Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

Библейский фундаментализм (1 часть)

Я – фундаменталист. Так я всегда говорю. Однако, хотя я и унаследовал парочку ружей, я не знаю, где от них пули. Я никого не ненавижу – даже своих соседей, чьи коты постоянно разгоняют певчих птичек в моем саду. Зная свои слабости и свою греховность, я не спешу слишком осуждать других. Некоторые назвали бы меня “Bible-thumper” (“бьющий по голове Библией”), но я в действительности не стараюсь ни на кого обрушивать библейские цитаты – еще со средней школы, когда я пытался таким образом произвести впечатление на некоторых девочек (спустя много лет я понял, что “бить по голове” – это далеко не лучший способ понравиться).

У меня есть твердые убеждения и предпочтения касательно всего, начиная с политики и заканчивая развлечениями (только спросите меня!), но я знаю, что далеко не все разделяют мои взгляды, и спокойно к этому отношусь. Я верю, что нужно избегать греховных практик и нехороших компаний, но не прячусь где-нибудь в пустыне подальше “от всех этих грешников”. А еще – о, ужас!!! – я могу включить канал CNN с такой же легкостью, что и Fox New – что, конечно же, может стоить мне лишения “карточки членства общества фундаменталистов” в глазах некоторых.

Тем не менее, я и подобные мне принадлежим к наиболее презираемой, маргинальной, критикуемой, подозрительной и неправильно понимаемой группе людей на земле. Вполне понятно, почему весьма немногие хотели бы носить ярлык фундаменталиста. Если бы нас спросили, как бы мы хотели, чтобы нас называли, мы, возможно, сказали бы “евангельские верующие”. Однако этот термин давным-давно утратил свое истинное значение. Возможно, “консервативные верующие” звучало бы лучше. Но “фундаменталисты” – хорошее слово, если его понимать правильно, с библейской точки зрения. К сожалению, даже в среде христиан “фундаментализм” звучит довольно отталкивающе, и большая часть вины за это лежит на самих фундаменталистах. Частично проблема заключается  в том, что библейский фундаментализм слишком часто подменяется фундаментализмом культурным. И мало кто видит между ними разницу.

Но прежде чем мы займемся важным и подробным анализом того, чем отличаются эти два вида фундаментализма, следует вначале заглянуть в прошлое и сделать небольшой обзор развития фундаментализма в истории.

Корни фундаментализма

Начало 19 века стало той вехой, когда евангельский мир претерпел радикальные изменения – особенно в англоговорящих странах. Когда мир вступил в 19-ое столетие, результаты Великого Пробуждения в первой половине 18 века в Америке под руководством Джонатана Эдвардса и Джорджа Уайтфилда и Евангельского Пробуждения в Англии под влиянием братьев Уэсли уже в значительной степени ослабели, остались в прошлом. Те, кто читали в то время описания великих событий минувших лет, искренне желали повторения чего-то подобного, но, казалось, были больше склонны к внешней, эмоциональной стороне ревайвализма (феномена пробуждения), чем серьезно интересовались богословской стороной деяний отцов пробуждения. Поэтому так называемое Второе Великое Пробуждение, начавшееся в Кентукки в начале 19 века – и затем распространившееся по большей части Новой Англии и в некоторых регионах Американского юга – имело совсем другую окраску (если сравнивать с тем, что происходило во время Джонатана Эдвардса).

Эдвардс верил, что Великое Пробуждение было подлинным духовным возрождением, посланным Господом, но он также знал, что к нему было примешано много вредного – крайностей, притворств и “ложных духов”. Поэтому то, что имело место в первой половине 19 века (Второе Пробуждение), изменило баланс в худшую сторону. Хотя, несомненно, было много истинных обращений и настоящей ревности по Господу, больше, однако, было того, что мало чем отличалось от плотской эмоциональности.

Верующие 19 века жаждали особых духовных переживаний, и путешествующие евангелисты, казалось, предлагали им это в своих евангелизационных палатках. Хорошим оратором, знающим, как “завести” толпу, был Чарльз Финни, проповеди которого собирали огромные толпы людей. Его служение давало сенсационные результаты (пусть даже и временные). Во время таких “евангелизаций” церкви были переполнены. Но, к сожалению, после отъезда евангелистов жизнь церквей (и количество посещаемых ее) возвращалась в привычное русло.

Пасторам не потребовалось много времени, чтобы понять: если они хотят больших, эмоциональных собраний, им нужно отбросить привычные “скучные” богослужения с акцентом на изучении Библии, и предлагать людям служения в “стиле пробуждения” в соответствии с так называемыми “новыми методами” – “испытанным наследием”  Чарльза Финни и других менее известных евангелистов. Это привело ко вполне предсказуемой схеме-практике. Евангелисты и пасторы, оставив серьезное библейское содержание, с помощью новых креативных методов доводили людей до состояния религиозного экстаза. Когда же эмоции остывали, возникала необходимость в новом цикле использования подобных методов, чтобы “вернуть пробуждение”. Один критик методов Финни писал в 1858 году: “В переполненном доме люди одновременно пели, кричали, прыгали, разговаривали и молились … из-за нехватки воздуха у людей случались припадки; некоторые падали, их называли новообращенными. Но как только буря эмоций угасала, эти люди отпадали”.

Эти циклы стали настолько популярными, что некоторые районы Новой Англии (особенно Нью-Йорк) стали называться “охваченными пламенем” (Burnt-over). Подобный “огонь пробуждения” столь часто проносился над некоторыми территориями, что люди, в конце концов,  “приобрели иммунитет” против Божьих дел. По сей день этот регион остается, возможно, самым духовно непробиваемым во всем американском религиозном ландшафте. Интересно также, что корни многих современных культов появились в этом “охваченном пламенем” регионе.

Наконец, в этой же области и в то же время возникли и многочисленные утопические общества, часто предлагающие “кусочек неба на земле”. Весьма вероятно, что все эти отклонения стали результатом ревайвализма в начале 19 века, отличающегося эмоциональным излишеством и минимальным изучением Писания.

Развитие фундаментализма

Все эти факторы привели к большой путанице и многим разделениям в среде христиан. К середине 19 века некоторые христиане решили дать бой явным отклонениям и призывали установить критерии, которые определяли бы, что является действительно евангельским, а что – нет. В 1846 году был основан Евангельский Альянс, который создал общность протестантов всего мира, считавших себя духовными наследниками пробуждений прошлого (18) века. Евангельский Альянс не только утвердил консервативные доктрины веры, но и предложил главные признаки истинной евангельскости:

  • Вера в богодухновенность, авторитетность и достаточность Писания.
  • Признание центральности креста, на котором жертва Иисуса предложила путь спасения для всех людей.
  • Необходимость обращения, во время которого грешник через покаяние и веру становится новым творением во Христе, возрождаясь посредством Святого Духа.
  • Важность духовной активности, когда дитя Божье участвует в евангелизации, служении и помогает нуждающимся.

Те, кто отвергали доктринальную ортодоксию Всемирного Евангельского Альянса (как его еще называли), попытались “разбавить” ее либеральной теологией. Когда же это не сработало, они вышли из Альянса в 1894 году и создали Открытую Церковную Лигу (The Open Church League), которую позже (в 1990 году) переименовали в Национальную Федерацию Церквей.

В 1950 году Национальную Федерацию реорганизовали в Национальный Совет Церквей. Такой выход либерально настроенных лидеров из Всемирного Евангельского Альянса (с последующим созданием своего собственного объединения) привел в конечном итоге к распаду последнего. Важно отметить в свете широко распространенного ошибочного мнения, что консервативные христиане являются главной причиной всех этих разделений, что именно либералы отделились от евангельских верующих (а не наоборот) с целью создать церковное единство среди тех, кто отвергает авторитет Священного Писания. Разумеется, либеральные лидеры и тогда, и сегодня ратуют за единство – но ценой доктринальной чистоты. Они с радостью протягивают руку любому, но только не тем, кто настаивает на том, чтобы главные библейские истины оставались фундаментом такого единства.

Первый великий раскол

К концу девятнадцатого века либеральные богословы (известные тогда как модернисты) принесли немецкий рационализм во многие англоговорящие церкви – особенно в Америке. Многие верующие в этих церквях (как пасторы, так и рядовые члены) в течение долгого времени пренебрегали тщательным и систематическим изучением Писания, что позволило их общинам стать благоприятной почвой для проникновения различных еретических идей – тем более что либералы часто маскировали свои учения, используя те же термины, что и евангельские верующие, но вкладывая в них иной смысл. Кроме этих факторов, происходил сдвиг от мышления Просвещения с его акцентом на разуме к Романтизму с его акцентом на чувствах и опыте – что стало преобладать в подходе к христианской жизни. Все эти нити в культуре второй половины 19 века ткали новую ткань самосознания в христианстве. Многие важнейшие доктрины, которыми так дорожили евангельские верующие со временем Реформации (по крайней мере), теперь были “выброшены за борт”. А вместе с отвержением библейской истины произошел сдвиг и в парадигме церкви – ее целях, направлении. Если в воплощении Бога сомневались, к самому Писанию относились недоверчиво, а богословие стало мишенью нападок, оставалась лишь одна церковная миссия – решение социальных проблем. Так появилось то, что можно назвать “социальным евангелием”.

К концу 19 века большинство либеральных богословов сделали социальный вопрос центральным в их понимании Евангелия. Историк Джордж Марсден пишет:

“Хотя ценность традиционного евангельского подхода в практике евангелизма не обязательно отвергалась, проповедники социального евангелия считали библейские темы второстепенными. Они часто полагали, что акцент на привычном евангелизме делает евангельское общество слишком  “не от мира сего”… индивидуалистичным…. Подобные рассуждения хорошо вписывались в контекст зарождающейся либеральной теологии того времени”.

Под “либеральной теологией тех дней” подразумевалось все большее принятие теорий дарвинизма, интенсивные нападки библейских критиков на Писание и фрейдистское переосмысление человеческой природы. В свете таких возникших проблем в отношении Библии и консервативной евангельской мысли, либеральные богословы пришли к выводу, что христианству,

 чтобы выжить, нужно пойти на радикальные изменения. Что нужно отвергнуть то, что неприемлемо для современного человека – идеи воплощения, искупления, креационизма, богодухновенности и т.д. И наоборот, следует сохранить и подчеркивать то, что принимается и ценится культурой.

У Западной культуры не было больших проблем с принятием позиции социального евангелия, поэтому со временем церковь усвоила такое мышление. Разумеется, не буквально все соглашались с социальным евангелием, но к началу 20 века практически все крупные деноминации, школы, семинарии и христианские организации были пропитаны либеральным мышлением. И к 1920 году полностью капитулировали перед ним.

Испытание ортодоксии происходило в сдвиге от “во что нужно верить” к “как нужно жить”. Как излагает эту проблему Марсден, “Ключевым тестом христианства стала жизнь, а не доктрина”. Начиная с отца христианского либерализма Фридриха Шлейермахера, все большую ценность стал приобретать опыт, а не истина. Ренальд Шоуверс (Renald Showers) отмечает:

“Либеральные протестанты – приверженцы социального евангелия – заявляли, что церковь должна сосредоточиться главным образом на этом мире. Что она должна изменить направление своих усилий от спасения индивидуумов к спасению общества. Что церковь должна принести Царство Божье на землю, вместо того чтобы учить об установлении в будущем теократического  царства в личности Иисуса Христа… Церковь должна спасать мир, а не спасаться от этого мира”.

Консервативные верующие боролись с модернистским уклоном в христианстве различными методами – например с помощью серии брошюр “Фундаменталисты” или работ таких богословов как профессор Принстонского университета Грешем Мейчен (автор учебника Греческого языка). В своем классическом труде “Христианство и Либерализм” он называет либерализм совершенно иной религией, отличной от христианства. В те бурные годы он предупреждал: “То, что сегодня выглядит академическими спекуляциями, завтра поднимет армии, рушащие империи”.

Как ни грустно, но его пророчества исполнились с удивительной точностью. Но ни Мейчен, ни другие консервативные верующие уже не могли спасти деноминации и богословские школы от либерализма. Да и сам Принстонский Университет, отказавшись от своих доктринальных корней, принял в 1929 году либеральные взгляды. У консервативных верующих было лишь два выбора: или оставаться внутри этих систем, пытаясь их изменить, или отделиться, создавая свои деноминации, открывая свои школы, церкви, служения.

Многие выбрали второй путь. Мейчен, например, основал в 1929 году Вестминстерскую Богословскую Семинарию, а в 1936 году открыл Ортодоксальную Пресвитерианскую Церковь. Многие верующие всех деноминаций, объединенные библейскими консервативными взглядами, оставили свои деноминации и организовали такие объединения, как Независимые Фундаментальные Церкви Америки (Independent Fundamental Churches of America), Консервативные Баптисты и Генеральная Ассоциация Регулярных Баптистских Церквей. В те же годы была основана Даллаская Теологическая Семинария и другие консервативные миссии, организации и многочисленные парацерковные структуры.

Как указывает Марсден, во время Великой Депрессии было открыто 26 школ, тяготеющих к фундаментализму. Консервативные верующие были сосредоточены на евангелизме, богословском образовании и ученичестве, в то время как либералы все больше позиционировали себя как приверженцев социального евангелия и распространяли свои взгляды на “Божье Царство”. Для них Царство было не где-то в будущем или вовне, но “здесь и сейчас”. Это было Царство “внутреннее, этическое и религиозное”, основанное на некоторых идеях Иисуса Христа.

(продолжение следует)

Голос Истины по материалам Sharper Iron

***

Надеемся, что Вам интересны материалы, публикующиеся на нашем портале. Нам хотелось бы и в будущем обеспечивать вас, уважаемые читатели, свежими новостями и другой важной и полезной информацией. Наш проект является некоммерческим и существует за счет спонсорской помощи. В настоящее время мы испытываем серьезные финансовые трудности, а потому были бы искренне рады любой помощи с Вашей стороны.


Количество просмотров 1053
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна