Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

М.В. Иванов: Вечеря не бывает заочной

Нынешние карантинные меры, связанные с пандемией коронавируса, поставили церкви евангельских христиан-баптистов в непривычные и необычные условия. Мы оказались в ситуации, когда не представляется возможным проводить богослужебные собрания, а это означает, что и Вечерю Господню мы проводить больше не можем. Многие не могут смириться с этим и их можно понять. Для каждого из нас ежемесячное участие в Хлебопреломлении – давно сложившаяся благочестивая привычка, от которой не хочется отказываться ни при каких обстоятельствах.

И тут некоторых служителей осенила идея, которую я, при всем уважении к моим собратьям пастырям, гениальной счесть не решусь. Суть идеи состоит в том, что в сложившихся условиях Вечерю можно проводить заочно. Молитва ведь действует на расстоянии, а значит вроде бы можно помолиться пресвитеру за хлеб и вино в одном месте, а сами хлеб и вино вкусить каждому члену церкви у себя дома. Что же, нашли выход? Не думаю.

Начнем с того, что даже в обычной жизни не всё, увы, можно делать удалённо. Заказать еду удалённо по интернету можно, а съесть нет, поэтому нужна услуга курьера. Супруги, находясь в долгой разлуке, могут теперь общаться через «зум» или «скайп», и это, конечно, прекрасно, но вот ребёночка заочно зачать у них не получится. В духовной жизни тоже так. Обычная ходатайственная молитва может быть заочной, о чём свидетельствует Новый Завет. А вот заочная Вечеря невозможна.

В Новом Завете говорится о Вечере Господней исключительно в контексте собрания верующих (Деян. 20:7; 1Кор. 11:20-34 и др.). Собрание в данном случае означало непосредственное общение святых, собранных в конкретном месте, где они вместе участвовали во всех аспектах заповеди, видя, слыша, чувствуя друг друга. Следует отметить, что заочное общение не может быть адекватной заменой очному. Только очное общение способно в полной мере дать духовную радость и глубину погружения в истину (2Ин. 12, 3Ин. 13-14).

Поскольку Писание говорит нам о Вечери Господней, как о собрании, на котором непосредственно присутствуют все участники, а заочное общение нельзя приравнять к общему, то заочное «Хлебопреломление» является самочинным человеческим изобретением, противоречащим не только букве, но и духу Писания. А значит такая «Вечеря» не Вечеря вовсе, не подлинно библейское церковное поклонение Христу, а лишь её видимость.

Важно понимать, что когда речь идёт о святынях и заповедях, то духовная реальность, находящаяся в исключительном ведении Бога, не может быть изменена ни мнением церковного авторитета, ни решением братского совета, объединения, съезда и т.п. Вечеря Господня – это слишком серьёзно, чтобы экспериментировать с этим, исходя исключительно из ситуационных соображений.

Игнорирование библейского богословия Вечери по «практическим» соображениям весьма прискорбно и опасно. Это не только ведёт к участию в сомнительном ритуале под видом Вечери, но и имеет другие серьёзные духовные практические последствия. Серьёзные духовные ошибки, к сожалению, бесследно не проходят. Остановлюсь на некоторых из них.

Пандемия когда-нибудь закончится, а опасный прецедент заочного «Хлебопреломления» останется в памяти тех, кто в этом участвовал. И чему этот прецедент научит верующих? Тому, что ради «хочу» (причаститься, креститься и т.п.) можно делать в церкви всё, что кому-то покажется справедливым. Помните к какому духовному «процветанию» такая логика привела израильтян в эпоху судей?

Если возможно преподавать Вечерю Господню заочно, то зачем посещать служителям больных по домам или уверовавших заключённых в тюрьмах? Лучше я здесь помолюсь. А ты там свой кусочек съешь и глоточек выпьешь. И не хлопотно, и силы экономит. Но ведь ценность Вечери именно и связана с живым общением, пусть с маленьким, хоть из двух людей, но полноценным собранием. А иначе остаётся эмоционально и духовно выхолощенный обряд.

Кстати, об обряде и опасности обрядоверия. Почему не участие в Вечери Господней в течение нескольких месяцев и даже лет представляется многим духовной катастрофой? Разве частота участия в Вечери прописана в Писании? Разве от этого зависит наше спасение? Или частое причащение гарантирует нам святую жизнь? Да, Вечеря Господня может принести большую духовную пользу, но нельзя делать из неё некое подобие идола. Без Христа нам прожить нельзя, а без Вечери, если надо, можно.

Более того, я думаю, что Господь, весьма вероятно, допустил нам побыть некоторое время без участия в Хлебопреломлении, чтобы мы научились больше его ценить. Чего греха таить, для многих верующих ежемесячное участие в Вечери стало привычным до рутинности. Мы начинаем многое ценить лишь тогда, когда его лишаемся. Я уверен, что первая Вечеря после карантина будет для всех нас особенной, подлинно духовной и благословенной.

Важно понимать и то, что при введении столь неординарной, небиблейской и соблазнительной для многих христиан практики заочного «Хлебопреломления», нам не избежать споров, распрей, а то и расколов (да сохранит нас от этого Господь) в нашей конфессиональной среде. Вечеря, по сути своей, призвана объединять верующих, а не разделять их. Ради попытки соблюдения обряда мы, таким образом, теряем суть.

Даже в вопросах менее важных мы призваны стараться не огорчать братьев и сестёр во Христе. «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Рим. 14:15). Давайте будем ответственными и не порождать никому не нужных конфликтов с тяжёлыми последствиями, особенно для неутверждённых.

Нельзя забывать и о том, как наши действия могут быть восприняты со стороны. Думаю, что причащение заочно, по скайпу, по телефону и т.д. будут выглядеть весьма странно, например, для православных верующих и священнослужителей. И самое обидное, что в данном случае, мы будем скорее всего обвинены в либерализме или в полном отсутствии благоговения. Нам нужна такая репутация?

Дорогие братья и сёстры! Уважаемые собратья служители! Пишу эту короткую статью, пребывая в посте, поэтому особенно стараюсь не впадать в эмоции и избегать осуждения. Никого не хочу обидеть и ни с кем не хочу спорить. Но очень прошу, особенно пресвитеров, избегать опасных новаций в том, что касается столь значимой и святой для всех нас заповеди - Вечери Господней. Будем хранить благоговение и мир! И в своё время причастимся, когда Бог позволит.

С любовью и молитвой,

Ваш во Христе

М.В. Иванов 


Количество просмотров 1664
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна