Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

Истина в век цинизма

“Эпоха беспокойства сменилась эпохой цинизма, – недавно написал 30-летний композитор Мохаммед Файруз. – В моем поколении цинизм уже не является плохим словом. Его охотно принимают. Его даже путают с интеллектом”.

У мученика Второй Мировой войны Дитриха Бонхеффера было еще больше повода для обсуждения цинизма. Находясь в нацистском лагере, он описывал циника как человека, который утверждает везде и всюду, что говорит лишь «голую правду», но в действительности является упорным лгуном. Циник надевает на свою голову «нимб ревностного глашатая истины», но в итоге он искажает подлинную реальность. Он “оскверняет таинство, разрушает доверие, предает общество, в котором живет, и надменно ухмыляется, наблюдая за тем хаосом, который сотворил – смеясь над  слабостью людскою, над неспособностью других вынести «истину»”.

Циники, делает вывод Бонхеффер, “питаются ненавистью к реальности – к тому миру, который сотворен Богом и любим Им” (Труды, 16:604–605).

Учитывая такое деструктивное воздействие цинизма на души людей и общество, учитывая  особую “популярность” цинизма сегодня, вы, наверное, думаете, что церковь бьет тревогу и не однократно эту тему обсуждает? Однако это не так.

Давайте послушаем, что говорит Марк Мейнелл, занимающий должность помощника директора «по европейскому отделу» в христианской организации “Langham Partnership”, выполняющей миссию ее основателя Джона Стотта – снаряжение проповедников по всему миру. В течение девяти лет Мейнелл был в команде старших лидеров в миссионерском центре “All Souls Langham Place” (Лондон). Он также является автором новой книги “Пустыня зеркал: доверие в мире цинизма” (A Wilderness of Mirrors: Trusting Again in a Cynical World).

Недавно я взял у него интервью, в котором мы обсудили тему цинизма – что такое цинизм, как он влияет на нас и как победить его в своей жизни.

Марк, спасибо за то, что уделили мне время. Прежде всего, что такое цинизм? Как определить его?

Если использовать академический или философский подход (и я затрагиваю его в своей книге), то меня больше интересует та его форма, которую можно назвать “культурным настроением”.  Возможно, проще всего рассматривать такой цинизм как недоверие, опасение.

Опасение – это естественный результат, когда вы “на чем-то обожглись”. Если позволить обобщение, то я думаю, что современная культура подозрения сформирована главным образом многочисленными фактами злоупотребления властью. Если вы были жертвою злоупотребления властью (государством, корпорацией, городскими властями или даже церковью), то не удивительно, что другие подобные ситуации вызывают у вас подозрение. Я весьма сочувствую таким людям.

Существует множество ситуаций, когда мы должны быть настороже. Однако цинизм разъедает душу и, возможно, бывает заразительным. Когда подозрение переходит в цинизм, это лишает нас способности доверять.  Это своего рода ловушка, когда человек постоянно саркастичен и даже испытывает горечь. Это весьма разрушительно, хотя в таком мире, как наш, цинизм не должен вызывать удивления.

Получается, что христианство и цинизм похожи в своем недоверии к этому миру. Но в чем фундаментальная разница между этими двумя видами недоверия?

Мне кажется, что люди наших дней не видят способов, как можно избежать водоворота недоверия. История двадцатого века нанесла доверию властям серьезный урон, показав, насколько наше общество – даже такое цивилизованное и образованное – может быть коррумпированным, и как низко оно может пасть.

Ирония заключается в том, что одна из наиболее сложных задач для проповедников – не только обличать людей в грехе (хотя Честертон называл доктрину о грехе “единственным, что можно наверняка доказать”), но и показать нечто противоположное – сохранившийся в людях образ Бога! Как мы можем убедить студента, изучающего историю или биологию, или криминологию, что люди, несмотря ни на что, все же сотворены по образу и подобию Божьему? Да, грех исказил и затуманил этот образ, но не уничтожил его полностью. Если мы не сможем достичь этой цели (вернуть людям веру в образ Божий в нас), нам практически невозможно будет в сфере этики аргументировать ценность человеческой жизни на уровне индивидуумов и в глобальном масштабе.

Мы же, христиане, обладаем двойным основанием для провозглашения ценности человека: мы созданы по образу Бога и спасены им через Христа. Таким образом, наше принятие ценности людей  покоится на прочном фундаменте. Никто не пал «слишком низко», чтобы потерять ценность в глазах Бога. Вот почему (и я объясняю это в своей книге) “подозрение может быть оправданным, а цинизм не должен быть доминирующей позицией”. Нет таких ожесточенных грехом людей, чтобы их не могла исправить Божья благодать. В этом ключевая разница между цинизмом и христианством. Христианство предлагает, в конечном счете, надежду для этого циничного мира.

Поэтому огромную важность приобретает сбалансированное представление библейской антропологии – как позитивные ее аспекты, так и негативные. Люди были сотворены по образу Божьему, затем восстали против Божьей власти, но сейчас через спасение во Христе и триумф Божьего царства получают спасение и восстановление своего достоинства.

Тонко подмечено, спасибо. Один пастор написал: “Цинизм – это идол интеллектуального  человека”. Он объясняет, что Соломон, судя по книге Екклесиаста, боролся с идолами денег, секса и власти, но “в итоге больше всего он был близок к тому, чтобы его сердцем завладел цинизм…. Цинизм – это храм, в который мы попадаем после того, как побывали в капищах всех других богов. Это – последнее пристанище в череде всех других идольских святилищ”. Согласны ли Вы с таким мнением? Если да, то каково место цинизма в пантеоне богов нашей культуры?

Это мнение весьма справедливо и обладает огромной важностью – хотя я не заходил бы так далеко, чтобы называть цинизм сердцем всех других видов идолопоклонств. Несомненно, цинизм может быть удобным способом оправдания всякого идолопоклонства в современном его виде. Он, как и его сестра “бунтарское сомнение”, может привести к отвержению всех ограничений. Я отличаю бунтарское сомнение и цинизм от обычных сомнений (вполне естественных и порою даже необходимых), когда мы пытаемся понять причину страданий и других проблем, с которыми  сталкиваемся; когда в нашу жизнь приходит боль. Я и сам много раз испытывал подобное.

Однако такое ожесточение (хотя и вполне естественное, когда человек “обжегся”) может породить чувство самодостаточности, которое ужасно близко соприкасается с позицией независимости от Бога, автономной зацикленности на себе – а в этом и кроется суть греха как такового.  Мало того, цинизм извращает все ценное, хорошее и прекрасное, что есть в этом мире, называя, по сути, добро злом. Подобный случай мы находим в Писании, когда Господа Иисуса обвинили в использовании сатанинской власти (Лк. 11:15).

  Здесь мы должны обратить особое внимание на следующий факт: цинизм, как результат злоупотребления властью, сам может стать той силой, которая несет разрушение людям. Жертва легко может стать палачом, если получит власть над своим палачом.

Если говорить в личностном аспекте, то, возможно, вы замечали еще в школьные годы, что некоторые из тех детей, над которыми издевались в младших классах, сами становились задирами в старших классах. Если говорить в глобальном масштабе, то подобный эффект можно обнаружить в геополитической истории и в современной политике идентичности. Такой сдвиг может происходить совершенно бездумно, даже неосознанно. А может быть результатом желания мести (возможно, даже во имя “справедливости”). В любом случае, разве этот феномен не является как раз той причиной, почему мы должны относиться к жертвам серьезно и вместе с тем сопротивляться тенденции превозносить “синдром мученичества”?

Эту замечательную мысль Вы более полно излагаете в своей книге…. Итак, как же нам противостоять тихому цинизму, медленно разъедающему наши церкви? – и речь идет как об уменьшении доверия к пасторам, так и к общинам в целом.

Возможно, следует начать с вопроса, оправданы ли такие подозрения? Слишком часто (и это трагично) ответ будет «да». Церкви не становятся автоматически “зонами, свободными от злоупотребления властью”. Однако они должны быть такими зонами. Непременно должны!

В конце концов, именно поэтому Иисус призывал Своих последователей к осуществлению такого вида власти, который коренным образом отличается от того, что предлагает мир вокруг нас. Чтобы показать контраст между духовной властью и властью языческих правителей, “господствующих” над другими, Христос использовал семь радикальных слов: “но между вами да не будет так” (Мф. 20:26).

Иисус предлагает другую альтернативу – служение. Нет! Это звучит даже слишком мягко. По сути, Иисус призывает к тому, чтобы добровольно стать рабами других, когда мы способны отказываться от своих прав ради блага других – причем делать это с любовью, даже если люди не заслуживают любви. Разве не по этой причине последователи Христа призваны “взять крест”? Именно это сделал Сам Иисус!

 Таким образом, нам следует честно взглянуть в глаза этой проблеме. В наше время людей не столько интересует, истинно ли христианство, сколько вопрос, безопасна ли церковь. Что случится со мною, если я присоединюсь к ней? Заберут ли они все мои деньги? Не пострадают ли мои дети? Лишат ли они меня моей индивидуальности? Религиозный институт для некоторых – это, по большому счету, просто культ, что еще больше вызывает подозрения.

Поместная церковь – это не группа совершенных людей, собирающихся вместе с целью поздравить себя с духовными достижениями. Это собрание людей сокрушенных, уязвимых, которые вкусили благодать и теперь предлагают другим благодать. Но нести благодать другим может только тот, кто осознает свою зависимость от благодати. Именно с этого все начинается.

Здесь нет быстрых и легких путей. Этому невозможно научиться с помощью шестинедельного курса. Потребуется немало времени, чтобы создать общину, в которой чувствовали бы себя в безопасности люди с разбитыми сердцами – обычные грешники.  Однако такой подход станет камнем преткновения для многих церквей в Америке и Европе, потому что (если говорить начистоту) они больше предпочитают модели “Уолл Стрита” или “Мэдисон Авеню”, чем модель Божьего царства как горчичного зерна – модель, предложенную Самим Христом. Требуется время, чтобы израненные люди смогли доверять церквям. Только благодать исцеляет цинизм. Но на это нужно время.

Если с цинизмом не бороться, он может убить всю радость христианской жизни. Как этого избежать?

В заключение я хочу вернуть вас только к одному пути борьбы с цинизмом: Сам Иисус. Он  действительно является ОТВЕТОМ на эту проблему! Возможно, это не тот ответ, которого мы все ждем (быстрое разрешение проблем). Я имею в виду тот факт (уникальный в истории человечества), что Христу (как Человеку) была дана Богом абсолютная власть. Об этом мы читаем в Дан. 7. Посмотрите, как Он поступал, получив от Бога такую власть! Он омыл грязные (и не очень приятно пахнущие) ноги Своих учеников и принял за грешников смерть. Не зря с тех пор люди выражают Ему за это глубочайшее признание, глубочайшую любовь. Какая радость знать такого Царя! Какое счастье быть любимым Им!

Царь Иисус – вот главное духовное лекарство в часы разочарования и боли; особенно, когда нам кажется, что наши молитвы достигают “лишь потолка”. Доверие Богу во мраке кажется  невозможной задачей. Но когда мы созерцаем Иисуса, перед нам раскрывается характер Самого Бога. Разве забудет Он тех, кто находятся под защитой Его крыл? Разве обидит их? Разве будет злоупотреблять Своей властью во вред им?

Благодаря тому, что нашему Царю можно полностью доверять, мы можем находить радость даже в этом мире, которым руководят политики, не заслуживающие никакого доверия. Таким образом, христианская радость не исчезает даже под прессингом той жестокой реальности, которую создают мирские лидеры, так часто злоупотребляющие своей властью нам во вред.

Кстати, насчет лидеров…. Для евангельских верующих Америки наступил тяжелый период. Верховный Суд нашей страны легализовал так называемые «однополые браки» в 50 штатах. А затем появились жуткие видео о том, как организация Планирование Семьи (Planned Parenthood) продает органы абортированных детей для получения прибыли. А эту организацию финансирует государство. Значит, я, платя налоги, также ее поддерживаю! Есть много причин стать циником сейчас в Америке. Однако, какой ущерб может нанести христианам культурный цинизм?

Я действительно это ощущаю. Хотя для европейского наблюдателя это не является таким уже сюрпризом. Здесь, по эту сторону океана, мы уже давно дышим воздухом цинизма. Никогда не нужно забывать, что для Европы, где была эпоха Просвещения, именно такое большое количество христиан (пусть даже и без глубокой духовности), как в США, является аномалией, а не быстрая секуляризация общества. Однако, это правда, что народы по обе стороны северной части Атлантики замкнуты в этой тюрьме безумия, где благодать становится особо редким, наиболее радикальным явлением.

Мы, христиане, должны особенно остерегаться цинизма фанатизма (если так можно выразиться). Мы очень любим крайности – не так ли? Ищем везде врагов! Но Библия напоминает нам, что грех не является уделом лишь одной какой-то группы людей или идеологии. Все мы сотворены по образу Божьему, все мы сломлены грехом, и все мы нуждаемся в благодати.

Возможно, единственный путь для церкви достичь циничные культуры – это вернуться к концепции Божьего царства как “горчичному зерну”. Презентация истины благодати в этом мире больше похоже на сеяние крохотного, невзрачного семени. Такое Евангелие полно жертвенной любви. Речь не идет о том, чтобы перестать отстаивать истину. Ни в коем случае! Однако такой подход помогает нам заботиться в равной мере и о содержании нашей вести, и о той силе, которая должна двигать нас в деле распространения этой вести.

А что если сама церковь станет культурно циничной? Уверен, мы не сможем тогда предложить циникам вне церкви реальную надежду во Христе.

Аминь. Христос – ключ к освобождению грешников от цинизма. Какую роль возвращение Христа играет в победе над цинизмом в наше время?

Возвращение Христа дает нам силу для стойкости.

 В течение четырех лет я преподавал в одной маленькой межденоминационной семинарии в Уганде. Большая часть семинаристов были беженцами из соседних стран. Если вы считаете, что беженцам-африканцам плохо живется в Европе или Северной Америке, то вы просто не знаете, насколько беззащитны они в самой Африке (Уганде, например). Я, затаив дыхание, слышал  разрывающие сердце истории, да и сам стал свидетелем череды трагичных событий (о них я кратко упоминаю в своей книге). Когда, живя в восточной Африке, видишь зверства и случаи ужасной несправедливости, которые никогда не будут исправлены в этом мире, понимаешь, почему многие наши братья и сестры во Христе в «не-западном» мире так дорожат истиной о возвращении Христа.

Наибольшая сила находится в абсолютно безопасных руках – руках нашего Господа. И эта сила принесет восстановление и воздаяние в великий день Суда. Тогда Бог утрет каждую слезу, и плач обратится в смех.

Только Бог может сделать это.

Голос Истины по материалам DesiringGod



***

Надеемся, что Вам интересны материалы, публикующиеся на нашем портале. Нам хотелось бы и в будущем обеспечивать вас, уважаемые читатели, свежими новостями и другой важной и полезной информацией. Наш проект является некоммерческим и существует за счет спонсорской помощи. В настоящее время мы испытываем серьезные финансовые трудности, а потому были бы искренне рады любой помощи с Вашей стороны.


Количество просмотров 1270
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна