Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

Если семья важнее церкви, правильные приоритеты нарушаются

Размышления Джозефа Хеллермана, профессора Языка Нового Завета и Литературы из  Талботской Богословской школы.

Несколько лет я нес служение в церкви, известной своей ревностной поддержкой зарубежных миссий. Многие выпускники нашего колледжа (и некоторые из них были членами этой церкви) чувствовали призвание полностью посвятить себя межкультурной зарубежной миссии. В их числе был и молодой талантливый парень Билл. Однако реакция родителей Билла стала для него неприятным сюрпризом. Да, его семья поддерживала финансово миссионеров, молилась о них и даже готовила для них в церкви обеды, когда те приезжали в отпуск с миссионерского поля, но идея, чтобы их сын посвятил свою жизнь зарубежной миссии, оказалась для них слишком трудной для принятия. Они хотели, чтобы Билл нашел хорошую, стабильную работу, чтобы у него была прекрасная христианская семья – которая, конечно же, поддерживала бы финансово зарубежных миссионеров (как и они).

Такая реакция родителей – не редкость. Как указывают результаты недавнего опроса “Barna Group”, молодые взрослые американцы считают родителей главным фактором, влияющим на их идентичность и важнейшие решения в жизни. Только затем идут Бог и страна. И христиане – не исключение. Большинство прихожан поставили свои семьи на место, принадлежащее Богу и Его семье, когда речь идет о том, чему посвятить свою жизнь.

Многие из нас ставят приоритет семьи выше приоритета церкви. И это грустно, потому что Библия содержит другой порядок приоритетов.  Многие христиане справедливо отмечают, что Бог любит семью. Все Писание подчеркивает, что на семью ложится ответственность воспитывать детей в Господе. Мужьям и женам дается повеление хранить друг другу верность, а детям – быть послушными своим родителям, почитать их. Павел пишет: “Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного” (1 Тим. 5:8).

Но в евангелиях мы обнаруживаем более “смешанный” набор повелений насчет семьи. В некоторых текстах Иисус предстает перед нами «про-семейным» – например в Мф. 15:3, где Он упрекает фарисеев за то, что они нарушают пятую заповедь («почитай отца и мать»).  Но в других текстах Он кажется “про-безбрачным” – например, в Лук. 14:26, где Он говорит: “Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником”.

Как бы нас ни шокировали эти слова Иисуса, они, следует отметить, были особенно поразительными для слушателей первого столетия. Культуры древних стран региона Средиземного моря в большой степени основывались на прочности социальных групп внутри общества. Благополучие и само существование этих групп ставились выше интересов и желаний отдельных их членов. Поэтому верность семье составляла важнейшую обязанность человека в новозаветные времена.

Но следование за Иисусом означало принадлежность двум видам семьи: своей земной семье и семье веры. В отличие от культурного контекста, Иисус считал более важной семью веры: “И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь” (Мф. 12:49-50).

Такой призыв Иисуса присоединиться к семье веры порождает неизбежный конфликт верности: какой семье я должен проявлять большую верность?

Большинство из нас придерживаются следующего порядка приоритетов (в сфере отношений):

  1. Бог
  2. Моя семья
  3. Божья семья (церковь)
  4. Другие

Но как Писание, так и история церкви утверждает ту идею, что Божья семья должна быть приоритетней обычной семьи. Иисус не просто призывал отдельных людей иметь с Ним личные отношения, но призывал присоединиться к движению, стать частью новой семьи. Позиция, которая как бы разделяет верность Богу и верность Божьей семье, была бы чуждой для Иисуса и первых христиан. Как гласит знаменитое выражение Киприана Карфагенского (богослова третьего века), “Кому Церковь не мать — тому Бог не отец”.

Современные западные евангельские верующие склонны представлять Иисуса в основном личным духовным Наставником, Который взаимодействует “один на один” – что ведет к некоторому отделению нашей верности Богу от верности Божьей семье. Но с точки зрения Иисуса, существует лишь один способ принадлежать Богу: принадлежать общности Его детей. Таким образом, Иисус предложил бы другой порядок личностных приоритетов:

  1. Бог и Его семья
  2. Моя семья
  3. Другие

Хотя такой порядок приоритетов большинству западных евангельских верующих тяжело принять, он наилучшим образом гармонирует с “про-безбрачными” заявлениями Иисуса. Если Бог и Его семья стоят в моей жизни на первом месте, тогда исчезает “конфликт верности” (моя семья или Божья семья?). Так как Иисус жил в культуре, в которой царила верность семье, то тогда, если Он намеревался установить новую, духовную семью (которая была бы важнее обычной семьи), Ему во время Своего земного служения, несомненно, пришлось бы снова и снова бороться с привычной для людей того времени приоритетностью обычной семьи. Именно это мы и видим в Евангелиях.

Хотя наши обычные семьи остаются наиболее важными земными отношениями, нам следует учиться подчинять верность своей обычной семье всеохватывающей реальности семьи Божьей. Не потому, что обычная семья отделена от Божьей семьи и конкурирует с ней, борясь за наше внимание и время, а потому что наши земные семьи должны стать частью семьи Бога.

Порядок личностных приоритетов с точки зрения Иисуса помогает нам понять важную истину: не Божья семя должна служить интересам нашей семьи (ее предпочтениям, желаниям и нуждам), но наши семьи должны служить семье Бога.

Эрик Харди работает недалеко от Лос-Анджелеса в индустрии игрушек. Из-за чрезмерной дороговизны на рынке жилья, семья Харди, как и большинство молодых семей, сталкивается с серьезными трудностями. Они живут в доме, расположенном в далеко не идеальном районе, где школьная система (у четы Харди две дочери) находится не на очень высоком уровне, и где стоимость небольшого отдельного домика составляет около 400 000 долларов.

Несколько лет тому назад компания “Hasbro”, специализирующаяся на изготовлении игрушек и настольных игр (и имеющая офисы в других странах), сделала Эрику деловое предложение, которое бывает только раз в жизни, и которое, конечно, значительно бы увеличило его зарплату. Главные офисы “Hasbro” находятся в Потакете (штат Род-Айленд), где за 200 000 долларов можно купить прекрасный дом с тремя-четырьмя спальнями. К тому же и школы там более высокого уровня, чем те, которые расположены в районе проживания семьи Харди. Поэтому переезд семьи Харди в Новую Англию был бы большой удачей для них. Большинство семей с огромной радостью согласились бы на эту новую работу и на переезд.

Эрик и его жена Джинни, однако, отклонили это предложение. Дело в том, что они глубоко вовлечены в служение своей домашней церкви, поэтому не могут представить свою жизнь без этих отношений с людьми, которые они строили на протяжении всех лет пребывания в христианской организации Христианское Общество Оушенсайда (ХОО). Благодаря многолетнему проживанию в этом районе, они смогли оказать серьезное влияние на жизни людей из ХОО – как формально (духовное образование, наставничество, обучение), так и неформально (личные, повседневные отношения с братьями и сестрами в церкви, которые полюбили семью Харди и прониклись к ней большим уважением).

Хотя перед нами может и не стоять выбор переезда, многие из нас отдают преимущество обычной семье в менее заметных вещах. Мы постоянно погружаем свои семьи в такую занятость, что просто не остается времени для тех отношений, которые Бог задумал для нас. Поступая так, мы, сами того не замечая, прививаем нашим детям неверные личностные приоритеты.

Брэндон Кэш – один из пасторов нашей церкви и мудрый отец четырех детей от пяти до шести лет. Брэндон с женой разрешают своим детям заниматься только одной какой-то внешкольной и внецерковной деятельностью. Семья Кэшов стремится к тому, чтобы у их детей каждую неделю была возможность проводить время с церковной семьей (даже участвовать в неформальных посиделках), чтобы они строили отношения с христианами всех возрастов. Кэши прекрасно понимают, что христианский характер лучше всего формируется в общении с теми, кто любит Иисуса Христа. Мы сотворены для духовного процветания в Божьей семье.

Возвращение к личностным приоритетам Ранней Церкви не только будет способствовать личному духовному развитию, но также благоприятно скажется на здоровье всей Западной церкви в условиях того, что мы называем постхристианской культурой.

Многие сокрушаются из-за факта массового ухода молодых христиан (“молодежь миллениум”, третьего тысячелетия) из церквей в последние годы. Согласно данным “Barna Group” за 2011 год, такой массовый «исход» составил 59%. В то время как многие пытаются объяснять этот феномен – почему так много “молодежи миллениум” оставило церкви, – важно понять факторы, благодаря которым остальные молодые люди остались в общинах. Эти факторы поражают. Согласно данным “Barna Group” за 2013 год, “наиболее позитивный церковный опыт среди молодежи миллениум – это личностный опыт”. Но речь идет не о всех видах личностных контактов. На первом месте в топ-списке (почему молодые люди остались в своих общинах) стоит общение между разными поколениями, вековыми категориями. Среди тех молодых людей, которые остались в церквях, почти в два раза больше тех, кто общаются с людьми зрелого возраста, чем это было среди той молодежи, которая когда-то была в общинах и теперь ушла (ср. 59% и 31%).

Президент “Barna Group” Дэвид Киннаман отмечает: “Культивирование межпоколенческих отношений является одним из ключевых моментов, благодаря которым общины с динамичной верой оказывают сильное духовное влияние на людей разных вековых категорий – молодых и старых. Во многих церквях это означает переход от метафоры “простой передачи эстафеты” к более библейской, функциональной метафоре тела – т.е. в общине веры все поколения трудятся вместе в течение всей жизни ради достижения Божьих целей”.

Приоритетность Божьей семьи (а не обычной) также ведет к меньшему акцентированию на важности и динамике брака (и рождения детей) в пользу здравого богословия безбрачия и целибата.  Согласно Новому Завету, именно Божья семья (а не обычная) занимает в общине первое место как фактор духовного роста. Среди первых христиан и брак, и безбрачие занимали подчиненное отношение к всеохватывающей модели церкви как семьи. Все было пронизано страстным желанием выполнять Великое Поручение и завоевывать мир для Христа.

 В Новом Завете темы миссии, брака и безбрачия ясней всего объясняются в 1 Кор. 7, где брак рассматривается как “позволение” – т.е. “уступка” нашим физическим потребностям (стих 6), – а безбрачие описано как более предпочтительный путь “угодить Господу” и быть “святым телом и духом” (стих 34). Павел даже прямо говорит: “Хорошо человеку не касаться женщины” (стих 1). И далее объясняет: “Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу” (стих 32).

Это единственный отрывок в Библии, где брак и безбрачие оцениваются вместе в свете возможностей в служении Богу. И очевидно, что приоритеты Павла заметно отличаются от тех, которые мы наблюдаем сегодня в церквях.

Если мы не ставим на первое место Божью семью, мы тормозим служение церкви неосознанным игнорированием одиноких членов церковной семьи. Большинство взрослых христиан женаты. Но есть и много одиноких. Немало также тех, кто вступили в брак довольно поздно, поэтому их совершеннолетие и время женитьбы отделяет солидный промежуток времени – более 10 лет. Кроме того, среди нас есть браться и сестры, которые борются с гомосексуальными наклонностями (и поэтому не могут вступить в брак). Христианская община, которая на первое место ставит обычную семью, а не Божью, и которая превозносит брак как высшую и приоритетную форму человеческих отношений, ничего не может предложить тем, кто вынужден жить в безбрачии (некоторое время или до конца своих дней) – не может дать им такого  богословия практической жизни, которое помогло бы им жить угодной Богу жизнью.

Библейский взгляд на церковь, который ставит Божью семью на первое место в иерархии личностных приоритетов, помещает и брак, и безбрачие в единый контекст Божьей семьи. Такой взгляд больше поощряет одиноких и женатых, старых и молодых, людей с любым прошлым строить друг с другом глубокие отношения. А также поощряет каждого в общине использовать свои дары для блага Тела Христа, для распространения Евангелия способами, уместными в том или ином ситуационном контексте.

Бог хочет, чтобы все Его дети возрастали “в меру полного возраста Христова” (Еф. 4:13). И наше духовное благополучие зависит от правильно расставленных личностных приоритетов. Нам нужно принять Христовы приоритеты в сфере отношений и поставить на первое место Божью семью.

Голос Истины по материалам Christianity Today

***

Надеемся, что Вам интересны материалы, публикующиеся на нашем портале. Нам хотелось бы и в будущем обеспечивать вас, уважаемые читатели, свежими новостями и другой важной и полезной информацией. Наш проект является некоммерческим и существует за счет спонсорской помощи. В настоящее время мы испытываем серьезные финансовые трудности, а потому были бы искренне рады любой помощи с Вашей стороны.


Количество просмотров 1547
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна