Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

М.В. Иванов: «Бог дал нам поручение – быть светом миру».

Статья из журнала «Логос» 2011, № 18

«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14-16).

Так сказал людям Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди. Христос очень четко и ясно обозначил роль христианина в этом мире — быть светом миру.

Не больше и не меньше! Мы иногда в порыве ложной скромности, а чаще по робости или безответственности пытаемся умалить свою задачу. Да, действительно, когда мы говорим о служении, то важно помнить, что мы «рабы, ничего не стоящие». Это так. Важно помнить, что нам по большому счету нечем хвалиться, потому что нет ничего, чего бы мы не получили. Но когда мы говорим о задачах, которые перед нами ставит Господь, их нельзя умалять. Точно так же как нельзя возвеличивать себя в порыве гордости, нельзя умалять задачи Христа, которые Он поставил перед Своим народом.

В нашем братстве есть замечательный пример личности, верной этому поручению Господа. Таков Иван Степанович Проханов. Он именно осознавал великие цели, что стоят перед народом Божьим в целом, и перед каждым христианином в отдельности.

Об этом важно сейчас говорить, потому что мы, иногда даже читая Евангелие, не обращаем внимания на некоторые слова Христа. Вспомним ещё один текст — тоже слова Христа. «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12).

Господь Иисус Христос, совершив дело искупления и воскреснув для оправдания нашего, дав последнее наставление ученикам, вознесся, ушел с этой земли, а Тело Христово осталось — Церковь Его. И каждый член Тела Христова, каждый верующий, не больше, не меньше, призван продолжать дело Христа на этой земле, и совершать большие и важные дела.

Чтобы принять эту истину, нужна смелость. Но смелости не хватает. Каждый должен заглянуть в себя и спросить: «готов ли я?» Готов ли я лично на этой земле между двумя важнейшими событиями — между тем моментом, когда Бог меня призывает и я становлюсь христианином, и тем моментом, когда моя земная жизнь заканчивается, выполнить мое земное служение.

Не все могут вместить это. Проханов вмещал. Мне думается, его заслуга состоит не только в том, что он сам вмещал это, но что он вдохновлял других. Вообще, знаете, есть одна беда, одна проблема. Вот, наша страна отмечала юбилей Пушкина. Помните речевочку того года — «Пушкин наше всё!» Что значит «Пушкин наше всё»? Его портреты висят в каждой школе. О Пушкине все говорят, при этом современное поколение знает Пушкина хуже, чем, например, мы в советской школе. Всё-то — всё, да где оно? И что значит «Пушкин наше всё»? У нас тоже говорят часто: «Проханов — наше всё». Портреты повесили, подписали даты жизни. Но спроси молодого члена церкви в любом городе «Кто такой Проханов?» В лучшем случае скажет, это тот, чей потрет у пресвитера висит. Это с одной стороны. С другой стороны, очень важно не путать людей, даже самых великих, с Господом Иисусом Христом. Это ещё одна беда.

Я в каком-то смысле исполнил завет Проханова. У меня и высшее богословское, и высшее светское образование. И я, как профессиональный историк, могу сказать — всё великое в нашей жизни достигается путем проб. А на этом пути ошибки неизбежны.

И у Проханова они тоже были. Более того, многие вещи видятся на расстоянии. Что-то из опыта Проханова не применимо сегодня просто потому, что была другая эпоха. Время показало, что некоторые его опыты были неудачны. Но это не умаляет личности Ивана Степановича Проханова, потому что не ошибается тот, кто ничего не делает. Главное не в том, что Проханов ошибался или делал все правильно, важно, что он ставил большие цели, пытался их достичь и повлечь за собой все христианское сообщество.

Иван Степанович Проханов вырос в баптистской среде, которая в то время в России уже существовала. Он был «плоть от плоти» баптистского движения, нес в себе его наследие. Но он видел проблемы, некоторые негативные черты, которые уже тогда отечественному баптизму были присущи.

Первое — это изоляционизм. Много можно сказать по поводу того, откуда у нас такая беда. Отечественный баптизм изначально имел тягу к закрытости, к «закукливанию», к жизни внутри своих общин. Помните, при коммунистах мы чуть ли не коммунизм строили в отдельно взятой стране, а вот у русских баптистов было такое, если не райское, то

такое святое замкнутое сообщество посреди грешного мира. Вот мы у себя живем внутри, вот тут наши дети, а за стеной внешний мир, в который мы, конечно, идем благовествовать Евангелие, но по большому счету стена высока — здесь церковь, а там общество.

Проханов, с новозаветной точки зрения совершенно правильно, обозначил вектор взаимоотношений с обществом. Да, Церковь не от мира сего, но христианство это часть общества, и Церковь призвана на это общество влиять всеми доступными способами и

средствами.

Вторая важная проблема — качество нашего служения Богу, качество нашей христианской жизни и нашего влияния на мир. Можно об этом говорить на примере музыкального служения. Мало Богу служить от души, нужно ещё иметь слух, голос, и если ты пользуешься музыкальным инструментом, им надо владеть действенно, потому что Бога прославляешь, не кого-то.

Вот эти две проблемы стали остро ощущаться в нашей церкви уже в конце служения И.С. Проханова. Около 1926 г., когда время свободы, по сути, заканчивалось в Советской России, Иван Степанович пишет небольшое воззвание «Евангельский образ жизни». Позднее, на Всероссийской конференции евангельских христиан 1926 г. воззвание было преобразовано в «Евангельские принципы жизни России».

Я думаю, это очень важная часть наследия Ивана Степановича. Здесь результат не только устремлений, но и духовного опыта в течение долгого времени.

Сейчас очень много разговоров идет, я бы сказал, недобросовестных относительно наследия И.С. Проханова. Так вот, надо совершенно определенно понимать, что единственным законным историческим наследником И.С.

Проханова, его Союза евангельских христиан, является Союз евангельских христиан-баптистов, потому что ученики Проханова в 1944 г., объединившись с Союзом баптистов, и создали ту конфессию, которая существует сейчас. Поэтому попытки некоторых указать, что баптисты это не прохановцы, а прохановцы мы, на самом деле ничего общего с исторической правдой не имеют.

Но, быть историческими наследниками Проханова, я думаю, не так важно, как быть наследниками того лучшего, что было в его духовном опыте.

Итак, «Евангельские принципы жизни России». Всего две страницы текста. Каждый желающий найдет его в знаменитой прохановской книге «В котле России» (Изд. 1992,

с. 231). А я хочу обратить внимание на некоторые аспекты.

В первом пункте И.С. Проханов пишет: «Каждый евангельский христианин в России должен быть примером во всех сферах личной жизни». Сказано очень точно. Христианство это не только учение, не только проповеди. Христианство — это образ жизни. И тогда, когда наше братство являло Христа в жизни, оно было сильным. Если мы хотим быть сильными дальше, мы должны обращать внимание не только на то, чему мы учим и о чем говорим, но особенно на то, как мы живем.

И второй пункт этого программного документа Проханова тоже очень важен — «Высшей целью жизни христианина должно быть воспроизведение жизни Христа». Не больше, не меньше — христоподобие.

Сделал ли Проханов открытие? Наверно, нет. Всякий, кто читает Новый Завет, безусловно, знает, что мы должны уподобляться Христу. Но одно дело знать теоретически, другое дело, когда это — жизненная программа христианина. Проханов дерзал думать и мечтать, что это станет жизненной программой каждого евангельского верующего.

Третий пункт говорит: «Евангелие должно оказать влияние на науку. Евангельские христиане должны изучать все научные достижения, по возможности, как сами, так и их дети. А также принимать участие в распространении научных знаний. Среди нас не должно быть ни одного неграмотного мужчины или женщины».

Заметим, что Россия тогда ещё была в значительной степени малограмотной страной. А он смотрел вперёд: «Все должны пытаться достичь высшего образования, обогащаться знаниями любыми средствами».

К сожалению, в результате репрессий 30-х годов и Второй мировой войны этому не суждено было сбыться тогда. Но очень важно, чтобы мы понимали это сейчас. Ещё больше, чем в XX веке образование играет определяющую роль в формировании личности. Человек без образования не может чувствовать себя равным в обществе и, соответственно, не может оказать доброго влияния на общество. Поэтому прохановский призыв «высшее образование — всем верующим!» должна слышать современная христианская молодежь.

Четвертый пункт также несет важную мысль: «Евангелие должно найти выражение в развитии искусств». Проханов говорит о литературе, музыке, архитектуре, живописи, даже скульптуре. Вслед за ним к этой цели продвигались наши поэты и композиторы. К сожалению, мы скорее бежим от искусства, чем пытаемся влиять на него или создавать христианское искусство.

И.С. Проханов писал далее, что Евангелие должно влиять на практическую жизнь. Говоря об этом, он имел в виду активное участие верующих в том, что сейчас называется изобретательством и рационализаторством. Он писал о производстве и о сельском хозяйстве. Ну, казалось бы, какое это отношение имеет к Евангелию? А на самом деле имеет. Потому что, когда христианин не только образован, но и обладает передовым знанием, он ещё полезен, он ещё передовой специалист. Это лучшая реклама здорового христианства, которое может быть в современном мире.

И.С. Проханов обращал внимание на быт христианина, на состояние его жилища. Опять же — очень важный момент! Сейчас мы часто не обращаем внимания на то, как христианин ведет себя в быту, в семье, в коллективе. А люди смотрят на христиан, на то, как они живут.

И.С. Проханов считал, что браки между христианами должны совершаться так, как было у первых христиан. Как контрастно звучит на фоне сегодняшней все- дозволенности — «браки между христианами». Есть у нас особые духовные ценности, которые необходимо хранить и углублять, а не отказываться от них в угоду мирской суете и моде. Такой ценностью является христианская семья. Только в христианской семье можно увидеть подлинные человеческие взаимоотношения между супругами, в воспитании детей. Необходимо передать эти ценности нашей молодежи. Каждой паре важно создать именно христианскую семью, чтобы своей жизнью в любви она прославляла Христа в глазах мира.

Проханов призывал верующих к абсолютной трезвости. Сейчас много спорят в московских церквах: почему бы пиво не пить христианам или выпивать крепкие напитки, но в меру. Когда Проханов излагал свои принципы, в России потреблялось алкоголя на душу населения в разы меньше, чем сейчас. Но уже тогда Проханов понимал, что для России пьянство — страшный порок, который губит семьи. А христиане призваны быть светилами в развращенном мире, должны показать, что без алкоголя можно прекрасно жить. Важно и нужно отказаться от некоторых вещей, ради того, чтобы показать миру силу духа. Показать, что трезвый образ жизни возможен и приводит к великой внутренней свободе и благословениям для человека.

В последнем десятом пункте воззвания «Евангельские принципы жизни России» Проханов говорит о важности благотворительности, т.е. делания добра, того, что мы сейчас называем социальным служением. К большому сожалению, некоторые церкви узко поняли призыв Апостола Павла к Галатам «делать добро всем, а наипаче своим по вере». И.С. Проханов же писал, что подлинная благотворительность возможна только при том, что христианин движим Духом Святым. Это состояние связано с двумя состояниями — пребыванием в Слове Божьем и в молитве. И.С. Проханов обращал внимание на эту связь. Не случайно он пишет об этом в 1926 г. К этому времени в братстве евангельских христиан уже был накоплен большой опыт разного рода благотворительной деятельности, в том числе и негативной, когда люди, уходя во внешнюю благотворительность, теряли нормальные взаимоотношения с Богом, нормальные отношения со Христом. Знаете, есть такая угроза делать добрые дела до такой степени, что уже не до Христа, не до молитвы, не до Слова Божия. И в братстве евангельских христиан такие проблемы тоже были. И вот уже набравшись опыта, Иван Степанович Проханов обращает внимание на это. Мы только тогда будем эффективными для других, когда у нас будут полноценные личные отношения со Христом.

Итак, подытожим. Два принципа утверждал И.С. Проханов как основополагающие для евангельской жизни в России. Христианство должно влиять! Мы — свет мира, мы должны влиять на общество всеми возможными способами — через образование, через науку, через культуру, через благотворительность. Мы должны совершенствовать качество нашего служения и нашей личной духовной жизни.

Пусть Господь нас благословит следовать призыву нашего многоопытного наставника!

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Логос" 2011, № 18


***

Надеемся, что Вам интересны материалы, публикующиеся на нашем портале. Нам хотелось бы и в будущем обеспечивать вас, уважаемые читатели, свежими новостями и другой важной и полезной информацией. Наш проект является некоммерческим и существует за счет спонсорской помощи. В настоящее время мы испытываем серьезные финансовые трудности, а потому были бы искренне рады любой помощи с Вашей стороны.


Количество просмотров 1216
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна