Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

Душепопечитель и психолог: в чем разница?

Дорогие друзья! Мы начинаем публиковать серию статей об одной из самых актуальных тем – церковном душепопечительстве. В материалах рубрики читатель сможет получить исчерпывающие ответы на важные вопросы, касающиеся помощи душе человека в церкви.

          • Что можно называть душепопечительством?
          • Что говорит об этом Библия?
          • Как душеопекать друг друга во Христе?
          • Чем отличается душепопечительство от психологической помощи?

На эти и многие другие вопросы даст ответ практикующий пастор и душепопечитель, магистр богословия, магистр социальной работы, кандидат психологических наук Руслан Иванович Надюк. Он более 20 лет занимается вопросами христианского душепопечительства, является разработчиком церковных душепопечительских программ, автором душепопечительских методик консультирования и вот уже 8 лет возглавляет программы подготовки церковных душепопечителей Московской семинарии евангельских христиан.

Сегодня мы публикуем первую статью. Надеемся, что этот материал будет полезен для вас!

*   *   *

Душепопечитель и психолог: в чем разница?

В современном обществе в условиях популяризации индивидуалистической культуры личного благополучия душепопечение нередко рассматривают как вариант индивидуальной психологической помощи в церкви. Душепопечительство часто путают с психологической помощью для христиан. Некоторые психологи для привлечения клиентов из среды верующих людей нередко называют себя душепопечителями, на деле имея очень приблизительное представление о сути, смыслах и способах душепопечительства.

Сегодня многие христианские учебные заведения анонсируют программы или курсы душепопечительства, но при близком изучении я нередко обнаруживал, что содержание программы – скорее религиозная «переделка» курсов и программ подготовки социальных психологов, причем в самой упрощенной форме. Некоторые церкви, столкнувшись с проблемами семейных конфликтов, психологических расстройств, алкогольной и наркотической зависимостей, игромании, разводов и измен в христианских семьях, почувствовали необходимость в действенных способах оказания помощи. Однако, вместо того, чтобы обратиться к христианским источникам, служители нередко просто копируют профессиональные психологические технологии помощи, популярные в обществе.

В чем же принципиальная разница между помощью психолога и душепопечителя? Если очень просто и кратко, то разница в следующем: психологическая помощь всегда человекоцентрична, а душепопечительская – всегда Богоцентричная, а значит Библио- и Христоцентрична.

Что представляет собой психологическая помощь?

Клиент ищет помощи в решении своей проблемы. Его цель – удовлетворить свои психологические, социальные или материальные запросы. Психолог предлагает пути решения и помогает найти внутренние ресурсы: мыслить, чувствовать, действовать «по-другому», более эффективно для достижения личных целей. Клиент сам определяет, что для него благо, а психолог помогает это «благо» самостоятельно найти, обрести и научиться жить в нем. В этом и проявляется принцип человекоцентричности. Чего именно и каким образом следует достичь, определяет сам клиент или психолог в альянсе с клиентом.

Приведу пример, типичный случай: за помощью к психологу обращается женщина, которая сильно обижена на мужа. По ее словам, он перестал быть привлекательным, недостаточно обеспечивает семью, ведет себя плохо: разговаривает грубо, есть подозрение, что изменяет. Женщина чувствует, что эти отношения «тормозят ее развитие», они давно «разные люди, между которыми нет ничего общего». Реализуя профессиональный психологический подход, психолог обязан выяснить запрос клиентки, понять, чего она хочет: выйти из «напрягающих» отношений или работать над их улучшением. Далее, уточняя запрос, выяснив, каков «заказ» клиента, психолог предлагает способы реализации выбранной стратегии. Это человекоцентричный подход.

Что представляет собой душепопечительская помощь?

Душепопечительство — это Христоцентричная помощь человеку. Что это значит?

Прежде всего, нужно обрести веру в Иисуса Христа не только как в Спасителя, но и как в Душепопечителя. Первая ступень к этому – обрести доверие, и обратиться с ним к Богу в надежде, что Он поможет ищущему помощи.

Христос является Душепопечителем – это ключевой постулат церковного душепопечительства.

Оснований для этого утверждения много, но наиболее точно и просто об этом говорится в первом послании апостола Петра: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1-е Пет. 5:7). Душепопечители – это служители Иисуса Христа, которые «… неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет…» (Евр. 13:17). Душепопечители «пекутся о душах», давая внутренний отчет перед Богом. Христианин-душепопечитель – это верующий наставник, который помогает ближнему научиться личному попечению от Иисуса Христа. В соответствии с 1 Пет. 5:7 это означает, что душепопечитель помогает человеку:

  • поверить, то есть обрести веру в попечение Божье, в возможность и важность решения проблемы, с которой он обратился;
  • осознать наиболее значимые для опекаемого личные «заботы», которые следует возложить на Бога;
  • «возложить заботы» на Иисуса Христа, что означает обучение в процессе разговора способам духовного взаимодействия с Богом и своей душой (с ней тоже нужно уметь взаимодействовать, опекая духовно).

Нередко в процессе душепопечительского консультирования опекаемый, как и клиент на приеме у психолога, ищет помощи в решении проблемы для удовлетворения своих личных психологических, социальных или материальных запросов. Душепопечитель же, в отличие от психолога, предлагает все происходящее в жизни опекаемого осмыслить через призму Божьего Слова, истины, откровения. То есть понять себя, проблему, обстоятельства в контексте библейских истин, вероучения, христианских норм и принять Богоугодное решение проблемы. В этом и проявляется Богоцентричность душепопечительства.

Проиллюстрируем душепопечительский подход на примере ранее упомянутой женщины, обиженной на мужа. Начиная разговор, душепопечителю также важно узнать «запрос» опекаемой, но вовсе не с целью дальнейшей работы над его удовлетворением, а чтобы на следующем этапе беседы сравнить его с Божьей волей, смыслом, откровением.

  • Что не так? Как должно быть?
  • Почему то, как должно быть, для Вас важно?
  • Что об этом говорит Слово Божье?
  • Что перед Богом правильно в Вашей ситуации?
  • Почему Божий вариант поведения лучше?
  • Как Вам правильно поступить перед Богом?

Эти простые вопросы будут активно помогать опекаемой искать Богоугодные смыслы и стратегии решения обозначенной ею «проблемы неудовлетворенности в браке».

Душепопечитель по каждому запросу опекаемого предлагает и помогает ему:

  • узнать, понять, осмыслить Божью волю через Слово Божье;
  • принять Богоугодную стратегию поведения;
  • освоить ресурсы веры как духовно-психологическую практику самопомощи в озвученной проблеме.

В этом – суть Богоцентричного подхода. Божья воля в Его Слове является обучающим и формирующим ресурсом.

Душепопечитель, как и психолог, помогает найти внутренние ресурсы, но это больше, чем ресурсы «правильного» мышления, реагирования и поведения – это ресурсы личного служения Богу в данной ситуации, которые высвобождаются посредством осмысления актуальной библейской истины, ее проживания посредством веры и исполнения воли Божьей. Душепопечитель ведет человека от «исполнения желаний» к «Божественной норме», чтобы в ней найти свое благо. В этом – главное отличие душепопечительского подхода от психологического. Как правило, психолог не владеет арсеналом душепопечительских способов работы с душою, скатываясь в парадигму человекоцентричного психологического консультирования.

Душепопечительский триалог

Опекаемый в процессе диалога с душепопечителем самостоятельно открывает для себя путеводные смыслы из Божьего Слова, которое учит, обличает, мотивирует и предлагает путь решения. Это требует от душепопечителя умения владеть внутренними и внешними техниками, с помощью которых он лишь помогает найти опекаемому «путеводную истину», самостоятельно понять ее, подводя к присвоению важной истины и принятию Богоугодного решения. Можно сказать, что душепопечитель «обслуживает Библейскую истину» в процессе понимания, осмысления и принятия ее опекаемым. Консультирует Библейская истина, а не душепопечитель. Это требует особой манеры ведения душепопечительского диалога, которую я называю «душепопечительский триалог», то есть диалог троих: душепопечителя, опекаемого и Божьей истины. Поэтому душепопечитель не директивен, то есть не является источником истины. Истина Священного Писания становится директивным ресурсом, помогая опекаемому понять, что для него благо и как его достичь. В этой манере консультирования и проявляется принцип Библио- и Христоцентричности.

Христоцентричность указывает на необходимость осмысления Библейской истины через богословие Иисуса Христа о грехе, покаянии, искуплении, воскресении и воплощении. Более подробно мы поговорим о практическом применении этих концепций несколько позже.

Кто может стать душепопечителем?

Чтобы реализовать модель «душепопечительского триалога» в консультировании, душепопечитель должен иметь богатый опыт «диалога с истиной». Поэтому, для того чтобы быть душепопечителем, абсолютно недостаточно иметь психологическое образование, уметь «правильно говорить» с людьми, разбираться в их запросах, владея техниками активного слушания и наводящих вопросов. Несомненно, все это полезно для формирования доверительных и эмоционально теплых отношений с опекаемым, и этому тоже важно учиться, но прежде всего, душепопечитель — это человек «с особым содержанием», который должен:

  • быть верующим человеком: иметь личное познание Иисуса Христа как Господа и Спасителя;
  • знать тексты Священного Писания, которые в разных обстоятельствах учат тому, как возлагать на Иисуса Христа свои заботы;
  • уметь толковать Библейские тексты Христоцентрично;
  • иметь личный опыт попечения у Христа как Душепопечителя: в молитве, размышлении, покаянии, прощении, делах веры.

Всему этому нужно учиться лично, в церкви и на душепопечительских семинарах, курсах и программах.

Церковное душепопечительство – это Богоцентричная, а со времен появления Церкви – Христоцентричная помощь человеку в том, чтобы научиться осознавать, принимать и преодолевать свои жизненные обстоятельства посредством ресурса веры во Христа и жизнеутверждающего учения Иисуса Христа. Поэтому душепопечительство – это практическое проявление духовного наставничества и ученичества в христианской жизни.

Если Вы хотите помогать людям и стать душепопечителем, я приглашаю вас пройти бесплатный онлайн курс «Душепопечительство». Вы сможете ознакомиться с основными принципами этого важного служения. Полное описание программы курса можно скачать здесь https://disk.yandex.ru/i/UBoGoW0O8sF63Q.

Зарегистрироваться на дистанционный бесплатный курс «Душепопечительство» Московской семинарии евангельских христиан можно здесь https://online.mecs.ru/moodle/blocks/teachmix/helper.php?link=QTnhbASgXahMBu5cHviOtNM9JpcsQV.

Больше о церковном душепопечительстве – в наших пабликах в Telegram https://t.me/dushepopechitelstvo и в VK https://vk.com/club198859634.

Руслан Иванович Надюк, пастор церкви «Слово для души», 
магистр богословия, магистр социальной работы, 
кандидат психологических наук, начальник отделения 
душепопечительства Семинарии евангельских христиан г. Москва.

http://xn--e1anpr.xn--p1ai/index.php/76-teachers/97-naduk


Количество просмотров 1562
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна