет услышан. Это должно давать душепопечителям и наставникам надежду и уверенность, что Бог Сам встретит этого человека и откроем ему истину, наша задача лишь быть инструментом в руках Всемогущего Отца. Такова библейская концепция вероцентричного душепопечительства.

Следующий отрывок, говорящий о душепопечительстве из Нового завета, звучит так:

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно». (Евр.13:17)

Во-первых, наставить (или поставить) можно только на что-то твердое. А во-вторых, тот, кто наставляет, должен сам уметь стоять в вере и поступать (ходить) по Слову Божьему.

Неусыпно пекутся о душах ваших – наставники активны. Они пекутся о душах наставляемых. Наставник это не просто учитель, который стремится передать знания. И в тоже время, душепопечитель-наставник не нянька; не скорая помощь, которая снимает болевой синдром и должна отвезти больного в стационар; не родитель, чтобы все время воспитывать.

Задача наставника-душепопечителя наставить, оставить и Богу предоставить. Помочь человеку встать, понять Богоугодный смысл происходящего с ним и увидеть, куда двигаться дальше. И после наставления на истину – отпустить. Доверив Богу и Его Слову. При этом полезно, в качестве некоего домашнего задания, дать человеку «путеводный текст» из Священного Писания, который будет напоминать главные выводы и путеводные смыслы, выявленные в процессе душепопечительской беседы. Например, «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину» Пс. 36:3, . Или «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» Пс. 36:4.

Результаты душепопечения важно доверить Богу и самому опекаемому. Миссия душепопечителя выполнена, если человек наставлен на истину и принял решение двигаться по жизни с верою в Бога дальше. Если человек не хочет сам стоять, его не поставишь. Как пьяный не может держаться на ногах. Ответственность стоять и двигаться лежит на самом человеке, а не на его наставнике. Если человеку требуется пожизненное духовное сопровождение, это уже не наставничество, а духовное усыновление или социальная опека.

Клиенто-центрированная модель душепопечительства – это отказ от директивного врачевания и сопровождения человека. Вдохновить и направить на Богоугодный жизненный путь. Вместо лечения предложить ободрение и развитие, обучение и позитивно направленное воспитание. Ответственность за успех и результаты возлагаются на опекаемого. Мы можем лишь помочь увидеть путь и помочь взять ответственность за себя и свою жизнь перед Богом и людьми.

Душепопечитель верит в то, что человек сам способен разрешить имеющиеся у него проблемы в процессе личных духовных отношений с Богом и Его Церковью. Как душепопечители мы не спешим давать советы и готовые решения, а вместе с опекаемым ищем их, задавая вопросы, направляя ход мыслей собеседника на поиск Богоугодного решения. Душепопечитель разрабатывает дорожную карту вместе с опекаемым. И если он настаивает на необходимости меняться другим, душепопечитель помогает раскрыть необходимый потенциал опекаемого для того, чтобы он сам мог изменить свое окружение.
Директивная модель душепопечительства работает только в случае недееспособности человека. Ему назначают «лечение», дают подробные инструкции, сделай первое, сделай второе. Инструкции, по которым опекаемый выстраивает отношения и поступает по-новому. В этом случае, душепопечитель берет ответственность на себя.
На самом деле, единственная директивная позиция, которая допустима, это призыв к покаянию и обращению к Богу. «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться». Деяния 17:30. Но с момента покаяния и обращения концепция душепопечительства меняется на наставничество, то есть на клиенто-центрированную модель.
Душепопечитель должен дать опекаемому путеводный Божий «логос» – дать слово Божьего смысла и Божьего взгляда на содержание существующей проблемы.

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно». (Евр.13:17)

– Хороший душепопечитель внимательно печется о душе опекаемого. И мы тоже должны внимательно относится к самим себе.

– Душепопечение должно приносить радость душепопечителю, а не воздыхания.

– Повинуйтесь наставникам вашим – не спорьте с душепопечителем.

– Душепопечители дадут отчет Богу.

«Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом». (2Кор.7:12)

– Душепопечительство – это попечение о людях перед Богом.

– Душепопечительство — это ответственный перед Богом и людьми духовно-психологический труд.

Именно этот текст из послания к Евреям, через выражение «пекутся о душах ваших», дал начало термину «душепопечительство» как производному, которое в одном слове выражает идею попечения о душе с целью духовно-нравственного развития личности перед Богом.

Так же, на страницах Библии, можно найти много ключевых понятий, которые формируют смысловое поле церковного душепопечительства.

В Новом Завете также употребляется ряд слов, описывающих душепопечительскую деятельность. В контексте служения Церкви встречаются следующие термины: [2]

  • Nouqeteo – «увещевать, внушать, наставлять, учить, предостерегать, исправлять» (Рим.15:14) используется в Новом Завете в контексте заботы друг о друге, открывая самые разные стороны этой заботы.
  • Parakalew – «призывать, приглашать, ободрять, наставлять (Евр.3:13), увещевать (1Фес.5:4), утешать» (1Фес.4:18) используется в Новом Завете во всех этих смысловых контекстах.
  • Exomologew – «признаваться, открыто исповедовать» (Иак.5:16).
  • Bastazw – «нести, поднимать, переносить, поддерживать» (Рим.15:16).
  • Katartizw – «поправлять, исправлять или приводить в прежний порядок» (Гал.6:1).
  • Didaskw – «учить, наставлять, пояснять, советовать».

На основании употребляемых в Новом Завете высказываний, ответственностью душепопечителя является:

  • объяснить проблему;
  • ободрить (мотивировать) к изменению;
  • убедить в помощи свыше;
  • конфронтировать с неправильным поведением и грехом;
  • показать необходимость изменения в поведении;
  • указать на последствия жизни в грехе.

Приведенные выше библейские термины описывают не только характеристики человека, который заботится о душах, но также методы и подходы служения душепопечительства. Таким образом, сутью христианского душепопечительства является наставление, очищение, воспитание себя и ближнего в контексте исполнения Церковью Великого поручения, данного Иисусом Христом.

Итак, подведем итоги:
О душепопечении говорится в Библии, хотя в русском переводе явно, сам термин, не встречается, за исключением формулировки «печься о душах», производным от которого и возник термин «душепопечительство».

  • Душепопечительство берет свое начало с момента выхода ветхозаветного народа Божьего из Египта, формирования общинной жизни перед лицом Бога и возникновения душепопечительской системы и устройства общества.
  • Душепопечение – это наставничество с целью дать опекаемому человеку Божий «логос», помочь узнать Божью волю, найти Божий смысл.
  • Душепопечение применяется к человеку, который сам хочет быть наставленным.
  • Душепопечительство заканчивается, когда опекаемый и наставляемый принимает решение самостоятельно двигаться по Божьему пути, с Божьей помощью и церковной общины.
  • Душепопечительство имеет главную цель – попечение о людях перед Богом. Любое взаимодействие с людьми в церкви, должно строиться на богоцентричной модели, а не на проблемо-центричной. Должно быть душепопечительство, а не психологическое консультирование. Другими словами, помнить о главной цели: научиться у проблемы богоугодному способу решения.
  • Со стороны душепопечительство выглядит примерно так: один человек проявляет любовь, слово веры, смысл, участие, а другой чему-то учится у Бога, понимает, что происходит, принимает Божье суждение, уроки от Бога и проявляет какие-то качества, духовные способности, чтобы исполнить волю Божью и поступить правильно.
  • Все Писание пропитано концепциями душепопечительства, которое Бог проявляет к людям, к их душам и которое христиане проявляют друг ко другу.

Если Вам интересно стать душепопечителем и научиться помогать людям душепопечительски, Вы можете узнать больше, прослушав бесплатный онлайн курс Руслана Ивановича Надюка «Душепопечительство».

Описание курса можно скачать здесь https://disk.yandex.ru/i/UBoGoW0O8sF63Q

Зарегистрироваться на дистанционный бесплатный краткосрочный курс «Душепопечительство» можно здесь https://online.mecs.ru/moodle/blocks/teachmix/helper.php?link=QTnhbASgXahMBu5cHviOtNM9JpcsQV

Надюк Руслан Иванович, пастор церкви, магистр богословия, магистр социальной работы, христианский психолог, кандидат психологических наук, начальник отделения душепопечительства Семинария евангельских христиан г. Москвы http://xn--e1anpr.xn--p1ai/index.php/76-teachers/97-naduk

В случае полного или частичного копирования и использования данного материала, ссылка на источник и указание на авторство обязательно. Все права защищены.



[1] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические». –М.:Российское Библейское общество, 2013. -1838с.

[2] Раймер И.И. Душепопечение в церкви: курс лекций, книга 1: основы», ГУП Типография «Наука», Санкт-Петербург, 2006. – с.28


Количество просмотров 1648
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна