Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия говорит к сердцу каждого поколения, а мерилом для оценки жизненности и силы народа будет всегда его отношение к Библии». (Иоганн Гёте)

Народ, земля и Библия – кому принадлежит земля Израиля?

Международное сообщество критикует Израиль за заселение Западного берега реки Иордан. Израильский корреспондент Иоханнес Герлофф считает, сто средневековый еврейский комментатор Библии предвидел это.

Без религии конфликты Ближнего Востока не поддаются объяснению. Жаждущие насилия экстремисты для объяснения своих действий приводят теологические доводы. Тот, кто стремится понять Восток, не может игнорировать влияние религий, тем более ислама и иудаизма.

Израильтяне населяют спорные территории Западного берега реки Иордан по экономическим, националистическим мотивам и в целях политической безопасности. Они подтверждают свои действия международным правом. Богословские аргументы в политических дебатах в Израиле приводятся редко. Но они присутствуют, хотя их реальное значение для актуальных событий оценить очень сложно.

Слова Святого Писания и религиозных традиций имеют своеобразный нормативный характер, который нельзя не учитывать на Востоке. Далее будет показано, что Библия говорит о предпосылках еврейской традиции рассмотрения «земельного вопроса».

Древняя раввинская точка зрения...

Рабби Шломо Ицхаки принадлежит к великим среди комментаторов Библии еврейского народа. Он родился 22 февраля 1040 года в французском городе Труа, учился и преподавал в Вормсе, потом вернулся в Шампань, где умер 13 июля 1105 года. Влияние «Раши», как его кратко называют на иврите сегодня, выходит далеко за пределы его времени, народа и религиозного сообщества.

В своих трезвых и верных Слову комментариях он проводит строе разграничение между словесным толкованием (пшат) и духовным преданием (драш). Мартин Лютер в своих трудах не раз ссылался на «рабби Шломо» и всячески стремился от него дистанцироваться. До сих пор комментарий Раши прилагается ко многим еврейским изданиям Библии.

... и: Почему Библия начинается с истории творения

В основе своего понимания Торы Раши ставит идею, которая будет передана чуть ниже иными словами. С точки зрения евреев, Тора в первую очередь изъявление Божьей воли и тем самым руководство к действию для Его народа. Целью Слова Божьего являются не богословско-философские рассуждения, а осмысленные и теологически обоснованные действия человека.

Поэтому возникает вопрос: «Быть может, Тора должна была начаться словами [из Исхода 12,2]: «месяц сей (первый месяц года) да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года»? - В конце концов, - подмечает Раши, - это и есть первое в Святом Писании указание к действию, обращенное к Израилю. Какой смысл в том, чтобы ставить историю сотворения мира в самое начало Торы?» - тем более, что ее высказывания кажутся неполными, подталкивают к домыслам и спорам и не создают ничего, кроме проблем и вопросов для всех думающих и рассуждающих людей?!

Французско-немецкий комментатор Библии находит ответ на свои вопросы в главе 110 книги Псалмов в стихе: «Силу дел Своих явил Он народу Своему», сказано там, если переводить дословно, «чтобы дать ему наследие язычников». То есть историю творения потому поставили в начало Библии, что Творец в отдаленном будущем собирался дать своему народу землю, которую первоначально заселяли и использовали другие люди.

Средневековый рабби Шломо Ицхаки, оглядываясь на прошлые библейские времена и глядя в будущее своего народа, видит, как «народы мира упрекают народ Израиля: «Вы воры! Вы силой отняли у других народов их землю!»»

Этим упрекам международного сообщества народ Израиля, по мнению Раши, должен дать ответ, который дан в истории сотворения мира: «Вся земля принадлежит Святому, да будет Он благословен! Он ее создал. Поэтому у него есть право давать эту землю тому, кому пожелает. По Своей воле Он дал эту землю не еврейским народам. По своему желанию Он снова отнял у них эту землю и отдал нам».

Земля никогда не пустовала

Примечательным в этом толковании истории сотворения мира является то, что ни библейская, ни раввинская традиция не исходит из того, что земля обетованная была пустой к тому времени, когда на ней поселился Израиль. «Наследием язычников» называет Раши землю Ханаанскую. Он трезво противостоит всем фантазиям сионистов. Израильтяне никогда не были «исконными жителями» земли Израиля. Ни разу еврейские поселенцы не приходили на пустую, необжитую землю. Идея о том, что земля Израиля была «землей без народна для народа без земли», как считал шотландский церковный деятель Александр Кейт в середине XIX века [1], оказывается всего лишь мифом.

Библия перечисляет племена амаликитян, амореев, анаков, гессурян, гергесеев, гиргашеев, хеттов, евеев, иевусеев, кадмонеев, хананеев, книзеев, кенеев, ферезеев и рефаимов, как исконных жителей Ханаана. Моисей объединил их в символическое, святее, совершенное число «семи народов», «которые многочисленнее и сильнее тебя» (Второзаконие 7:1). И еще в эпоху правления еврейского Царя Иосии пророк Софония (2:5) называл по крайней мере прибрежную полосу «землей Филистимской». О будущем пророк Захария (12:3) предрекает, что однажды «соберутся против него все народы земли».

Складывается впечатление, что Тора Моисея исходит из того, что после взятия земли израильтянами, в обетованной земле будут поселяться люди других народов и культур. Иначе бы не было смысла у принципа давать «туземцам» такие же права (Левит 24:22) и даже отделять иноземцам наследие (Иезекииль 47:22), или указание пришельцам, как и вдовам и сиротам, давать десятину (Второзаконие 14:28; 26:12-15).

Во-вторых, руководствуясь толкованием Раши, можно заметить, что земля не принадлежит ни исконным жителям, ни избранному народу.

Земля принадлежит Богу

Еще праотцы Авраам, Исаак и Иаков называли сами себя не «полноправными владельцами», а «пришельцами и поселенцами» [2]. В Синайской пустыне задолго до вступления в землю обетованную Бог говорит израильтянам, что они не являются «собственниками» этой земли, но «Вы пришельцы и поселенцы у Меня». Объяснение: «Ибо Моя земля!» (Левит 25:23).

Поскольку Бог Авраама, Исаака и Иакова создал все, Раши, исходя из Псалма 110, объясняет историей сотворения мира то, что «Господня - земля и что наполняет ее». Эти слова в еврейской Библии повторяются несколько раз (Псалом 23:1; 49:12; 88:11) и подтверждаются после в Новом Завете [3].

Бог дает землю в пользование

После этого уведомления о Своем имуществе, у Бога есть право давать Свою землю тому, кому пожелает. Было время, когда Бог вручил эту землю в не израильские, не еврейские руки. Этому в Святом Писании есть разные объяснения, например, «ибо мера беззаконий Амореев доселе еще не наполнилась» (Бытие 15:16), потому что народ Израиля навлек на себя гнев Божий или - чтобы привести новозаветный пример - пока «доколе не окончатся времена язычников» (Евангелие от Луки 21:24). Кстати, апостол Павел тоже подчеркивает, что у Творца есть право назначать народам «предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деяния апостолов 17:26).

На основании этого права Бог обещает землю народу Израиля. Обетование Бога Аврааму о том, что Он даст ему землю, является одной из главных тем ветхозаветного откровения Бога: «и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую» (Бытие 17:8). Эти потомки Авраама обозначаются более точно. На просьбу Авраама: «И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!» Бог отвечает: «именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него» (Бытие 17:19). Эти слова делают невозможным Авраамов экуменизм, который в последнее время, по крайней мере в земельном вопросе, пропагандируют христиане.

Поэтому патриарх еще при жизни удаляет всех других сыновей от сына Исаака и отдает «все, что было у него Исааку» (Бытие 25:5). Исааком и Иаковом Бог постоянно подтверждает Свой завет с потомками Авраама вплоть до эпохи Нового Завета [4].

Земля в наследство

Вместе с обетованием Авраам получает поручение изучить землю (Бытие 13:17) и владеть [5]. Бог отдает «Свою землю» как «часть наследия» [6], а это значит не в собственность, которой можно распоряжаться как угодно, а в удел, по доверию. Управление таким имуществом связано с обязательствами. И решают тут не права, а поручение. Наследие нельзя отчуждать или использовать его как объект торговли, даже ради спасения своей жизни.

Поэтому честно и вполне закономерно, что у священников и левитов нет своей части. Они освобождены от поручения наследовать землю. Их «наследие» - Господь [7], их поручение - служить в Святая святых. Доверяя людям землю, Бог рассчитывает, что они ее возьмут, изучат, будут возделывать, беречь и защищать.

Описание земли, «где текут молоко и мед», с точки зрения Библии, это не описание «земли с молочными реками и кисельными берегами», где жареный цыпленок залетает прямо в рот, это описание потенциала, который предстоит раскрыть напряженным трудом и с Божьим благословением, как это можно понять из слова Исайи в 7 главе 21-25. Там после суда «маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле». Второзаконие 11:10-17 тоже показывает, что на урожай земли решающее влияние оказывает поведение ее обитателей и благословение Бога.

Отношения с Богом, как предпосылка для обладания землей

Обладание землей Израиля предполагает живые отношения с Богом Израиля. Обещание «и вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед» неразрывно связано со словами: «Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов» (Левит 20:24). Обладание обетованной землей с библейской точки зрения всегда связано с отношениями с Богом. Поэтому после выхода из Египта «никто из людей сих, из сего злого рода, не увидит доброй земли» кроме Иисуса Навина и Халева (Второзаконие 1:35), которые были готовы поверить Божьему слову.

Только «праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней, а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее» [8]. Не всякий биологический потомок Авраама, Исаака и Иакова, а только «надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею», говорит Господь (Исайя 57:13).

При таком условии есть даже будущее для «коренных жителей» земли: «И если они научатся путям народа Моего, чтобы клясться именем Моим: «жив Господь!» ... то водворятся среди народа Моего» (Иеремия 12:16).

С другой стороны, к еврейскому народу были обращены такие слова: «Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам сегодня, что вы погибнете, как народы, которые Господь истребляет от лица вашего, так погибнете и вы за то, что не послушаете гласа Господа, Бога вашего» (Второзаконие 8:19-20). Хочется связать эти слова со словами апостола Павла: «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама ... и по обетованию наследники» (Послание к Галатам 3:7,29).

Наследие нельзя отдать

На протяжении тысячелетий Бог не раз с большой любовью показывал Израилю «как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф» (Иеремия 2:19) - и вместо этого приспосабливался к образу мышления, меркам и образу жизни языческих народов.

И если сегодня весь мир - несмотря на все исторические, политические и правовые истины - упрекает Израиль: «Вы воры, присвоившие себе силой эту землю!», еврейским людям, которые желают быть верны своему Богу, Его слову и поручению, остается только один ответ: «сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! (3 Царств 21:3). Потому что вся земля принадлежит Святому, да будет прославлено Имя Его. Он создал ее, и Он дал ее тому, кому пожелал. По Своей воле он передал землю не еврейским народам. По Своему желанию Он отнял ее у них и дал нам».

[1] Alexander Keith, The Land of Israel According to the Covenant with Abraham, with Isaac, and with Jacob (Edinburgh: William Whyte and Co., 1843), 43.

[2] Бытие 23:4; 28:4; Бытие 17:8; 20:1; 21:23,34; 26:3; 36:7; 37:1. Исход 6:4; 1 Паралипоменон 16:19; 29:15; Псалом 38:13; 104:12; 118:19, Деяния апостолов 7:5, Послание Евреям 11:8-10.

[3] Евангелие от Матфея 11:25; от Луки 10:21; Деяния апостолов 4:24; 14:15; 1 Послание Коринфянам 10:26; Послание Евреям 1:10; Откровение 10:6; 14:7.

[4] Бытие 26:2-4; 28:4,13; 35:12; Исход 6:2-4,8; Неемия 9:8; Псалом 104:8-11. Сравните Послание к Римлянам 9:6-13, где апостол Павел говорит о том, что избрание Исаака и Иакова является подтверждением Божьего замысла. Далее Павел в Послании к Римлянам 11:1 и стих 29 по поводу той части еврейского народа, которая не признает Иисуса из Назарета своим Мессией, пишет: «Ибо дары и призвание Божие непреложны».

[5] Бытие 15:7; Бытие 28:4; сравните также Исход 6:8.

[6] Второзаконие 12:10; 3 Царств 8:36; 1 Паралипоменона 16:18; 2 Паралипоменона 6:27; Псалом 134:12; 135:21; Иеремия 3:18; Деяния апостолов 13:19.

[7] Сравните Числа 18:20; Второзаконие 12:12; Иисуса Навина 14:4 и 21.

[8] Притчи 2:21; сравните Псалом 24:12; 36; Притчи 10:30; Исайя 1:19.

Иоханнес Герлофф

Источник: israelreport.ru

***

Надеемся, что Вам интересны материалы, публикующиеся на нашем портале. Нам хотелось бы и в будущем обеспечивать вас, уважаемые читатели, свежими новостями и другой важной и полезной информацией. Наш проект является некоммерческим и существует за счет спонсорской помощи. В настоящее время мы испытываем серьезные финансовые трудности, а потому были бы искренне рады любой помощи с Вашей стороны.


Количество просмотров 3473
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна