| |
Поиск по сайту:
|
||
«Библия говорит к сердцу каждого поколения, а мерилом для оценки жизненности и силы народа будет всегда его отношение к Библии». (Иоганн Гёте) |
||
Когда возникло душепопечительство?Душепопечительство возникло задолго до возникновения Церкви, а именно на раннем этапе становления Израильского народа, как народа Божьего. Другими словами, душепопечительство возникло вместе с возникновением народа Божьего, когда у его представителей возник практический запрос на тему: «Как жить и решать ежедневные проблемы по воле Божьей в тех или иных жизненных обстоятельствах?». Как это произошло? Запрос на душепопечение в народе Божьем появился после освобождения еврейского народа от египетского рабства. Об этом повествуется в книге Исход, непосредственно о первых душепопечительских практиках в 18 главе. Израильский народ, пройдя через ряд испытаний, вышел из Египта, пережив спасение от войска фараона. Когда жизненные обстоятельства большинства стабилизировались, и израильтяне окончательно отделились от Египтян, народ начал осознавать свою избранность перед Богом, свою нужду в Божьем водительстве, защите и необходимость «жить по-Божески». Люди, выходя из кризисных обстоятельств, осознают нужду в новых смыслах. Израильтяне стали выстраивать взаимоотношения друг с другом, налаживать быт в пустыне. В этот период появилась необходимость правильного, то есть Богоугодного решения своих житейских проблем, а как следствие, и нужда в душепопечении. Вот как этот момент описан в книге Исход 18 главе. «На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера. И видел тесть Моисеев, все, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим объявляю уставы Божии и законы Его. Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь: ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]; научай их уставам и законам [Божиим], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою [бремя]; если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром. И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил; и выбрал Моисей из всего Израиля способных людей и поставил их начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. И судили они народ во всякое время; о делах важных доносили Моисею, а все малые дела судили сами». (Исход 18:13-26) «Судить народ» - в этом отрывке, значит выносить окончательное богоугодное суждение по тем спорам и вопросам, которые возникали у народа Израильского. Людей было много, нужда на душепопечительскую помощь была огромной. Запрос на душепопечение был велик еще и потому, что народ хотел знать, как жить по-новому, справедливо, по Божьим правилам.
Моисей стал для народа прообразом Христа – священником, пророком, учителем, наставником и первым душепопечителем. Он помогал получить Божье суждение (самое верное решение) по насущным вопросам и жизненно важным делам.
Из приведенного отрывка мы также видим:
На примере ранней израильской модели душепопечения, разработанной пророком Моисеем, мы видим, что душепопечение было направлено на богоугодную организацию жизнь внутри народа Божьего. Душепопечитель в Израильском народе – это человек, обязательно богобоязненный, обладающий знаниями и навыками душепопечения. Вот как в книге Исход 18: 21: «ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их]»
Со временем в еврейской культуре таким человеком становится раввин. Священники должны были обеспечивать непрерывность жертвоприношений и служения в храме. А после разрушения храма, народ для поклонения стал собираться в синагоге. Раввин – учитель, сведущий в богословии, в Торе, в пророках, в уставах и правилах жизни. Он знаток повседневной гражданской жизни, прототип современного юриста. Так как вся правовая система у евреев строилась на Законе Божьем. Раввин – богослов, юрист и учитель. Имея душепопечительскую практику, раввин накапливает психологические знания. Узнает глубины человеческой души в контексте повседневных забот, исходя из знания Божьих истин и суждений. Душепопечение являлось неотъемлемой частью служения раввина в Божьем народе. По наследству от отца к сыну в династии раввинов передавались опыт и традиции, такие как Богопознание, «душеведение» (психология верующих), законы жизнеустройства, педагогические приемы и навыки. В трудных жизненных обстоятельствах душепопечитель помогал понять Бога, учил людей, как оставаться человеком Божьим в любых испытаниях. Сегодня душепопечительство, в лучших раввинистических традициях, реализуется в Духе Учителя и Душепопечителя Иисуса Христа, христианами-душепопечителями, которые в личных христианских практиках обрели навык обучения от Иисуса Христа (через Его Церковь, Слово, откровение) и научился находить, переживать и получать Его незримое и действенное душепопечительство. В свете этого совсем по-душепопечительски звучат слова Иисуса Христа, записанные в евангелии от Мтф.11:28-29: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Если Вам интересно стать душепопечителем и научиться помогать людям душепопечительски, Вы можете узнать больше, прослушав бесплатный онлайн курс Руслана Ивановича Надюка «Душепопечительство». Описание курса можно скачать здесь https://disk.yandex.ru/i/UBoGoW0O8sF63Q Зарегистрироваться на дистанционный бесплатный краткосрочный курс «Душепопечительство» можно здесь https://online.mecs.ru/moodle/blocks/teachmix/helper.php?link=QTnhbASgXahMBu5cHviOtNM9JpcsQV
Надюк Руслан Иванович, пастор церкви, магистр богословия, магистр социальной работы, христианский психолог, кандидат психологических наук, начальник отделения душепопечительства Семинария евангельских христиан г. Москвы http://xn--e1anpr.xn--p1ai/index.php/76-teachers/97-naduk
Количество просмотров 1081
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |