Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

Современные концепции душепопечительства

Сегодня, нередко душепопечительством называют все, что связано с психологической помощью верующему человеку, а так же освобождение от оккультных зависимостей, общение, направленное на ободрение, помощь, поддержку в трудных жизненных обстоятельствах, наставничество и т.д.

Нередко душепопечение заменяют термином «наставничество», при директивном душепопечительстве или ученичеством, при «партнерском» душепопечении.

Иоганес Раймер в своей книге «Душепопечение в церкви» дает следующее определение: Душепопечительство – это помощь, оказанная человеком с целью помочь другому реализовать себя так, чтобы он не только внес свой положительный вклад в общественную жизнь, но и получил бы исцеление и помощь для выполнения воли Божьей в своей жизни».[1]

Подразумевается, что человек способный оказать помощь сведущ в вопросах душепопечения, понимает, что делает, другими словами, подготовлен к решению сложных вопросов.

Цель душепопечителя помогать людям. Христианам и неверующим. Помощь может быть оказана любому человеку, если тот ищет такой помощи и хочет реализовать себя внесением своего положительного вклада в общественную жизнь. Раймер видит душепопечительство – социально-ориентированным процессом.

Получение исцеления – это помощь людям, которые ранены жизненными обстоятельствами или больны, для выполнения воли Божьей в жизни человека. Чтобы исполнить Божью волю, нужно понять, в чем она заключается относительно моей жизни. Чего Бог хочет от меня? Душепопечение становится Богоцентричным.

Гарри Коллинз, автор учебника по христианскому консультированию и пасторскому душепопечительству, который в русском издании известен, как «Справочник душепопечителя» дает другое, в терминологии христианского психологического консультирования, определение.

Душепопечение – это духовно-психологическая помощь верующему человеку, попавшему в трудные жизненные обстоятельства, с целью помочь в решении его проблем.

Фридрих Шлейермахер, немецкий богослов, проповедник и философ, описывая душепопечительские процессы формулирует ряд тезисов, которые объединив можно сформулировать в следующее определение:

Душепопечительство – это индивидуально ориентированный процесс восстановления жизни по христианской вере с целью воцерковления человека в церковь, как в терапевтическое общество.

Индивидуальная работа с человеком, который ищет изменений в своей жизни по вере. Изменения жизни по вере – это цель душепопечения. Средствами такого взаимодействия может быть не только беседа или разговор, это может быть целый комплекс мероприятий. Возможна даже работа в группе, совместная молитва, сопровождение, обучение (информирование), воспитание, наставничество, изменение мировоззрения и т.д.

В определении Шлейермахера можно увидеть сразу несколько проявлений душепопечения.

  • Поиск Божьего суждения по всякому делу, как в ветхом завете у Моисея.
  • Восстановление жизни по вере, как во времена реформации у последователей Кальвина
  • Воспитание в соответствии с проповедуемым словом, как у Мартина Лютера

Хотелось бы обратить особое внимание на два аспекта этого определения, а именно:

Индивидуальная ориентированность процесса.

Можно проповедовать Слово Божье толпе, народу, массам. Но душепопечение это индивидуально ориентированный процесс, душеопекать массово – невозможно.
Слово «индивидуум» означает неделимый, целостный. Человек неделим, он учится быть духовным, живя в теле. Поэтому не нужно делить в человеке телесное и духовное, плохое и хорошее, человек существо целостное. Нужно стремиться помочь человеку, живущему в реальном мире, в земных условиях. Помогать найти Божье суждение по насущным проблемам, искать их решения с помощью Божьей и стремиться быть похожими в помышлениях, чувствах и поведении на Иисуса Христа.

Душепопечительство это процесс.

Это процесс на пути решения имеющейся проблемы, ее осознание, переживание, мотивирование к решению. Процесс поиска и нахождения Богоугодного суждения, смысла реализация и воплощение полученного решения. Этот процесс требует времени и усилий. “Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем”.(Гал 6:9) Процесс насаждения определенной истины или смысла, сопровождение процесса «вызревания» и формирования «плода», как духовного, так и физического. Скорость душепопечительского процесса определяется скоростью осознания опекаемым своего внутреннего и внешнего мира, его способностью вместить, понять и захотеть. Не нужно форсировать происходящее, навязывать опекаемому образ мышления душепопечителя, до того момента, пока понимание само не образуется внутри самого человека и трансформируется в личное познание.

Задача душепопечителя по Шлейермахеру — это восстановление жизни в соответствии с личной верой. Личную веру может обрести только сам человек, ища личные ответы на поставленные жизнью вопросы. Так же, важным в тезисах данного определения является определение цели душепопечительства, а именно вхождение в церковь как в терапевтическое общество. То есть, цель душепопечения не решить проблему, не просто помочь человеку самореализоваться и т.д. Шлейермахер говорит о силе общинной жизни, о терапевтическом потенциале христианской церкви. О том, что вхождение человека в церковь, как в терапевтическое общество, дает человеку духовно-терапевтические ресурсы и запускает в опекаемом самовосстанавливающиеся процессы.
Восстановление жизни по вере сводится к выявлению зон, где нет веры и активизации ресурса веры в человеке. Если человек не будет доведен до церкви или церковь не станет для него терапевтическим обществом, внутриличностные проблемы отработанные индивидуально с душепопечителем все равно вернутся. Комплексное исцеление от боли полученных ран человек может получить только в душепопечительски работающей церкви через терапевтическую проповедь, молитву, работу в малой группе и посредством терапевтического общения.

Для этого душепопечитель должен владеть определенным знанием, неким «душе ведением», то есть понимать духовные законы христианской веры, как они влияют на процессы исцеления души и развитие человека. Душепопечитель запускает эти процессы в человеке и вокруг него так, чтобы, в идеале, они могли работать под контролем самого опекаемого и церкви без участия душепопечителя.

Библейское определение веры можно найти в послании к Евреям: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». (Евр. 11:1)
Проблема, с которой приходит человек, это история о том, как из-за недостатка веры или ведения в определенных жизненных обстоятельствах совершается грех, обида, разочарование или конфликт. Мы смотрим на все это как на проблему вероприменения и практики веры в жизни. Мы рассматриваем веру, как навык исполнять волю Божью, иметь Божье терпение, иметь уверенность от Бога.

Задачи душепопечителя в рамках индивидуально ориентированного процесса услышать его личную историю. Рассмотреть ее с позиции вероприменения и практического познания Бога в данной жизненной ситуации. Увидеть, где не хватает понимания воли Божьей и сформулировав гипотезу о «недостаточной вере» - донести ее до человека не только как психологическую проблему, а как отсутствие духовного познания и ресурса. В решении этой проблемы понять Божье суждение, Божью волю. На основе понимания Божьей воли сформировать у человека практико ориентированную веру, направленную на решение целей и задач, стоящих перед опекаемым. Через активизацию ресурса веры, через Библию, молитву, церковные практики привести человека к Богоугодному решению. И направить его в церковь, для дальнейшего роста, поддержки и закрепления достигнутых результатов. Дальше душепопечение происходит в церкви.

Если систематизировать и обобщить все рассмотренные нами определения душепопечительства, как оно развивалось и трансформировалось в истории и жизни церкви можно сделать следующие выводы. Душепопечение это:

❏ Преображение христианина в образ Христа
❏ Спасение моей собственной души
❏ Воспитание в соответствии со словом Божьим
❏ Духовная дисциплина в исполнении вероучения
❏ Наставничество и обучение новообращенного законам царствия Божия
❏ Консультирование для выявления и исправления духовных проблем посредством духовного возрастания
❏ Поиск Божьего суждения по всякому делу, помощь в соблюдении Божьих заповедей и исполнении завета в народе Божьем
❏ Духовно-психологическая помощь верующему человеку, попавшему в трудные жизненные обстоятельства
❏ Индивидуально ориентированный процесс восстановления жизни по христианской вере
❏ Вхождение в церковь, как терапевтическое общество

Вроде бы все понятно, но трудно определимо. Здесь необходимо остановиться и договориться о терминах и их значениях. Что мы будем считать душепопечительством. Определение поможет нам отсечь лишнее и убедиться в правильности и истинности практик душепопечительства.

Такое многообразие определений душепопечительства говорит не о сложности с определением, а скорее о количестве задач, стоящих перед душепопечителем. Решение которых находится в сокрытой, невидимой зоне жизни человека, на стыке психологического и духовного, затрагивает самую суть, непосредственно имеет дело с уникальной сущностью – душой человека.

Подобно тому, как Бог есть Дух и до конца непознаваем. Бог больше нас, недоступен, однако присутствует в нас Духом Святым. Хотя мы можем многое о Нем знать из Святых Писаний, как, например, имена Бога открывают нам Его характер и Его сущность, Он явил Себя нам в Иисусе Христе. Все равно, есть понятная часть о Боге и есть то, что мы не понимаем. Поэтому познание Бога становится нашей постоянной жизненной целью и задачей. Мы знаем о Боге ровно столько, сколь Он Сам дает нам о Себе познать, благоволит Себя открыть.

Душа человека, созданная по образу и подобию Бога так же, содержит эту тайну. Как Бог, который есть творец человеческой души, наполняющий христианскую душу частично познаваем, так и душа познаваема и непознаваема одновременно. О состоянии человеческой души мы так же узнаем из Слова Божьего.
Душу человека нельзя четко определить, можно видеть ее проявления. Психологическая наука работает не с душой, а с ее проявлениями – мыслями, которые порождает душа, эмоциями, решениями, установками, поведением. Психология не изучает душу, ее – душу – нельзя увидеть, это тайна Божия, а вот ее проявления можно наблюдать и анализировать. По сути, психология не познает душу, она дерзает разгадать загадку человеческой души, определить предмет исследования и методы ее изучения. В каком-то смысле, психологические методы помогают нам лучше понять душу, но познать ее до конца невозможно.

Душепопечительство — это практика, так называемого «душеведения», основанная на Священном Писании как учении Иисуса Христа. «Душеведение» — это самобытное, практическое познание души как отдельного человека, так и группы людей, которым часто обладают служители церкви, имеющие богатый опыт духовного общения. Это умение разбираться в психологии и поведении людей, основанное на богатом личном опыте наблюдения и взаимодействия.

Душепопечительство это сопровождение, вспоможение и помощь в освящении души, самого центра человеческой личности. Когда душа освящена, наполнена Духом Божьим, стремиться к Божественному смыслу она непостижима, но проявляет себя определенным образом.

Поэтому, чтобы прийти к ключевому определению душепопечительства, нам важно обратиться к ресурсам Священного Писания и проанализировав ключевые тексты сформулировать библейское определение, о чем мы порассуждаем в следующей статье «Что Библия говорит о душепопечительстве?».

Если Вам интересно стать душепопечителем и научиться помогать людям душепопечительски, Вы можете узнать больше, прослушав бесплатный онлайн курс Руслана Ивановича Надюка «Душепопечительство». Описание курса можно скачать здесь https://disk.yandex.ru/i/UBoGoW0O8sF63Q

Зарегистрироваться на дистанционный бесплатный краткосрочный курс «Душепопечительство» можно здесь https://online.mecs.ru/moodle/blocks/teachmix/helper.php?link=QTnhbASgXahMBu5cHviOtNM9JpcsQV

Руслан Иванович Надюк, пастор церкви, магистр богословия, магистр социальной работы, христианский психолог, кандидат психологических наук, начальник отделения душепопечительства Семинария евангельских христиан г. Москвы http://xn--e1anpr.xn--p1ai/index.php/76-teachers/97-naduk

В случае полного или частичного копирования и использования данного материала, ссылка на источник и указание на авторство обязательно. Все права защищены.



[1]Иоганес Раймер, в книге Душепопечение в церкви стр 5


Количество просмотров 825
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна